КУЛЬМАН
Том XXXIX, С. 291-293
опубликовано: 28 февраля 2020г.

КУЛЬМАН

Квирин [нем. Kuhlmann, Kuhlman, Culmannus] (25 февр. 1651, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша - 4 окт. 1689, Москва), нем. писатель-мистик, теософ, поэт. Род. в лютеранской купеческой семье. С раннего возраста проявлял интерес к чтению и стихосложению. Учился в гимназии в Бреслау, по словам ректора Й. Фехнера, из юного К. должен был выйти «или великий богослов, или великий еретик» (Тихонравов. 1898. Т. 2. С. 307). Страдал проблемами с речью. В 1669 г., во время болезни, у К. начались видения - неск. лет он был убежден, что за ним следуют два ангела. В 1670-1673 гг. обучался на юридическом фак-те в ун-те Йены (Германия).

К. Кульман. Гравюра. XVIII в.К. Кульман. Гравюра. XVIII в.

В это время К. заинтересовался идеями об «улучшении» немецкого языка, вступил в переписку по этому поводу с иезуитом, энциклопедистом А. Кирхером. В 1670 г. опубликовал поэтический сб. «Ростки немецкой пальмы» (Entsprossende teutsche Palmen), посвященный деятельности Плодоносного об-ва, занимавшегося нем. языком, в 1671 г.- антологию сонетов «Небесные поцелуи любви» (Himmlische Libes-Küsse), которая опирается на образы библейской Книги Песни Песней Соломона.

В 1673 г. К. перешел в Лейденский ун-т (Голландия), где познакомился с учением немецкого философа-мистика Я. Бёме. Под влиянием Бёме К. стал убежденным последователем эсхатологической теософии, написал книгу «Нововдохновленный Бёме» (1674). К. отказался от намерения получить докторскую степень. В дальнейшем отрицал науку и ун-ты, утверждая, что «великий антихрист - богословие, юриспруденция, медицина, философия, филология» (Тихонравов. 1898. Т. 2. С. 326).

Воззрения К. можно охарактеризовать как протестант. мистицизм. Помимо Бёме он также опирался на идеи чешских хилиастов (чешских братьев). К. отвергал «писаное откровение», предпочитая ему внутреннее откровение, выражаемое в виде пророчеств, а также в виде активных действий. Вслед за Бёме он рассматривал историю человечества как борьбу зла и тьмы против добра и света, в которой первые получают преимущество, но затем попранное добро возвращает свои права.

По его мнению, современное ему «Вавилонское царство» должно было вскоре пасть, ему на смену придет «иезуелитское», по словам К., оно и станет грядущим Царством Божиим на земле - обществом равенства и справедливости. В этом К. усматривал выполнение собственного предназначения на земле, якобы прочтенного в толковании своего имени. Он считал, что Провидение избрало его создать на земле новое царство Христа. В частности, он полагал, что в этом царстве не будет верховной власти, личной собственности на вещи, а ислам, иудаизм и христианство должны будут объединиться в единую религию.

Началом царства должно было стать «пролитие шестой чаши», после которого Папский престол должен был полностью исчезнуть, а турки перейдут в христианство. После «пролития седьмой чаши» должно было последовать установление тысячелетнего царства. К. верил, что Бог охлаждает жар диавола, поэтому переделал свою фамилию - Kuhlmonarch, что в переводе на русский означает «Хладный властитель».

В 1678 г. К. посетил Стамбул, желая добиться аудиенции у турецкого султана Мехмеда IV, которому собирался вручить свое соч. «Об обращении турок» (De conversione Turcarum). После постигшей его неудачи с 1682 г. жил в Англии, где женился, но вскоре овдовел. Отправился в длительное путешествие по Англии и Голландии с проповедью своих идей; неоднократно подвергался арестам. В эти годы он работал над сборником стихотворений «Прохладительный псалтырь» (Kühlpsalter, 1684-1686. 4 vol.), написал новое теософское соч. «О царстве иезуелитов». Намеревался совершить путешествие в Иерусалим, однако через неделю решил вернуться обратно.

Завязавшаяся в Амстердаме дружба с худож. Отто Генином, отец которого жил в Немецкой слободе в Москве, пробудила интерес К. к России. В 1687 г., надеясь на распространение своего учения в «Московии», среди «северного народа», он написал и опубликовал в Амстердаме соч. «Drei und Zwanzigstes Kuhl-Jubel...» (в рус. лит-ре обычно называется «Прохладительное торжество») с посвящением царствовавшему тогда в России триумвирату - царевне Софии Алексеевне, царям Петру I Алексеевичу и Иоанну V Алексеевичу. В состав книги вошли пророчества чешских братьев М. Драбика, Х. Коттера, Ш. Мелиша и Х. Понятовской, а также комментарии к ним К. и его стихотворное воззвание. К. считал, что в России возможно зарождение тысячелетнего Царства Божия. «Свет возгорится с Востока, именно там, на Востоке, будет образовано новое царство с новым народом...» (цит. по: Антицерк. ереси. 1991. С. 36). К. предполагал, что именно Россия поведет победоносную войну с папством и католицизмом. Он предлагал объединить силы турок, татар и русских для борьбы с Речью Посполитой.

27 апр. 1689 г., не сумев передать свой труд через Генина, К. сам прибыл в Москву, поселившись в Немецкой слободе под именем Людвига Людовицина, приехавшего якобы для свидания с родственниками. В Немецкой слободе К. познакомился с кружком приверженцев идей Бёме и сблизился с одним из его руководителей, купцом К. Нордерманном. Вскоре, однако, взгляды К. были определены как крамольные пастором московской лютеранской ц. св. Петра И. Майнеке, к-рый обратился с жалобой к патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (1674-1690). Посольский приказ арестовал К. и Нордерманна и предъявил им политическое обвинение в посягательстве на государеву честь и в совершении преступлений против христианской веры. Было решено подвергнуть их «крепкому допросу» (Цветаев. 1883. С. 125). Несмотря на жестокие пытки, К. не признал своей вины и не отрекся от своего учения.

Книги К. были отданы для прочтения и составления отзыва представителям иезуитов, жившим в Москве, а также лютеранским пасторам. И те и другие осудили книги как еретические. Переводчики Посольского приказа И. Тяжкогорский и Ю. М. Гивнер считали, что К. и Нордерманн «веру держат той ереси, имянуемой квакери», которые «подобны здешним расколщикам живут своеобычно» (Там же. С. 135). «Вор и богоотступник иноземец Квилинко Кулман» был приговорен к смертной казни и вместе с Нордерманном 4 окт. 1689 г. сожжен в срубе на Красной пл. Также в огонь были брошены привезенные К. в Москву его труды. Согласно частично сохранившемуся следственному делу К., основанием для такой казни, очевидно, стала ст. 1 гл. 1 Соборного Уложения 1649 г. (о хуле на Бога).

Идеи К. и Бёме оставались популярными среди мистически настроенных людей в России в посл. трети XVIII - 1-й пол. XIX в. Памятный камень о К. установил в кон. XVIII в. в парке усадьбы Савинское видный русский масон того времени И. В. Лопухин.

В дореволюционной историографии К. характеризовали как «помешанного мистика», «одинокого фанатика», «отчаянного еретика» (Н. С. Тихонравов). Советские исследователи называли его «представителем народной утопии в духе еретического средневекового коммунизма» (А. И. Клибанов). А. М. Панченко рассматривал жизнь и деятельность К. не только в рамках его теологического проекта, но и как отражение политической программы чешских братьев.

Стихотворения К. на рус. язык переводили Д. В. Щедровицкий, В. Летучий и др. (см.: Колесо фортуны: Из европ. поэзии XVII в. М., 1989; Летучий В. «И сей красотой полон круг земной»: Поэзия нем. барокко // Иностр. лит-ра. 2006. № 2. С. 213-237).

Соч.: Entsprossende teutsche Palmen. Oels, 1670 (Idem // J. of English and Germanic Philology. Champaign, 1953. Vol. 52. P. 346-371); Himmlische Libes-Küsse. Yena, 1671. Tüb., 1971; Neubegeisterter Böhme. Leiden, 1674. Stuttg., 1995. 2 Bde; Epistolarum Londinensium Catholica. L., 1679; Jesuelitae Constantinopolitana de conversione Turcarum. L., 1682; Der Kühlpsalter. Amst., 1684-1686. 4 vol.; Tüb., 1971. 2 Bde; Drei und Zwanzigstes Kuhl-Jubel aus dem ersten Buch des Kuhl-Salomons an ihre Czarische Majestäten. Amst., 1687.
Ист.: Цветаев Д. В. Памятники к истории протестантства в России // ЧОИДР. 1883. Кн. 3. Отд. 1. С. 107-150 [Следственное дело К.].
Лит.: Тихонравов Н. С. Квирин Кульман // Он же. Соч. М., 1898. Т. 2. С. 305-375; Eschrich K. Studien zur geistlichen Lyrik Quirin Kuhlmanns: Еin Beitrag zur Geistesgeschichte des Barock. Greifswald, 1929; Čyževśky D. Zwei Ketzer in Moskau // Kyirios. В., 1942/43. Bd. 6. N 1/2. S. 29-60; Bock C. V. Quirinus Kuhlmann als Dichter. Einsiedeln, 1957; Lackner M. Geistfrömmigkeit und Enderwartung: Stud. zum preussischen und schlesischen Spiritualismus dargestellt an Christoph Barthut und Quirinus Kuhlmann. Stuttg., 1959; Панченко А. М. Квирин Кульман и «чешские братья» (1651-1689) // ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 330-347; Dietze W. Quirinus Kuhlmann: Ketzer und Poet: Versuch einer monographischen Darstellung von Leben und Werk. B., 1963; Клибанов А. И. Народная соц. утопия в России: Период феодализма. М., 1977; Антицерковные ереси и вольнодумство кон. XVII - нач. XVIII в. // Рус. мысль в век Просвещения / Отв. ред.: Н. Ф. Уткина, А. Д. Сухов. М., 1991. С. 26-38; Ковригина В. А. Немецкая слобода Москвы и ее жители в кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. М., 1998. С. 179-180; Schmidt-Biggemann W. Salvation through Philology: The Poetical Messianism of Quirinus Kuhlmann // Toward the Millenium: Messianic expectations from the Bible to Waco. Leiden, 1998. P. 259-299; Орленко С. П. Выходцы из Зап. Европы в России XVII в.: Правовой статус и реальное положение. М., 2004. С. 154-155; Ralle G. Günter Bruno Fuchs und seine literatischen Vorläufer Quirinus Kuhlmann, Peter Hille und Paul Scheebart. Hannover, 2007.
Т. А. Мухаматулин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГРОСВИТА (930/5 - ок. 975), нем. религ. писательница, поэтесса, канонисса мон-ря Гандерсхайм (еп-ство Хильдесхайм, Н. Саксония)
  • АДАМ ФУЛЬДСКИЙ (ок.1445 – 1505), нем. церк. композитор, теоретик, поэт и историк
  • АНГЕЛУС СИЛЕЗИУС (мирское имя - Иоганн Шеффлер; 1624-1677), свящ., нем. поэт-мистик, деятель Контрреформации
  • АРНОЛЬД Готфрид (1666-1714), немецкий протестантский теолог, пастор, мистик, поэт, историк Церкви
  • БААДЕР Франц Ксавер фон (1765 - 1841), немецкий католич. философ
  • БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии
  • БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (1831 - 1891), основательница теософского движения
  • ГАМАН Иоганн Георг (1730 - 1788), немецкий философ, писатель, религиозный мыслитель