КУЗЬМИН
Том XXXIX, С. 270-273
опубликовано: 26 февраля 2020г.

КУЗЬМИН

Роман Иванович (30.09.(?)1809 (1810, 1811?), Николаев Херсонской губ. (?) - 12.11. 1867, С.-Петербург), архит. В 1826 г., по окончании Николаевского артиллерийского уч-ща, был послан в С.-Петербург в АХ, где обучался на средства Черноморского департамента. В 1832 г. награжден золотой медалью 2-й степени за проект семинарии и выпущен из академии в звании художника 14-го класса. Оставленный при академии «для усовершенствования в архитектурных художествах» успешно выполнил программу на большую золотую медаль. Весной 1834 г. выехал в качестве пенсионера АХ за границу. Задержавшись в Греции почти на 2 года, К. одним из первых русских архитекторов исследовал памятники античности (делал обмеры и проекты реставрации). Результатом работы стал увраж «Храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе», изданный в Риме в 1837 г. Большое значение для дальнейшего творчества К. имело его знакомство с византийской архитектурой - зарисовки и обмеры нескольких греческих средневековых храмов в Афинах и в Нафплионе. Последующие 4 года пенсионерской поездки К. провел в Италии, изучая древнеримские памятники. Представленный в сент. 1840 г. Совету АХ проект реставрации форума Траяна послужил основанием для присвоения К. звания академика. В 1841 г. за «Проект Медико-хирургической академии» был удостоен звания профессора.

В нояб. 1841 г. К. получил место архитектора Гофинтендантской конторы в Мин-ве имп. двора. Придворное ведомство стало основным местом службы К. Он начал карьеру в 7-м чине, а завершил в 4-м, действительным статским советником, старшим архитектором и начальником чертежной. В первые годы службы К. заведовал «строительной частью» Таврического и Летнего дворцов, Адмиралтейской и Кленовой аллеями, домиком Петра I, Летним садом и комплексом домов Гофинтендантской конторы на углу Фонтанки и Б. Невы. С нояб. 1845 г., после смерти старшего архитектора конторы Л. И. Шарлеманя, К. были дополнительно поручены Елагиноостровский дворец с павильонами и со службами, «Петергофские иллюминационные строения», Дворцовый запасной дом (Дворцовая набережная) и комплекс строений по Воскресенскому проспекту и Шпалерной ул. Обязанностями К. были составление проектов и смет по текущим и капитальным ремонтам, перестройки и новое строительство, наблюдение за производством работ, составление отчетности, присмотр за занятиями младших архитекторов и учеников. После упразднения в 1851 г. Гофинтендантской конторы и передачи заведования с.-петербургскими дворцами Придворной конторе К. был поручен (1854) общий надзор за строительной частью (кроме Зимнего и пригородных дворцов). С 1854 г. К. являлся также членом Общего присутствия Департамента рассмотрения проектов и смет, а с 1866 г.- членом ученого комитета Мин-ва путей сообщения. Первыми работами в С.-Петербурге для Гофинтендантской конторы были проектирование и возведение дома придворного духовенства на Шпалерной ул., 52 (1842), нового придворно-служительского дома на Сергиевской (ныне ул. Чайковского, 2) (1843-1847), а также перестройка дома на Шпалерной ул., 35 (1843-1844).

В эпоху эклектики К. в проектах рационально совмещал разнообразие художественных форм прошлого, сохраняя чистоту стиля или интерпретируя исторические прообразы. Зодчий одинаково свободно использовал романский и визант. стили, готику, ренессанс, барокко, рококо. При проектировании К. всегда ставил на 1-е место создание ясного архитектурного образа буд. постройки; обладая тонким вкусом и чувством меры, не перегружал фасады и интерьеры зданий лишним декором.

Собор во имя ап. Павла в Гатчине. 1846–1852 гг. Фотография. 2014 г.Собор во имя ап. Павла в Гатчине. 1846–1852 гг. Фотография. 2014 г.

В 1844 г. К. исполнил проект и начал постройку небольшого особняка с зимним садом для кн. Л. В. Кочубея на Сергиевской ул., 30 (закончен Г. А. Боссе в 1846-1849), фасад которого решен в формах безордерного неоренессанса; спроектировал новый футляр над домиком Петра I и начал постройку ц. Покрова Пресв. Богородицы над могилой кнг. М. И. Кочубей в Троице-Сергиевой пуст. (не сохр.). Церковь служила примером исторического ретроспективизма, главным признаком которого является ориентация на узнаваемый архитектурный прототип. За основу проекта церкви К. взял эскиз, предложенный франц. архит. Г. Горо (завершил строительство и отделку церкви Боссе в 1846-1863). Образцом для храма был выбран флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре. «Срезав» архитектурные объемы, окружающие подкупольное пространство собора, зодчий оставил фактически один купол на 8-гранном основании, при этом огромная базилика преобразилась в небольшой притвор, а сложный по структуре венок капелл - в невысокие алтарную апсиду и 2 пристройки. О прихотливой инкрустации фасадов флорентийского собора цветным мрамором напоминал геометрический узор, выложенный серым шотландским камнем на красно-кирпичных стенах Покровской ц. Этим же камнем были оформлены сложный профилированный карниз, перспективный портал, обрамление окон-тондо и 3/4 колонки по граням октагона.

В 1844-1856 гг. К. руководил работой по перестройке Гатчинского дворца. По проектам зодчего были разобраны до фундаментов старые, времен имп. Павла I боковые каре и на их месте с сохранением прежнего плана возведены новые, 2-этажные с антресолями (в Кухонном каре внешние стены были частично сохранены). При перестройке Кухонного каре располагавшаяся здесь ранее дворцовая церковь была перенесена и стала занимать помещения на 2-х этажах: в нижней части находилась ризница, из вестибюля 2 полукруглые лестницы вели в церковный зал, оформленный К. в излюбленном им неоренессансном стиле. Интерьеры украшали лепнина (П. Дылев), живопись (П. М. Шамшин), росписи по стеклу (А. Ф. Перниц). По велению имп. Николая I ребра возведенного над алтарной частью купола были позолочены. Церковь была освящена 21 мая 1849 г. протопр. В. Б. Бажановым во имя Св. Троицы.

К. с 1846 г. вел строительство гатчинского собора во имя ап. Павла, место для которого было выбрано имп. Николаем I как центр новых кварталов в восточной части города. Величественный квадратный в плане храм является прекрасным образцом направления русского стиля, родоначальником которого был архит. К. А. Тон. Храм спроектирован по воле императора стилистически близко к соборам Петергофа и Царского Села, построенным Тоном, и особенно ценен после их утраты в 30-х гг. XX в. Национальные истоки рус. зодчества проявились как в конструкции (церковь крестово-купольная, 5-главая, с позакомарным покрытием), так и в декоре. К. широко использовал элементы, свойственные др. стилям и эпохам: окно-«роза» (готика), пилястры коринфского ордера (классицизм), барельефы в тимпанах (барокко) и др. Благодаря резному иконостасу из кипариса интерьер напоминает византийские храмы. Собор был освящен 29 июня 1852 г., боковые престолы - во имя равноапостольных Константина и Елены и во имя св. Марии Магдалины.

Церковь во имя вмч. Димитрия Солунского в С.-Петербурге. 1861–1866 гг. Фотография. Нач. ХХ в.Церковь во имя вмч. Димитрия Солунского в С.-Петербурге. 1861–1866 гг. Фотография. Нач. ХХ в.

К. спроектировал иконостасы для новой посольской церкви в К-поле (1844), для Спасского староярмарочного собора в Н. Новгороде (1845-1846), для посольской церкви в Афинах (1845-1846), для домовой церкви кнг. В. П. Бутера ди Радали в Палермо (1845-1846, в 1878 вывезенный с виллы иконостас был установлен в ц. вмц. Варвары в Веве, Швейцария). Почти все - заказы Мин-в имп. двора или иностранных дел. Также в 40-х гг. XIX в. К. создал проекты 2 церквей, постройку которых не удалось подтвердить документально, как и найти чертежи,- проект церкви в имении тайного советника Л. Г. Сенявина (1846-1847) и проект храма «в южный край Армении», созданный архитектором по просьбе католикоса Нерсеса I, приезжавшего в С.-Петербург в 1843 г. Неясна роль К. и в устройстве посольской церкви в Афинах. Наиболее вероятно, что, согласно поручению МИД, им был подготовлен проект церковного здания, но из-за нехватки средств было решено восстановить древнюю визант. ц. Св. Троицы (Сотира Ликодиму) (XI в.) в Афинах, к-рая была передана греч. правительством России в 1847 г. Тогда же К. создал проект ее реставрации и устройства в ней посольского храма.

В 1852-1855 гг. К. расширил 2 приделами кронштадтский Андреевский собор и сделал для него проект 3 иконостасов. После разборки сев. и юж. портиков на их месте к зданию были пристроены боковые объемы, что сделало его крестообразным в плане и увеличило площадь. Вместо скромного иконостаса по проекту А. Д. Захарова К. спроектировал новый - многоярусный и богато украшенный резьбой. 19 и 30 марта 1855 г. престолы были освящены во имя апостолов Петра и Павла и в честь Покрова Пресв. Богородицы. В те же годы К. создал проект иконостаса для рус. посольской церкви в Париже, арендовавшей тогда частный дом на ул. Берри.

Совместно с К. К. Андерсоном К. в 1858 г. участвовал в проектировании необарочного фасада дома Т. В. Тарасовой в 1-й роте Измайловского полка (ныне 1-я Красноармейская ул., 3). Одновременно он создал проект одного из самых значительных доходных домов С.-Петербурга, построенных в стиле «второго барокко»,- дома коммерсанта И. О. Утина между Конногвардейским бульваром, 17 и Галерной ул., 20. В 1863 г. за этот проект К. был избран членом-корреспондентом Парижской АХ (Петров П. Н. Архитекторы из Черноморских пансионеров // Зодчий. 1875. № 6. С. 79-80). Впервые в С.-Петербурге здание было завершено мансардным этажом. Фасады дома Утина служили образцом целому поколению зодчих сер. XIX в.

Церковь в честь Воскресения Христова в с. Ст. Ольшанка. Фотография. 2012 г.Церковь в честь Воскресения Христова в с. Ст. Ольшанка. Фотография. 2012 г.

В 1859 г. греч. посольству в С.-Петербурге выделили участок (совр. адрес: Лиговский проспект, 6) для постройки собственного храма - вмч. Димитрия Солунского (Греческого). Проект в исторически точных визант. формах было предложено сделать К. Строительство церкви и 2 домов для причта велось с 1861 по 1866 г. (не сохр.). Храм был освящен митр. Исидором (Никольским) 31 сент. 1865 г. Одноглавая, с низким сферическим куполом, крестообразная в плане, с гранеными ветвями креста, перекрытыми конхами (вост. ветвь - апсида), со звонницей над притвором, церковь напоминала памятники средневек. Греции. Привнесение в проект романских элементов, жесткость прорисовки отвечали духу эклектики. Прекрасная акустика, оригинально продуманное освещение, живопись по византийским образцам (Шамшин) и орнаменты выполнены восковыми красками К. Л. Брамсоном, к-рыми полностью были покрыты стены и своды, произвели огромное впечатление на современников. Этот первый в С.-Петербурге храм в «археологическом» визант. стиле стал прототипом для мн. др. церквей, возводившихся по всей России в этом популярном с 70-х гг. XIX в. направлении.

Последней из работ К. в С.-Петербурге была часовня блгв. кн. Александра Невского (1866-1867; не сохр.) у ограды Летнего сада, на месте покушения Д. В. Каракозова на имп. Александра II. Архитектурные формы часовни близки к неоренессансу и классицизму, в декоре использованы барочные элементы. Тактичный выбор исторических прототипов (в отличие от проектов других архитекторов, предлагавших для часовни рус. стиль) позволил удачно вписать постройку в одну из самых красивых набережных Невы. В честь того же события - чудесного избавления императора от смерти 4 апр. 1866 г.- в центре Гатчины напротив городского госпиталя в 1867-1868 гг. была построена по проекту К. каменная шатровая часовня во имя преподобных Иосифа, Георгия и Зосимы (не сохр.).

Кафедральный собор во имя Александра Невского в Париже. 1859–1861 гг. Фотография. Нач. ХХ в.Кафедральный собор во имя Александра Невского в Париже. 1859–1861 гг. Фотография. Нач. ХХ в.Среди многочисленных построек по проектам К.- доходные дома, загородные дачи, храмы и часовни, в т. ч. ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Югостицы-Сватовицы (ныне дер. Югостицы Лужского р-на Ленинградской обл.; 1853-1859) и ц. св. Иоанна Предтечи в принадлежавшей потомкам Ивана Сусанина дер. Коробово Костромской губ. Церковь в Югостицах-Сватовицах, возведенная в имении кнг. Е. П. Белосельской-Белозерской, урожденной Бибиковой, построена, как и собор в Гатчине, в т. н. тоновском направлении рус. стиля. Композицией архитектурных объемов четверика и его 5-главого завершения, а также формой куполов (приплюснутая луковичная с ребрами, к-рые делят поверхность куполов соответственно граням барабанов) церковь почти повторяет гатчинский собор, отличаясь от него только скромностью декора фасадов. Первоначальный проект каменной церкви в Коробове (1853) с шатровыми завершениями основного объема и колокольни отличался от югостицкого храма богатым декором, заимствованным зодчим из арсенала древнерус. архитектуры. В связи с Крымской войной проект был заменен другим, также в рус. стиле, но предполагавшим строительство в более дешевом материале - дереве (1854-1855, сгорела в 1936).

В архитектуре и планировке ц. Воскресения Христова в с. Ольшанка (Ст. Ольшанка, ныне Красное Знамя Уваровского р-на Тамбовской обл.) К. совместно с худож. К. А. Молдавским повторил структуру иерусалимской ротонды Воскресения Христова, а в основных геометрических фигурах, заложенных в проекте (шестиугольник и треугольник в плане и центральный 12-гранный барабан), воплотил христ. символику церковной архитектуры.

Наиболее известные работы К. вне С.-Петербурга - Русская церковь в Париже (1859-1861, совместно с И. В. Штромом) и Рязанский вокзал в Москве (1863). В проекте церкви удачно объединены рус. и западноевроп. формы, причем последние играли не подчиненную, а равную по значимости роль. Учитывая специфику заказа (посольский храм), необходимость выразить «русский характер» постройки, К. взял за основу визант. крестово-купольную конструкцию и завершил церковь 5 шатрами с маковками - наиболее узнаваемыми чертами древнерус. архитектуры. Внешним обликом нижней части храма парижская церковь соответствовала закономерностям романского стиля (ясные пропорции, скупость декора на фасадах, приводящая к впечатлению крепостной суровости и аскетичности, редкие окна, подчеркивающие массивность стен, четкое сопряжение отдельных объемов в устойчивое целое, полукруглые апсиды ветвей креста, напоминающие венок капелл вокруг алтарей западноевроп. храмов). Т. о., церковь органично вписалась в архитектурный ландшафт Парижа. 30 авг. 1861 г. она была освящена во имя блгв. кн. Александра Невского; 1 февр. 1863 г. на нижнем этаже храма был освящен престол во имя Св. Троицы.

В 1845 г. К. был приглашен архит. Тоном замещать его в периоды отсутствия в архитектурном классе АХ. Он безвозмездно вел занятия с учениками, принимал экзамены и присутствовал в Совете академии на протяжении 4 лет, но так и не был принят в штат. Как один из опытнейших практиков, К. часто выступал в качестве эксперта на стадии проектирования или в случаях предаварийной ситуации на стройке. Так, он состоял в комиссиях по Николаевскому дворцу, Дому гос. имуществ, свидетельствовал работы в Публичной б-ке, во Владимирском соборе в Киеве и т. д. Имея в подчинении штат многочисленных младших архитекторов, помощников и учеников, К. способствовал их профессиональному росту. Под рук. К. начинали творческий путь или работали долгие годы известные впосл. архитекторы Э. И. Жибер, Н. П. Гребёнка, М. И. Эппингер, Штром, Г. Ф. Гросс, А. К. Кольман. Все они считали себя его учениками.

Ист.: РГИА. Ф. 218, 469, 470, 472, 486, 491, 789, 796, 797; ЦГИА СПб. Ф. 513; ЦГА ВМФ. Ф. 84, 326, 1096.
Лит.: Петров П. Н. Описание греческой посольской церкви св. вмч. Димитрия Солунского в С.-Петербурге. СПб., 1865; Туренский И. Кронштадтский Андреевский собор: Его история и описание. СПб., 1906; Хомутецкий Н. Мат-лы к биографиям архит. С. Л. Шустова и Р. И. Кузьмина // Архит. наследство. Л.; М., 1955. Вып. 7. С. 204-214; Рыженко И. Э. Гатчинская дворцовая церковь // Гатчина: Имп. дворец: Третье столетие истории. СПб., 1994. С. 432-435; Яковлев Н. А. Дом, споривший с дворцом // Основателю Петербурга: Мат-лы конф. к 300-летию основания С.-Петербурга. СПб., 2003. С. 96-102; он же. Кузьмин Р. И. // Три века С.-Петербурга: Энцикл. СПб., 2004. Т. 2: XIX в. Кн. 3. С. 479-481; он же. К истории каменного футляра над Домиком Петра I в XIX в. // Страницы истории отеч. искусства: XVI-XX вв. СПб., 2007. Вып. 13. С. 282-290; он же. Греческая церковь и вклад Р. И. Кузьмина в становление «византийского стиля» // Невский архив: Ист.-краевед. сб. СПб., 2008. Вып. 8. С. 267-288; он же. Собор св. ап. Павла в Гатчине: Проект, авторы, посвящение // Культура и искусство в эпоху Николая I: Мат-лы науч. конф. СПб., 2008. С. 214-228; он же. Архитектура собора Александра Невского в Париже как отражение полит. интересов и поисков нац. стиля России во Франции в сер. XIX в. // Архит. наследие Рус. зарубежья. СПб., 2008. С. 169-184; он же. Две постройки двух зодчих: Из истории строительства Покровской ц. в Сергиевой пуст. и особняка Л. В. Кочубея // Архитектура эпохи историзма: Традиции и новаторство: Сб. ст. междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рожд. архит. Г. Боссе (1812-1894). СПб., 2012. С. 160-168; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 20032. С. 54, 87-88, 393; Рус. храмы и обители в Европе. СПб., 2005. С. 113-117, 251-257, 325-328, 347, 354-355; Матвеев Б. М. Здание Морского собрания в Кронштадте // Памятники истории и культуры С.-Петербурга. СПб., 2006. Вып. 9. С. 175-185; Росс Н. Русская церковь на берегах Сены: От зарождения храма до 1917 г. СПб., 2007; Петрова О. В. Архит. графика 1-й пол. XIX в. из собр. Гатчинского дворца: Науч. кат. СПб., 2009; она же. Гатчина в творчестве архит. Р. И. Кузьмина // Архитектура эпохи историзма. СПб., 2012. С. 169-181; Носков А. В., Набокина О. В. Лужские храмы. Луга, 2010. Ч. 2. С. 180-191; Виртуоз умного выбора: 200 лет со дня рожд. архит. Р. И. Кузьмина: Кат. выст. / Авт.: О. В. Петрова. СПб., 2011.
Н. А. Яковлев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
  • АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
  • АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор