КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Том XXXIX, С. 394-399
опубликовано: 2 марта 2020г.

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Содержание

Далматовский Успенский мон-рь. Литография. Кон. XIX в.Далматовский Успенский мон-рь. Литография. Кон. XIX в.Субъект РФ в составе Уральского федерального окр. Территория - 71,5 тыс. кв. км. Адм. центр - Курган. К. о. расположена на юго-западе азиат. части России, граничит со Свердловской, с Тюменской и Челябинской областями, на юге - с Казахстаном. Население - 869,8 тыс. чел. (2015). Национальный состав: русские - 92,5%, татары - 1,9, башкиры - 1,4, казахи - 1,3, украинцы - 0,8, представители др. национальностей - 2,1% (2010). Область включает 9 городов, 6 поселков городского типа, 24 района.

История

Древнейшим свидетельством пребывания человека на территории К. о. является стоянка Шикаевка II (11 тыс. лет до Р. Х.) в Варгашинском р-не. На протяжении неск. тысячелетий на территории области проживали народы, принадлежавшие к различным археологическим культурам и предположительно относившиеся к древним индоевропейцам и уграм. С сер. I тыс. по Р. Х. началась тюркизация населения, что стало основой для этногенеза местных тюркоязычных групп, вошедших позднее в состав зауральских башкир и сибир. татар. В нач. XIII в. территория совр. К. о. вошла в состав Монгольской империи, а в 1242-1243 гг. была частью улуса Джучи (Золотой Орды). Ордынские наместники этой территории происходили из династии младшего брата Бату Шибана. В 1428 г. в результате борьбы между Шибанидами, к-рая охватила и Притоболье, хан Абу-ль-Хайр подчинил Чимги-Туру (Тюменское ханство), а в 1429 г. основал сильное независимое гос-во Шибанидов на территории Зап. Сибири и Казахстана. С сер. XV до кон. XVI в. территория К. о. входила в состав Тюменского ханства, Ногайской Орды и Сибирского ханства.

Заселение русскими территории совр. К. о. началось в 40-х гг. XVII в. и охватило сначала Приисетье и Притоболье, а затем Примиассье. Первым рус. поселением стал Далматовский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь, основанный на р. Исеть в 1644 г. прп. Далматом (Мокринским). С XVIII-XIX вв. активно заселялись Затоболье и Исетско-Тобольское междуречье. Основной поток переселенцев (гл. обр. крестьяне, служилые люди) шел с территории Поморья и Предуралья, в XIX в. увеличилось количество выходцев из Центр. и Зап. России и с Украины.

XVII-XVIII века характеризуются сложной военно-политической ситуацией в крае. Практически одновременно с рус. колонизацией шло заселение зап. земель совр. К. о. башкирами, что приводило к периодическим русско-башкир. конфликтам, прежде всего в Приисетье. В XVII в. эти земли стали зоной столкновений с калмыками. С 90-х гг. XVII в. сюда стали проникать киргиз-кайсаки (казахи). Постоянные набеги кочевников на рус. поселения потребовали от властей в 70-х гг. XVII - 50-х гг. XVIII в. создания системы оборонительных линий (Исетская, Ишимская, Пресногорьковская, Нижнеуйская), вдоль которых началось формирование казачьих поселений, ставших позднее частью земель Оренбургского казачьего войска.

В XVII в. территория совр. К. о. входила в состав Тобольского у., с 1708 г.- в Сибирскую губ., затем - в Исетскую пров. Согласно губ. реформе Екатерины II Алексеевны, различные территории края входили в состав Тобольской, Пермской и Оренбургской губерний. Первыми поселениями, получившими статус города, были слобода Шадринская в 1712 г., с. Николаевское при Далматовском Успенском мон-ре (Далматово; с 1691 с. Николаевское, с 1781 г. Далматово, с 1797 село, с 1945 рабочий пос., с 1947 город) в 1781 г. и Курганская слобода (Царёво Городище) в 1782 г. (переименована в г. Курган). В 1781-1797 гг. Далматово - центр одноименного уезда. Курган и Шадринск сохранили статус уездных центров вплоть до ХХ в. С XVIII в. край использовался как место ссылки: узниками Далматовского мон-ря в разные годы были кнж. П. Г. Юсупова, гр. П. Ф. Апраксин и др. В XIX в. в Кургане на поселении находились нем. писатель А. фон Коцебу, декабристы, участники польск. восстаний 1830 и 1863-1864 гг. и др.

Историческая панорама Шадринска. Фотография. Кон. XIX в.Историческая панорама Шадринска. Фотография. Кон. XIX в.

С XVII в. регион стал важным центром земледелия (Верхотурско-Тобольский земледельческий р-н) и хлебных поставок на тобольский рынок, а с XVIII в.- важнейшей ресурсной (продовольственной) базой развивающегося Уральского горнозаводского региона. Вплоть до ХХ в. основу экономики составляли аграрное производство и переработка продуктов сельского хозяйства (салотопенные, кожевенные, мукомольные и др. кустарные предприятия). В 1893 г. через территорию совр. К. о. прошла Транссибирская железнодорожная магистраль, что дало толчок быстрому экономическому и демографическому росту Кургана. В 1913 г. открыто сообщение по железнодорожной линии Синарская - Шадринск. С кон. XIX в. в регионе развивалась одна из первых в Сибири маслодельных артелей. В 1907 г. в Кургане создан Союз сибирских маслодельных артелей во главе с А. Н. Балакшиным. В период Столыпинской аграрной реформы территория края стала одним из районов переселения крестьян из европ. части России, а также перевалочным пунктом для переселенцев вглубь Сибири.

Советская власть в регионе установлена в нояб.-дек. 1917 г. и просуществовала до восстания Чехословацкого корпуса в июне 1918 г. В 1918-1919 гг. территория совр. К. о. находилась под контролем Временного сибирского правительства, Уфимской директории и «Омского правительства». Летом-осенью 1919 г. в результате наступления Красной Армии в регионе была восстановлена советская власть. В авг. 1919 г. Курганский у. передан в состав Челябинской губ., а Шадринский у.- Екатеринбургской губ. В 1923-1934 гг. территория входила в состав Уральской обл., в 1934-1943 гг.- Челябинской обл.

К. о. образована 6 февр. 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР из 32 районов Челябинской и 4 районов Омской областей. В авг. 1944 г. в состав созданной Тюменской обл. вошли 4 района.

В годы Великой Отечественной войны регион стал местом эвакуации предприятий из европ. части СССР: заводов сельскохозяйственного машиностроения, деревообрабатывающих станков, механического, автоагрегатного, металлопрокатного, телефонного, насосно-компрессорного, швейной фабрики и др.

В послевоенные годы на сформированной индустриальной базе происходило дальнейшее развитие промышленности К. о.- вступили в строй машиностроительный завод, завод химического машиностроения, арматурный, автобусный заводы и завод медицинских препаратов. В 50-60-х гг. ХХ в. К. о. вошла в зону освоения целинных и залежных земель, в результате чего посевные площади в области увеличились на 20%. Численность населения К. о. возросла с 999 тыс. чел. в 1959 г. до 1 млн 104,9 тыс. чел. в 1989 г.

Религия

Большинство верующих в К. о.- православные. В 2014 г. на территории области действовали 125 зарегистрированных религ. орг-ций: 82 православные, 1 община старообрядцев, 1 католическая, 22 протестантские, 1 иудейская, 17 мусульм. общин, 1 кришнаитская.

Русская Православная Церковь

Наиболее ранние сведения о Православии в регионе относятся к 20-м гг. XIV в., однако деятельность Русской Православной Церкви в тот период носила эпизодический характер. Распространение Православия началось в XVII в. вместе с проникновением на территорию совр. К. о. рус. населения. С этого времени край входил в состав Сибирской и Тобольской епархии РПЦ (см. Тобольская и Тюменская епархия). С 70-80-х гг. XVIII в. территория К. о. оказалась разделенной между 3 епархиями - Тобольской (Курганский окр.), Пермской (Шадринский и до 1797 Далматовский уезды; см. Пермская митрополия, Пермская и Кунгурская епархия) и Оренбургской (Исетско-Тобольское междуречье в составе Челябинского у.; см. Оренбургская митрополия, Оренбургская и Саракташская епархия).

Церковь во имя апостолов Петра и Павла в г. Куртамыш. 1802–1808 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.Церковь во имя апостолов Петра и Павла в г. Куртамыш. 1802–1808 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

В 1885 г. Шадринский у. отошел вновь образованной Екатеринбургской епархии (см. Екатеринбургская и Верхотурская епархия), в состав к-рой в 1923 г. вошла вся территория совр. Курганской и Шадринской епархии.

В соответствии с постановлением Святейшего патриарха Алексия II и Синода РПЦ от 22-23 февр. 1993 г. была образована самостоятельная Курганская и Шадринская епархия. 5 мая 2015 г. постановлением Синода РПЦ была создана Курганская митрополия; Курганская и Шадринская епархия разделена на Курганскую и Белозерскую епархию и Шадринскую и Далматовскую епархию в составе митрополии. (Подробно об истории правосл. Церкви на территории К. о. см. в ст. Курганская митрополия.)

Старообрядчество

Старообрядчество на территории К. о. начало распространяться во 2-й пол. XVII в., вскоре после утверждения в Русской Церкви богослужебной реформы. Есть сведения, что монахи Далматовского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря не сразу приняли реформу: из мон-ря в 70-80-х гг. XVII в. вышло анонимное послание «О антихристе и тайном царствии его», в котором содержалось обоснование старообрядческого учения о «духовном» («мысленном») антихристе. В Зауралье активно переселялись старообрядцы из Поморья и Предуралья, бежавшие от притеснения властей. Староверы осваивали берега рек Миасс и Исеть (совр. Каргапольский, Шатровский и Шадринский районы), позднее - территории к югу, на границе с казахскими степями (совр. Половинский р-н). В XVIII в. Шадринский окр. стал одним из центров старообрядческого движения, хотя после указа 1798 г. здесь постепенно увеличивалось число последователей единоверия.

В кон. XVII-XVIII в. в зауральских слободах имели место случаи самоуничтожения старообрядцев. Одним из крупнейших было самосожжение в Утятской слободе в 1682 г. Здесь была создана старообрядческая пуст., вокруг к-рой селились староверы из соседних поселений (в частности, прибыло более трети жителей Пышминской Красноярской слободы). Власти пытались пресечь эти действия, противостояние завершилось самосожжением 104 старообрядцев. В 1750 г. в дер. Бурмистровой, относившейся к Курганской слободе (Царёво Городище; ныне Курган), 25 крестьян заперлись в доме и объявили, что их принуждают к троеперстию. Как только к дому приблизилась воинская команда, дом загорелся. В 1782 г. в оз. Сазыкуль утопились 53 последователя старообрядческого проповедника М. Мензелина.

На территории совр. К. о. жили как поповцы (беглопоповцы, последователи Белокриницкой иерархии), так и беспоповцы (поморцы, федосеевцы, филипповцы, стариковцы (см. Часовенное согласие)). Многочисленным в регионе стало поморское согласие, последователи к-рого появились здесь в XVIII в. В 1782 г. в дер. Пеньки Шадринского у. состоялся собор беглопоповцев Урала и Зауралья, где было решено «иметь старейшинство и повиноваться ему». В 1818 г. беглопоповцы Курганского и Шадринского уездов с др. группами беглопоповцев Урала решили принимать священников из правосл. Церкви. В 1-й пол. XIX в. местные беглопоповцы присоединились к часовенному согласию и перешли к практике беспоповства. Особенно много часовенных жили в Шадринском у., представители от уезда участвовали в соборах часовенных Урала в Тюмени (1840), в Екатеринбурге (1887), в с. Шатрове (1910). В 1873 г. крестьянин дер. Савиной Курганского у. Иосиф Крюков с приемным сыном Филаретом занимался распространением немолячества (см. Немоляки).

В 40-х гг. XIX в. старообрядцы в Курганском окр. составляли ок. 9% населения (104 тыс. чел.), 67% старообрядцев были поповцами, 33% - беспоповцами. К 1912 г. в Курганском у. имелось 20 212 старообрядцев (6% населения), в Кургане - 183 старообрядца. В 1849 г. в Шадринском у. насчитывалось 8609 беспоповцев (ок. 5% населения), из них в Шадринске - 63 старообрядца. В 1860 г. в Шадринском у. жили 11 557 старообрядцев, большинство - беспоповцы. В 1860 г. в Курганском окр. имелось 5 старообрядческих молитвенных домов. В 1903 г. старообрядцы Кургана подали прошение об открытии молитвенного дома, в просьбе было отказано, дальнейшие попытки открыть молитвенный дом привели к уголовному преследованию. Молитвенный дом поморцев был построен в Кургане в 1908 г., в 1911 г. появился второй, они действовали до 1937 г. Община поморцев вновь была зарегистрирована в Кургане 5 июня 1972 г. (перерегистрирована 10 окт. 1993, в том же году был открыт молитвенный дом). Приход входит в состав Российского совета Древлеправославной поморской церкви.

Д. Н. Маслюженко, В. В. Менщиков, В. Д. Пузанов, Е. А. Рябинина

«Истинно православные» общины

В 1993 г. в К. о. появилась 1-я «истинно православная» община в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей - Ильинский приход в с. Мыльниково Шадринского р-на, присоединившийся в 1994 г. к Ишимско-Сибирской епархии Российской свободной православной церкви (см. Российская православная автономная церковь). Позже приход отпал в «суздальский раскол» Валентина Русанцова, в 2006 г. был перерегистрирован как независимая «истинно православная» община. Бывш. народный целитель В. Тищенков, принявший монашество с именем Варух, в 1994 г. зарегистрировал в Кургане 2 «истинно православные» общины, сначала находившиеся в подчинении лжееп. Лазаря Каширского (Константина Васильева) (Межрегионального духовного управления ИПЦ в Москве): Троицкий приход на Рябковском кладбище и приход иконы Божией Матери «Знамение» (снят с регистрации в 2004). При последнем действовал «Международный детский духовно-оздоровительный центр им. Матери Терезы» - центр народного целительства. В 1995 г. в Кургане была зарегистрирована Сибирская митрополия ИПЦ в составе 6 орг-ций. Главой стал «епископ» Варух Тищенков, получивший сан в февр. 1995 г. в Красноярске от «истинно православного» лжемитр. Рафаила Прокопьева (Мотовилова). После перехода в юрисдикцию Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Варух, получивший титул «епископ Тобольский и Енисейский», в 1996 г. перерегистрировал свою структуру под названием «Ассоциация приходов ИПЦ Сибирской митрополии Киевского патриархата». Он пытался распространить свою «митрополию» также на Тюменскую обл., но там приходам УПЦ КП было отказано в регистрации. В авг. 2002 г. Тищенков зарегистрировал в Кургане еще 3 орг-ции: Управление Сибирской митрополии ИПЦ Киевского патриархата, Православную украинскую казачью общину и «Братство милосердного самарянина». В дек. 2009 г. Тищенков был приговорен к 1,5 годам лишения свободы условно за незаконное хранение боеприпасов. 17 марта 2011 г. Синод УПЦ КП принял решение об исключении из своего состава «архиепископа» Варуха Тищенкова, поскольку тот «не поддерживает живой связи» с Киевским патриархатом. «Сибирская митрополия» Тищенкова стала фактически независимой, но сторонники Тищенкова сохраняют ее прежнее наименование как структуры УПЦ КП.

В. Г. Пидгайко

Римско-католическая Церковь

Появление католицизма на территории совр. К. о. обычно связывают с прибытием в Зауралье ссыльных поляков (в т. ч. дворянского происхождения), участников польск. восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг. Они расселились небольшими группами как в Шадринске и Кургане, так и на самом юге в хуторах Усть-Уйского юрта Челябинского у. (по данным на 1916), вошедшего в состав совр. Целинного р-на К. о.

В 1862 г. католики впервые обратились к властям с ходатайством о создании в Кургане молитвенного дома. Несмотря на повторное обращение в 1873 г., разрешение не было получено. В 1877 г. пастырское служение в Кургане нес бывш. ссыльный, свящ. Франциск Буткевич. Первое офиц. упоминание о существовании римско-католич. общины в Кургане относится к 1900 г.: на заседании Курганской городской думы 12 июля 1900 г. рассматривалось прошение уполномоченного по постройке католич. молитвенного дома В. Ф. Сокульского (старший инспектор Мин-ва сельского хозяйства по молочной промышленности). Он ходатайствовал об уступке городом в собственность католич. общества участка земли площадью в 900 кв. саж. Необходимость строительства костела именно в этот момент возникла не случайно: в 1893 г. через Курган прошла Транссибирская железнодорожная магистраль, а среди строителей, обслуживающего и инженерного состава Курганского участка железной дороги было большое число выходцев из западных российских губерний, традиционно придерживавшихся римско-католич. веры. Вновь прибывшие вызвали на новое место жительства свои семьи. По офиц. данным, в 1904 г. в Кургане насчитывалось уже 408 католиков. В 1902 г. был построен курганский католич. костел Божией Матери Неустающей Помощи. Территория К. о. вошла в состав Могилёвской епархии Римско-католической Церкви. Первоначально в Кургане не было своего священника - он приезжал от случая к случаю из Тобольска. В 1905 г. в курганский приход был направлен ксендз Казимир Калинка, прослуживший здесь до 1907 г. Его преемниками стали вице-кураты Бронислав Казаковский (служил в Кургане в 1907-1912, в 1913 переведен с повышением в Тобольск в звании курата), Иосиф Усанис (время службы - кон. 1912), Станислав Жамойтук (1913-1915), Иосиф Пуржицкий (1915-1919, бежал в 1919 из Кургана вместе с частями Белой Армии) и Адольф Ромецкий (1919-1921, в 1921 уехал в Польшу). Нек-рое время в 1921 г. обязанности священнослужителя в Кургане исполнял Франц Микуцкий. В 1923 г. в должности временного капеллана состояли пермский ксендз Франциск Будрис (уехал впосл. в Челябинск) и настоятель челябинского католич. храма литовец Иосиф Сенвайтис. После установления советской власти костел неск. раз закрывался и возвращался общине вплоть до 1933 г. В 70-х гг. XX в. он был разрушен. Вновь католич. община была зарегистрирована в 1998 г., она относится к епархии Преображения Господня в Новосибирске.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Протестантизм проник на территорию К. о. во 2-й пол. XIX в. в связи с появлением переселенцев и ссыльных из зап. районов Российской империи. В 1862 г. в Курганском окр. Тобольской губ. проживало 54 протестанта. Резкий рост числа протестантов произошел на рубеже XIX и XX вв., что связано, по всей видимости, с прохождением через город Транссибирской железнодорожной магистрали и активизацией миссионерской деятельности. В 1894 г. в Кургане числилось всего 2 протестанта, в 1897 г.- 46, в 1904 г.- 120, а в 1911 г. только лютеран насчитывалось 256 чел. С началом первой мировой войны число протестантов увеличилось за счет интернированных российских немцев, беженцев (эстонцы и латыши), оставались также представители торговых фирм из Англии и Дании. В 1916 г. общины протестантов (лютеране и баптисты) существовали на юге и западе края - в хуторах Сарт-Калмакской вол. и Усть-Уйском юрте Челябинского у. (совр. Сафакулевский и Целинный районы К. о.).

В 1907 г. в Курганскую городскую думу обратилось Евангельско-лютеранское об-во с просьбой уступить ему усадебное место под постройку молитвенного дома. 4 апр. 1907 г. Дума согласилась выделить бесплатно 300 кв. саж. недалеко от костела на время существования молитвенного дома. Переговоры длились до 1913 г. Проект кирхи заказали архит. Н. А. Юшкову. Она была освящена 24 июня 1915 г. в присутствии московского суперинтенданта-генерала лютеран. приходов Виллигроде. При кирхе был создан церковный хор, а богослужение велось на нем., латыш. и эст. языках. В 1921 г. кирха прекратила свое существование. В 1922-1923 гг. значительная часть прихожан-протестантов покинула Курган и вернулась на родину.

В наст. время в К. о. официально зарегистрировано 22 протестант. религ. орг-ции, относящиеся к различным протестант. церквам и деноминациям: христиане веры евангельской (пятидесятники), Церковь евангельских христиан-баптистов, Методистская церковь, адвентисты седьмого дня, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Иеговы свидетели и др.

Ислам

Появление первых мусульман относится к XII - нач. XIII в. и связано с миграциями тюркоязычных кочевников, принявших ислам в Хорезме. В основном они относились к суннитам ханафитского мазхаба, небольшие общины шиитов появились лишь после распада СССР. Широкое распространение ислама произошло в период вхождения территории края в состав Золотой Орды, а затем в сформировавшиеся на ее основе Тюменское и Сибирское ханства. Большую роль в этом процессе сыграли проповедники из 3 суфийских тарикатов (Ясавийа, Кубравийа, Накшбандийа), что привело к сохранению значительного числа адатов и формированию синкретичной формы регионального ислама, характерной для всей Зап. Сибири. Известно, что представители мусульм. духовенства (сейиды, шейхи, муллы, кади, суфии и дервиши) находились в окружении местных ханов кон. XV-XVI в., участвуя в управлении Тюменским и Сибирским ханствами. В большинстве случаев они были выходцами из Казани, Туркестана, Бухары и Хивы. К началу заселения в XVII в. территории края русскими местные тюркоязычные группы (сибир. татары, зауральские башкиры и казахи) исповедовали ислам.

По мере присоединения территории к Русскому гос-ву к кон. XVII - нач. XVIII в. большинство мусульм. групп сконцентрировалось на западе и юге К. о. (совр. Альменевский, Сафакулевский, Катайский и Звериноголовский районы). Кроме автохтонных групп здесь и по Исети и Миассу (совр. Шатровский и Шадринский районы К. о.) проживали общины ичкинских татар. С 1755 г. в связи с изменением гос. политики в населенных пунктах с доминирующим мусульм. населением началось восстановление и строительство мечетей. С 1788 г. местные мусульм. общины были подчинены Оренбургскому муфтияту (в дальнейшем Оренбургское магометанское духовное собрание). Во мн. населенных пунктах этих районов с сер. XIX в. при мечетях стали возникать медресе (крупнейший подобный образовательный центр был в с. Альменеве Челябинского у.) или (в исключительных случаях) мектебе, где преподавали араб., тюрк. и изредка персид. языки. Местными общинами руководили муллы, имевшие достаточно высокий уровень образования. Они активно занимались просвещением местного населения, а также находились на гос. службе (напр., Ф. И. Тынкачев, Г. Сабитов). Однако в деревнях сохранялись также адаты, напр. культ св. могил. В волостях Шадринского у. Пермской губ. в 1870 г. было 43 мечети. К 1906 г. их число возросло до 49, при этом по переписям мусульмане составляли ок. 10%, а в отдельных волостях образовывали доминирующее большинство. В волостях Челябинского у. Оренбургской губ. на 1916 г. было более 35 мечетей и неск. молитвенных домов, в отдельных деревнях было построено по 2 мечети.

С прокладкой Транссибирской магистрали значительно возросло число мусульман в крупнейших городах региона. Представители мусульм. общины активно участвовали в торговле, в основном фруктами, мануфактурой и бакалеей, и в сельском хозяйстве. Первой сформировалась городская община Шадринска, где в 1894 г. построены молитвенный дом, а затем мечеть. К 1911 г. в городе насчитывалось не менее 400 мусульман. В 1897 г. появились первые мусульмане в Кургане (27 чел.- татары и зыряне), к 1911 г. местная община увеличилась до 1028 чел. В 1912 г. в Кургане лидером общины А. Галеевым была открыта в собственной усадьбе мечеть, а в 1918 г. при ней появилась татаро-башкирская школа.

Мусульмане Курганского и Шадринского уездов приняли участие в установлении советской власти в К. о. В 1918 г. в Шадринске был создан мусульманский уездный Совет. С кон. 20-х гг. XX в. начался процесс закрытия мечетей: в 1929 г. закрыта соборная мечеть Кургана, в 1936 г. с мечети в с. Ичкине срезали минарет, а здание стали использовать как клуб. Во 2-й пол. 30-х гг. аналогичную судьбу разделили и др. мечети и молельные дома К. о. Большинство мулл в 30-х гг. ХХ в. были репрессированы по обвинению в принадлежности к контрреволюционным орг-циям или антисоветской пропаганде.

В 1943 г. мусульмане К. о. вошли в состав Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. Его председателем в 1951-1974 гг. был уроженец дер. Звериноголовской К. о. Ш. Хиялетдинов. Возрождение ислам. общины К. о. началось в 90-х гг. ХХ в., когда вновь появились молельные дома и мечети (одной из первых была открыта в 1992 мечеть в с. Сафакулеве), были зарегистрированы мусульм. орг-ции в Альменевском, Сафакулевском, Шатровском районах. В 2001 г. была открыта Соборная мечеть ичкинских татар в с. Юлдус Шадринского р-на. На 2010 г. этнических мусульман в К. о. насчитывалось свыше 55 тыс. чел. (ок. 6% населения, хотя реально посещающих мечети или молельные дома значительно меньше). Большинство относится к Поволжской умме, численность иных об-в сравнительно невелика, хотя постепенно увеличивается за счет иммигрантов. На территории К. о. действует не менее 47 мусульм. орг-ций и групп, входящих с 2007 г. в состав Регионального духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей. Не менее 4 общин, в т. ч. влиятельные курганская и юлдуская (ичкинская), входят в состав Духовного управления мусульман азиат. части России. Всего в К. о. находится 46 помещений для последователей ислама (31 мечеть, 14 молитвенных домов, 1 молельная комната).

Иудаизм

В Кургане последователи иудаизма появились во 2-й пол. XIX в.- в основном ссыльные евреи или переселенцы, к-рым было разрешено селиться только в черте города. В 1860 г. здесь проживало 9 чел. иудейского вероисповедания (0,3% от всего населения города). К 1894 г. их число увеличилось до 27 чел. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 г., евр. население Кургана возросло до 70 чел. (68 чел. в 1904, 176 чел. в 1912).

В 1913 г. мещанин Х. М. Коробченко подал прошение в Строительное отд-ние о возведении синагоги на территории его усадьбы. После долгой переписки разрешение было получено. Синагога просуществовала до 1929 г., когда здание было изъято у общины и передано горкомхозу, а в 1931 г.- в распоряжение военных частей.

В 90-х гг. ХХ в. в Кургане была образована евр. религ. община (зарегистрирована в 2001). На 2015 г. иудейская община Кургана насчитывает ок. 300 чел.

Новые религиозные движения

Новые религиозные движения представлены зарегистрированной орг-цией Об-ва сознания Кришны.

Ист.: Памятная книжка для Тобольской губ. на 1860 г. Тобольск, 1860; Обозрение Пермского раскола т. н. «старообрядчества» / Сост.: архим. Палладий (Пьянков). СПб., 1863; Списки населенных мест Российской империи по сведениям 1859 г.: Пермская губерния. СПб., 1875; Адрес-календарь и справ. книга торгово-промышленных фирм г. Кургана и его уезда, Тобольской губ. Курган, 1909; Список населенных мест Челябинского уезда. Челябинск, 1916; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря, посл. четв. XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов / Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992.
Лит.: Емельянов Н. Ф. Город Курган, 1782-1917: Соц.-экон. история. Курган, 1991; Пузанов В. Д. Зауральские старообрядцы // Земля Курганская: прошлое и настоящее: Краевед. сб. Курган, 1993. Вып. 5. С. 41-47; История Курганской обл. Курган, 1995-1998. 4 т.; Васильева А. М. Забытый Курган. Курган, 1997; Менщиков В. В. Русская колонизация Зауралья в XVII-XVIII вв.: Общее и особенное в регион. развитии. Курган, 2004; Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Сибирский ислам: Регион. вариант религ. синкретизма. Новосиб., 2004; Козлов-Струтинский С. Курган // КатЭ. 2005. Т. 2. С. 1442; Суслова Л. Н. Старообрядческие молитвенные здания в Тобольской губ. в XIX - нач. XX в. // Проблемы истории России. Екатеринбург, 2005. Вып. 6. С. 240-271; Маслюженко Д. Н. Этнополитическая история лесостепного Притоболья в средние века. Курган, 2008; Ислам на Урале: Энцикл. словарь / Сост.: Д. З. Хайретдинов. М., 2009; Крылова Н. В. Из истории Римско-католической церкви г. Кургана // Очерки культуры повседневности города Кургана XIX - 1-й трети XX в. / Под ред. Д. Н. Маслюженко. Курган, 2009. С. 114-118; она же. Неправосл. религиозные общины Кургана в 1920-е гг. // Там же. С. 122-125; Гончаров Ю. М. Еврейские общины Западной Сибири (XIX - нач. XX в.). Барнаул, 2013; Ислаев Ф. Г. Просветитель Батырша Алиев в Мансурово // История, экономика и культура средневек. тюрко-татарских государств Зап. Сибири: Мат-лы II Всерос. науч. конф. / Под ред. Д. Н. Маслюженко. Курган, 2014. С. 103-108.
Д. Н. Маслюженко, В. В. Менщиков, В. Д. Пузанов, Е. А. Рябинина
Рубрики
Ключевые слова
См.также