ЛАНДЕВЕННЕК
Том XL, С. 13-19
опубликовано: 1 апреля 2020г.

ЛАНДЕВЕННЕК

Содержание

[Франц. Landévennec; бретон. Landevenneg], католич. бенедиктинский мон-рь в устье р. Он, на зап. побережье Бретани (деп. Финистер, Франция).

Основание монастыря

Основание монастыря предположительно относится к рубежу V и VI вв. Об этом событии повествуется в Житии св. Винвалоэ, составленном мон. Урдистеном во 2-й пол. IX в. Согласно Житию, родители святого, принадлежавшие к бриттской знати, переселились из Британии в Арморику (Бретань). Монашеская жизнь Винвалоэ началась под рук. наставника Будока на о-ве Лаврея, у сев. побережья Арморики (ныне о-в Лавре в архипелаге Бреа, деп. Кот-д'Армор). Юный монах прославился аскетическими подвигами и даром чудотворений. Вместе с 11 др. монахами, к-рым Будок велел сопровождать его, Винвалоэ направился на зап. берег Арморики и поселился на небольшом о-ве Топепигия, или Топопегия (вероятно, о-в Тибиди в Брестской бухте). Через 3 года из-за трудных условий жизни монахи покинули остров и поселились на противоположном берегу залива, где был основан Л. Молва о суровых подвигах Винвалоэ и его учеников достигла Градлона (Граллона), могущественного правителя Корнубии (обл. Корнуай, Юго-Зап. Бретань), к-рый щедро одарил мон-рь.

Название мон-ря в ранних источниках передается как Landeuinnoch или Landeuennoch (в грамоте 818 г.), Lanteuuennoc (в грамотах № 36 и № 45 из монастырского картулярия) и др. Оно означает «обитель твоего Виннока» и происходит от древнебретон. lan(n) (церковное поселение) и уменьшительно-ласкательной формы имени Винвалоэ (Lan-To-Winnoc - Loth J. Les noms des saints bretons. P., 1910. P. 53-54; Morvannou. 1974. P. 28-29; Morice. 2007. T. 1. P. 359-361). По предположению М. Симона, основателя Л. звали Валоэ, а форма Винвалоэ, утвердившаяся в агиографии, была его прозвищем, означавшим «светлый (святой, праведный) Валоэ» (guinn-uual-oe).

Агиограф Урдистен не привел почти никаких данных о том, когда жил Винвалоэ. Он связывал переселение родителей святого в Арморику с упадком нравственности среди бриттов, вторжением англов и саксов и др. событиями V в., описанными Гильдой в соч. «О погибели Британии» (VI в.). Бретон. историк А. де Ла Бордери предложил датировать основание Л. 485 г. (La Borderie. 1898-1914. T. 1. P. 316-319, 325-326). Несмотря на слабость аргументов Ла Бордери, эта датировка получила признание в лит-ре. Однако др. исследователи подвергали сомнению достоверность сведений, изложенных в Житии, и даже существование св. Винвалоэ (напр.: Latouche. 1911. P. 25-39; cp.: Idem. 1959. P. 2-3). Высказывалось мнение, что Винвалоэ был современником св. Колумбана, поэтому основание Л. относится к кон. VI в. (Merdrignac. 1988. P. 32-33).

Археологические раскопки в Л. подтвердили гипотезу об основании мон-ря в кон. V в. или в VI в. В Житии св. Винвалоэ упоминается монашеское кладбище, к-рое именовалось «У святых мощей» (quod dicunt Reliquias sanctorum - Vita S. Winwaloei. 1888. P. 246). Одно из погребений на этом кладбище после исследования радиокарбонным методом было датировано между сер. V и сер. VI в. Однако самые ранние постройки, найденные археологами, относятся к VII в., а каменное строительство в мон-ре началось не ранее сер. VIII в. Возможно, на месте средневекового мон-ря первоначально был монашеский ораторий (капелла) и кладбище, а жилые и хозяйственные постройки находились в др. месте. В Житии св. Винвалоэ приведено предание о перенесении мон-ря на новое место: там, где святой основал обитель, время остановилось для монахов; они не могли умереть, каждый день их посещали ангелы. Устав от бесконечной старости, монахи уговорили Винвалоэ перенести кельи на другое место, не обладавшее чудесными свойствами (Ibid. P. 241-244; см.: Bardel, Pérennec. 2004. P. 121-122, 134-135; Iidem. 2006. P. 24-25; Morice. 2007. T. 1. P. 362-364; T. 2. P. 586).

Об истории Л. до эпохи Каролингов сведений почти нет. В средневек. перечне аббатов преемником св. Винвалоэ назван св. Гвенаэль (Венхаэл), но другие настоятели, упомянутые в этом списке, жили в IX в. Агиографы Урдистен и Урмонок представляли св. Винвалоэ и его современников как аскетов и отшельников, соблюдавших строгое воздержание и прославившихся удивительными подвигами. Эти сведения были призваны доказать, что монахи Л. даже до принятия бенедиктинского устава вели достойный образ жизни и следовали наставлениям св. отцов. По свидетельству Урдистена, насельники Л. соблюдали строгий монашеский устав (lex sive regula), связанный с влиянием ирл. монашества. Во время пребывания в обители Будока Винвалоэ решил отправиться в Ирландию, где проповедовал св. Патрикий (Патрик), которого он глубоко почитал. Однако Патрикий явился ему в видении и убедил его остаться в Арморике, повиноваться наставнику и жить в соответствии с примером, который подал ему святой (habes et nostri, quam vidisti et audisti, normam - Vita S. Winwaloei. 1888. P. 205-206). В др. месте Урдистен назвал Винвалоэ учеником Патрикия (Ibid. P. 190). Согласно грамоте 818 г., монахи Л. действительно соблюдали ирл. обычаи, но не вполне ясно, насколько их описание в сочинении Урдистена соответствовало действительности, т. к. агиограф опирался гл. обр. на аскетические произведения прп. Иоанна Кассиана. Высказывалось мнение, что Винвалоэ можно отождествить с «блаженным старцем Вандилоком», упомянутым в трактате о происхождении ирл. монастырского богослужения. Вандилок, как и св. Колумбан, был послан св. Комгаллом в Галлию, чтобы проповедовать христианство; он совершал богослужение суточного круга в соответствии с ирл. традицией (Ratio de cursus qui fuerunt eius auctores // CCM. T. 1. P. 89-90; см.: Merdrignac. 1988. P. 21-25).

Эпоха Каролингов

Самое раннее упоминание о Л. содержится в грамоте имп. Людовика Благочестивого (814-840), текст к-рой был включен Урдистеном в Житие св. Винвалоэ. По свидетельству агиографа, аббат Матмонок получил эту грамоту в 818 г. в Призьяке (совр. деп. Морбиан), куда он прибыл для встречи с императором. Грамота адресована епископам и всему бретон. духовенству. В ней сообщается, что Матмонок рассказал императору о жизни монахов и о том, что они соблюдали обычаи, заимствованные у ирландцев (cognoscentes quomodo ab Scotis sive de conversatione sive de tonsione capitum accepissent). Император выразил желание, чтобы монахи соблюдали обычаи Вселенской Церкви и жили «по чину всей святой апостольской Римской Церкви». Ради укрепления единства с Римской Церковью он повелел им принять Устав св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский) и форму тонзуры, которая была распространена в империи Каролингов. Новый устав следовало ввести также в др. мон-рях, подчинявшихся Л. (Vita S. Winwaloei. 1888. P. 226-227).

Церковь аббатства Ландевеннек. XI-XII вв.Церковь аббатства Ландевеннек. XI-XII вв.

Встреча Людовика Благочестивого и Матмонока состоялась во время успешного похода императора против бретон. мятежника Морвана. Учитывая непрочность контроля франков над Бретанью, император стремился продемонстрировать свою власть и заручиться поддержкой церковных иерархов (Smith. 1992. P. 70-73; Morice. 2007. T. 1. P. 397-401, 414-420). В 816 г. он даровал привилегии аббатству Сен-Меэн (см. в ст. Иудикаэль). Указания, данные им Матмоноку, соответствовали постановлениям Ахенских синодов 816-817 гг., направленным на унификацию норм монашеской жизни по бенедиктинскому уставу. При этом бретон. мон-ри в отличие от франк. обителей не были обязаны императору налогами и служениями (см. разд. «Монастырская реформа» в ст. Каролинги). В правление Людовика Благочестивого Устав св. Бенедикта был принят и в др. мон-рях Бретани, прежде всего в Редоне, основанном в 832 г. св. Конвойоном. Вскоре примеру Редона последовали др. обители Вост. Бретани, прежде всего Леон (близ совр. Динана). По-видимому, в зап. регионах Бретани распространение бенедиктинского устава было связано с влиянием Л. (см.: Morice. 2007. T. 1. P. 428-439; Deuffic. 2008. P. 106-111).

Сочинения монастырских агиографов, рукописи из скриптория и данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что принятие Устава св. Бенедикта оказало глубокое влияние на жизнь в Л. В монастырском богослужении использовались книги рим. обряда, в т. ч. одна из версий Григория Сакраментария и франкские лекционарии. В Л. совершалось поминовение св. Бенедикта (2 раза в год), впосл. в монастырский календарь были включены бенедиктинские праздники освящения «великой церкви» в Клюни, дни памяти клюнийских аббатов Майоля и Одилона (Duine F. Inventaire liturgique de l'hagiographie bretonne. P., 1922. P. 51-53; Deuffic. 2008. P. 112). Монастырские агиографы подчеркивали, что принятие бенедиктинского устава не привело к разрыву с древними традициями ирл. монашества, но лишь позволило скорректировать их, чтобы жить в соответствии с обычаями Вселенской Церкви, не требовавшими от монахов чрезмерно суровой аскезы. Эти представления согласуются с идеями св. Бенедикта Анианского, к-рый подчеркивал, что Устав св. Бенедикта вобрал в себя все ранние монашеские правила (Benedicti Anianensis Concordia Regularum: Textus / Ed. P. Bonnerue. Turnhout, 1999. P. 3. (CCSL; 168A); см.: Merdrignac. 2005. P. 323-324).

В IX в. Л. стал крупнейшим духовным и культурным центром Зап. Бретани. К этому времени относится создание цикла лит. произведений о св. Винвалоэ. По велению аббата Аэлама мон. Климент составил алфавитный гимн в честь Винвалоэ, в котором содержатся указания на основные вехи жизненного пути святого (гимн датируется по упоминанию бретон. правителя Саломона (857-874)). Сохранились также 2 анонимных гимна - для вечерни и утрени в дни памяти св. Винвалоэ (изд.: Morice. 2007. T. 2. P. 524-531; см.: Poulin. 2009. P. 401-405). Между 860 и 884 гг. мон. Урдистен (впосл. аббат Л.) составил пространное прозиметрическое Житие св. Винвалоэ в 3 книгах (BHL, N 8957-8958), возможно с использованием более раннего Жития, текст которого не сохранился. В 1-й книге повествуется о жизни Винвалоэ до основания Л., во 2-й - о деяниях святого как аббата основанного им мон-ря. Эти книги написаны прозой, но в них содержатся стихотворные вставки. В 3-й книге, метрической, пересказывается содержание 2 прозаических книг (см.: Poulin. 2009. P. 406-428). К Житию приложена гомилия, разделенная на 12 литургических чтений для ноктурн в дни памяти св. Винвалоэ (BHL, N 8959; см.: Poulin. 2009. P. 428-430). Житие Винвалоэ отличается вычурным, намеренно усложненным риторическим слогом; изложение прерывается нравоучительными отступлениями, в текст включено множество библейских цитат и аллюзий (см.: Morice. 2007. T. 1. P. 159-184). Напротив, в гомилии, адресованной мирянам, повествование о жизни святого отличается простотой и лаконичностью. Композиция агиографического корпуса мон. Урдистена, в к-рый вошли прозиметрическое Житие (opus geminatum) и гомилия для народа, по-видимому, сложилась с учетом таких произведений, как прозаическое и стихотворное Жития св. Кутберта, составленные Бедой Достопочтенным (BHL, N 2020-2021), и «двойное» Житие св. Виллиброрда с гомилией, написанное Алкуином (BHL, N 8935-8939), а также, вероятно, Мученичество св. Дионисия, созданное аббатом Хильдуином в 30-х гг. IX в. и состоявшее из прозаической и стихотворной частей (BHL, N 2172).

Урдистен составил также краткое Житие св. Винвалоэ (BHL, N 8960), посвященное Иоанну, еп. Ареццо (868-900), к-рый был близок к имп. Карлу Лысому в последние годы его жизни и неоднократно выполнял поручения папы Римского Иоанна VIII и его преемников. Урдистен, ставший аббатом Л., попытался заручиться поддержкой еп. Иоанна, к-рый пользовался влиянием при имп. дворе, и послал ему реликвии св. Винвалоэ. Основу краткого Жития составляют заимствования из пространного Жития и гомилии (см.: Poulin. 2009. P. 430-436).

В 884 г. мон. Урмонок, ученик Урдистена, по просьбе еп. Хинворета составил Житие св. Павла Аврелиана, которого почитали как основателя Леонской епископской кафедры (BHL, N 6586). Несмотря на то что Урмонок стремился подражать творчеству учителя, его произведение отличается большей простотой стиля и композиции (в прозаический текст 2 книг Жития включены всего 2 стихотворных фрагмента). «Барочный» стиль Урдистена и Урмонока сложился под влиянием не столько каролингских авторов, сколько писателей эпохи античности (Вергилий) и поздней античности (Гильда) (Kerlouégan F. Approche stylistique du latin de la «Vita Pauli Aureliani» // Landévennec. 1986. P. 207-217). В XI в. мон. Виталий из Флёри, переработавший Житие Павла Аврелиана, упрекал Урмонока за напыщенное многословие. По мнению франц. агиографа, из-за «бретонской болтливости» автора его сочинение было невозможно читать (ActaSS. Mart. T. 2. P. 112; см.: Poulin. 2009. P. 268-290).

Анализ трудов Урдистена и Урмонока показывает, что в кон. IX в. в Л. существовала крупная б-ка. Среди авторов, сочинения к-рых он использовал, Урдистен называл блж. Августина, Кассиодора, Исидора Севильского, свт. Григория I Великого, Иоанна Златоуста и «аббата Пимена» (см. ст. Apophthegmata Patrum); он ссылался также на произведения Амвросия Медиоланского, Василия Великого и Гильды. Др. христианские авторы, труды к-рых были известны Урдистену,-Альдхельм Малмсберийский, Иоанн Кассиан, Павел Орозий, Сульпиций Север, поэты Седулий и Ювенк, а также, вероятно, блж. Иероним и Евгений II Толетский (см. ст. Евгений III). Из произведений античных авторов агиограф читал гл. обр. поэмы Вергилия. Урмонок был знаком также с «Психомахией» Пруденция, письмами блж. Иеронима и «Утешением философией» Боэция. В Л. хранились тексты монашеских Уставов Бенедикта и, возможно, Колумбана, из агиографических произведений - «Деяния Сильвестра», а также Житие св. Бригиты, составленное ирл. автором Когитозом (Урдистен мог использовать и др. ирл. сочинения, прежде всего Житие св. Колумбы, написанное Адомнаном, и Житие св. Патрикия, автором которого был Мурьху мокку Махтени). По-видимому, Урдистен был знаком со 2-й редакцией Жития св. Самсона (BHL, N 7481, 7483), составленной в 50-х или 60-х гг. IX в. в Доле (ныне Доль-де-Бретань); в распоряжении Урмонока находилась ранняя редакция Жития св. Самсона (BHL, N 7478-7479). Агиографы из Л. почти не использовали труды каролингских авторов, за исключением «Проповедей на важнейшие праздники» Рабана Мавра (PL. 110. Col. 9-134; см.: Morice. 2007. T. 1. P. 185-211; Deuffic. 2008. P. 126-127).

К более позднему времени относятся агиографические сказания о легендарных учениках Винвалоэ, основателях бретонских мон-рей, напр. Житие св. Этбина (Идиунета), включенное в картулярий Л. (BHL, N 2621; см.: Morice. 2007. T. 1. P. 108-121; Poulin. 2009. P. 452-453), и др. Предположительно в Л. было составлено Житие св. Эрвея (Ibid. P. 457-458), однако сохранившиеся Жития св. Гвенаэля, по преданию 2-го аббата Л., были созданы за пределами Бретани (Morice. 2007. T. 1. P. 121-144; Poulin. 2009. P. 382-395). С Л. могло быть связано происхождение литургических текстов в честь св. Винвалоэ, к-рые использовались в позднее средневековье (гимнография - AHMA. T. 18. P. 262-263; чтения из Леонского бревиария 1516 г.- Morice. 2007. T. 2. P. 557-559).

Миниатюра из Евангелия Харкнесса (N. Y. Public Lib. 115). Кон. IX - нач. X в.Миниатюра из Евангелия Харкнесса (N. Y. Public Lib. 115). Кон. IX - нач. X в.

В IX-X вв. в Л. действовал скрипторий, возможно крупнейший в Бретани. Трудно установить, какие рукописи «ландевеннекского круга» были созданы в Л., а какие - в менее значительных скрипториях, писцы которых подражали монастырским книжникам. Уже в 1-й пол. X в. в связи с нападениями викингов монастырская б-ка была вывезена в королевство зап. франков и в Англию, где некоторые манускрипты оказались в распоряжении кор. Этельстана (924/5-939). Поэтому рукописи, происхождение которых связывают с Л., хранятся в книжных собраниях различных стран. Среди иллюминированных рукописей, созданных в Л., выделяются Евангелие Харкнесса (NY Publ. Lib. 115, кон. IX - нач. X в.) и Оксфордское Евангелие, подаренное еп. Леофриком (1046-1072) кафедральному собору в Эксетере (Bodl. Auct. D. 2. 16, рубеж IX и X вв. или 1-я пол. X в.). Скорее всего в Л. было выполнено также Евангелие, впосл. хранившееся в аббатстве Сен-Жильда-де-Рюис (Troyes. Мédiathèque. 970, 909 г.). Место создания др. бретон. манускриптов (Lond. Brit. Lib. Egerton. 609, IX в., из Тура; Bern. Burgerbibl. 85, 2-я пол. IX в., из аббатства Флёри; Boulogne. Bibl. municip. 8, 2-я пол. IX в.) трудно установить. Особенность Евангелий «ландевеннекского круга» - антропозооморфные изображения евангелистов (с телами людей и головами животных); в декорации рукописей совмещаются мотивы, заимствованные из каролингского и ирл. искусства. В Л. хранилась рукопись сокращенной версии «Liber Officialis» Амалария Мецского, выполненная в 952 г. по заказу диак. Амадея, вероятно, в этом мон-ре (Cantabr. Corp. Christ. 192; сохр. глоссы на древнебретон. яз.; см.: Dumville D. N. Breton and English Manuscripts of Amalarius's «Liber Officialis» // Mélanges F. Kerlouégan. P., 1994. P. 205-214). Из Л. происходит фрагмент рукописи с календарем и пасхалией (Copenh. Kong. Bibl. Thott 239, 1-я пол. X в.). Таблицы евангельских чтений, календарь и литургическое толкование Амалария свидетельствуют о том, что богослужение в Л. совершалось по книгам, принятым во всей империи Каролингов. В таблицах и календаре указаны дни памяти св. Винвалоэ: 3 марта (погребение святого), 28 апр. (перенесение его мощей) и 13 мая (освящение монастырской церкви в его честь). На рубеже X и XI вв. в Л. был создан сборник агиографических сказаний о Винвалоэ, в к-рый вошли сочинения Урдистена и гимны (Paris. lat. 5610A; см.: Poulin. 2009. P. 406-407). Фрагмент текста в Евангелии Харкнесса снабжен бретон. нотацией, происхождение к-рой связано с ранней франк. нотацией сер. IX в. Образцы этой нотации сохранились также в миссале из Сен-Вуге, возможно созданном в Л. (Quimper. Archives départementales du Finistère. 4J 96, XI в.; см.: Huglo M. Le domaine de la notation bretonne // Acta Musicologica. 1963. Vol. 35. N 2/3. P. 57-59) (о рукописях из Л. см.: Morey, Rand, Kraeling. 1931; Deuffic J.-L. Les manuscrits de Landévennec // L'abbaye de Landévennec. 1985. P. 259-279; Idem. La production manuscrite des scriptoria bretons (VIIIe-XIe siècles) // Landévennec. 1986. P. 289-321; Huglo M. Les Évangiles de Landévennec // Ibid. P. 245-252; Lemoine. 1994; Idem. 2004).

В эпоху Каролингов в Л. велись строительные работы, в результате к-рых сложился архитектурный ансамбль мон-ря, соответствовавший бенедиктинскому «канону». До этого времени обитель, по-видимому, не имела четкой планировки (к VII-VIII вв. относятся следы неск. зданий, обнесенных оградой; по территории мон-ря протекал ручей). В кон. VIII или в нач. IX в. была возведена небольшая 3-нефная церковь с прямоугольной апсидой, позднее - мощная крепостная стена (толщина 2,4-2,8 м). Вход в церковь был за пределами огражденной территории монастыря, закрытой для мирян. Во 2-й пол. IX в. к зап. стене церкви пристроили 3-частный нартекс; алтарную часть храма фланкировали 2 капеллы, которые открывались в боковые нефы. К югу от церкви находился прямоугольный клуатр с галереей по периметру, вдоль его юж. и вост. сторон были размещены корпуса с дормиторием, рефекторием и др. помещениями, обязательными для бенедиктинских мон-рей (с запада клуатр был огражден стеной). К юж. стене монастырской церкви примыкало просторное помещение, к-рое соединялось с капеллой, находившейся на месте древнего оратория. По-видимому, капелла была построена на месте захоронения св. Винвалоэ. В гомилии Урдистена упоминается о перенесении мощей святого из «малой церкви» в большой храм, где они впосл. хранились (de minori in aecclesiam qua nunc ossa eius continentur maiorem). При раскопках обнаружены следы гробницы Винвалоэ, находившейся за алтарем главной монастырской церкви (о зданиях каролингского мон-ря см.: Morice. 2007. T. 1. P. 370-394).

К кон. IX - нач. X в. относятся самые ранние сохранившиеся грамоты о пожертвованиях в пользу мон-ря. В грамоте № 24 из монастырского картулярия говорится о покупке неким Хепвоу церкви «Sanctus», которую он впосл. подарил монашеской общине Л. Свидетелями сделки выступили Гурмаэлон, гр. Корнуая, Хуарветен, «епископ св. Коурентина», и настоятели крупнейших монастырей - Бенедикт, преемник Урдистена во главе Л., и Урвоэт, «аббат св. Тутгуала» (глава мон-ря Локтюди) (Cartulaire. 1886. P. 560-562; см.: Latouche. 1911. P. 65-68).

Возведение в нач. IX в. крепостной стены вокруг мон-ря свидетельствует о том, что монахи опасались нападения с моря. Урдистен восхвалял древнего правителя Градлона, якобы изгнавшего норманнов из Бретани (Vita S. Winwaloei. 1888. P. 228), а Урмонок описывал чудо св. Павла Аврелиана, защитившего от норманнов основанную им церковь (Vita S. Pauli episcopi Leonensis... auctore Wormonoco / Ed. F. Plaine // AnBoll. 1882. T. 1. P. 254). Нападения викингов на Бретань участились после смерти правителя Алана Великого (ок. 890-907). Власть перешла к гр. Гурмаэлону, к-рый не смог организовать оборону страны и погиб в бою с норманнами. В 913 или 914 г. викинги напали на Л. Монахи своевременно покинули обитель, забрав святыни и ценности, однако норманны сожгли постройки и осквернили монастырское кладбище. При раскопках были найдены останки, к-рые викинги выкопали из могил, сожгли и завалили камнями из разрушенных зданий (Bardel, Pérennec. 2004. P. 142).

Насельники Л. во главе с аббатом Бенедиктом бежали в королевство западных франков и остановились в крепости Монтрёй (деп. Па-де-Кале), где была основана новая обитель, названная в честь св. Винвалоэ (Сен-Валлуа). По-видимому, благодаря странствиям монахов Л. почитание св. Винвалоэ получило распространение в долине Луары (Oheix. 1906. P. 143-145; Latouche. 1959. P. 14-21; Guillotel. 1982. P. 283-285). Согласно грамоте аббата Рамерика, датированной 1000 г., в Монтрёй прибыло множество бретон. монахов, клириков и мирян под рук. еп. Климента и аббата Бенедикта, которые привезли мощи св. Винвалоэ. Они собирались отправиться в Англию, но Хельгауд, гр. Понтьё († 926), убедил их остаться и предоставил им средства на устройство мон-ря (Rodière. 1901. P. 408-409). Насельники Л. не оставляли надежду на возвращение в Бретань. Мон. Иоанн отправился в Англию, где при дворе кор. Этельстана жил внук Алана Великого Алан Кривобородый (в 938-952 герцог Бретани). Монах пытался убедить Этельстана и его подданных, англосаксов и скандинавов, оказать помощь Алану, чтобы он освободил Бретань от норманнов. Благодаря усилиям Иоанна Алан получил необходимую поддержку и в 936-937 гг. изгнал норманнов с большей части бретон. земель. Захватив их последнюю крепость, г. Нант, Алан пригласил монахов вернуться в Л. и назначил Иоанна аббатом мон-ря в благодарность за оказанные им услуги. По-видимому, не все монахи Л. вернулись в Бретань, т. к. бóльшая часть мощей св. Винвалоэ и др. реликвии, в т. ч. казула и альба святого, остались в Монтрёе (эти святыни были утрачены в 1793; см.: Oheix. 1906. P. 146-152).

Монахи восстановили разрушенные здания обители и стали собирать свидетельства своих прав на земельные владения, утраченные во время господства норманнов (см.: Davies W. Les chartes du Cartulaire de Landévennec // Landévennec. 1986. P. 85-95). Между 944 и 952 гг. герц. Алан Кривобородый сделал щедрое пожертвование: мон-рь св. Медарда с владениями и др. церкви в Нанте и окрестностях города, а также о-в Бат-Венран (Bath Uuenran; ныне коммуна Батс-сюр-Мер, деп. Атлантическая Луара), где велась добыча соли (Cartulaire. 1886. P. 562-564; см.: Latouche. 1959. P. 21-26). Впосл. Л. пользовался покровительством графов Корнуая и др. представителей бретон. знати.

Средние века и Новое время

В сер. XI в., при аббате Элисуке, был составлен картулярий Л. (Quimper. Bibl. municip. 16), самый ранний в Бретани. Кроме сказаний о св. Винвалоэ (сочинения Урдистена и гимны) и св. Этбине в него вошли грамоты, по большей части подложные (мн. документы основаны на Житии Винвалоэ и представляют собой дополнения к нему; в них упом. легендарный правитель Градлон и содержатся вымышленные сведения об истории Бретани в раннее средневековье). Наряду с подобными текстами в картулярии сохранились подлинные грамоты кон. IX - XI в. (см. ст. Картулярии). Вероятно, одновременно с составлением картулярия в Л. началось строительство монастырской церкви, завершенное на рубеже XI и XII вв. Стены нового храма были заложены вокруг церкви эпохи Каролингов, поместившейся внутри хора. Скромную романскую церковь Л. (длина 50 м), несмотря на существенные отличия, принято сопоставлять с коллегиальной церковью в Локтюди и с храмом аббатства Сен-Жильда-де-Рюис (XI-XII вв.). Удлиненная основная часть церкви (3 нефа из 6 травей) имела деревянные перекрытия. Над пересечением нефа с узким трансептом возвышалась прямоугольная световая башня (известна по рисункам XVII в.). Хор церкви был окружен деамбулаторием с 3 капеллами. С юга к церкви примыкал клуатр, размеры к-рого уменьшились вдвое после строительства зап. крыла, где размещались покои аббата. Во 2-й пол. XI в. аббат Юстин основал приорат Нотр-Дам-де-Камфрут с приютом для паломников и нищих (в совр. сел. Опиталь-Камфрут, деп. Финистер). По-видимому, в XII в. были основаны приораты св. Идиунета в Шатолене, св. Филиберта в Ланверне (ныне Плонеур-Ланверн), св. Винвалоэ (Сен-Геноле) в Батс-сюр-Мер и др. дочерние обители.

Аббатство Ландевеннек. Гравюраиз серии "Monasticon Gallicanum". XVII в.Аббатство Ландевеннек. Гравюраиз серии "Monasticon Gallicanum". XVII в.

В XII в. Л. оказался на периферии культурной и религиозной жизни Бретани. В этот период ведущим бенедиктинским мон-рем Зап. Бретани стало аббатство Кемперле, выходцами из которого были аббаты Л. Элимарий (упом. в 1128), Риваллон I (упом. в 1163) и Риваллон II († 1233). К XIII в. относится конфликт насельников Л. с епископом Кемпера, претендовавшим на юрисдикцию над мон-рем. В соответствии с договором, заключенным в 1236 г., епископ получил право ежегодно проводить визитацию монастыря и утверждать аббата, избранного общиной; во время вдовства Кемперской кафедры аббат Л. созывал диоцезальный синод (Cartulaire de l'Église de Quimper // Bull. de la сommission diocésaine d'architecture et d'archéologie / Diocèse de Quimper et de Léon. 1902. T. 2. P. 164-167. N 49). В XIII-XIV вв. аббатство, подвергавшееся угрозе нападения пиратов, было окружено валом и рвом. В 80-х гг. XIV в. англичане, конфликтовавшие с герцогом Бретани из-за контроля над замком Брест, разорили монастырские владения. Насельники Л. выражали недовольство тем, что право назначать аббатов перешло к Римской курии, к-рая не считалась с пожеланиями монахов. Так, аббат Гийом де Партене (1380/81-1399) принадлежал к ордену августинцев; аббату Жаку де Вильбланшу (1443-1490) при назначении было всего 20 лет, но он способствовал укреплению материального положения Л. Аббат Жан дю Вьё-Шастель (1496-1522) восстановил и украсил монастырскую церковь, приораты и резиденцию настоятеля в Кемпере. После его кончины в Л. был введен режим королевской комменды, к-рый отрицательно сказался на жизни в мон-ре и вызывал сопротивление насельников. Аббатами нередко становились секулярные клирики, совмещавшие неск. должностей, в т. ч. каноники кемперского соборного капитула. При аббате Пьере Ларгане (1577-1608) управление монастырскими владениями было поручено членам дворянского семейства де Месгуэ, а владения богатого приората Сен-Геноле в Батс-сюр-Мер с XV в. контролировали представители рода де Кергю. В 90-х гг. XVI в. владения аббатства подвергались нападениям отрядов Католической лиги и англичан, которые выступали на стороне гугенотов.

Ко времени назначения аббата Жана Бриана (1608-1630), архидиакона кемперского капитула, в Л. жили всего 2 монаха. Новый аббат попытался «реформировать» мон-рь, т. е. восстановить дисциплину и укрепить соблюдение уставных норм. Он пригласил в Л. монахов из бенедиктинской Бретонской конгрегации (Société de Bretagne), основанной в 1604 г., но вскоре между ними возник конфликт из-за распределения монастырских доходов. В 1636 г. по инициативе аббата Пьера Тангюи (1630-1665) Л. был включен в конгрегацию св. Мавра (см. ст. Мавристы). Под рук. мон. Робера Плувье был возведен новый клуатр; мон. Ноэль Марс составил труд по истории аббатства (1648; Paris. fr. 22358), а мон. Луи Ле Пеллетье (1663-1733) - этимологический словарь бретон. языка (Le Pelletier L. Dictionnaire de la langue bretonne. P., 1752). В этот период насельники контролировали 8 приоратов, а также 8 приходов и ряд капелл в еп-стве Кемпер. Мон-рю принадлежала капелла Нотр-Дам-дю-Фольгоэ, известная в Бретани как место паломничества.

Включение Л. в конгрегацию св. Мавра не сопровождалось отменой комменды, положение монашеской общины оставалось тяжелым. В XVII-XVIII вв. в Л. было от 4 до 8 монахов. Кемперский еп. Туссен Конен де Сен-Люк (аббат Л. в 1780-1790) получил разрешение короля объединить должность аббата, приносившую значительный доход, с небогатой епископской кафедрой, намереваясь впосл. добиться упразднения мон-ря. В мае 1790 г. в Л. жили 4 монаха во главе с приором Пьером Ле Муаном; доход аббатства, включая приораты Сен-Геноле, Камфрут, Конкарно, Ланверн, Сен-Пьер-дю-Парк и Шатолен, составлял 16 060 ливров. По-видимому, тогда же аббатство было закрыто в соответствии с декретами об отмене монашеских обетов и о роспуске религ. общин (февр. 1790). В 1792 г. монастырские здания были проданы и впосл. разрушены; нек-рые предметы убранства были переданы в приходскую церковь в Л., часть архитектурных деталей вывезли в г. Брест.

2-я пол. XIX - нач. XXI в.

В 1878 г. бенедиктинцы из аббатства Сент-Мари-де-ла-Пьер-ки-Вир основали монашескую общину в Кербенеа близ Л. В 1903 г. в соответствии с антиклерикальным Законом об ассоциациях монахи были высланы из Франции, но в 1922 г. они вернулись в Кербенеа и в 1950 г. выкупили землю, на к-рой находились руины Л. Под рук. аббата Луи Феликса Кольо (1945-1970) поблизости началось строительство зданий нового мон-ря (церковь освящена в 1965). В 1981 г. был основан дочерний мон-рь Морн-Сен-Бенуа в Республике Гаити. Аббатство Л. входит в бенедиктинскую конгрегацию Субиако-Кассино. С 2007 г. мон-рь возглавляет аббат Жан Мишель Гримо.

В 1978 г. начались археологические раскопки средневек. мон-ря; руины аббатства были отреставрированы и законсервированы. С 1990 г. действует музей аббатства Л. При мон-ре существует Международный центр изучения кельтского монашества (CIRDoMoC), основанный в 1986 г. бретон. учеными по инициативе мон. Марка Симона, специалиста по истории Л. В день памяти св. Винвалоэ (1 мая) в Л. собираются паломники, совершается процессия и проходит богослужение в руинах средневек. монастырской церкви.

Ист.: Cartulaire de Landévennec / Éd. R. F. Le Men, É. Ernault // Mélanges historiques: Choix de documents. P., 1886. T. 5. P. 533-600; Cartulaire de l'abbaye de Landévenec / Éd. A. de La Borderie. Rennes, 1888; Vita S. Winwaloei, primi abbatis Landevenecensis, auctore Wurdestino / Ed. C. De Smedt // AnBoll. 1888. T. 7. P. 167-264; Fawtier R. Une rédaction inédite de la vie de St. Guénolé // MArHist. 1912. T. 32. P. 27-44.
Лит.: Levot P. Notice sur Landévennec et son abbaye. Brest etc., 1858; Rodière R. Les Corps saints de Montreuil. P.; Montreuil-sur-Mer, 1901; La Borderie A., de. Histoire de Bretagne. Rennes, 1898-19142. 6 t.; Oheix A. Les reliques bretonnes de Montreuil-sur-Mer // Bull. archéol. de l'Association bretonne. St.-Brieuc, 1906. T. 24. P. 139-173; Latouche R. Mélanges d'histoire de Cornouaille (Ve-XIe siècle). P., 1911; idem. L'Abbaye de Landevenec et la Cornouaille aux IXe et Xe siècles // Le Moyen Âge. 1959. T. 65. N 1/2. P. 1-26; Abgrall J.-M., Peyron P. Notices sur les paroisses de l'évêché de Quimper et de Léon // Bull. diocésain d'histoire et d'archéologie. Quimper, 1917. T. 17. P. 129-142, 161-170, 193-203, 225-236; Besse J.-M. Abbayes et prieurés de l'ancienne France. Ligugé; P., 1920. T. 8: Province ecclésiastique de Tours. P. 270-271; Morey C. R., Rand E. K., Kraeling C. H. The Gospel Book of Landevennec (the Harkness Gospels) in the New York Public Library. Camb. (Mass.), 1931; Guiriec H. Autour du Cartulaire de Landévennec // Bull. de la Soc. archéol. du Finistère. Quimper, 1939. T. 66. P. 3-26; Le Jollec J. Guénolé, le saint de Landévennec: Vie, œuvre, culte. Quimper, 1952; Raison du Cleuziou J. Landévennec et les destinées de la Cornouaille // Bull. et mémoires de la Soc. d'émulation des Côtes-du-Nord. St.-Brieuc, 1965. T. 93. P. 7-26; idem. La fondation de Landévennec // Ibid. 1985. T. 114. P. 3-15; Morvannou F. Guénolé et Guénaël // Annales de Bretagne et des pays de l'Ouest. Rennes, 1974. T. 81. N 1. P. 25-42; Simon M. Histoire de Landévennec: Aux origines // Chronique de Landévennec. N. S. Rennes, 1981. N 28. P. 129-135; idem. La légende dorée de St. Guénolé: Écrite vers l'an 800 à Landévennec par le moine Clément // Ibid. 1985. N 42. P. 1-32; idem. Les hagiographes de Landévennec au IXe siècle, témoins de leur temps // Bretagne et pays celtiques: Langues, histoire, civilisation: Mélanges offerts à la mémoire de L. Fleuriot (1923-1987). St.-Brieuc; Rennes, 1992. P. 181-192; idem. La Borderie, St. Guénolé et Landévennec // Bull. et mémoires de la Soc. archéol. et hist. d'Ille-et-Vilaine. Rennes, 2002. Vol. 106. P. 65-74; idem. Landevenneg // Celtic Culture: A Historical Encyclopedia. St. Barbara, 2006. Vol. 3. P. 1091-1094; Guillotel H. L'exode du clergé breton devant les invasions scandinaves // Mémoires de la Soc. d'histoire et d'archéologie de Bretagne. Rennes, 1982. T. 59. P. 269-315; Bardel A. et al. L'abbaye médiévale de Landévennec // Archéologia. P., 1984. N 192. P. 76-84; Chédeville A., Guillotel H. La Bretagne des saints et des rois (Ve-Xe siècle). Rennes, 1984; L'abbaye de Landévennec, de saint Guénolé à nos jours / Éd. M. Simon. Rennes, 1985; Landévennec: Aux origines de la Bretagne. Daoulas, 1985; Landévennec et le monachisme breton dans le Haut Moyen Âge: Actes du Colloque du XVe centenaire de l'abbaye de Landévennec, 25-27 avr. 1985. Daoulas, 1986; Merdrignac B. Folklore and Hagiography: A Semiotic Approach to the Legend of the Immortals of Landevennec // Cambridge Medieval Celtic Studies. 1987. Vol. 13. P. 73-86; idem. St. Guénolé et les monachismes insulaire et continental au haut Moyen Âge // Annales de Bretagne et des pays de l'Ouest. 1988. Vol. 95. N 1. P. 15-40; idem. Écriture sainte et réécriture de l'hagiographie bénédictine bretonne à Landévennec // Écrire son histoire: Les communautés régulières face à leur passé / Éd. N. Bouter. St.-Étienne, 2005. P. 317-325; Smith J. M. H. Oral and Written: Saints, Miracles, and Relics in Brittany, c. 850-1250 // Speculum. 1990. Vol. 65. N 2. P. 309-343; eadem. Province and Empire: Brittany and the Carolingians. Camb., 1992; Bardel A. L'abbaye Saint-Gwénolé de Landévennec // Archéologie médiévale. 1991. Vol. 21. P. 51-101; eadem. Les premiers Bretons à Landévennec, VIe-IXe siècle // Les premiers Bretons d'Armorique / Éd. P.-R. Giot et al. Rennes, 2002. P. 129-133; Cassard J.-C. En marge des incursions vikings // Annales de Bretagne et des pays de l'Ouest. 1991. T. 98. N 3. P. 261-272; idem. La mise en texte du passé par les hagiographes de Landévennec au IXe siècle // Bull. de la Soc. archéol. du Finistère. 1993. T. 122. P. 361-386; Lemoine L. Le scriptorium de Landévennec et les représentations de St. Marc // Mélanges F. Kerlouégan / Éd. D. Conso et al. P., 1994. P. 363-380; idem. Autour du scriptorium de Landévennec // Corona Monastica: Moines bretons de Landévennec: Histoire et mémoire celtiques: Mélanges offerts au père M. Simon / Éd. L. Lemoine, B. Merdrignac. Rennes, 2004. P. 155-164; Poulin J.-C. Le dossier de saint Guénolé de Landévennec (Province de Bretagne) // Francia. Sigmaringen, 1996. Bd. 23. S. 167-205; idem. L'hagiographie bretonne du Haut Moyen Âge: Répertoire raisonné. Ostfildern, 2009; Hamon M. Vies de saints bretons et Règles monastiques: Étude de l'introd. de la Règle de St. Benoît dans les monastères armoricains d'après l'hagiographie bénédictine du haut Moyen Âge. Rennes, 1998; Deshayes A. Anciennes possessions de l'abbaye de Landévennec // Bull. de la Soc. archéol. du Finistère. 2000. Vol. 129. P. 379-385; Garavaglia C. Un monastero bretone nell'alto medioevo: L'abbazia di San Guenole a Landevennec: Diss. Mil., 2001; Quaghebeur J. La Cornouaille du IXe au XIIe siècle: Mémoire, pouvoirs, noblesse. Rennes; Quimper, 20022; Bardel A., Pérennec R. Les Vikings à Landévennec // Les Vikings en France. [Dijon], 2002. P. 50-59; iidem. Abbaye de Landévennec: Évolution du contexte funéraire depuis le haut Moyen Âge // Inhumations et édifices religieux au Moyen Âge entre Loire et Seine / Éd. A. Alduc-Le Bagousse. Caën, 2004. P. 121-158; iidem. Le site archéol. de l'abbaye de Landévennec: Caractéristiques, méthodes d'exploitation, résultats // Bull. et mémoires de la Soc. archéol. et hist. d'Ille-et-Vilaine. 2005. T. 109. P. 33-62; iidem. Les cuisines et le réfectoire de l'abbaye de Landévennec (Finistère) // Production alimentaire et lieux de consommation dans les établissements religieux au Moyen Âge et а l'époque moderne / Éd. B. Clavel. Amiens, 2006. P. 23-46; Garavaglia C., Morice Y. Clôture et ouverture: Landévennec et l'ouverture de la Bretagne au domaine culturel carolingien // Corona Monastica: Moines bretons de Landévennec: Histoire et mémoire celtiques. Rennes, 2004. P. 23-39; Morice Y. Vivre et écrire l'espace à Landévennec au IXe siècle // Annales de Bretagne et des Pays de l'Ouest. 2004. T. 111. N 1. P. 7-23; idem. L'abbaye de Landévennec des origines au XIe siècle à travers la production hagiographique de son scriptorium: Culture monastique et idéologies dans la Bretagne du Haut Moyen Âge: Diss. Rennes, 2007. 2 t.; Deuffic J.-L. Le «monachisme breton» continental: Ses origines et son intégration au modèle carolingien // Idem. La Bretagne carolingienne: Entre influences insulaires et continentales. St.-Denis, 2008. P. 77-141.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЖЮМЬЕЖ мон-рь в архиепископстве Руан (Нормандия, Франция)
  • КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв.
  • КОНК Конк, католич. бенедиктинский, впосл. премонстрантский мон-рь Спасителя и св. Веры (деп. Аверон, Франция)
  • ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция)