ЛАЗАРЬ
Том XXXIX, С. 677-678
опубликовано: 21 марта 2020г.

ЛАЗАРЬ

Еп. Переяславский (Переяславля Южного) (12 нояб. 1105 - 6(16?) сент. 1117). Согласно ПВЛ, Л. в 1072 г. был настоятелем ц. во имя св. князей Бориса и Глеба (в крещении Роман и Давид) в Вышгороде под Киевом, в которую были перенесены мощи этих святых в присутствии рус. князей и епископата. В «Сказании чюдес святою страстотьрпцю Христову Романа и Давида», в Чуде 5 - «о жене сухоруце», говорится, что он был «старейшина клириком церкви тоя» (вышгородской), упоминается его сын (Жития. 1916. С. 58-59).

В 1188 г. Л. был игуменом киевского Выдубицкого во имя арх. Михаила мужского монастыря, связанного с семейством Киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича. В этом году в обители митр. Киевским Иоанном II был освящен новый собор. В 1093 г., вероятнее всего именно в Выдубицком мон-ре, состоялся княжеский съезд с участием вел. кн. Киевского Святополка (Михаила) Изяславича и блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха («совокупистася у святаго Михаила и взяста межи собою распря и которы и уладившеся, целоваста крест межи собою» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 219).

Поставлен на кафедру Переяславля Южного 12 нояб. 1105 г. митр. Никифором I. В Переяславле в то время княжил Владимир Мономах (1094-1113), и есть все основания полагать, что именно он избрал на Переяславское епископство игумена своего родового мон-ря (показательно, что следующим Переяславским епископом в 1118 стал преемник Л. на игуменстве в Выдубицком мон-ре известный летописец Сильвестр).

1-2 мая 1115 г. Л. в составе церковного собора во главе с митр. Никифором участвовал в освящении новой каменной ц. святых Бориса и Глеба в Вышгороде и перенесении в нее мощей св. страстотерпцев, организованном князьями Владимиром Мономахом, Давидом Святославичем и Олегом (Михаилом) Святославичем.

Высказывалось предположение о принадлежности Л. печати с изображением святых Лазаря и Василия Кесарийского, однако впосл. оно было отклонено в связи с новыми сфрагистическими находками (Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 129; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 52, 58).

Н. Н. Воронин (Воронин. 1957) выдвинул гипотезу о том, что Л. был автором анонимного «Сказания о святых Борисе и Глебе» и «Сказания о чудесах» этих святых (см.: Жития. 1916) и работал по заказу кн. Владимира Мономаха после освящения новой церкви в Вышгороде в 1115-1117 гг. Данная т. зр., согласно к-рой оба памятника были созданы одним автором как единое произведение, не получила, однако, широкой поддержки (см.: Дмитриев. 1987; Подскальски. 1996).

Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 2; Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им / Пригот. к печ.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. (Памятники древнерус. лит-ры; 2); Успенский сб. XII-XIII вв. / Изд. подгот.: О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 42-71.
Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 23, 1047; Воронин Н. Н. «Анонимное» сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор // ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 11-56; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 46, 229, 309; Творогов О. В. Лазарь // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 229; Дмитриев Л. А. Сказание о Борисе и Глебе // Там же. С. 398-408 [Библиогр.]; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 139, 195, 209; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962 (по указ.); Ольшевская Л. А. Лазарь // Др. Русь в средневек. мире: Энцикл. / Ред.: Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин. М., 2014. С. 445.
М. В. Печников
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
  • ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
  • АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
  • АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский