КОРНИЛИЙ
Том XXXVIII, С. 127-131
опубликовано: 13 сентября 2019г.

КОРНИЛИЙ

(Попов Константин Константинович; 7.08.1874, с. Николаевское-Пеньевское (Никольское, Грязовецкого р-на Вологодской обл.) - 27.10.1966, Горький (ныне Н. Новгород)), митр. Нижегородский и Арзамасский. Из семьи чиновника, дед по отцу был священником в с. Николаевское-Пеньевское, дед по матери - там же диаконом. Окончил по 1-му разряду Вологодское ДУ и в 1888 г. был переведен без экзаменов в Вологодскую ДС. Завершил учебу в семинарии с аттестатом по 1-му разряду, 10 июля 1894 г. был определен псаломщиком к Успенской ц. с. Черевкова Сольвычегодского у. Вологодской губ. и учителем местной церковноприходской школы. После женитьбы, 20 окт. 1896 г. рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея к храму с. Путина Оханского у. Пермской губ. В 1897 г. овдовел. 20 дек. 1899 г. назначен противораскольническим миссионером и наблюдателем церковноприходских школ Пермского у. В 1902-1906 гг. учился в КазДА, по окончании к-рой был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Творения блаженного Иеронима в борьбе с расколом». 10 июля 1906 г. определен на должность ярославского епархиального миссионера. 12 сент. 1909 г. Ярославским еп. свт. Тихоном (Беллавиным; впосл. патриарх Московский и всея России) пострижен в монашество с именем Корнилий в честь прп. Корнилия Комельского. Был возведен в сан архимандрита. В 1913 г. назначен настоятелем Варницкого во имя Св. Троицы Сергиева муж. мон-ря (ныне в черте г. Ростова Ярославской обл.) с оставлением в должности епархиального миссионера. В 1913-1914 гг. слушал лекции на Ярославском отд-нии Московского археологического ин-та. 5 июля 1915 г. хиротонисан во епископа Рыбинского, назначен викарием Ярославской епархии и настоятелем ярославского во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-ря. После Февральской революции 1917 г. выступил с осуждением царского правительства. С 31 янв. 1920 г. епископ Романовский, викарий Ярославской епархии. 28 февр. 1921 г. патриарх свт. Тихон назначил К. епископом Сумским, викарием Харьковской епархии, и настоятелем Куряжского Старохарьковского Преображенского мон-ря в с. Куряж Харьковского у. и губ.

Корнилий (Попов), митр. Горьковский и Арзамаский. Фотография. Ок. 1961 г.Корнилий (Попов), митр. Горьковский и Арзамаский. Фотография. Ок. 1961 г.

По некоторым сведениям, после ареста в мае 1922 г. Харьковского и Ахтырского архиеп. Нафанаила (Троицкого; впосл. митрополит) временно управлял епархией. Уклонился в обновленческий раскол (см. Обновленчество). В авг. того же года обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) удовлетворило ходатайство К. о снятии с него монашеских обетов с оставлением в сущем сане, но с переводом в др. епархию (Живая Церковь. 1922. № 8/9. С. 19). ВЦУ предложило К. занять Харьковскую обновленческую кафедру, но тот отказался, «желая послужить своему родному краю», и 19 сент. был определен правящим архиереем на Вологодскую обновленческую кафедру, 24 янв. 1923 г. возведен в сан «архиепископа». В мае того же года участвовал в работе обновленческого «Поместного Собора», подписал постановление о лишении духовного сана и звания патриарха свт. Тихона. Имеются сведения, что после «Собора» он был назначен на Саратовскую обновленческую кафедру (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 69. Л. 3 об.).

23 янв. 1924 г. по просьбе ярославских обновленцев определен «архиепископом» Ярославским и Ростовским. 23 мая того же года на обновленческом съезде духовенства и мирян Екатеринбургской епархии был выбран Екатеринбургским архиереем. К., не присутствовавший на съезде, получил уведомление о своем избрании, а в обновленческий синод было направлено ходатайство о его утверждении. Однако синод 12 июля 1924 г. назначил на Екатеринбургскую кафедру «архиепископа» Аристарха (Николаевского), а К. был оставлен на Ярославской кафедре. Весной 1925 г. по просьбе обновленческого Саратовского епархиального управления обновленческий синод переместил К. на Саратовскую кафедру. 12 июля того же года обновленческий «Уральский областной церковный Собор», проходивший в Свердловске (ныне Екатеринбург), избрал К. «митрополитом» Свердловским и Уральским, управляющим Уральской митрополией. Также К. стал председателем Уральского областного митрополитанского церковного управления (УралОМЦУ). После утверждения этих решений обновленческим синодом К. 1 сент. 1925 г. прибыл в Свердловск.

В окт. 1925 г. К. принял участие в работе 2-го обновленческого «Поместного Собора», на к-ром среди прочего было принято постановление, что настоятелями кафедральных соборов должны быть правящие архиереи. К. попытался занять место настоятеля кафедрального Богоявленского собора в Свердловске, однако встретил сопротивление со стороны духовенства и общины собора, сославшихся на то, что «митрополит» находится в постоянных разъездах по епархии и поэтому содержать его должна вся епархия. По этой причине К. был вынужден стать настоятелем свердловского Екатерининского собора. 14 нояб. 1925 г. свердловское обновленческое епархиальное управление назначило К. настоятелем Богоявленского кафедрального собора. 9 февр. 1926 г. УралОМЦУ постановило считать К. почетным настоятелем кафедрального собора, а 26 февр. К. решил принять настоятельство в обоих соборах. В связи с образованием Уральской обновленческой митрополии местные обновленцы предполагали просить синод о возведении Екатерининского собора в степень областного кафедрального, поскольку он являлся основным центром обновленчества на Урале.

В марте 1926 г. в Свердловск прибыл руководитель григорианского раскола Свердловский архиеп. Григорий (Яцковский). Авторитет архиеп. Григория на Урале в то время был высок, и нек-рые обновленческие приходы перешли в юрисдикцию григорианского Временного Высшего Церковного Совета. Обновленческий архиерей и глава григориан обменялись письмами. К. выразил надежду, что архиеп. Григорий признает обновленческий синод «правящим органом, как признанный Православными Восточными Патриархами», и пригласил прибыть к себе для переговоров по этому поводу. В ответном письме архиеп. Григорий приветствовал «искание мира» со стороны К., однако явиться для переговоров отказался, заявив: «Ваш Синод и все обновленчество заблуждаются… и не нам к Вам, а Вам к нам придется идти» (Лавринов. 2007. С. 75-76).

29 сент. 1926 г. под председательством К. в Свердловске открылся 2-й обновленческий Уральский церковный собор. Во время его проведения было получено известие о назначении 22 сент. К., согласно избранию обновленческого Воронежского областного съезда, «митрополитом Воронежским и всей Центральной Черноземной области». 5 окт. К. отбыл в Воронеж. Состоял членом президиума обновленческого синода. В февр. 1927 г. принял участие в обновленческом 1-м Всесоюзном миссионерском съезде по борьбе с сектантством (Москва), на к-ром был избран членом центрального миссионерского совета при обновленческом синоде, 1 апр. 1931 г. был награжден обновленцами правом предношения креста за богослужением.

В июне 1935 г., после отказа принять в качестве викария «епископа» Александра Медведева, а также назначить воронежским священником прот. Василия Бренько, поскольку, по мнению К., «по особым обстоятельствам ни тот, ни другой не могли быть приняты в Воронеже» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 69. Л. 3 об.), обновленческий «первоиерарх Православной Церкви в СССР» «митрополит» Виталий (Введенский; впосл. архиепископ) издал указ об увольнении К. от должности митрополита Воронежского. 12 июля того же года К. был арестован, а вместо него на Воронежскую обновленческую кафедру назначен Медведев. 5 нояб. 1935 г. постановлением Специальной коллегии Воронежского обл. суда К. был приговорен к 5 годам лишения свободы по обвинению в антисоветской агитации. Отбывал заключение в Карагандинском ИТЛ (Карлаге), работал учетчиком овец, заразился бруцеллезом. В 1940 г. освобожден, прибыл в Кострому, где в течение 2 лет проходил лечение.

Весной 1942 г. указом обновленческого «первоиерарха Православной Церкви в СССР» «митрополита» А. И. Введенского К. был назначен «митрополитом Воронежским и Задонским». В Воронежском облисполкоме ему отказали в регистрации, заявив, что не знают «первоиерарха» Введенского и не могут регистрировать присылаемых им лиц. Из-за нем. наступления летом того же года и боев за Воронеж К. покинул кафедру и к кон. 1942 г. поселился в с. Колегаеве Некоузского р-на Ярославской обл., где служил в местном храме как приходский священник. Вскоре указом Введенского он был назначен «митрополитом Ярославским и Костромским». В нач. 1943 г. К. был в числе обновленческих деятелей, принявших решение «искать путей сближения и, если возможно, то и воссоединения» с РПЦ, однако, когда его вскоре вызвали в Ульяновск к эвакуированному туда Введенскому, остался в обновленчестве («Обновленческий» раскол. С. 576-578). Тем не менее осенью 1943 г. в связи с избранием митр. Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси К. писал обновленческому «епископу Ташкентскому» Сергию (Ларину; впосл. архиепископ): «Лично я настроен относительно состояния Первоиерарха и обновления пессимистически, с назначением Патриарха дела Первоиерарха в обновлении куда как не блестящи» (Там же. С. 592).

4 дек. 1943 г. в зале заседаний Свящ. Синода РПЦ в присутствии патриарха Сергия с сонмом иерархов К. принес покаяние и был воссоединен с Правосл. Церковью в сане епископа. 8 дек. того же года был определен на Сумскую и Ахтырскую кафедру. 28 сент. 1944 г. К. направил патриаршему местоблюстителю митр. Алексию (Симанскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I) доклад о закрытии 30 храмов в епархии, приводя факты грубого отношения «местных сельских соввластей» к верующим при проведении закрытия церквей. В февр. 1945 г. возведен в сан архиепископа, в апр. того же года назначен на Виленскую и Литовскую кафедру и священноархимандритом вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря. С июля 1945 до авг. 1947 г. временно управлял Рижской епархией.

Вскоре после назначения на Виленскую кафедру К. обратился к патриарху Алексию I с предложением открыть в Вильнюсе пастырско-богословские курсы и направил ему проект учебной программы. 26 июля 1945 г. патриарх запросил мнение председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова об учреждении курсов и об их программе, отметив, что считает их открытие весьма желательным, а программу удовлетворительной. Карпов наложил на обращение патриарха резолюцию, в к-рой предлагал, предварительно договорившись с Предстоятелем РПЦ, поставить перед Совнаркомом СССР вопрос об открытии не курсов, а духовной семинарии. 25 авг. Карпов направил соответствующую докладную записку в Совнарком СССР, а 28 авг. последовала резолюция В. М. Молотова: «Вы поторопились. Надо обдумать это дело,- как это отзовется на католической церкви и т. п.». Тем не менее в авг. Совнарком утвердил предложение Совета по делам РПЦ об открытии пастырско-богословских курсов. 24 окт. 1945 г. на заседании Синода был заслушан доклад К. по этому вопросу. Синод постановил направить на финансирование курсов суммы, поступавшие в Патриархию от Рижской епархии. Ходатайство К. об открытии в Вильнюсе духовной семинарии было удовлетворено уполномоченным Совета по делам РПЦ по Литовской ССР. Открытие Вильнюсской ДС состоялось в окт. 1946 г., первый учебный год закончился 10 июня 1947 г., а уже в авг. уполномоченный, выполняя указание Совета по делам РПЦ, объявил К., что деятельность ДС должна быть приостановлена до окончательного решения вопроса властями Литовской ССР. Совет министров Литовской ССР постановил закрыть Вильнюсскую ДС. К этому моменту число студентов 2-го курса составляло 20 чел., имелось 5 преподавателей и было получено свыше 50 заявлений от желающих поступить на 1-й курс. По указанию митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) К. направил учащихся 2-го курса продолжать образование в Минскую епархию.

В период служения К. на Виленской кафедре осуществлялся перевод на литовский язык правосл. литургических текстов. На средства, поступавшие из Патриархии, производился ремонт церквей, в т. ч. пострадавшего во время войны от бомбежек Свято-Духовского храма вильнюсского Свято-Духовского мон-ря. 26 июля 1946 г. по ходатайству К. в Свято-Духовский храм были возвращены из Москвы вывезенные туда летом 1915 г. мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

В 1946-1948 гг. правосл. приходы Виленской епархии прошли гос. регистрацию, права юридических лиц получили 44 общины. При К. богослужения в Свято-Духовском мон-ре совершались регулярно и торжественно, привлекая множество православных и даже католиков (в это время в Литве были закрыты большая часть костелов и все католические мон-ри). В 1947 г. отмечался 350-летний юбилей Свято-Духовского мон-ря и 600-летие со времени кончины Виленских мучеников.

Несмотря на успехи послевоенного восстановления церковной жизни в Виленской епархии, К. выражал недовольство руководством Литовской ССР из-за закрытия Вильнюсской ДС и отказа выделять строительные материалы для ремонта церковных зданий, что имело место, в частности, при восстановлении Свято-Духовского монастыря. Ввиду планировавшегося перемещения с Курской кафедры архиеп. Алексия (Сергеева), К. 29 сент. 1947 г. адресовал патриарху Алексию I прошение о переводе в Курскую епархию, в котором среди прочего сообщал о выстреле, произведенном неизвестными лицами в его окно, и затруднительности объезжать епархию вслед. активности литов. подпольных националистических вооруженных формирований (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Л. 13-14).

18 нояб. 1948 г. К. был назначен архиепископом Горьковским и Арзамасским. При этом Синод поручил К. «обеспечить существование и лечение болящего» предшественника К. на Горьковской кафедре - еп. Зиновия (Красовского; † 4 июля 1954) ежемесячным содержанием. 25 февр. 1955 г. К. был возведен в сан митрополита.

К нач. 50-х гг. ХХ в. в Горьковской епархии было зарегистрировано 47 храмов (из них 3 в Горьком), в штате состояли 70 священников, 19 диаконов, 34 псаломщика. Такое количество храмов и священнослужителей было недостаточным для удовлетворения нужд верующих. Храмы и молитвенные дома не вмещали всех желающих присутствовать на богослужениях, прихожане были вынуждены молиться в церковной ограде под открытым небом. Власти отмечали рост религиозности населения и посещаемости церквей. В 1953 г. для проверки работы уполномоченного и ознакомления с положением церковных дел в Горький приехал заместитель заведующего инспекторским отделом Совета по делам РПЦ И. Г. Сивко. Он докладывал председателю Совета Карпову, что «ни в одной области РСФСР нет такого высокого процента церквей, в к-рых проводились бы ежедневные службы (12 храмов)… Число подаваемых в области ходатайств об открытии церквей продолжает оставаться сравнительно высоким и с 1950 г. не снижается» (Мякинин. 2010. С. 256). Однако единственной церковью, открытой в епархии в это время, была ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Ворсме Павловского р-на, где долгое время действовал незарегистрированный молитвенный дом. Появление нового храма вместо тайной молельни стало возможным после принятия 17 февр. 1955 г. постановления Совета министров СССР «Об изменении порядка открытия молитвенных зданий». Всего, по данным уполномоченного Совета по делам РПЦ, в Горьковской обл. в 1950 г. действовало 60 незарегистрированных молитвенных зданий, а в 1956 г. «по неполным данным» незарегистрированных молитвенных домов насчитывалось уже 242. Богослужения в них совершали заштатные либо не имеющие регистрации священники и даже миряне. Вопреки противодействию местных гражданских властей в епархии на пожертвования возраставшего числа прихожан удавалось проводить реставрацию и благоустройство зданий действующих храмов, возводить подсобные помещения, крестильные дома, жилье для священников и причта. Сотрудники Совета по делам РПЦ отмечали высокий авторитет правящего архиерея среди клира и верующих; духовенство отзывалось о К. как о строгом пастыре, требовательном к себе и своим подчиненным. Несмотря на преклонный возраст, К. еженедельно собирал епархиальный совет для решения текущих вопросов, связанных с перемещением духовенства, разбором жалоб, утверждением смет на ремонт зданий и т. п. Ежегодно К. проводил собрания благочинных для обсуждения финансовых вопросов.

В связи с тем что советское гос-во завышало налоги для духовенства, весной 1954 г. К. подал заявление, доведенное до сведения председателя Совета по делам РПЦ Карпова, в котором сообщал, что местные финансовые органы безосновательно удваивали сумму содержания архиерея. В результате доход К. за янв. и февр. 1954 г., составлявший 35 тыс. р., был обложен подоходным налогом в размере 72 тыс. р. На основании этого и других заявлений о переобложении патриарх Алексий I обратился в Совет по делам РПЦ с ходатайством об изменении порядка налогообложения, чтобы с доходов духовенства взимались налоги как с заработков от частной практики. В случае невозможности принять такое решение патриарх предложил упорядочить исчисление доходов и взимание налогов. Однако Мин-во финансов СССР сочло изменения «нецелесообразными», в основном сохранив прежний порядок.

К. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1948).

14 авг. 1961 г. К. был освобожден от управления епархией по болезни. Проживал на покое в Горьком, где и скончался. Его отпевание возглавил Горьковский и Арзамасский еп. Флавиан (Дмитриюк; впосл. архиепископ), ему сослужили 16 священников и 4 диакона. Похоронен К., согласно завещанию, в каменной часовне-усыпальнице на погосте горьковской Троицкой ц., за алтарем.

Соч.: Речь, сказанная в Знаменской часовне перед молебном Пресв. Богородице в пятницу, 3-го марта, по получении известия о междоусобной брани в Петрограде // Ярославские ЕВ. 1917. № 9/10. С. 109; Речь пред молебном по прочтении манифеста об отречении государя Николая II от престола, сказанная в Знаменской часовне в 6 часов // Там же. С. 109-110; Обращение еп. Корнилия при вступлении на Вологодскую кафедру к пасомым и пастырям церкви Вологодской // Церковная заря: [ Орган Вологодского ЕУ и Вол. Епарх. Комитета группы «Живая Церковь»] . Вологда, 1922. № 4. С. 1-5; Духовенству и прихожанам всех приходских церквей Вологодской епархии // Там же. 1923. № 5. С. 5-6 (в соавт. с прот. А. Сахаровым, прот. Т. Н. Шаламовым и др.); Обращение Корнилия, митр. Воронежского и Задонского, к воронежской пастве // ВССПРЦ. 1927. № 3(16). С. 20-24.
Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 69.
Ист.: Высочайшие повеления // ЦВ. 1915. № 23. С. 280; Постановления ВЦУ // Живая Церковь. М., 1922. № 10. С. 19; Постановления ЕУ // Церковная заря. 1922. № 3. С. 13; Состав Свящ. Синода Правосл. Российской Церкви // ВССПРЦ. 1925. № 1. С. 6; Движения и перемещения по службе // Там же. № 2. С. 4; Перемещения и назначения // Там же. № 4. С. 6; Движения и перемещения по службе с 24 авг. 1926 г. // Там же. 1926. № 12/13. С. 6-7; Протокол заседаний Всесоюзного Миссионерского Совещания 2-4 февр. 1927 г. // Там же. 1927. № 3(16). С. 5-6; Список правосл. епископов, находящихся в ведении Свящ. Синода правосл. церквей в СССР // Вестн. Свящ. Синода Правосл. Церквей в СССР. 1931. № 1-2 (50-51). С. 11-12; Награды по Синоду (с 1 янв. 1931 г.) // Там же. № 3-4 (52-53). С. 15; Акт о воссоединении обновленческого еп. Корнилия (Попова) // ЖМП. 1943. № 4. С. 10-11; Награждения ко дню Св. Пасхи 1946 г. // Там же. 1946. № 5. С. 13; Назначения и перемещения архиереев // Там же. 1949. № 3. С. 6; Акты свт. Тихона. С. 174, 906; Следственное дело патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 348, 879; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров - Совете Министров СССР, 1945-1970 гг. / Отв. сост.: Ю. Г. Орлова. М., 2009. Т. 1. С. 50, 52, 61, 62, 124, 210, 287-289, 417, 461, 501; 2010. Т. 2. С. 50.
Лит.: К приезду преосв. Корнилия // Церковная заря. 1922. № 2. С. 11; Собрание вологодского духовенства // Там же. 1923. № 1. С. 8; Краткие сведения о епископах правосл. церкви, состоящих в ведении Свящ. Синода // ВССПРЦ. 1926. № 12/13. С. 7-13; Дзичковский И., прот. Прощание с архипастырем // ЖМП. 1949. № 1. С. 78-80; Цыганов В., прот. Памятный день 7 дек. 1948 г. // Там же. № 2. С. 47; Тезоименитство архипастыря // Там же. 1959. № 7. С. 14; Преосв. Корнилий, митр. Горьковский и Арзамасский // Там же. 1961. № 5. С. 39-40; Флавиан (Дмитриюк), еп. Митр. Корнилий: [Некролог] // Там же. 1967. № 1. С. 36-38; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 142-144; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 133-134, 279-280, 293, 411-412, 522, 638; Цыпин. История РЦ. С. 98, 319; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 43-44, 48, 50, 145; он же. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М., 2007. С. 28, 29, 60-63, 65, 68, 69, 75, 77, 84, 85, 87, 93, 168, 174, 231-232; «Обновленческий» раскол. С. 52, 218, 219, 256, 309, 318, 350, 418, 420, 441, 550, 576-578, 585, 587, 592, 593, 805-808; Святители земли Нижегородской / Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 265-272, 529; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 254; Катаев А. М. Духовные школы РПЦ в 1943-1949 гг. // ВЦИ. 2006. № 1. С. 176-190; Мякинин А. Е., прот. Положение Церкви в Горьковской епархии в 1950-х гг. (до начала хрущёвских гонений) // ВЦИ. 2010. № 1/2(17/18). С. 232-262; Шкаровский М. В. РПЦ в XX в. М., 2010. С. 203, 205, 216.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
  • АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
  • АЛЕКСАНДР (Бердов) († 1591), митр. Новгородский