ЛАВРЕНТИЙ
Том XXXIX, С. 598-600
опубликовано: 14 марта 2020г.

ЛАВРЕНТИЙ

Содержание

[Лат. Laurentius; англ. Laurence] († 2.02.619 (?), Дуроверн (ныне Кентербери, Англия)), св. (пам. зап. 2 февр.), 2-й архиеп. Дуроверна.

Источники

Основные сведения о Л. содержатся в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (закончена к 732). Упоминания о нем как о сподвижнике св. Августина Кентерберийского сохранились и в более ранних источниках: в письмах свт. Григория I Великого, в т. ч. «Книжице ответов» (Libellus responsionum); в «Житии папы Григория» (нач. VIII в.), написанном неизвестным монахом монастыря Стренескальк (ныне Уитби, графство Сев. Йоркшир), а также в переписке св. Бонифация († 754) с папой Римским Захарией (741-752).

Краткая заметка о восшествии Л. на архиепископскую кафедру, явлении ему ап. Петра и его кончине, основанная на «Церковной истории» Беды, включена под 616 г. в 3-й рукописи Англосаксонской хроники (А, Е и F; см.: Англосаксонская хроника. 2010. С. 52-53). По-видимому, протограф этой заметки был составлен в Кентербери на рубеже XI и XII вв. Под 614 г. в рукописи F, созданной в нач. XII в. в скриптории кентерберийского собора, помещено известие о кончине св. Августина и восшествии на кафедру Л., а под 619 г.- о смерти Л. (The Anglo-Saxon Chronicle: A Collab. Ed. Camb., 2000. Vol. 8: MS F / Ed. P. Baker. P. 30-31). Источник этих сведений неизвестен, указанная там дата смерти Августина ошибочна, но большинство исследователей принимают датировку кончины Л., т. к., по свидетельству Беды, его преемник Меллит занимал кафедру 5 лет и скончался в 624 г.

В кон. XI или нач. XII в. (после 1091) фламанд. агиограф Госцелин, живший в мон-ре св. Августина в Кентербери, составил Житие Л. (BHL, N 4741; ркп.: Lond. Brit. Lib. Cotton. Vespasian. B. ХХ; Harl. 105, обе XII в.; опубл. фрагмент: Macquarrie. 1996. P. 105-107). Основным источником для Жития Госцелина была «Церковная история» Беды. К ней он добавил новую информацию со ссылками на более раннее Житие Л., истории из к-рого агиографу пересказали читавшие его «ученейшие и благочестивые мужи» (eruditissimi et religiosi uiri). Однако достоверность этих сведений сомнительна. Сказание о Л. в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанна из Тайнмута (нач. XIV в.) (BHL, N 4742) основано на сочинении Госцелина. Краткое стихотворное Житие Л. включено в латинскую поэму о 10 первых архиепископах Кентерберийских (BHL, N 784), сохранившуюся в рукописи нач. XVI в. (Lond. Lambeth. 159; см.: James M. R. A Descriptive Catalogue of the Manuscripts in the Library of Lambeth Palace. Camb., 1930. Vol. 1. Р. 254). Дополнительные известия о Л. содержатся в сочинениях позднесредневековых историков, трудившихся в аббатстве св. Августина в Кентербери,- Уильяма Торна († после 1397) и Томаса Элмемского († после 1427), но их достоверность вызывает сомнения.

Л. назван как свидетель в неск. грамотах, но все они являются фальшивками XI-XII вв. (Sawyer P. H. Anglo-Saxon Charters: An Annotated List and Bibliography. L., 1968. N 1, 4, 6, 228, 1244).

Житие

О происхождении Л. точных сведений нет. Вероятно, он был уроженцем Рима или, по крайней мере, долго жил там, т. к. именно его св. Августин отправил к папе Римскому с отчетом об успешной деятельности миссионеров. В лит-ре встречается предположение, что Л. до путешествия в Англию был монахом одного из рим. мон-рей (возможно, св. Андрея на холме Целий). В письмах Григория Великого он назван пресвитером.

По-видимому, Л. был участником миссии во главе со св. Августином, которую в 596 г. папа Григорий Великий отправил в Британию. После первоначальных успехов миссии (крещение кор. Кента Этельберта, строительство церкви в Дуроверне) Августин направил в Рим (вероятно, ок. 600) Л. и мон. Петра (впосл. аббат мон-ря святых Петра и Павла в Дуроверне), чтобы они сообщили понтифику о начале христианизации англов и передали ему ряд вопросов канонического характера. Ответы папы Григория на эти вопросы составили «Книжицу ответов» (Libellus responsionum), канонический сборник, получивший распространение в раннее средневековье (см.: Meyvaert. 1986). О посольстве Л. и Петра упоминается в письме Григория Великого Берте, королеве Кента (Greg. Magn. Reg. epist. XI 35), в предисловии к «Книжице ответов» (Ibid. XI 56) и в «Церковной истории» Беды (Beda. Hist. eccl. I 27).

В июне 601 г. Л. вернулся в Британию вместе со 2-й группой миссионеров, которую возглавил аббат Меллит (впосл. епископ Лондиния (совр. Лондон) и архиепископ Дуроверна). Папа Григорий Великий направил письма св. Дезидерию Вьеннскому и др. галльским епископам, а также королеве Австразии Брунхильде († 613) и кор. Нейстрии Хлотарю II (584-613) с просьбой оказать помощь Л., Меллиту и сопровождавшим их монахам (Greg. Magn. Reg. epist. XI 34, 41, 48, 51). Во всех этих письмах понтифик называл Л. «нашим возлюбленным сыном» (dilectissimus filius noster). Миссионеры привезли в Британию литургические сосуды, облачения, иконы, реликвии и книги.

После кончины св. Августина (между 604 и 609) Л. стал его преемником на кафедре Дуроверна. По сообщению Беды (Beda. Hist. eccl. II 4), Августин лично совершил рукоположение Л. незадолго до кончины по примеру ап. Петра, к-рый рукоположил в качестве своего преемника свт. Климента, еп. (папу) Римского. Однако в «Житии папы Григория» утверждается, что Л. был рукоположен Меллитом, к-рого Августин ранее назначил епископом Лондиния. Августин был похоронен рядом с недостроенной монастырской ц. святых Петра и Павла; после завершения строительных работ и освящения храма Л. поместил его останки в капелле в сев. части церкви (согласно поздним источникам, это произошло в 613 - Historiae Anglicanae. 1652. Col. 1767; Thomas of Elmham. 1858. P. 131-133).

Во время пребывания Л. на архиепископской кафедре действовавшие в Британии рим. миссионеры впервые установили связь с представителями ирл. Церкви. Беда привел цитату из письма Л., Меллита и Иуста, еп. Дуробрив (совр. Рочестер, графство Кент), епископам и аббатам Ирландии (Beda. Hist. eccl. II 4). В ней упоминается, что аббат Колумбан из Галлии (вероятно, св. Колумбан) и некий еп. Даган, встречавшиеся с рим. миссионерами, отказались вступать с ними в общение. Встреча Л. с Колумбаном могла произойти во время его путешествия в Рим или обратно. По-видимому, еп. Даган посетил Дуроверн и отказался принимать пищу даже в одном доме с Л. Такое поведение могло свидетельствовать об отлучении рим. миссионеров ирл. священнослужителями в связи с разногласиями о времени празднования Пасхи. Еп. Даган упоминается в ирл. Мартирологах IX в. под 13 сент. и 12 марта; неясно, идет ли речь о 2 лицах или о различных традициях, связанных с одним и тем же человеком (Flechner. 2005). По свидетельству Беды, Л. и др. епископы также направили послание бриттским епископам, побуждая их к «католическому единству» (unitate catholica), т. е., очевидно, к вверению рим. пасхалии и принятию тонзуры, но не достигли успеха.

Еп. Меллит участвовал в Соборе в Риме, созванном папой Бонифацием IV (608-615), на к-ром были приняты постановления о правилах монашеской жизни (не сохр.). Папа Бонифаций передал Меллиту послание для Л. (не сохр.; в кон. XI или нач. XII в. текст этого письма был сфабрикован в Кентербери, см.: Southern R. W. The Canterbury Forgeries // EHR. 1958. Vol. 73. N 287. P. 193-226).

После смерти кор. Кента Этельберта (24 февр. 616) судьба рим. миссии в Британии оказалась под угрозой. Сын и преемник Этельберта Эадбальд (616-640) отказался принимать крещение и в отличие от отца не имел влияния на правителей соседних королевств. Еп. Меллит был вынужден оставить кафедру в Лондинии, находившуюся в королевстве вост. саксов, а затем покинул Британию вместе с еп. Иустом. Л. собирался последовать за ними, но, по свидетельству Беды, в ц. святых Петра и Павла ему во сне явился ап. Петр и избил его плетью за намерение покинуть паству. Наутро Л. пришел к кор. Эадбальду и показал ему следы от ударов. Тот, узнав, что их нанес сам апостол, «исполнился великого страха», оставил идолослужение и вскоре крестился.

Л. скончался 2 февр. (вероятно, в 619) и был похоронен рядом со св. Августином в монастырской ц. святых Петра и Павла.

Почитание

Свидетельства почитания Л. в англосаксонский период крайне немногочисленны. Имена Л., Меллита и Иуста присутствуют в литании из ирл. Миссала Стоу (кон. VIII - нач. IX в. или ок. 830; The Stowe Missal: MS. D. II. 3 in the Library of the Royal Irish Academy, Dublin / Ed. G. F. Warner. L., 1915. Vol. 2. P. 16). Поскольку рядом с ними читаются имена Дагана и Колумбана, вероятно, вся эта группа имен была заимствована составителем литании из «Церковной истории» Беды.

Место захоронений епископов Лаврентия, Меллита, Иуста в аббатстве св. АвгустинаМесто захоронений епископов Лаврентия, Меллита, Иуста в аббатстве св. Августина

Память Л. указана в англосаксон. литургическом календаре кон. Х в., вероятно происходящем из Кентербери (Blair J. A Handlist of Anglo-Saxon Saints // Local Saints and Local Churches in Early Medieval West. Oxf., 2002. P. 543). В перечне мест упокоения святых в Британии (IX-XI вв.) о гробнице Л. не упоминается. Стимулом к развитию культа Л., как и др. ранних архиепископов Кентерберийских, стало торжественное перенесение их мощей в новую церковь аббатства св. Августина (сент. 1091). В связи с этим событием мон. Госцелин создал ряд агиографических сочинений, в т. ч. Житие Л. и мессу в день его памяти. В дополнение к трудам Госцелина его друг мон. Реджиналд († ок. 1109) написал хвалебный гимн св. Августину и его сподвижникам, а также стихотворные эпитафии на гробницы архиепископов, в т. ч. Л. (Liebermann F. Raginald von Canterbury // DA. 1888. Bd. 13. S. 519-556; см. также: Killings S. Reginald's Verses on the Canterbury Shrines // RBen. 2010. T. 120. N 1. P. 81-88). С кон. XI в. в Кентербери отмечался праздник перенесения мощей архиепископов (13 сент.).

Мощи Л. хранились в аббатстве св. Августина до его закрытия в эпоху Реформации (1538). Бóльшая часть зданий мон-ря была разобрана, остальные - перестроены под королевский дворец. Дальнейшая судьба мощей Л. неизвестна. В 1915 г. в ходе раскопок остатков англосаксон. церкви были обнаружены саркофаги, в к-рых первоначально хранились мощи Л., Меллита и Иуста (Hope W. H. S. Recent Discoveries in the Abbey Church of St. Austin at Canterbury // Archaeologia. Oxf., 1915. Vol. 66. P. 377-400).

Согласно Госцелину, почитание Л. было распространено также в Шотландии. В Житии Л. приводится легендарный рассказ о его миссионерской поездке на север Британии. Когда корабельщик отказался перевезти Л. через преградивший ему путь морской залив (возможно, совр. Ферт-оф-Тей), архиепископ прошел по воде, как по суше. Когда Л. остановился в сел. Фордун (обл. Абердиншир), к нему на встречу приехал ирл. архиеп. св. Тернан (почитался как покровитель неск. шотл. церквей, также упом. в ирл. агиографических источниках как выходец из Шотландии, см.: Clancy. 1999). Л. обсудил с Тернаном вопрос о времени празднования Пасхи и убедил его в истинности рим. пасхалии. Л. сотворил в Шотландии множество чудес, так что после его кончины местные жители основали в Фордуне церковь в память о его деятельности в стране (в совр. сел. Лоренскерк, Абердиншир).

Госцелин также привел рассказ о том, как шотл. кор. св. Маргарита († 1093), жена кор. Малькольма III (1058-1093), пожелала посетить эту церковь, в к-рую запрещалось входить женщинам. Нарушив это правило, королева с дарами переступила порог церкви, но немедленно почувствовала сильное недомогание. Она выздоровела лишь после того, как местные клирики помолились за нее, после чего щедро одарила церковь и выразила почтение Л. (Macquarrie. 1996. P. 105-107).

Вероятно, связь Л. с Шотландией была вымышлена самим Госцелином или др. монахом аббатства св. Августина. Есть основания считать, что церковь в Лоренскерке в действительности была освящена во имя мч. Лаврентия. Возможно, в этом рассказе нашла отражение агиографическая традиция, связанная с рим. миссионером Палладием (V в.), который, согласно ирл. источникам, скончался в Шотландии. Не позднее XI в. церковь в Фордуне именовалась в честь Палладия. Тернан в шотл. агиографии был представлен как ученик Палладия, центром его почитания была церковь в Арбутнотте близ Фордуна (Clancy. 1999). Шотл. агиографический материал, по-видимому, стал известен Госцелину через насельников мон-ря Св. Троицы в Данфермлине (обл. Файф), дочерней обители кафедрального приората Кентербери, основанной в 80-х гг. XI в.

Ист.: Historiae Anglicanae Scriptores X / Ed. R. Twysden. L., 1652; Thomas of Elmham. Historia Monasterii S. Augustini Cantuariensis / Ed. C. Hardwick. L., 1858; Gregorii I papae Registrum epistolarum / Ed. P. Ewald, L. M. Hartmann. B., 1891-1899. 2 t. (MGH. Ep.; 1-2); Nova Legenda Anglie / Ed. C. Horstmann. Oxf., 1901. Vol. 2. P. 143-146; Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus / Hrsg. M. Tangl. B., 1916. S. 84, 173. (MGH. EpSel.; 1); Bede's Ecclesiastical History of the English People / Ed. B. Colgrave, R. A. B. Mynors. Oxf., 1969; S. Gregorii Magni Registrum epistularum / Ed. D. Norberg. Turnhout, 1982. (CCSL; 140-140A); The Earliest Life of Gregory the Great / Ed. B. Colgrave. Camb., 1985. P. 93; Беда Достопочтенный. Церковная история англов / Пер., примеч., библиогр. и указ.: В. В. Эрлихман. СПб., 2001; Англосаксонская хроника / Пер.: З. Ю. Метлицкая. СПб., 2010.
Лит.: Potts R. U. The Tombs of the Kings and Archbishops in St. Austin's Abbey // Archaeologia Cantiana. L., 1926. Vol. 38. P. 97-112; Gordini G. D. Lorenzo // BiblSS. Vol. 8. Col. 129-134; Brooks N. P. The Early History of the Church of Canterbury: Christ Church from 597 to 1066. Leicester, 1984; idem. Laurence // ODNB. 2004. Vol. 32. P. 691; Meyvaert P. Le «libellus responsionum» à Augustin de Cantorbéry: Une oeuvre authentique de St. Grégoire le Grand // Grégoire le Grand: Actes de le Colloque intern.: Chantilly, Centre culturel Les Fontaines, 15-19 sept. 1982. P., 1986. P. 543-550; Sharpe R. The Setting of St. Augustine's Translation, 1091 // Canterbury and the Norman Conquest: Churches, Saints and Scholars, 1066-1109. Camb., 1995. P. 1-14; Macquarrie A. An 11th-Century Account of the Foundation Legend of Laurencekirk, and of Queen Margaret's Pilgrimage There // The Innes Review. Glasgow, 1996. Vol. 47. N 2. P. 95-109; Clancy T. O. The Foundation Legend of Laurencekirk Revisited // Ibid. 1999. Vol. 50. N 1. P. 83-87; Flechner R. Dagan, Columbanus, and the Gregorian Mission // Peritia. Turnhout, 2005. Vol. 19. P. 65-90; Lapidge M. Laurentius // The Wiley Blackwell Encyclopedia of Anglo-Saxon England. Oxf., 20142. P. 284.
С. Г. Мереминский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)
  • АДОН (ок. 819 - 874 или 875), архиеп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 16 дек.)
  • АМВРОСИЙ († ок. 455), архиеп., свт. (пам. зап. 3 сент.)
  • АПОЛЛИНАРИЙ († 611), архиеп. Битуригский (современная Франция), свт. (пам. зап. 6 окт.)
  • БАЗИН († 705), архиеп. Трирский, свт. (пам. зап. 4 марта)
  • БАРНАРД (ок. 778 - 842), архиеп., свт. (пам. зап. 23 янв.)
  • БРУНО (925 - 965), архиеп. Кёльнский, св. (пам. зап. 11 окт.)
  • БРУНО КВЕРФУРТСКИЙ (ок. 974 - 1009), миссийный архиепископ, агиограф, сщмч. (пам. зап. 15 окт., 19 июня)
  • ВИЛЛИГИЗ (ок. 940 - 1011), архиеп. Майнцкий, св. (пам. зап. 23 февр.)
  • ГАРТВИГ (до 950 - 1027), архиеп. Зальцбургский (с 991), св. (пам. зап. 5 дек., 14 июня, 27 нояб.)