КОРНИЛИЙ АГИОРИТ
Том XXXVIII, С. 137
опубликовано: 17 сентября 2019г.

КОРНИЛИЙ АГИОРИТ

[Греч. Κορνήλιος ῾Αγιορείτης], мон., визант. мелург (кон. XIII - нач. XIV в.?). Неизвестно, в каком именно афонском мон-ре жил К. А., однако сохранились указания на его связь с г. Фессалоника (возможно, место его рождения), напр. в надписании непорочных в Пападики 1453 г.: «Аллагмы древние, фессалоникийские; фессалоникийцы пишут, что монаха Корнилия» (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 207v).

Из произведений К. А. в рукописях наиболее часто встречается калофонический стих «Уста имут» на 1-й глас (Пс 134. 16а), гл. обр. в составе полиелея «Раби Господа» Николая Кукумы (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 89v - 90, 1336 г.; 2406. Fol. 102v - 103; БАН. РАИК. № 154. Л. 94 об., 1430 г.; Society of Antiquaries of London. 48. Fol. 100-102v, ок. 1430 г.; Ath. Iver. 1120. Fol. 262-277, 1458 г.; Meteor. Metamorph. 56. Fol. 3v - 7v, 1580 г.; Copenh. Kongelige Bibliotek. 4466. 4o. Fol. 360-361, XVII в.,- здесь К. А. назван иеромонахом; Ath. Xen. 123. P. 153-155, 2-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 230. Fol. 207-207v, ок. 1700 г.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 33v - 35, 1819 г.). Известен также распетый им стих «Достояние Израилю» (Пс 135. 22) в составе полиелея «Раби Господа» 1-го гласа, называемого «Λατρινός» (напр., Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 93; 2622. Fol. 190, XV в.), к-рый содержит, согласно надписанию, «новые аллилуиарии новых авторов» (Athen. Bibl. Nat. 2622. Fol. 186).

Матима (стихира) К. А. прп. Савве Освященному «Преподобне отче, во всю землю» на глас νενανώ (разновидность 2-го плагального (6-го) гласа) встречается в рукописях в версии, «украшенной» прп. Иоанном Кукузелем († до 1341), что свидетельствует об известности и уровне мастерства К. А., а также позволяет приблизительно определить время его жизни (РНБ. Греч. № 126. Л. 226 об.-228, 2-я пол. XV в.; Ath. Iver. 975. Fol. 91, сер. XV в.; Meteor. Metamorph. 44. Fol. 198v, сер. XV в.,- здесь указано, что эта матима поется во все дни памяти преподобных).

В рукописной традиции именем К. А. иногда надписаны аллилуиарии, стихи непорочных, полиелея и антифонов, а также различные матимы (см. список в исслед.: Λιάκος. 2007. Σ. 144-146).

Лит.: Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 315-316; Jakovljević A. Δίγλωσση παλαιογραφία κα μελωδο-ὑμνογράφοι τοῦ κώδικα τῶν ᾿Αθηνῶν 928. Λευκωσία, 1988. Σ. 81-82; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга: Кат. СПб., 1996. Т. 1. С. 624; 1999. Т. 2. С. 487; Χαλδαιάκης Α. Γ. ῾Ο πολυέλεος στὴν βυζαντινὴ κα μεταβυζαντινὴ μελοποιία. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 416-417; Λιάκος Γ. ῾Η βυζαντινὴ ψαλτικὴ παράδοση τῆς Θεσσαλονίκης κατὰ τὸν ιδ´-ιε´ αἰώνα. ᾿Αθήνα, 2007. Σ. 144-146.
А. Халдеакис
Рубрики
Ключевые слова
См.также