КОССКАЯ И НИСИРОССКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Том XXXVIII, С. 280-284
опубликовано: 23 октября 2019г.

КОССКАЯ И НИСИРОССКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Содержание

[Греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κώου κα Νισύρου], епархия К-польского Патриархата. Кафедра находится в г. Кос, митрополичий собор освящен во имя свт. Николая Чудотворца.

История

Кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в г. Кос на о-ве Кос. 1939 г.Кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в г. Кос на о-ве Кос. 1939 г. О-в Кос был заселен в эпоху ранней бронзы (2900-2100 гг. до Р. Х.). В микенский период (1600-1150 гг. до Р. Х.) на территории совр. столицы о-ва Кос существовал город, название к-рого неизвестно. После заселения в XI в. острова дорийцами главным городом стала Астипалея, располагавшаяся недалеко от совр. с. Кефалос. В VII-VI вв. до Р. Х. Астипалея вошла в союз 6 дорийских городов вместе с Книдом, Галикарнасом, Линдом, Камиром и Иалисом (Herod. Hist. I 144). В 546-478 гг. до Р. Х. Косом владели персы, после битвы при мысе Микале (479) остров был освобожден и затем вошел в Первый Афинский морской союз. Кос считался родиной Гиппократа и славился храмом Асклепия. В 366 г. до Р. Х. был основан г. Кос, существующий до наст. времени. Римляне, в 197 г. до Р. Х. завладевшие островом, использовали его как место отдыха и лечения. Кос вошел в рим. пров. Асия, а после реформы Диоклетиана (284-305) - в состав Островной провинции (Provincia Insularum).

Возможно, христианство на Косе ведет начало от ап. Павла, к-рый сделал краткую остановку на острове по пути на Родос (Деян 21. 1). По местному преданию, он проповедовал Слово Божие жителям Коса недалеко от платанового дерева, посаженного Гиппократом. В каталоге апостолов и учеников Христа в сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 17193 (874) говорится, что на о-ве Кос умер ап. Кварт (Esbroeck M., van. Neuf listes d'apôtres orientales // Augustinianum. R., 1994. T. 34. P. 146). В греческом списке апостолов от 70 в ркп. Hieros. Patr. gr. 423 ап. Руф назван одним из избранных членов христианской общины Коса (᾿Εμμανουὴλ (Καρπάθιος). 1968. Σ. 88-89). Близость Коса к берегам М. Азии обусловила раннее распространение христианства на острове. Первый известный из источников Косский еп. Мелифрон принимал участие во Вселенском I Соборе (325). Косская епископия подчинялась Родосской митрополии.

Мозаичный пол базилики на месте зап. терм в г. Кос на о-ве Кос. VI в.Мозаичный пол базилики на месте зап. терм в г. Кос на о-ве Кос. VI в.

В V в. на Косе нек-рое время подвизалась прп. Ксения, после того как покинула Рим. В визант. период в местности Вурина вела отшельническую жизнь прп. Мело, чья память была внесена в календарь К. и Н. м. в 2012 г.

В 648 и 672 гг. Кос серьезно пострадал от нападений араб. флота. В VII в. остров вошел в состав фемы Кивирреоты, в кон. IX в.- в фему Самос, в кон. Х в.- в фему Киклады. В 1080 г. прп. Христодул Латрин основал на Косе в Палео-Пили, на землях, подаренных его учеником Арсением Скинурием, мон-рь Пресв. Богородицы «тон Кастрианон» (τῶν Καστριανῶν, или Панагии Кастриани). Он прожил там примерно 6 лет, а затем переселился на более уединенный Патмос. После захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. Кос стал принадлежать генуэзцам (А. Саввидис считает, что фактически им управлял полунезависимый династ Лев Гавала - Σαββίδης. 2001. Σ. 383-384); после 1224 г. остров временно перешел под контроль никейского имп. Иоанна III Ватаци. В 1258 г. мон-рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе приобрел в качестве подворья мон-рь Спондон (τῶν Σπόνδων) на Косе. На этом же острове, согласно документам архива Патмосского мон-ря 2-й пол. XIII в., существовали еще 3 обители: «в Роще» (рядом с Асклепионом), вмч. Георгия Победоносца (отождествляется с ц. вмч. Георгия в с. Зия) и Христа Спасителя, подаренная мон-рю ап. Иоанна Богослова иером. Никифором Ампелой. В 1283 и 1284 гг. венецианские военные экспедиции на остров были отбиты византийцами с тур. помощью. По меньшей мере до 1290 г. на Косе находился визант. дука. В нач. XIII в. венецианцы на короткое время оккупировали остров. В 1305 г. визант. имп. Андроник II Палеолог предоставил Кос и Лерос во владение генуэзцу Виньоло ди Виньоли, к-рый в 1306 г. заключил соглашение с находившимися на Кипре рыцарями-госпитальерами по завоеванию о-вов Додеканес. В 1306 (или 1307) г. они заняли Кос, но не смогли удержать его. Из источников известно, что в 1309 г. остров находился во владении венецианцев с Крита, к-рые вошли в соглашение с местным греч. населением. Во 2-й раз госпитальеры захватили Кос в 1310 г. и удерживали его до 1317 (или 1318) г., когда остров был освобожден византийцами. Ок. 1325 г. Кос номинально входил во владения правителя Хиоса и Фокеи Мартино Дзакариа, но на самом деле находился под контролем турок-сельджуков. При Андронике II (не позднее 1326) Косская епископия была возведена в ранг архиепископии (Darrouzès. Notitiae. P. 386, 408, 418, 420. N 15, 18, 20, 21). В 1336 или 1337 г. остров был окончательно завоеван госпитальерами, которые использовали его для охраны подступов к Родосу. Во время господства госпитальеров Косские архиепископы не могли исполнять свои обязанности. В 1343 г. Косский архиеп. Иакинф был переведен на Коринфскую кафедру, а Кос вместе с Родосом К-польские патриархи временно передавали под управление разным малоазийским архиереям (в 1369 - митрополита Сидского, до 1387 - митрополита Мирликийского, в 1387 - митрополита Пергийского и Атталийского, в 1393 - митрополита Ставрупольского). Магистр ордена госпитальеров назначал игуменов мон-рей и настоятелей храмов, давал разрешение на строительство и ремонт церквей, разрешал споры между представителями правосл. духовенства и контролировал церковную собственность.

Вскоре после заключения Ферраро-Флорентийской унии К-польский Патриархат решил передать Косскую архиепископию в управление Родосскому митр. Нафанаилу. Когда тот в 1452 г. обратился к великому магистру ордена госпитальеров с просьбой признать его титул, ему ответили отказом, но разрешили 30-дневное пребывание на Косе для рукоположения иереев, диаконов и отправления др. религ. нужд.

В 1523 г. Кос был взят турками. Нек-рая часть населения перешла в ислам, но тайно продолжала исповедовать Христа (т. н. криптохристиане). В 1668 г. на Косе пострадал за веру нмч. Христос из Превезы, в 1669 г.- уроженец острова нмч. Иоанн Навклир (т. е. Боцман). В 1838 г. Косская епископия получила статус митрополии, а митр. Кирилл - титул экзарха Кикладских о-вов. В результате начавшихся в сер. XIX в. в Османской империи реформ (Танзимат) мн. косские криптохристиане смогли вернуться к отеческой вере.

В 1912 г., после поражения турок в итало-тур. войне, Кос, как и др. острова архипелага Додеканес, перешел под контроль Италии. После смерти в 1924 г. митр. Агафангела кафедра 23 года оставалась вдовствующей из-за того, что итальянцы не давали разрешения на прибытие нового митрополита. Их целью было создание автокефальной Церкви на о-вах Додеканес. В это время митрополией управлял протосинкелл архим. Филимон (Фотопулос) в качестве генерального патриаршего эпитропа. В 1933 г. итал. губернатор о-вов Додеканес запретил рукоположение иереев без санкции итал. властей (1-я кандидатура была одобрена только в 1943). Землетрясение 23 апр. 1933 г. серьезно повредило кафедральный собор свт. Николая Чудотворца и митрополичий дворец. Разрешение на строительство нового собора было дано итал. администрацией только в 1937 г., освящение состоялось в 1939 г. В 1937 г. о-в Калимнос был переведен из Леросской митрополии в Косскую, но в 1947 г. снова возвращен в ее состав. После выхода Италии из второй мировой войны в 1943 г. Кос был оккупирован Германией до 1945 г., а после ее поражения попал под протекторат Великобритании, которая в 1947 г. передала эту территорию Греции. В 1947 г. жители Нисироса обратились к К-польскому патриарху с просьбой о включении их острова в состав Косской митрополии, но это обращение не было удовлетворено.

Первым иерархом, рукоположенным после освобождения о-вов Додеканес и включения их в состав Греческого гос-ва, стал Эммануил (Карпафиос), его интронизация совершилась на Косе в 1947 г. Он исполнял свои обязанности до 1967 г. и был известен как автор сочинений по церковной истории и этнографии. В 1965 г. Косская митрополия насчитывала 17 приходских храмов, в к-рых служили 22 священника.

В 2004 г. о-в Нисирос был выделен из состава Родосской и присоединен к Косской митрополии, в связи с чем было изменено название епархии - К. и Н. м. С 2009 г. епархией управляет митр. Нафанаил (Диакопанайотис). Он полностью отреставрировал митрополичью резиденцию и дом престарелых «Святой Нектарий», организовал сбор одежды и раздачу бесплатных обедов для нуждающихся. Была создана мастерская визант. иконописания (Кос) и благотворительные жен. об-ва «Иоанн Навклир» (Кос) и «Святой Никита Нисирский» (Нисирос). Реконструируется здание для размещения Митрополичьего церковного музея. Вместе с археологической службой о-вов Додеканес был отреставрирован ряд памятников: церкви Пресв. Богородицы Синтриани, вмч. Пантелеимона, прав. Анны, свт. Николая Чудотворца «Бедного» (῞Αγιος Νικόλαος ὁ Θτωχός), старый кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца. В 2009-2011 гг. был построен собор исихастирия Пресв. Богородицы «Грозное предстательство», основаны экзокклисионы во имя Додеканесских святых, прп. Антония Великого в Мармари и св. Ипомоны.

В наст. время в епархии действуют 26 приходских храмов, 100 парекклисионов, 16 кладбищенских церквей, 6 церквей при учреждениях, 8 церквей в воинских частях, 4 муж. мон-ря на Косе (Пресв. Богородицы «тон Кастрианон», св. Иоанна Предтечи, Пресв. Богородицы «Грозное Предстательство» и вмч. Мины, прп. Мело), 3 муж. монастыря на Нисиросе (Пресв. Богородицы Спилиани, Пресв. Богородицы Киры, ап. Иоанна Богослова), кафизма в честь Додеканесских святых и женский монастырь свт. Нектария Эгинского на Косе.

Христианские памятники

Баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата на о-ве Кос. V–VI вв.Баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата на о-ве Кос. V–VI вв.На Косе сохранилось значительное число раннехрист. базилик; в 18 проведены раскопки, еще 16 обнаружены археологами. Время их строительства относится к V-VI вв., периоду расцвета острова. Крупнейшей из них является портовая базилика (V-VI вв.) в Косе: 3-нефная (35×22,5 м) с атриумом и баптистерием. К западу от портовой базилики обнаружено, но пока не исследовано здание с апсидой. На фундаментах зап. терм было построено 2 церковных сооружения: базилика А (кон. V в.) с 3 нефами, синтроном, мозаичным полом и базилика В (нач. VI в.) с баптистерием, украшенная проконесским мрамором и мозаиками. Базилика также была возведена на месте центральных терм. Еще одна 3-нефная базилика арх. Гавриила (20,6×12,4 м) расположена близ Коса, она имеет 3 апсиды, нартекс, экзонартекс, диаконник и баптистерий с мозаичным полом.

К V-VI вв. (датировка VII-VIII вв. оспаривается) относится баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата (Кос), построенный рядом с 2 базиликами. Он является одним из самых больших в этом регионе наряду с баптистерием на Родосе, расположенным на участке Хадзиандреу. В средневизант. период баптистерий использовался в качестве храма. Фрески баптистерия со сценами житийного цикла св. Иоанна Предтечи датируются нач. XIII в., а композиция «Успение Пресв. Богородицы» выполнена в кон. XIII - нач. XIV в. Всего археологи обнаружили на Косе 9 баптистериев. Как правило, они представляют собой отдельно стоящие здания. Только в 3-нефной с нартексом базилике на мысе Скандарио (кон. V - нач. VI в.) баптистерий устроен в вост. части сев. нефа. Крыша этой базилики не деревянная, как у др. базилик Коса, а сводчатая; на мозаичных полах изображения зверей, в т. ч. пантер и кабанов.

Базилика св. Стефана близ Кефалоса на о-ве Кос. Между 468 и 554 гг.Базилика св. Стефана близ Кефалоса на о-ве Кос. Между 468 и 554 гг.

Большое число христ. памятников сосредоточено в окрестностях Кефалоса. Двойная базилика св. Стефана (между 468 и 554) расположена на берегу напротив островка Кастри. Обе базилики 3-нефные, с синтронами в алтаре и с мозаичными полами. К большей по размеру южной базилике (22,85×15,5 м) с запада пристроены нартекс и атриум с фиалом, с юго-востока - диаконник. В центральном нефе юж. базилики сохранился фрагмент мраморного амвона. С вост. стороны сев. базилики находится баптистерий. К западу недалеко от базилики св. Стефана была построена малая или погребальная 1-нефная базилика, а в окрестностях Кефалоса - еще 2 базилики: 3-нефные с нартексом и мозаичными полами в Камари и в Яну.

Другая группа памятников расположена в Кардамене: базилика Агия-Феотис (3-нефная с атриумом и мозаичными полами), базилика пресв. Фотина (сер. или 2-я пол. V в.; 3-нефная с нартексом, атриумом, баптистерием (с 2 купелями) и др. пристройками, украшена мозаиками), неисследованная базилика вмц. Варвары. В Зипари находятся 3-нефная базилика ап. Павла с баптистерием и фрагментами мозаик (кон. V в.) и 3-нефная базилика Капама (V-VI вв.) со вспомогательными помещениями с сев. стороны и с баптистерием. Она имела амвон, синтрон и мозаики высокого качества. Большинство церковных сооружений этого периода на Косе - небольшие по размеру 3-нефные стандартные базилики (напр., базилика св. Бессребреников в Андимахии, нач. VI в.).

На Косе сформировалась местная мастерская мозаичистов. Наиболее хорошо сохранился мозаичный ансамбль 3-нефной базилики ап. Иоанна Богослова в Мастихари (ок. 500). Поверхность ее мозаичных полов составляет ок. 400 кв. м. Из-за отсутствия атриума 2 фонтана расположены в нартексе. С сев.-вост. стороны базилики находился баптистерий, с южной - диаконник, состоявший из 3 помещений. В алтаре сохранился синтрон и базы колонн кивория над трапезой. Фрагменты лестницы показывают, что существовали хоры.

Поздневизантийская ц. Воздвижения Честного Креста Господня близ Пили построена над могилой героя Хармила (III в. до Р. Х.). Фрагменты мраморной стои, существовавшей у входа в гробницу, теперь включены в кладку ц. Воздвижения.

От средневизант. и поздневизант. периодов сохранилось незначительное число памятников. Однонефный сводчатый собор монастыря Пресв. Богородицы «тон Кастрианон» кон. XI в. украшен высококачественными фресками (1080-1120). В ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в местности Кардья на Нисиросе уцелели фрагменты росписей кон. XI - нач. XII в. В XIII в. был построен крестово-купольный собор мон-ря Спондон. Однонефная сводчатая ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Зия расписана в кон. XIII в. Освященный в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» храм XI-XII вв. в местности Монагри относится к архитектурному типу вписанного креста и имеет росписи 1-й трети XIII и XV в.

В XV в. в Косе была построена однонефная сводчатая ц. св. Иоанна Предтечи. В конхе апсиды сохранились фрагменты композиции «Видение пророка Иезекииля», довольно редкой в росписи визант. храмов, но неожиданно получившей широкое распространение в декорации церквей Родоса и Коса в кон. XV - нач. XVI в. В 1943 г., когда археологи установили, что ц. св. Иоанна Предтечи находится на месте святилища Афродиты, было решено перенести ее на новое место, в сев.-зап. часть квартала Хора. В 1947 г. митр. Эммануил переосвятил этот храм во имя нмч. Иоанна Навклира.

Лат. господство не оказало значительного влияния на церковную живопись. Росписи XIV в. в ц. св. Таксиархов в Палео-Пили выполнены в русле визант. традиции. В ц. вмч. Георгия Победоносца близ Асфендиу сохранились фрески XV в. Мастер остался верен визант. образцам, зап. влияние прослеживается только в моделировке одежд. В XV в. в Косе также расписаны 3 церкви: свт. Николая Чудотворца «Бедного» (1-й слой 2-я четв. XV в.), Пресв. Богородицы Скоропослушницы (2 слоя: XV в. и нач. XVI в.) и вмц. Екатерины. Авторы этих фресок работали в русле визант. традиции, но не принадлежали к местной мастерской. В плохом состоянии сохранились фрески в ц. равноапостольных Константина и Елены в Косе, И. Коллиас предположительно датирует их XV в. (Κόλλιας. 2006. Σ. 244), а И. Бифа - нач. XVI в. (Μπίθα. 2004. Τ. 1. Σ. 349). Ниже качеством росписи местных художников нач. XVI в., которые также работали на о-ве Калимнос. Этой мастерской выполнен 2-й слой фресок в церквах Пресв. Богородицы «тон Кастрианон» и Пресв. Богородицы Скоропослушницы, 2-й слой росписей в ц. свт. Николая Чудотворца «Бедного», украшены церкви св. Бесплотных сил и прп. Антония Великого в Палео-Пили, свт. Николая Чудотворца в крепости Андимахии и св. Иоанна в Косе. На Нисиросе фрески XV в. сохранились в ц. Св. Троицы в с. Никья.

Епископы Косские

Мелифрон (упом. в 325), Едесот (упом. в 343/4), Иулиан (упом. в 448 и 457), Иоанн (V в.), Аристократ (V в.), Дорофей (упом. в 518), Георгий (упом. в 680/1), Григорий (VIII в.), Константин (упом. в 879), Афанасий (XI в.), аноним (упом. в 1140), Нифонт (сер. или 2-я пол. XII в.), Михаил (упом. в 1267), Исаия (после 1267 - до 1271), Гавриил (упом. в 1271), Нифонт (упом. в 1288 и 1292).

Архиепископы Косские

Герасим (упом. в 1330), Иакинф (упом. в 1343), Никандр (1582-1584), Дионисий (упом. в 1590), Хрисанф (упом. в 1593), Иаков (после 1593-1595), Гавриил (1595-1616), Митрофан (XVI-XVII вв.), Христофор (1616-1624), Антоний (1625-1626), Серафим (1626-1637 или 1638), Иоаким (1638 - после 1652; упоминание об избрании в 1648 архиеп. Космы исследователи подвергают сомнению), Захария (упом. в 1660), Макарий (упом. в 1670-1687), Кирилл (1688-1720), Неофит (1720-1748), Мелетий (1748-1761), Феоклит (1761-1763), Мелетий (1763-1765), Иосиф (1766-1768), Каллиник (1768-1774), Парфений (1774-1790), Захария (1790-1801), Герасим (1801-1838).

Митрополиты Косские

Кирилл (1838-1840, впосл. митрополит Видинский), Синесий (1840-1842), Кирилл (1842-1843, ранее епископ Китрский), Панкратий (1843-1853, иногда ошибочно указывается дата 1845), Кирилл (1853-1867, впосл. митрополит Элассонский), Герман (Кавакопулос) (1867-1876, впосл. митрополит Родосский, Ираклийский, Халкидонский и патриарх К-польский Герман V), Мелетий (1876-1885), Павел (Симеонидис) (1885-1888, ранее епископ Скопельский), Афанасий (Николаидис) (1888-1893), Каллиник (Палеокрасас) (1893-1900, впосл. митрополит Парамифийский и Филиатский), Иоаким (Ваксеванидис) (1900-1908, впосл. митрополит Касторийский), Никодим (Комнинос) (1908-1908, впосл. митрополит Варнский), Агафангел (Архитас) (1908-1924, ранее митрополит Карпафский и Касосский), Павел (1924, не смог занять кафедру из-за запрета итал. властей), Эммануил (Карпафиос) (1947-1967), Нафанаил (Дикеос) (1967-1979), Иезекииль (Цукалас) (1979-1982), Емилиан (Захаропулос) (1982-2004).

Митрополиты Косские и Нисиросские

Емилиан (Захаропулос) (1982-2009), Нафанаил (Диакопанайотис) (с 2009 по наст. время).

Лит.: Κωνσταντινίδης ᾿Ε. ᾿Ι. Κῶ, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1966. τ. 8. Σ. 1224-1225; ᾿Εμμανουὴλ (Καρπάθιος), μητρ. ᾿Εκκλησία Κῶ Δωδεκανῆσου. ᾿Αθῆναι, 1968. τ. 1; Darrouzès. Notitiae. P. 213, 227, 241, 259, 285, 304, 328, 361, 363, 386, 408, 418, 420. N 1-4, 7, 9-10, 13, 15, 18, 20, 21; Fedalto. Hierarchia. P. 210-212; Χατζηβασιλείου Β. Κ. Ιστορία της Νήσου Κω. Κως, 1990; G[regory] T. E. Kos // ODB. Vol. 2. P. 1150; Luttrell A. P. Cos after 1306 // Ιστορία-Τέχνη-Αρχαιολογία της Κω: Α´ Διεθνές Επιστημονικό Συνέδριο, Κως, 2-4 Μαΐου 1997. Αθήνα, 2001. Σ. 401-404; Παπαθεοφάνους-Τσουρή Ε. Οι βυζαντινές τοιχογραφίες δύο μνημείων της Κω: Παναγία των Καστριανών και Ζωοδόχος Πηγή στο Μονάγρι // Ibid. Σ. 359-361; Σαββίδης Α. Τα προβλήματα της μεσαιωνικής ιστορίας της Κω κατά τη Βυζαντινή και τη Λατινική περίοδο εως την Οθωμανική κατάκτηση // Ibid. Σ. 379-384; Σιγάλα Μ. Ζ. Ο ζωγραφικός «πλούτος» του Αγίου Νικολάου του «Θτωχού» στην πόλη της Κω // Ibid. Σ. 445-446; Matteis L. M. de. Mosaici di Cos. Atene, 2004; Μπίθα Ι. Ενδυματολογικές μαρτυρίες, αφιερωτές και βυζαντινές τοιχογραφίες στην Κω // Χάρις Χαῖρε: Μελετές στη μνήμη της Χάρης Κάντζια. Αθήνα, 2004. τ. 1. Σ. 343-349; Κόλλιας Η. Ε. Η Μεσαιωνική πόλη της Κω // Το νόμισμα στα Δωδεκάνησα και τη Μικρασιατική τους περαία: Νομισματοκοπεία, Κυκλοφορία, Εικονογραφία (αρχαίοι - βυζαντινοί - νεώτεροι χρόνοι): Πρακτικά Συνεδρίου της Δ´ Επιστημονικής Συνάντησης, 30 Μαΐου - 2 Ιουνίου 2003. Αθήνα, 2006. Σ. 227-252. [Οβολός; 8]; Ποζιόπουλος Α. Το παλαιοχριστιανικό βαπτιστήριο Επτά Βήματα του Αγίου Ιωάννη στην Κω: Τυπολογικά ζητήματα // ΔΧΑΕ. 2009. τ. 30. Σ. 25-36; Μπρούσκαρη Ε. Συμβολή στην ιστορία και την αρχαιολογία της Κω κατά την παλαιοχριστιανική περίοδο: Η βασιλική του πρεσβυτέρου Θωτεινού στην Καρδάμαινα. Αθήνα, 2011; Δίπτυχα. 2014. Σ. 949-951; http://www.imkn.gr [офиц. сайт Косской и Нисиросской митрополии].
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также