ЛУРД
Том XLI, С. 676-679
опубликовано: 17 сентября 2020г.

ЛУРД

Содержание

[Франц. Lourdes], город во франц. Пиренеях (деп. В. Пиренеи), место явления Пресв. Девы Марии, почитаемое Римско-католической Церковью, центр католич. паломничества.

Явления Пресвятой Девы Марии

11 февр. 1858 г., в четверг, 14-летняя Мария Бернарда (известна с уменьшительной формой имени - Бернадетта) Субиру вместе с др. детьми собирала хворост на окраине города. Близ грота Масабьель на берегу р. Гав-де-По она заметила необычный свет и увидела Деву в белом одеянии с голубым поясом; др. дети ничего не заметили. Вскоре явление исчезло. В воскресенье, 14 февр., Субиру с детьми вновь пришла к гроту. Когда она начала читать молитвы розария, явление повторилось. Из всех присутствовавших Деву видела только Бернадетта. 18 февр., в четверг, она пришла к гроту в 3-й раз. Узрев Деву, осмелилась задать Ей вопрос: кто Она? Ответа Бернадетта не получила, но Дева впервые обратилась к ней, сказав, что она будет счастлива, хоть и не в этом мире, а затем попросила ее 15 раз приходить к гроту. На следующий день девочка вновь пришла, взяв с собой зажженную свечу (впосл. зажигание свечей рядом с гротом стало традицией). Поскольку слухи о чудесных явлениях быстро распространились, во время следующих визитов Субиру сопровождали уже не менее 100 чел.; скопление народа привлекло внимание полиции, допросившей девочку о явлениях Девы. Во время 8-го явления (24 февр., среда) Дева снова обратилась к Бернадетте со словами о необходимости покаяния и молитвы за грешников. На следующий день, 25 февр., когда близ грота собралось уже ок. 300 чел., был открыт источник, из к-рого Бернадетта по повелению Девы пила воду и в к-ром умывала лицо.

27 февр. (10-е явление Девы Марии) Субиру сопровождали более 800 чел., а в воскресенье, 28 февр., к гроту пришли более 1 тыс. чел. Девочку вызвали к судье, который пригрозил ей наказанием за нарушение спокойствия. В понедельник, 1 марта, когда Дева явилась в 12-й раз, у грота собралось ок. 1,5 тыс. чел., впервые среди них был католический священник, осмелившийся нарушить запрет епископа посещать клирикам грот. В этот день было зафиксировано 1-е исцеление в Л.: женщина опустила в источник парализованную руку и излечилась.

2 марта, во время 13-го явления, Дева попросила Субиру передать просьбу священникам приходить сюда с процессией для молитв и построить на месте явления часовню. Бернадетта передала слова Девы приходскому свящ. М. Д. Пейрамалю, но он отнесся скептически к рассказам девочки и настоял на необходимости узнать, как Дева Себя называет.

Утром в среду, 3 марта, Бернадетта пришла к гроту, где собрались уже ок. 3 тыс. чел., но явления Девы не было. Однако в тот же день позже Субиру услышала внутренний призыв вернуться, и ей было явление (14-е). По требованию приходского священника Бернадетта спросила у Девы Ее имя, но Она лишь улыбнулась в ответ. Ничего не было сказано и во время 15-го явления (4 марта, четверг), когда число собравшихся у грота достигло 8 тыс. После этого явления Субиру сочла исполненной просьбу Девы о 15 посещениях и нек-рое время не приходила. В четверг, 25 марта 1858 г., на праздник Благовещения, Субиру вновь пришла к гроту и узрела Деву, Которая сказала ей на местном, окситанском наречии: «Que soy era immaculada councepciou» (Я - Непорочное Зачатие). Девочка не поняла значения услышанного, но, повторяя на обратном пути слова про себя, сообщила их священнику, который был поражен тем, что полуграмотная сельская жительница могла изложить догматическое определение о Непорочном зачатии, провозглашенное папой Римским Пием IX (булла «Innefabilis Deus» от 8 дек. 1854).

В июне 1858 г. местные власти приняли решение положить конец массовым посещениям грота и огородили его забором. 16 июля, в пятницу, Субиру услышала призыв прийти на место явления Пресв. Девы. Но из-за ограждения она не могла приблизиться к гроту и остановилась на противоположном берегу реки. Отсюда она в последний, 18-й раз видела Пресв. Деву Марию.

В кон. сент. 1858 г. Л. посетил представитель имп. Наполеона III гос. министр А. Фульд; после его визита грот Масабьель был открыт для посещений.

Признание подлинности явлений Пресвятой Девы Марии

Грот Масабьель в ЛурдеГрот Масабьель в Лурде Свящ. М. Д. Пейрамаль сначала относился скептически к событиям в приходе, но довольно скоро стал одним из главных защитников подлинности явлений Пресв. Девы Марии. Тарбский еп. Б. С. Маскору Лоранс (1844-1870), в юрисдикции которого был приход Л., объявил о начале офиц. расследования, для чего 28 июля 1858 г. была учреждена комиссия. 5 февр. 1860 г. епископ лично встречался с Субиру. Пастырским посланием от 18 янв. 1862 г. он официально признал подлинность явлений Пресв. Девы Марии в гроте Масабьель близ Л. 4 апр. 1864 г. состоялась 1-я процессия от приходского храма в Л. к гроту, где епископ совершил освящение установленной скульптуры Пресв. Девы Марии.

При папе Пии Х декретом Конгрегации обрядов от 13 нояб. 1907 г. «Immaculatæ Mariæ Virginis vulgatum nomen de Lourdes» для всей католич. Церкви 11 февр. устанавливался праздник явления Пресв. Девы Марии в Л. (в ранге «duplex maius») (ASS. 1907. Т. 40. Р. 747-748).

Декретом от 20 апр. 1912 г. еп-ство Тарб, на территории к-рого находился Л., стало именоваться Тарб-э-Лурд (AAS. 1912. Т. 4. Р. 338).

Мария Бернарда Субиру

после событий февр.-июня 1858 г. оставалась неск. лет жить в Л. и очень страдала в связи с тем, что многочисленные паломники проявляли к ней большой интерес. В 1866 г. она, выбрав для себя монашеский путь, уехала из Л. и вступила в монашескую конгрегацию Cестер милосердия г. Невер (S urs de la Charité de Nevers). Ее приняли в монастырь св. Гильдарда, где 30 окт. 1867 г. Субиру принесла монашеские обеты. Скончалась 16 апр. 1879 г. в возрасте 35 лет. Процесс беатификации Субиру был завершен папой Пием XI, причислившим ее к лику блаженных Римско-католической Церкви (послание «Deus, qui infirma mundi eligit» от 14 июня 1925 - ASS. 1925. Т. 17. Р. 296-300). 8 дек. 1933 г., на праздник Непорочного зачатия, она была канонизирована (ASS. 1934. Т. 26. Р. 5-9; день памяти - 16 апр.).

Санктуарий

Санктуарий в ЛурдеСанктуарий в Лурде После официального признания подлинности явлений Пресв. Девы Марии было принято решение о сооружении храма в честь Непорочного зачатия. Строительные работы начались в 1866 г. 2 июля 1876 г. состоялось освящение храма, которое провел Парижский архиеп. кард. Ж. И. Гибер. Еще до освящения, 13 марта 1874 г., папа Пий IX пожаловал храму в Л. статус малой базилики. Практически сразу стало ясно, что церковь не вмещала прибывавших паломников; кроме того, ее расположение на вершине скалы, над гротом Масабьель, затрудняло доступ людям с ограниченными возможностями. 16 июля 1883 г. был заложен новый храм - во имя Пресв. Девы Марии Свящ. розария. Освящение храма состоялось 6 окт. 1901 г.; его совершил Реймсский архиеп. кард. Б. М. Ланженьё (в 1873-1874 он занимал кафедру Тарба и был инициатором строительства нового храма). Апостольским посланием «Lapurdense templum» от 24 сент. 1926 г. папа Пий XI присвоил храму статус малой базилики (AAS. 1927. Т. 19. Р. 129).

В 1958 г., к столетию явлений Пресв. Девы Марии в Л., была сооружена 3-я, самая большая церковь в этом городе - подземная базилика св. Пия Х. Большие размеры храма позволяют принимать значительное число паломников и проводить процессии в условиях непогоды, когда это невозможно сделать на открытом воздухе. Освящение церкви 25 марта 1958 г., в праздник Благовещения, совершил назначенный для этого мероприятия папским легатом патриарх Венеции кард. А. Дж. Ронкалли (впосл. папа Римский Иоанн XXIII). Апостольским посланием «Dum studiosius gentes» от 7 мая 1958 г. папа Пий XII присвоил храму статус малой базилики (AAS. 1958. Т. 50. Р. 938-939).

В 1988 г. на противоположном гроту Масабьель берегу р. Гав-де-По, где во время последнего явления Пресв. Девы Марии находилась Бернадетта Субиру, был сооружен храм во имя этой католич. святой.

Источник воды в гроте Масабьель закрыт стеклянным ограждением, вода отводится из него в расположенный рядом с гротом бювет, где паломники имеют возможность ее пить и набирать с собой. Здесь же находятся купальни для омовения.

Паломничества

Ежегодно Л. посещают до 8 млн паломников. Сложилась традиция нескольких массовых паломничеств, наиболее крупными из них являются национальное французское паломничество, приуроченное к празднику Успения Богоматери, 15 авг., и паломничество Свящ. розария под руководством доминиканцев, приуроченное к соответствующему празднику, 7 окт.

В апр. 1935 г. в Л. прошли торжественные церемонии, завершавшие юбилейные торжества Римско-католической Церкви. В авг. 1983 г. и в авг. 2004 г. Л. посещал папа Римский Иоанн Павел II. В сент. 2008 г., по случаю 150-й годовщины явлений Пресв. Девы Марии, Л. посетил папа Бенедикт XVI (см. Й. Ратцингер).

Исцеления

Первые исцеления, связанные с посещением места явлений Пресв. Девы Марии в Л. и с употреблением воды из источника в гроте Масабьель, зафиксированы еще во время самих явлений. 18 янв. 1862 г., одновременно с признанием подлинности явлений Богоматери, Тарбский еп. Б. С. Маскору Лоранс признал чудотворный характер первых исцелений.

В 1883 г. католич. Церковь открыла при санктуарии в Л. Бюро медицинских заключений. В 1947 г. был создан Лурдский медицинский комитет, получивший в 1954 г. статус международного, куда поступали на рассмотрение случаи, зафиксированные и проверенные Бюро медицинских заключений. Каждый год осенью комитет, состоящий примерно из 25 ведущих специалистов высокого уровня квалификации в различных областях медицины, собирается для рассмотрения поступивших материалов об исцелениях в Л. По каждому случаю принимается решение (на условиях тайного и анонимного голосования); для признания исцеления «необъяснимым с точки зрения современной науки» необходимо 2/3 голосов. После положительного заключения дело поступает на рассмотрение церковных властей того диоцеза, к к-рому принадлежит исцелившийся. С кон. 50-х гг. XIX в. было рассмотрено ок. 7 тыс. случаев, однако Римско-католической Церковью чудесными были официально признаны менее 1% исцелений. О последнем к наст. времени исцелении, состоявшемся 4 мая 1989 г. и признанном Церковью чудесным (это 69-й случай), было объявлено на торжественной церемонии в Л. 24 сент. 2013 г.

Институты посвященной жизни

Неск. католич. религ. объединений названы в честь Лурдской Божией Матери. Основанное в 1830 г. в Бельгии объединение Братьев добрых дел в 1887 г. получило новое наименование - Братья Лурдской Божией Матери (Fratres Nostrae Dominae Lurdensis). Его члены занимаются образовательной и благотворительной деятельностью в странах Зап. Европы (Бельгия, Нидерланды, Испания), а также в Азии, Африке и Лат. Америке. 18 июля 1892 г. объединение получило от папы Льва XIII (1878-1903) статус конгрегации понтификального права; окончательно утверждено 3 янв. 1938 г.

Конгрегация миссионеров Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии Лурдской (Congregatio Missionariorum Immaculatae Conceptionis Beatae Mariae Virginis de Lourdes) изначально была об-вом миссионеров-проповедников, действовавшим с XVII в. на юге Франции и оказывавшим поддержку паломникам. Во время революции 1789-1799 гг. конгрегация была упразднена. 8 дек. 1848 г. Тарбский еп. Б. С. Маскору Лоранс восстановил ее. После признания подлинными явлений Пресв. Девы Марии в Л. членам конгрегации были поручены заботы о санктуарии в Л. (1866). 22 июля 1868 г. папа Пий IХ предоставил религ. объединению статус конгрегации понтификального права; деятельность конгрегации была одобрена 25 авг. 1876 г. Конституция конгрегации миссионеров Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии Лурдской утверждена 22 нояб. 1956 г.

Жен. религ. объединение Сестер Непорочного зачатия Божией Матери Лурдской (Religieuses de l'Immaculée Conception de Notre-Dame de Lourdes) возникло вскоре после явления Пресв. Девы Марии в Л. 15 дек. 1863 г. Тарбский еп. Б. С. Маскору Лоранс принял монашеские обеты у первых монахинь в Монлеон-Маньоаке (деп. В. Пиренеи); они объединились в конгрегацию Сестер Страждущего и Непорочного Сердца Девы Марии (Congrégation des S urs du C ur souffrant et Immaculé de Marie). 2 июля 1870 г. по распоряжению преемника Б. С. Маскору Лоранса на Тарбской кафедре еп. П. А. Пишено монахини основали свой конвент в Л., и 8 дек. того же года епископ дал конгрегации совр. ее наименование. Призванные духовно помогать людям со слабым здоровьем и преклонного возраста, а также оказывать поддержку нуждающимся, члены конгрегации работают не только во Франции, но и в Азии, Африке и Лат. Америке.

Жен. конгрегация Лурдской Божией Матери (Sisters of the Congregation of Our Lady of Lourdes of the Third Order Regular of Saint Francis) объединяет сестер 3-го ордена (терциарок) св. Франциска Ассизского. Основанная в 1877 г. в г. Рочестер (шт. Миннесота, США) конгрегация действует в США, а также в Азии, Африке и Лат. Америке.

В России

В 1903 г. в С.-Петербурге по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и М. М. Перетятковича было начато строительство католич. храма в честь Лурдской Божией Матери (Ковенский пер., д. 7); освящен 5 дек. 1909 г. католич. еп. Яном Цепляком. С 1938 по 1992 г., в т. ч. во время блокады Ленинграда (1941-1944), это был единственный действующий католический храм в городе. В Москве скульптурное изображение Божией Матери Лурдской установлено над боковым алтарем правого нефа католич. храма св. Людовика Французского (ул. М. Лубянка, д. 12А).

Ист.: Laurentin R., Billet B. Lourdes: Documents authentiques. P.; Lourdes, 1957-1966. 7 t.; Bernadette Soubirous. Carnet de notes intimes. Nevers, 1983.
Лит.: Каррель A. Путешествие в Лурд / Сокращ. пер. с франц.: М. Н. Гаврилов. Брюссель, 1951; Laurentin R. Lourdes: Histoire authentique des apparitions. P., 1961-1964. 6 t.; idem. Vie de Bernadette. P., 1978, 20072; Oliviéri A. Y a-t-il encore des miracles à Lourdes? P., 1969; Ravier A. Sainte Bernadette d'après ses lettres. P., 1979; Верфель Ф. Песнь Бернадетте / Пер. с нем.: Е. Маркович, Е. Михелевич. М., 1997; Harris R. Lourdes: Body and Spirit in the Secular Age. L., 1999; Branthomme H., Touvet Ch. Histoire des sanctuaires de Lourdes, 1947-1988: Évolution et réalisations. Lourdes, 2005; Touvet Ch. Histoire des sanctuaires de Lourdes, 1858-1870: Les origines du pèlerinage. Lourdes, 2007; eadem. Histoire des sanctuaires de Lourdes, 1870-1908: La vocation de la France. Lourdes, 2008; Cabes A. Lourdes, un pèlerinage spirituel. Lourdes, 2007; La Teyssonnière R.-M., de. La Grotte de Lourdes: Un chemin d'Évangile. Tours, 2008; eadem. Lourdes: La spiritualité de Bernadette. Perpignan, 2013; Point R. Servir les malades à Lourdes, 1885-1985: 100 ans d'hospitalité. Lourdes, 2009; Mangiapan Th. Guérisons de Lourdes: Étude historique et critique depuis l'origine jusqu'en 1990. Lourdes, 2010.
А. Г. Крысов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВИНЬОН город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса
  • АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии
  • БОРДО город в Юго-Зап. Франции, центр архиеп-ства, порт на р. Гаронна
  • БУРЖ г. в Центр. Франции (департамент Шер), кафедра архиепископа
  • ДОЛЬ г. в Бретани (совр. Доль-де-Бретань, деп. Иль и Вилен, Франция), епископская кафедра с сер. IX в. по 1795 г.
  • КЛЕРМОН город (с 1630 Клермон-Ферран) на юге центральной части Франции, кафедра католич. архиеп-ства
  • АЛЬБЕНДОРФ - см. Вамбежице, место паломничества и поклонения Деве Марии
  • БОГОМОЛЬЕ - см. Паломничество