[англ. Lightfoot] Джозеф Барбер (13.04.1828, Ливерпуль - 21.12.1889, Борнмут, графство Дорсет), англикан. богослов, еп. Даремский. В 1851 г. окончил Тринити-колледж (колледж Св. Троицы) в Кембридже, где изучал историю и математику. В 1854 г. стал диаконом, в 1858 г.- священником Церкви Англии. В 1861 г. получил должность профессора в Тринити-колледже (Кембридж) (1-я ступень - Huslean Professor of Divinity), в 1875 г.- профессора богословия «леди Маргарет» (старейшая именная профессура в Кембриджском ун-те). В 1871-1879 гг. каноник собора св. Павла в Лондоне, с 1879 г. и до кончины - епископ Даремский. В 1870-1880 гг. входил в состав группы переводчиков, подготовивших «пересмотренное» издание англ. Библии.
Л.- автор мн. работ по новозаветной библеистике, в к-рых опровергал основные предпосылки и результаты библейской критики нем. новой тюбингенской школы. Его перу принадлежат историко-критические комментарии на Послания ап. Павла к Галатам, Филиппийцам, Колоссянам и Филимону. В их основу легло подготовленное «кембриджской тройкой» (Л., Б. Ф. Уэсткотт и Ф. Дж. Хорт) критическое издание греч. НЗ. Эти работы в историографии рассматриваются как свидетельствующие о начале нового этапа англ. богословской науки, для к-рого характерно введение в библеистику историко-критического метода. Экскурсы, включенные в комментарии и представляющие собой отдельные исследования (напр., об ап. Павле и о 3 иудеохрист. апостолах - Петре, Иакове и Иоанне), посвящены важнейшим вопросам происхождения христианства в дискуссии с Ф. К. Бауром и Д. Ф. Штраусом, относившими новозаветные писания ко II в. по Р. Х.
В приложенных к комментариям экскурсах Л. делает заключение, что история первоначального христианства вовсе не определялась борьбой 2 «партий» (иудеохристианской и христиан из язычников) в той степени, в какой полагал Баур. Л. рассматривает кн. Деяния св. апостолов как содержащую вполне исторические (а не поздние недостоверные, представляющие собой гармонизацию конфликтующих традиций о Петре и о Павле, как считал Баур) традиции, к-рые не противоречат Посланиям ап. Павла. Снятие конфликта между основными направлениями первоначального христианства отражено уже в этом раннем апостольском источнике. На начальном этапе христ. проповеди очевиден ее переход на языческую почву, в к-ром, как подчеркивает Л., важнейшую роль играл сам ап. Петр. На следующем этапе решающим событием, по Л., был Иерусалимский Собор, который урегулировал спорные пункты между иудеохрист. и Павловыми Церквами и утвердил миссию Павла к язычникам. Павел, однако, сталкивался с ожесточенной оппозицией, как подчеркивает Л., со стороны не иудеохристианства, представляемого апостолами Иаковом, Петром и Иоанном, но радикальных иудеохристиан. В конце апостольского века Церкви освобождаются от связи с иудаизмом: иудеохристиане даже в Иерусалиме объединяются с христианами из язычников.
В работе о Евангелии от Иоанна Л. признаёт апостольское авторство и датировку I в. (после синоптических) Евангелия и в то же время влияние на него самостоятельных палестинских иудейских традиций. Предложенная Л. ранняя по сравнению с Бауром датировка Евангелия от Иоанна подтвердилась находками папируса и папируса Эджертона.
Тюбингенскую реконструкцию истории II в. Л. со всей убедительностью ниспровергает в своем 5-томном трактате «Апостольские отцы», где указывает на отсутствие предпосылок для вывода Баура о продолжении конфликта между сторонниками ап. Петра и ап. Павла во 2-й пол. столетия. Анализ текстов сщмч. Климента, еп. Римского, сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, и сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, проведенный Л., позволил ему сделать выводы как об аутентичности, так и о ранней датировке этих документов (1-е послание Климента (95-96), 7 посланий сщмч. Игнатия, Послание к Филиппийцам и Мученичество Поликарпа). Датировки этих документов дали основание для отнесения к I в. и большинства текстов НЗ, а также для реконструкции образа Церкви в нач. II в., уже свободной от последствий антагонизма между христианами из иудеев и из язычников. Л. допускает существование такого конфликта в апостольский период, но видит его причину в действиях радикальных иудеохристиан, но не ап. Петра и не иудеохрист. апостолов (Kaye. 1984).