Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КРЫГИН
Т. 39, С. 88-92 опубликовано: 13 февраля 2020г.


КРЫГИН

Степан Васильевич (1832 - 9.03.1900, Москва), архит. В 1841 г. был определен в Московское дворцовое архитектурное уч-ще, окончил его в 1855 г. со званием архитекторского помощника, стал работать архитектором при Московской дворцовой конторе. 28 авг. 1859 г. приказом по Главному управлению путей сообщения и публичных зданий назначен на новоучрежденную должность амурского обл. архитектора в Благовещенск. К. и П. В. Леонтьев (архитектор Приморской обл.) стали первыми профессиональными зодчими Дальн. Востока. Оба занимались проектированием и наблюдением за строительством во всех селениях подведомственных территорий. К осени 1860 г. Благовещенск имел уже Никольскую ц., 59 казенных зданий, 24 частных дома (на 1 янв. 1880 в городе населением 7975 чел. было 920 домов). В 1862 г. по распоряжению военного губернатора Н. В. Буссе К. разработал генеральный план Благовещенска с перспективой расширения городской территории. Согласно проекту, системой перпендикулярных улиц, ориентированных по странам света, город был разбит на прямоугольные кварталы; главные улицы тянулись вдоль Амура. Регулярный план был основным градостроительным документом на протяжении более 40 лет, первоначальная планировка в исторической части города до сих пор сохранилась без изменений.

Ок. 1870 г. К. был командирован на военный пост Хабаровка (c 1880 город, c 1893 Хабаровск) для снятия плана буд. города и постройки губернаторского дома. В 1870 г. в память о своей скончавшейся невесте Евдокии с благословения Камчатского еп. Вениамина (Благонравова) К. за собственный счет построил деревянную ц. в честь Второго пришествия Иисуса Христа и Страшного Суда (Страшносудская) на Вознесенском городском кладбище Благовещенска (освящена 24 июня 1873; не сохр.). Церковь была построена из лиственничного леса, сложенного «в лапу», рассчитана на 100 чел., ее высота c деревянным куполом составляла 16 аршин; в 1882-1883 гг. пристроены трапезная и колокольня.

16 сент. 1870 г. К. подал прошение об отставке и уехал в европ. часть России, однако через 3 года по приглашению военного губернатора Амурской обл. вернулся на прежнюю должность. К. выполнял обязанности инженерного офицера области и безвозмездно - архитектора духовного и др. ведомств. Так, К. наблюдал за постройкой солдатами деревянной церкви в ст-це Иннокентьевской, завершенной в 1861 г. В течение года К. находился в должности городского старосты, после чего в 1876 г. был избран гласным Благовещенской городской думы и официально совмещал обязанности городского и обл. архитекторов, хотя фактически исполнял их с 1859 г. 30 мая 1884 г. уволен со службы по собственному прошению и должен был отправиться в г. Александрополь Эриванской губ. Однако К. вернулся в Москву и занял пост епархиального архитектора, на к-ром трудился до кончины. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

К. отличался большой работоспособностью. Построил в Москве и губернии более 20 церквей, занимался реконструкцией и расширением существующих храмов. В своих проектах в Московской епархии К. обычно ориентировался на стилистику рус. церковной архитектуры царствования имп. Александра II, используя формы рус. и русско-романского стиля, классицизма и композиционные решения, восходящие к образцовым проектам К. А. Тона. Только в ряде проектов 90-х гг. XIX в. К. использует московско-ярославский стиль в духе узорочья XVII в. Его главный проект, Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского мон-ря, в основном предвосхищает монументальный историзм 10-х гг. XX в. Расширяя храмы, К. стремился не вносить диссонирующие элементы в архитектуру предшествующих эпох, проявив себя мастером стилизации.

Собор в честь Вознесения Господня в Крестовоздвиженском Иерусалимском мон-ре. 1890–1896 гг. Фотография. 2001 г.
Собор в честь Вознесения Господня в Крестовоздвиженском Иерусалимском мон-ре. 1890–1896 гг. Фотография. 2001 г.

Собор в честь Вознесения Господня в Крестовоздвиженском Иерусалимском мон-ре. 1890–1896 гг. Фотография. 2001 г.
В Москве К. вел работы (1888-1898?) в Крестовоздвиженской ц. при Ямских уч-щах после смерти автора ее проекта архит. Д. А. Гущина. По красной линии улицы К. поставил приземистую квадратную в плане 2-ярусную колокольню (1891), устроил под ней склеп, расширил церковь (здания уч-ща и церкви в советское время снесены). В 1888-1889 гг. по проекту К. была увеличена площадь Знаменской ц. в Переяславской слободе (2-й Крестовский пер., 17), построенная в стиле барокко (1757-1765). В архитектуре поздних приделов и пристроек к церкви К. последовательно и точно воспроизвел первоначальные барочные формы, включая оконные наличники в стиле аннинского барокко, что позволяет воспринимать здание как единое целое. К. стал автором проекта ц. Усекновения главы cв. Иоанна Предтечи в с. Братееве (ныне в черте Москвы; не сохр.). Храм был построен в 1890-1893 гг. на месте деревянного в русско-визант. стиле. По проекту К. был расширен деревянный шатровый храм во имя свт. Тихона Задонского на Ширяевом поле в Сокольниках (построен в 1875-1876 по проекту архит. А. А. Семёнова в фольклорном варианте рус. стиля), пристроены приделы кн. равноап. Ольги и прп. Серафима Саровского (освящен ок. 1906). Крестообразный в плане основной объем был окружен галереей с сохранением прежней стилистики. К. возвел новый корпус и надстроил кельи в Высокопетровском мон-ре (1891-1893; ул. Петровка, 28), стилизованные в формах московско-ярославского стиля и удачно сочетающиеся с кельями XVII в.

Церковь мучеников Флора и Лавра в с. Старофлоровский Ям. 1891–1898 гг. Фотография. 2008 г.
Церковь мучеников Флора и Лавра в с. Старофлоровский Ям. 1891–1898 гг. Фотография. 2008 г.

Церковь мучеников Флора и Лавра в с. Старофлоровский Ям. 1891–1898 гг. Фотография. 2008 г.
Один из первых реализованных проектов К. в Подмосковье - ц. мучеников Флора и Лавра в с. Старофроловский Ям (Ст. Ям, ныне Ям в городском окр. Домодедово Московской обл.). По проекту 1852 г. (архит. Н. Н. Елагин) к каменному храму 1819 г. была пристроена обширная трапезная с Петропавловским и Никольским (1860) приделами, в 1855 г.- связанная с ней колокольня. Работы продолжились после 1888 г., когда митр. Иоанникию был представлен новый план перестройки храма, составленный К., согласно к-рому храм «с внешней стороны будет много величественнее». Экономичный проект предусматривал вместо строительства нового основного объема храма использовать здание трапезной. Старый холодный храм в 1889 г. разобрали, а трапезную c 1891 г. реконструировали: были подняты стены, выведены более высокие своды с центральным световым барабаном, для его опоры поставили 4 каменных столба. Основные работы были завершены к 1893 г. с устройством правого, Никольского придела. В 1898 г. пристроили 3 апсиды, близкие в плане к трапециям. 12 июля 1898 г. был освящен левый придел во имя апостолов Петра и Павла, а 23 авг.- главный престол во имя мучеников Флора и Лавра. Перестроенная церковь вмещала до тысячи верующих. Архитектура храма напоминает московскую ц. свт. Василия Кесарийского на 1-й Тверской-Ямской ул. после реконструкции, проведенной в 1883 г. архит. Гущиным. Храм представляет собой оригинальное сочетание композиции в стиле позднего классицизма и эклектичной декорации, в которой представлены элементы рус. стиля, преимущественно в тоновской интерпретации, и классицистические детали. Четырехстолпный крестово-купольный храм из кирпича с вкраплениями из белого камня стоит на сводчатых подвалах. Монументальный приземистый четверик венчают крупный центральный и 4 малых глухих барабана со шлемовидным покрытием, завершенные барабанчиками с луковичными главками. Барабаны прорезаны полуциркульными проемами, оформленными полуколонками, центральный украшен фронтонами. Основной объем декорирован полуколонками, оконные проемы оформлены тоновскими наличниками с дентикулами в стиле XVI-XVII вв. Трехъярусная колокольня оформлена также полуколонками, поясами ширинок, дентикулов и поребрика, раскрепованными карнизами и филенками и завершена шатром. В 1937 г. храм закрыли, в 1940 г. была разобрана колокольня. С 1990 г. велось восстановление храма, колокольня воссоздана.

В 1888-1890 гг. К. перестроил и расширил 10-престольный Спасский собор Влахернского мон-ря (1798-1818, 1843-1850): в частности, между ним и колокольней (1884-1886; архит. Н. В. Никитин) была возведена 2-светная трапезная. Ее нейтральная классицистическая отделка соответствует облику собора и не диссонирует с обильным эклектичным декором колокольни. В 1888-1891 гг. к Покровской ц. в Авдулове (1762; совр. Ступинский р-н) под рук. К. был пристроен придел во имя арх. Михаила, поставлена монументальная 4-ярусная колокольня, декорированная в духе эклектики, и сооружена трапезная в 3 оси, оформленная в классицистической традиции.

В 1889-1895 гг. в с. Еганове (совр. Раменский р-н) К. построил каменную Покровскую ц. в рус. стиле, по композиции воспроизводившую самый распространенный образцовый проект Тона (церковь в имении Синявиных) из альбома 1838 г. Основной объем - кубический четверик, завершенный луковичной главой; к нему были пристроены 5-гранная апсида и чуть меньшая по высоте, но более широкая трапезная в 3 оси с 2 теплыми приделами. Трехъярусная колокольня венчалась невысоким 8-гранным кирпичным шатром с главкой. По проекту К. была построена в рус. стиле Христорождественская ц. на Подболотском погосте (ныне с. Тимоново Дмитровского р-на, 1890-1896). Композиция церкви в значительной степени повторяет храм в с. Еганове, однако более развита по поперечной оси.

Трапезная и колокольня ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Пересветове (совр. Дмитровский р-н), перестроенные в 1889 г. по проекту К., представляют собой пример стилизации в формах классицизма, что сохранило гармонию в облике классицистического храма 1820-1825 гг. Надстроенная колокольня приобрела вид башнеобразного монументального сооружения из 4 квадратных ярусов, увенчанного шпилем. Вероятно, в то же время К. перестроил трапезную, в объем к-рой в значительной степени был включен 1-й ярус колокольни. Трехчастная трапезная с Никольским и Предтеченским приделами, близкая в плане к квадрату, была по площади больше, чем основной объем храма. Здания имели суховатую графичную отделку (рамочные профилированные наличники полуциркульных оконных проемов, горизонтальный руст). Боковые фасады храма и основание колокольни украшали пилястровые тосканские портики.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Трехсвятском. 1889–1910 гг. Фотография. 2007 г.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Трехсвятском. 1889–1910 гг. Фотография. 2007 г.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Трехсвятском. 1889–1910 гг. Фотография. 2007 г.
Казанская ц. в с. Трёхсвятском (совр. Дмитровский р-н) строилась c 1889 г. по проекту К. попечением свящ. Николая Крылова путем постепенной замены отдельных частей прежнего здания. В 1891 г. было окончено строительство теплой трапезной с Трехсвятским и Ильинским приделами и колокольни, а в 1910 г. достроен холодный храм. Трехчастный 4-столпный храм относится к крестово-купольному типу. К кубическому основному объему с боковыми входами, завершенному массивным световым барабаном (аналогичным завершению Флоро-Лаврской ц. в с. Ям), примыкают с востока полуциркульные в плане массивная центральная и 2 боковые апсиды, с запада - протяженная, в 4 оси, 2-столпная трапезная и 3-ярусная колокольня над притвором. Отделка храма не имеет отчетливо выраженной стилистики и включает элементы рус. стиля и классицизма. Объемно-пространственное решение колокольни характерно для классицизма, в числе элементов ее декора - раскрепованные карнизы, пояса дентикулов и консолей, аркатурно-колончатый пояс. На красно-кирпичном фоне стен выделяются беленые и белокаменные детали.

Самым значительным проектом К. стало возведение соборного храма Вознесения Господня (1890-1896) Крестовоздвиженского и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери жен. мон-ря в с. Лукине (ныне деревня в городском окр. Домодедово). В 1889 г. К. разработал проект, весной 1890 г. состоялась закладка собора, 3 престола храма были освящены в 1896 г. Собор наряду с ранее построенным Преображенским собором в Николо-Угрешском мон-ре (1880-1894; архитекторы Б. В. Фрейденберг, А. С. Каминский) открыл ретроспективное направление в архитектуре монументальных храмов в рус. стиле, ориентированных на Успенский собор Московского Кремля. Храм построен из красного кирпича с применением беленых и белокаменных деталей. Квадратный в плане, без апсид, 4-столпный, 5-главый, 2-светный, крестово-купольного типа, он поднят на высокий этаж подклета. В зап. притворе расположены хоры. Стены разделены на 3 прясла лопатками с филенками и завершены полукружиями закомар, причем центральные прясла боковых фасадов выделены в качестве ризалитов. Ритму закомар соответствуют полуциркульные оконные проемы барабанов, разделенные аркатурно-колончатым пояском, причем крупномасштабные окна 2-го света находятся в тимпанах закомар. Оконные проемы барабанов оформлены сдвоенными 3/4-ными колонками с муфтами и кубоватыми капителями, углы здания - мощными лопатками с декоративными поясами консолей и поребрика и аналогичными колонками. Такими же колонками декорированы 3 крыльца, имеющие трапециевидные фронтоны. В основании центральной луковичной главы расположен пояс полуциркульных кокошников, малые главы были декоративными. Храм украшен более сдержанно по сравнению с московско-ярославской стилистикой храмов времени царствования имп. Александра III.

Церковь Нерукотворного образа Спасителя в совр. дер. Б. Свинорье Новомосковского адм. окр. Москвы (проект 1890; строительство 1892-1895) представляет единственную постройку К., сохранившую не только внешние формы, но и интерьер. Церковь в рус. стиле XVII в. из красного кирпича имеет традиц. 3-частную схему и состоит из расположенных по продольной оси квадратного в плане притвора, над к-рым выстроена колокольня, пониженной, но широкой трапезной и основного объема - 2-светного четверика, увенчанного глухим, широко расставленным, луковичным пятиглавием с примыкающей к нему трапециевидной в плане алтарной апсидой. Бесстолпный основной объем перекрыт глухим 8-дольным сомкнутым сводом. Трапезная с приделами свт. Николая (северный) и Казанской иконы Божией Матери (южный) соединена с колокольней в 3 яруса, к-рую венчает 8-гранный ярус звона и невысокий кирпичный шатер с рядом ложных слухов. В центральный объем ведут 2 крыльца на кувшинообразных столбах с нишами-киотами. Наружный декор здания более наряден, чем в др. постройках К.: на красно-кирпичных стенах контрастно выделяются беленые ряды поребрика и ширинки во фризе, кокошники, дентикулы. Оконные наличники 2 типов стилизованы под XVII в., как и открытые боковые крыльца на кувшинообразных столбах. Наличники окон 2-го света завершены 3-частными килевидными кокошниками. Основания барабанов также украшены килевидными кокошниками. Углы оформлены рустом (1-й ярус) и пучками колонн (2-й ярус). Основной, светлый объем храма контрастирует с разделенной на пространственные ячейки трапезной. В советское время церковь не закрывалась; сохранилась поновленная в 70-х гг. XX в. живопись, уцелели обильно украшенные резьбой золоченые иконостасы в стиле узорочья XVII в.: центральный в 4 яруса и боковые в 2 яруса.

Церковь Нерукотворного образа Спасителя в дер. Большое Свинорье. 1892–1895 гг. Фотография. 2006 г.
Церковь Нерукотворного образа Спасителя в дер. Большое Свинорье. 1892–1895 гг. Фотография. 2006 г.

Церковь Нерукотворного образа Спасителя в дер. Большое Свинорье. 1892–1895 гг. Фотография. 2006 г.
В 1892-1894 гг. по проекту К. на средства купца Ф. Н. Самойлова была расширена и перестроена трапезная ц. Рождества Христова в с. Ямкине (1818-1826; cовр. Ногинский р-н). Обширная трапезная в 4 оси, почти троекратно превышавшая по площади основной объем храма, включала Казанский и Пятницкий приделы с небольшими алтарными апсидами. Сдержанная отделка ее фасадов с элементами эклектики не вносит заметный диссонанс в классицистический облик храма-ротонды и 4-ярусной колокольни.

Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Ивановском. 1897–1903 гг.
Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Ивановском. 1897–1903 гг.

Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Ивановском. 1897–1903 гг.
Никольская ц. в с. Сидоровском (совр. Одинцовский р-н), 5-главый храм с трапезной и шатровой колокольней, была построена в 1680 г. В 1895-1898 гг. по проекту К. трудами настоятеля свящ. Иоанна Муравьёва и старосты А. И. Болховитина была выстроена трапезная с приделами Боголюбской иконы Божией Матери (южный) и блгв. кн. Александра Невского (северный), в церкви был установлен новый, 5-ярусный иконостас с позолотой и изящной резьбой.

В 1897 г. К. составил проект нового храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Ивановском (совр. городской окр. Черноголовка), расположенного рядом с деревянным. В процессе строительства, завершенного в 1903 г., проект был переработан. Композиция церкви стала более сложной, чем в др. постройках К., в ее основе - храм типа восьмерик на четверике, соединенный высокими арками с помещениями квадратной в плане трапезной и приделов. Кубический основной объем и приделы завершены с востока крупными полуциркульными в плане апсидами. Нетрадиционный для К. богатый и пластичный декор включает кокошники, ширинки, поребрик. Венчающий церковь 8-гранник с мощными килевидными кокошниками близок к колокольням XVII в., но завершен он не шатром, а массивной стоговидной главой. Колокольня, кроме 1-го яруса, оставалась недостроенной. В интерьере боковые компартименты сливаются с повышенным центром, образуя крещатое, хорошо освещенное пространство.

Часть церковных зданий, построенных или реконструированных К., была уничтожена после 1917 г.: колокольня и трапезная усадебной ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в с. Городищи (ныне дер. Городище Клинского р-на; 1888-1892); в с. Дарна (Воздвиженское) Звенигородского у. временный храм во имя апостолов Петра и Павла (1893); ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в Ивановском-на-Ламе погосте (ныне урочище Ивановский Погост близ дер. Шубино Лотошинского р-на; 1895); Троицкая ц. в с. Козине, ныне Одинцовского р-на (1895); усадебная ц. cвт. Николая Чудотворца (Спаса Нерукотворного?) в с. Никольском (совр. Можайский р-н; 1895); трапезная ц. прор. Илии на Ильинском погосте на Катыше (ныне урочище Ильинский Погост близ дер. Поповка Солнечногорского р-на; 1896).

К. мог быть автором неск. проектов церквей Преображения Господня в с. Слядневе (совр. Волоколамский р-н) - кирпичной одноглавой церкви в рус. стиле с трапезной и колокольней; трапезной с престолами свт. Алексия, митр. Московского, и свт. Николая Чудотворца (1894-1898) при Успенской ц. в с. Липитине (совр. Ступинский р-н); трапезной с приделами свт. Николая Чудотворца (правый) и преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского, а также 3-ярусной колокольни при ц. Гребневской иконы Божией Матери в с. Одинцове (ныне город, Можайское ш., д. 72; 1896-1898); Казанской ц. в имении Поречье (совр. г. Звенигород, пос. Санаторий Поречье; 1896-1900). Предполагается участие К. в перестройке 2 старинных храмов и часовни за пределами Московской губ.: в 1895 г.- ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Ликине (совр. Судогодский р-н Владимирской обл.; построена в 1784-1787), в 1896 г.- ц. в честь Преображения Господня в г. Плёс (ныне Ивановской обл.; 1840-1849).

Лит.: Фрязинов В. Н., свящ. Храм Вознесения Господня в Крестовоздвиженском Иерусалимском жен. мон-ре. М., 1896; ЗМВЭМН. 1998. С. 147-148; Памятники архитектуры Московской обл. М., 1998. Вып. 1. С. 195-196, 209-210, 262-264; 1999. Вып. 2. С. 271; 1999. Вып. 3. С. 173-174; 2009. Вып. 4. С. 66-67, 144-145, 162; Крадин Н. П. Первые профессиональные архитекторы Приамурья // 250 лет Московской архитектурной школы: Мат-лы науч. конф. М., 20002. С. 97-100; он же. Зодчие Хабаровска (1858-2013). Хабаровск, 2013. С. 15-17, 233-234; Становление и утверждение Православия на Дальнем Востоке от первопроходцев до наших дней. М., 2011. С. 295-296.
Свящ. Александр Берташ
Ключевые слова:
Архитекторы российские Церковная архитектура. Храмы (Россия) Крыгин Степан Васильевич (1832-1900), русский архитектор
См.также:
ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 (1760?) - 1814), рус. художник и архитектор
ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808 - 1862), архит., один из основоположников национального направления в рус. архитектуре
КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738-1812), рус. архит. эпохи классицизма
КАМИНСКИЙ Александр Степанович (1829-1897), рус. архитектор
АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий