ЛУНСКИЙ
Том XLI, С. 663-666
опубликовано: 14 сентября 2020г.

ЛУНСКИЙ

Владимир Иванович (31.01.1862, Ломжа, Польша (по др. сведениям, Вильна) - 1920, Рига), рус. прибалт. архитектор. Род. в семье дворянина польского происхождения, мать русская. По окончании курса в С.-Петербургском ин-те гражданских инженеров был причислен к МВД и работал в Техническо-строительной комиссии. В 1886 г. переехал в Митаву (ныне Елгава), занимал должности младшего инженера (3 июля 1886), младшего архитектора (20 окт. 1886) Курляндского губ. правления. С 1888 г. ломжинский уездный инженер-архитектор, затем работал в Риге. С 1 мая 1891 г. исполняющий обязанности лифляндского губ. архитектора, утвержден в должности 12 дек. 1892 г. С 5 марта 1896 по 3 мая 1899 г., затем с 1 февр. 1901 г.- также епархиальный архитектор Рижской епархии. С 1893 г. директор Лифляндского губ. комитета Об-ва попечительства о тюрьмах, с 1902 г. член комитета по сооружению тюремных зданий в Риге, с 1904 г. попечитель Рижского исправительного арестного отд-ния. В 1904 г. произведен за выслугу лет в статские советники, с 20 мая 1905 г. лифляндский губ. инженер. Награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, св. Станислава 2-й и 3-й степени, орденом Белого Орла (1914), юбилейными и памятными медалями.

Свято-Троицкая Задвинская ц. в Риге. 1891–1895 гг. Фотография. 1-я четв. ХХ в.Свято-Троицкая Задвинская ц. в Риге. 1891–1895 гг. Фотография. 1-я четв. ХХ в.

Л. содействовал строительству мн. сооружений, изменивших архитектурную панораму Риги: здания 2-го городского рус. театра (архит. А. Рейнберг); лютеран. Новой ц. св. Гертруды (архит. В. фон Стрик); Рижского биржевого коммерческого уч-ща (ныне АХ); многочисленных домов в стиле модерн (архитекторы В. Бокслаф, М. О. Эйзенштейн, Г. Шель, А. Ашенкампф, К. Фельско). Л. руководил строительством баптист. моленной ап. Матфея (1898, архит. Х. Мелбартс; 1902, архит. О. Бар) в неороманском стиле с чертами модерна. Ряд сооружений в центре Риги, в Задвинье, на Московском форштадте и в других районах был возведен непосредственно по проектам Л.: дом в С.-Петербургском форштадте на земле Покровской ц. для вдов и сирот духовенства епархии (заложен в 1896), жилой дом на Елизаветинской (ныне Элизабетес) ул., 11 (1897). Л. принадлежат проекты для г. Дерпта (Юрьева, ныне Тарту): зданий съезда Мировых судей Дерпт-Верроского окр. (Окружной суд, 1890-1892) с арестным домом при нем (1890-1895), почты (1899).

Церковсь Успения Пресв. Богородицы в Елгаве. 1887–1889 гг.Церковсь Успения Пресв. Богородицы в Елгаве. 1887–1889 гг.

Наибольшую известность Л. получил как крупнейший храмостроитель Латвии и Эстонии на рубеже XIX и XX вв., при архиепископах Рижских и Митавских Арсении (Брянцеве) и особенно Агафангеле (Преображенском). Л. отличался большим, чем его предшественники из «рижской школы» (Я. Ф. Бауманис и Р. Пфлуг), консерватизмом в отношении как объемно-пространственного построения храмов, так и мотивов декора (рус. узорочье XVII в. или тоновский стиль). Л. тяготел к 3-частной тоновской схеме, как в упрощенном варианте одноглавого храма в имении Синявина, или к типу церквей в московско-ярославском стиле с высоким центральным четвериком, увенчанным пятиглавием (по типу ц. свт. Петра в Ульянке в С.-Петербурге, 1887, архит. В. Ф. Харламов). Он активно использовал характерный для Прибалтики метод строительства из булыжного камня, часто с открытой кладкой, в сочетании с кирпичной кладкой несущих частей, что создавало эффект полихромии и «рукотворности» стен. Фасадная отделка построенных им храмов отличается изяществом рисунка, иногда остротой графики и изломанностью линий, предвосхищающей достижения модерна. Ранней постройкой Л. в период его работы в Курляндии стала Успенская кладбищенская ц. в Елгаве (1887-1889). Над главным четвериком храма и его притвором возвышаются соответственно восьмерик и четверик яруса звона, завершенные массивными шатрами, вероятно, впервые в Прибалтике.

Л. с 1895 г. руководил достройкой ц. Св. Троицы в Задвинье (архитекторы Б. М. Эппингер, Бауманис). Отмечалось, что храм построен (1891-1895) «в старинном московском стиле» (Иоаким (Левицкий), Плисс. 1897. С. 204). При изменении проекта была осуществлена его «русификация», напр., центральный яйцевидный купол заменили традиционным декоративным луковичным пятиглавием, венчающим 2-ярусный центральный четверик. Церковь 3-частная, с колокольней над притвором, с малой трапезной в одну ось и со сложной по конфигурации граненой алтарной апсидой. Высокая 4-ярусная шатровая колокольня наряду с динамичной ступенчатой композицией из 10 глав подчеркивают вертикальную ориентацию здания. Храм отличается уникальным для Риги богатством коврового декора, выдержанного в формах московско-ярославского узорочья и отчасти народного зодчества. Интерьер воспринимается как бесстолпный, хоры и трапезная перекрыты крестовыми сводами.

Вознесенская ц. латыш. прихода в Риге с приделом ап. Иоанна Богослова, воздвигнутая в 1867 г., была перестроена и «русифицирована» Л. (проект 1897 г.) к 1902-1903 гг. Храм приобрел компактное, ступенчато расположенное декоративное луковичное пятиглавие над повышенным зодчим четвериком основного объема. На значительно расширенной 3 объемами алтарной части (образующими в плане 3-частный полуциркульный кокошник) появились плоскостные наличники сложной формы в рус. тоновском стиле. Средняя часть храма была также расширена по сторонам прямоугольными в плане объемами, благодаря чему здание получило крестообразный план. Алтарную и боковые пристройки увенчали луковичные главы. Над основным объемом сделали плоское балочное перекрытие.

Церковь Преображения Господня в Пярну, Эстония. 1902–1904 гг.Церковь Преображения Господня в Пярну, Эстония. 1902–1904 гг.Развитую по поперечной оси композицию имеют также два 3-частных городских храма, спроектированных Л. Исидоровская ц. (собор) в г. Валга (1896-1898) стала первой посвященной сщмч. Исидору Юрьевскому, пострадавшему в 1472 г. от крестоносцев в Дерпте, почитание которого было возобновлено по инициативе архиеп. Арсения (Брянцева). В основе планировки храма, близкого к кресту, лежит тоновская композиция с ярусной шатровой колокольней над притвором и с глухим луковичным пятиглавием над массивным четвериком. Храм отличается значительными размерами благодаря 2 боковым приделам и 3 крупным алтарным апсидам. Он построен из красного кирпича с белыми оштукатуренными деталями. В сдержанной отделке использованы мотивы арочек, руст. По проекту Исидоровской ц. строился в 1898-1901 гг. Никольский храм в Виндаве (ныне Вентспилс); его отличия незначительны (завершение фасадов поясами мелких кокошников, килевидные навершия оконных наличников и более сложное оформление проемов, побелка фасадов). Преображенская ц. эст. прихода в Пернове (ныне Пярну; 1902-1904) из желтого кирпича с красно-кирпичным декором имеет аналогичную композицию, но с единственной полуциркульной в плане апсидой и главой над четвериком. Ее украшают «узорочные» наличники и лопатки, заполненные ширинками и крестами. Близки к ним по композиции и декору Александро-Невская ц. в Стамериене (1902-1904; со сложной композицией алтарной части, с высокой 4-ярусной колокольней и со своеобразным оформлением оконных проемов), красно-кирпичные Вознесенская ц. в Ст. Слободе (ныне Вецслабада; 1906-1908; наблюдал за строительством полоцкий епархиальный архит. В. Ф. Коршиков) и Преображенская ц. в Сунтажи Огрского края, Латвия (проект Л. 1906, постройка 1907-1909, ныне разрушается).

Законченным образцом московско-ярославского стиля является спроектированная архитектором ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, в Новой Либаве (ныне Лиепая, 1905-1907). Трехчастный храм имеет завершения в виде невысокого шатра (квадратная в плане столпообразная высокая колокольня) и миниатюрного декоративного пятиглавия над главным кубическим четвериком на 4-скатной кровле. Двуцветные фасады покрыты сплошным ковром декора в виде килевидных кокошников, наборных колонок наличников, аркатурно-колончатых поясов, ширинок, крестов, сухариков. В храм ведет крыльцо под шатром, низкая трапезная соединяет притвор с главным объемом, фасады которого завершены поясами мелких профилированных килевидных кокошников. К 5-гранной апсиде примыкают угловые компартименты.

Л. построил ряд 3-частных храмов из булыжника и кирпича, в основе которых читается тоновский образцовый проект. Ему приписывается несложная по решению ц. Св. Троицы в Алуксне (Латвия; 1894-1895). Еще более простую композицию имеет Михаило-Архангельская ц. в Кяхри (Эстония; 1900). Ее минимальная отделка включает оригинальные оконные наличники со щипцами, напоминающие о народном деревянном зодчестве.

30 апр. 1897 г. имп. Николай II утвердил проекты и сметы Л. на постройку церковных зданий в Лифляндской губ. Основной кубический объем ц. Рождества Пресв. Богородицы в Логозе (ныне Лохусуу в у. Ида-Вирумаа, Эстония; 1897-1898) завершен низкой 4-скатной кровлей, увенчанной малой луковичной главкой на барабанчике. Соединенная с ним трапезной в 2 оси квадратная в плане колокольня имеет шатер с главкой. С запада к ней примыкает завершенное такой же главкой на пирамидальной кровле характерное для Л. открытое крыльцо. Декор, присущий данной группе построек, отличается тонкой прорисовкой и заостренностью форм, напоминающей о модерне, в нем доминирует мотив треугольных щипцов-фронтонов.

Церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище в Риге. 1913–1929 гг.Церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище в Риге. 1913–1929 гг.

Церковь прп. Арсения Великого на 350 чел. в Тянассильма (Эстония; 1897-1898) построена по проекту Л. 1896 г. Церкви в Тянассильма, а также ц. Сретения в Сканькалне (Мазсалацкий край, Латвия; 1897-1898), ц. Вознесения в Кохила-Ангерья (у. Рапламаа, Эстония; 1899-1901) и ц. Входа Господня в Иерусалим в Ранну (Эстония; 1899-1901, освящена в 1905) имеют очень сходные с храмом в Лохусуу декор, композицию, включая крыльцо под шатром (крыльцо отсутствует в церкви в Ранну, которую можно атрибутировать Л. по стилистике). Церковь Преображения Господня в Валгунде (Елгавский край, Латвия; 1897-1899) в Спасо-Преображенской пуст. рижского Троице-Сергиева монастыря спроектирована Л., но напоминает постройки предшественника Л. епархиального архит. А. Н. Эдельсона. Это последний храм в епархии, воздвигнутый по благословению архиеп. Арсения. Церковь сооружена из желтого кирпича без использования камня. Композиционно она близка к вышеперечисленным церквам, отличается от них большим алтарным объемом, вместо щипцов декорирована килевидными кокошниками. Близки к этой группе по архитектуре и могут быть приписаны Л. церкви Богоявления в Салдусе (Латвия; 1898), свт. Николая в Айзпуте (Латвия; не ранее 1895, после 60-х гг. XX в. перестроена в адвентистский молитвенный дом), свт. Николая в Кулламаа-Силла (у. Ляэнемаа, Эстония; 1907-1908; ныне руины). Трехчастная одноглавая ц. свт. Николая в Яаме (у. Ида-Вирумаа, Эстония; 1904), построенная по проекту Л., имеет разновысотные окна на боковых фасадах и усложненное завершение основного объема, декор в виде щипцов, в чем можно видеть влияние модерна.

Л.- автор проектов ряда деревянных церквей. Богатством резного декора отличается церковь на Кеммернских серных водах (Юрмала). В композиции 3-частного храма, увенчанного массивным шатром, зодчий использовал мотивы спроектированной им ранее каменной Успенской кладбищенской ц. в Митаве. Л. выполнил проект (1892) и наблюдал за строительством безвозмездно. Храм не закрывался в советское время; сохранился интерьер в рус. стиле. По проекту Л. были построены деревянные церкви Рождества св. Иоанна Предтечи в Вараклянах (Латвия; 1893; разрушена) и Константино-Еленинская церковь-школа в Дундаге (Латвия; 1911; восстанавливается с 2010).

Последним по времени строительства образцом рус. стиля в Риге и крупнейшим из возведенных Л. стал 5-главый храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище в Московском форштадте в Риге, заложенный, вероятно, в 1913 г. в связи со 100-летним юбилеем Отечественной войны. Строительство прервалось в военные годы и было завершено по проекту синодального архит. В. М. Шервинского в 1925-1929 гг. Четыре крупные боковые луковичные главы находятся на глухих цилиндрических барабанах над угловыми компартиментами, фасады к-рых заканчиваются арками. Центральный барабан большего диаметра завершен яйцевидным куполом, над ним - еще один малый барабан с луковичной главой. Нижний световой барабан опирается на подпружные арки и 4 крестообразных пилона. Боковые фасады храма выделены ризалитами, каждый из них увенчан гигантской аркой и прорезан тройным венецианским окном, они оформлены декором в неороманских и неоклассицистических формах (возможно, отсылающих к архитектуре времени царствования имп. Александра I). Храм 3-нефный, центральный неф завершен полуциркульной в плане апсидой, алтари боковых Скорбященского и Казанского приделов прямоугольные в плане. Рукава центрального пространственного креста, в т. ч. большие хоры над притвором, а также алтари боковых приделов и угловые компартименты, перекрыты крестовыми сводами.

Церковь блгв. кн. Александра Невского в Тарту. 1914–1915 гг.Церковь блгв. кн. Александра Невского в Тарту. 1914–1915 гг.

Церковь блгв. кн. Александра Невского (1914-1915, строитель - инженер-архит. П. Никитин; восстановлена в 2003, принадлежит ЭАПЦ) в р-не Карлова Тарту - наиболее выразительный сохранившийся образец неорусского стиля в странах Балтии и единственный пример обращения к нему Л. В стилистике модерна преломлены мотивы московской и псковской архитектуры; отмечалось, что храм построен в «стиле старинных русских (суздальских) церквей XVII в.». Сложная объемно-пространственная композиция сооружения, напоминающего древнерусские белокаменные постройки, симметрична и отличается устремленностью ввысь. Это подчеркнуто расположением храма на высоком подцерковье и повышенным размещением оконных проемов на плоскости стен, оформленных ступенчато расположенными валиками. Трехступенчатую композицию, сформированную вокруг близкого в плане к квадрату центрального ядра храма, образуют треугольные фронтоны, завершающие фасады боковых трансептов (1-й ярус) и повышенного основного четверика (2-й ярус), а также вторящий их очертаниям центральный шатер. Каждый фронтон и шатер увенчаны луковичной главкой на круглом барабане. Алтарная часть представляет собой протяженный прямоугольный объем в 7 осей, чуть более низкий, чем боковые трансепты, с выступающей полуциркульной в плане центральной частью в 3 оси. Одноярусный притвор продолжает с запада крыльцо с сенью, завершенное луковичной главкой на звоннице-постаменте. Полуциркульные окна заключены в рамочные наличники, 3-частные окна боковых ризалитов разделены столбиками с дыньками, крыльцо украшают столбы с кубышками, при этом основную эстетическую нагрузку несут нерасчлененные плоскости стен. Священник церкви Антоний Лаар придавал постройке особое значение. В записке, поданной 10 апр. 1916 г. обер-прокурору Синода, он высказал свою т. зр.: «...православие перестало привлекать и осталось чуждым большинству народа», немцы, в первую очередь через проповедь лютеранства, сделали германизм «высшим идеалом эстонцев». Первым средством возвращения эстонцев в Православие и укрепления национально-гос. интересов России автор считал храмостроительство ([Лаар Антоний, свящ.]. «Добрые люди...» (воззвание). Юрьев, 1914. С. 1). Нижний Покровский придел освящен 27 мая 1914 г., главный престол храма - единственный, освященный еп. сщмч. Платоном (Кульбушем) 21 апр. 1918 г. Придел нижнего храма был освящен во имя прп. Серафима Саровского (1914), верхнего - во имя равноап. кнг. Ольги (1915) и сщмч. Исидора Юрьевского.

Вероятно, стремлением сохранить исторический облик Покровской ц. в Нина (у. Тартумаа, Эстония; 1824-1828) был продиктован сдержанный классицистический (если не считать небольших луковичных главок над треугольными фронтонами) характер проекта расширения храма 2 приделами, выполненного Л. в 1907 г. Ошибочно Л. обычно приписывается Иоанно-Предтеченская ц. на ст. Тапа (у. Ляэне-Вирумаа, Эстония), спроектированная Баром (1901-1904).

Л. был женат на Л. Н. Юревич, имел 4 детей. Похоронен на Ивановском кладбище в Риге у алтаря недостроенной им церкви; надгробие сохранилось.

Арх.: ЛГИА. Ф. 10. Оп. 2. Д. 3905; Оп. 4. Д. 887; Эстонский ист. архив (г. Тарту). Ф. 298. Оп. 1. Д. 457; Оп. 2. Д. 223, 224, 273; Ф. 1655. Оп. 2. Д. 951; Беренс В., прот. Ист.-стат. описание церквей и приходов Северо-зап. епархий. Ч. 2: Эстонская епархия. Таллин, 1974. Маш.
Лит.: Ист.-стат. описание церквей и приходов Рижской епархии. Рига, 1895. Вып. 2. Ч. 2; 1898. Ч. 3; Иоаким (Левицкий), архим., Плисс В., свящ. Высокопреосв. Арсений (Брянцев), архиеп. Рижский и Митавский, и 10-летнее управление его Рижской епархией. Рига, 1897; Гаврилин А. В. Очерки истории Рижской епархии: XIX в. Рига, 1999; Krasti J. R ga arhitekt ras meistari: 1850-1940. R ga, 2002; Siilivask M. Tartu arhitektuur 1830-1918: Historitsism ja juugend. Tartu, 2006. S. 446; Пелевин О., прот. Архитектор В. И. Лунский // Мир православия: Газ. Таллин, 2009. № 1(130); Левина М. и др. Наследие сакрального искусства и архитектуры Риги. Рига, 2010; Прибалтийские русские: История в памятниках культуры (1710-2010) / Общ. ред.: А. В. Гапоненко. Рига, 2010; Плаат Я., Маасик А. Правосл. церкви, мон-ри и часовни Эстонии: Альбом. Tallinn, 2011; Воспоминания архит. В. М. Шервинского // Православие в Балтии. Рига, 2013. № 10(1). С. 123-125.
Прот. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
  • АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
  • АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор