Кирилл Иванович (1815, Волынь - 28.07.1886, Стрельна близ С.-Петербурга), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА. Род. в семье священника Волынской епархии, в 1835 г. окончил Волынскую ДС по 1-му разряду, поступил на казенное содержание в СПбДА, к-рую окончил в 1839 г. с ученой степенью магистра богословия 1-м по разрядному списку. Магистерское соч. «О древности мира, или Так ли мир древен, как он представляется в бытописании Моисея» удостоилось особой похвалы рецензентов как пример правильно структурированной образцовой научной работы (Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 248). Был оставлен в СПбДА бакалавром словесности, до июня 1869 г. преподавал также лат. язык. 27 сент. 1851 г. стал экстраординарным, 19 дек. 1852 г.- ординарным профессором, в 1864 г.- заслуженным ординарным профессором. С 28 окт. 1846 по 9 марта 1848 г. был экономом академии; с янв. 1869 по 1874 г.- 1-м инспектором из мирян, пользовался большим уважением и любовью студентов (Катанский. 2010. С. 334; [Поповицкий А. И.] 1886. С. 332). В авг. 1869 г. был принят на кафедру общей словесности и истории лит-ры. 24 авг. 1870 г. утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. Кроме того, преподавал рус. словесность в Воспитательном об-ве благородных девиц (Смольном ин-те) и Царскосельском жен. уч-ще духовного ведомства.
Л. преподавал словесность в СПбДА, основываясь на ее лучших образцах, прежде всего русской, и подробно разбирая со студентами такие понятия, как «стиль», «вкус», «принципы лит. критики», «вдохновение» и т. д. Лекции Л. пользовались большим успехом у студентов и были крайне востребованы, т. к. активно развивавшаяся в кон. 50-х - 70-х гг. XIX в. церковная журналистика представляла для выпускников академий возможность для дальнейшей работы. В нач. 50-х гг. XIX в. Л. первым в СПбДА начал преподавать в курсе словесности историю рус. лит-ры, впосл. эта дисциплина была введена в программу обучения Уставом духовных академий 1869 г. Курс иностранной лит-ры Л. построил, ориентируясь на университетские программы историко-филологического фак-та, причем примеры из произведений зарубежных авторов приводил не в переводах, а в подлиннике, что способствовало повышению уровня знаний лит-ры и новых языков у студентов. Сохранились литографированные студенческие записи курсов Л. по эстетике, словесности и истории рус. лит-ры.
Л.- автор ряда статей о Свящ. Писании, напечатанных в ж. «Христианское чтение» без фамилии автора. Их авторство определил историк академии А. С. Родосский (Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 249). В комплексе статей, связанных с ВЗ, наиболее важная исследовательская работа посвящена кн. Бытие (1844): проводя сравнительный анализ 3 хронологий на основании евр., греч. и самарянского текстов Пятикнижия, Л. приходит к выводу о «явном преимуществе хронологии греческой», которая и «принимается нашей святою Церковью, общеупотребительна у всех восточных христиан; в некоторых случаях ей следует и Римская Церковь» (Хронология книги Бытия. С. 31). Четыре статьи, посвященные толкованию грехопадения прародителей, носят назидательный характер (ХЧ. 1845-1846). Установлено, что Л. принадлежат статьи, посвященные установлению года Рождества Христова и анализу пророчеств св. ап. Иоанна Богослова о 7 Малоазийских церквах. Л. замечает, что определение года Рождества Христова возможно, лишь исходя из времени смерти Иисуса Христа, к-рое мы можем узнать из евангельской истории (В котором году родился Иисус Христос? С. 326). Т. о. он определил год Рождества Христова как «453 от начала Данииловых седмин, пятый 64-й седмины… 753 от осн. Рима, 4460-й Юлианского периода», т. е. «совершенно согласуемый» с общепринятым христ. летосчислением (Там же. С. 347). Статья об Апокалипсисе носит преимущественно назидательный характер: сравнивая «прежнее» состояние Малоазийских церквей с «нынешним», он напоминает читателю об обетованиях Св. Духа, к-рые исполняются в отношении конкретных церквей и их членов в соответствии с их следованием заповедям Божиим (О семи Малоазийских церквах. С. 469-475).
Л. принимал участие в переводах с греч. языка «Бесед» свт. Иоанна Златоуста (с 1848). Определением Синода от 12 марта 1859 г. ему был поручен перевод 1-го Послания ап. Павла к Тимофею в рамках проекта по подготовке Синодального перевода Свящ. Писания.
Л.- кавалер ордена св. Станислава 2-й степени, действительный статский советник. В 1874 г. он оставил службу в академии (во мн. некрологах ошибочно указан 1872). В 1879 г. избран почетным членом СПбДА.
Отпевание Л. было совершено в Воскресенской ц. Троице-Сергиевой Приморской муж. пуст. ректором СПбДА еп. Арсением (Брянцевым), настоятелем пустыни архим. Игнатием с братией и духовенством из бывш. учеников Л. Погребен Л. в фамильном захоронении Бобриковых (Л. был женат на Л. Бобриковой) в этой же пустыни; могила не сохранилась.