Лаодикия на Лике [греч. Λαοδίκεια ἐπὶ Λύκῳ], античный и визант. город в области Фригия (или Кария; юго-запад М. Азии); ныне городище в 10 км к северу от совр. г. Денизли (Турция); древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви. Л. находилась на холме между долинами рек Асоп и Капр, притоков р. Лик, к-рая впадает в р. Меандр (ныне Б. Мендерес). Поселение образовалось в ходе греч. колонизации М. Азии в начале эпохи эллинизма; первоначально город носил названия Диосполь (город Зевса), а также Роас (Plin. Sen. Natur hist. V 105). В сер. III в. до Р. Х. поселение было перестроено царем Антиохом II (261-246 до Р. Х.) из династии Селевкидов и названо именем его жены Лаодики. Л. занимала выгодное географическое положение посередине широкой долины Лика, по к-рой проходили основные дороги, связывавшие зап. берег М. Азии, регион Эфеса и Смирны, с Памфилией. Это был кратчайший путь на восток, в Киликию и Сирию. Л. находилась в пограничном районе Юго-Зап. Фригии, к-рый античные писатели (Птолемей, Филострат) время от времени причисляли к области Кария. Наряду с греками Антиох переселил во Фригию 2 тыс. семей евреев, к-рые впосл. составляли в городе значительную часть жителей. Иудейская община обладала большими финансовыми средствами. По сведениям Цицерона, рим. проконсул Луций Валерий Флакк конфисковал у иудеев Л. 20 литр золота, собранного для ежегодного подношения в Иерусалимский храм (Cicero. Flac. 28-68). По надписям известно, что в Л. почитались Зевс Лаодикийский (скорее всего неизв. эллинизированное фригийское божество), Асклепий, Аполлон; существовал также рим. имп. культ.
В 188 г. до Р. Х., после разгрома царства Востока римлянами в битве при Магнесии, Л. вместе с обширными окрестными землями вошла в состав Пергамского царства, союзника Рима. В 133 г. до Р. Х. вместе со всеми владениями Пергама Л. перешла под управление Рима в составе пров. Асия на правах свободного полиса. Город пострадал во время 1-й Митридатовой войны в нач. I в. до Р. Х., но вскоре был восстановлен. В рим. эпоху Л. превратилась в один из наиболее населенных и важных торгово-ремесленных центров М. Азии. Особенно здесь была развита торговля черной шерстью, т. к. окрестные горные склоны и плато Фригии были удобны для развития овцеводства. Л. чеканила собственные монеты. Город развивался в тесном соседстве с 2 ближайшими к нему полисами: Иераполем (ныне Памуккале, 10 км севернее Л.) и Колоссами (ныне городище близ г. Хоназ; 17 км восточнее Л.; см. ст. Хоны); иногда использовалось общее наименование этих городов - Триполис. Помимо этого Л. уже к сер. I в. до Р. Х. стала центром союза из 25 городов окружающего региона. В городе существовали группа философов-скептиков (Антиох, Фейодас, ученики Энесидема - Diog. Laert. IX. 116) и знаменитая школа медиков. В сер. I в. до Р. Х. главный представитель местного влиятельного рода ритор Зенон выступал с речами, призывая граждан защищать город и страну от парфян, наступавших тогда в М. Азии. Потомки Зенона были царями зависимых от Рима царств в I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.: Ликаонии, Киликии, Боспора, Колхиды и Армении.
В рим. эпоху, между кон. I в. до Р. Х. и сер. III в. по Р. Х., Л. была полностью застроена новыми общественными и жилыми зданиями. Город имел 2 главные площади: центральную агору и юж. форум, на котором находилось здание городского совета - булевтерий. Действовали 2 больших театра, стадион, не менее 3 крупных комплексов терм, неск. храмов. Вода подавалась по акведуку из горного массива Салбак (ныне Бабадаг, 10 км южнее города). Распределение воды в городе было организовано через Водную башню в южной части города и несколько больших нимфеев в центральной. Крупнейший нимфей был построен при имп. Септимии Севере (193-211); возведение еще одного, посвященного имп. Каракалле, было приурочено к его визиту в город в 215 г.
В Л. неоднократно происходили сильные землетрясения. По письменным источникам известны лишь некоторые, однако их частота и разрушительные последствия скорее всего существенно сдерживали развитие города. Ок. 27 г. до Р. Х. Л. пострадала в результате сильного толчка, повредившего значительные части районов долины Меандра, зап. берега М. Азии и о-ва Хиос; восстанавливали разрушенное с помощью средств, выделенных Октавианом Августом (Strabo. Geogr. XII 8.18; Guidoboni. 1994. P. 174-177). В 47 г., вероятно в связи с сильным извержением вулкана на Санторине, произошла крупная серия землетрясений, в которых вместе с Л. пострадали Иераполь, Смирна, Эфес, Милет и несколько островов Эгейского м. Поддержку жителям оказывал имп. Клавдий I (Ioann. Malal. Chron. P. 246; Georg. Sync. Chron. P. 405). Сильнейшим землетрясением в 60 г. по Р. Х. были разрушены Л., Иераполь и Колоссы; вскоре все 3 города были восстановлены без внешней помощи (Tac. Ann. XIV 27.1; Euseb. Chron. I 21-22; Oros. Hist. adv. pag. VII 7; Georg. Sync. Chron. P. 410).
Христианская община в Л. возникла в апостольский век, вероятно, уже в нач. 60-х гг. I в. по Р. Х. До нас не дошли сведения о том, бывал ли ап. Павел в Л. В Деяниях св. апостолов неоднократно упоминается, что апостол проходил через Фригию и Галатию (Деян 16. 6; 18. 23; 19. 1); он мог останавливаться в Л. как в крупнейшем городе Юж. Фригии. Известно, что у ап. Павла были знакомые, друзья и ученики, жившие в Л. Свое Колоссянам послание ап. Павел просил читать и в соседних общинах Л. и Иераполя (Кол 2. 1-2) и сообщал, что отправил в Л. отдельное послание (Кол 4. 16; см. также Лаодикийцам послание). В Послании к Колоссянам фигурирует ап. Епафрас, вероятно, выходец из Л. или Иераполя, сопровождавший ап. Павла и беспокоившийся о судьбе родных для него городов и их жителей (Кол 4. 12-13). Кто были первые предстоятели христианской общины в Л., неизвестно. Предания древней Церкви сохранили имя ап. Архиппа (пам. 19 февр., 22 нояб., 4 янв.), ученика ап. Павла. Апостол упоминает его и просит передать, чтобы тот исполнил служение, которое принял во имя Господа (Кол 4. 17; Флм 1. 2). Ап. Архипп пострадал при имп. Нероне в Колоссах; он был исколот ножами за то, что отказался участвовать в празднике в честь Артемиды. Древнее церковное предание о св. Архиппе как о епископе Л. зафиксировано в «Апостольских постановлениях» (IV-V вв.; Const. Ap. 7. 46). Св. Павел упомянул также, что в Л. находилась домашняя община ап. Нимфана (Кол 4. 15; пам. 28 февр.), вероятно, человека, принявшего крещение вместе со своей семьей и на какое-то время также ставшего главой христиан Л. Лаодикийская община упоминается в числе 7 Церквей Асии, к к-рым обращено Откровение ап. Иоанна Богослова (Откр 1. 11, 3. 14-22).
Сведения о дальнейшей истории христ. Л. отрывочны. В сер. 60-х гг. II в. в городе среди малоазийских христиан происходили ожесточенные споры о времени празднования Пасхи. Среди тех, кто собирались в Л. и вели дискуссии, были святители Аполлинарий Иерапольский и Мелитон Сардский (Euseb. Hist. eccl. IV 26). Ок. 166 г. был казнен епископ Л. св. Сагарис (пам. 6 окт.; его фригийское имя указывает на вероятное место его рождения). Сведения о его мученичестве историк Евсевий Памфил почерпнул из трудов свт. Мелитона Сардского. В нач. IV в. могилу св. Сагариса в Л. почитали христиане (Euseb. Hist. eccl. V 24. 5). О еп. Сисинии известно только из Жития сщмч. Артемона (пам. 12 и 13 апр., 24 марта, 8 окт.), пострадавшего в гонение имп. Диоклетиана в нач. IV в. В Житии рассказывается о том, что христиане в Л. во главе с Сисинием ночью подожгли храм Артемиды, за что легат Патрикий собирался арестовать их, но внезапно заболел и был исцелен по молитвам еп. Сисиния (достоверность этих сведений остается невыясненной). При Диоклетиане пострадали также мученики Трофим и Фал из Л. (пам. 16 марта).
В ходе адм. реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. из вост. части пров. Асия была образована пров. Фригия Пакатиана и Л. стала ее митрополией. Повторяя принципы гражданской иерархии, церковная кафедра Л. в IV-V вв. приобрела статус митрополии и первенство среди остальных кафедр провинции (в V в. их было до 25). В нач. V в. город обнесли оборонительными стенами, в периметр к-рых была включена приблизительно половина городской территории рим. эпохи. Очередное сильное землетрясение в 494 г. (Marcell. Comit. Chron. P. 94; Zach. Rhet. Hist. eccl. VII 2) нанесло городу столь большой урон, что, как установлено археологами, в Л. была навсегда утрачена часть важнейших общественных зданий, в т. ч. большие центральные термы, комплекс центральной агоры, нимфей Септимия Севера и некоторые христ. церкви. Высокий статус митрополии Л. подтверждается проведением здесь в сер. IV в. поместного Лаодикийского Собора. Еп. Л. Нунехий участвовал в заседаниях I Вселенского Собора в Никее в 325 г. О жизни христиан Л. в IV в. известно из послания свт. Афанасия Великого, к-рый упоминает, что арианин Кекропий из Л. по решению имп. Констанция II был переведен в Никомидию и стал там епископом (вероятно, в 40-х гг. IV в.). Был ли Кекропий до этого епископом Л., неясно. Митр. Аристоник из Л. участвовал в III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. и поддержал правосл. партию свт. Кирилла Александрийского и Мемнона Эфесского. Митр. Нунехий известен благодаря участию в Эфесском («Разбойничьем») Соборе в 449 г.; также его подпись стоит под актами IV Вселенского Собора в Халкидоне в 451 г. и под «Энкиклионом» имп. Льва I в 458 г. Митр. Иоанн из Л. участвовал в V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г.
История Л. после VI в. в наст. время не поддается убедительной реконструкции. Археологические раскопки, которые активно ведутся на месте города в последние годы, пока не зафиксировали к.-л. существенной строительной активности в Л. после VII в. На территории города не найдено монет, выпущенных позже правления визант. имп. Фоки (602-610). Предполагается, что древняя Л. была полностью или почти полностью покинута жителями в VII-VIII вв. Расположенный в районе речных долин, легкодоступный для врагов и сравнительно слабо защищенный город в это время неоднократно подвергался нападениям персов и арабов, которые грабили М. Азию, передвигаясь по хорошо известным торговым путям. Кроме того, Л. продолжала страдать от землетрясений. Археологи обнаружили следы сейсмических разрушений построек VII-VIII вв., к-рые уже не были восстановлены. В XII-XIII вв. Л. несколько раз упоминается в источниках как военная крепость. Скорее всего в это время среди византийцев ее название употреблялось уже для обозначения цитадели, расположенной в 10 км южнее Л., из которой позднее вырос совр. г. Денизли. Так, в 1119 г. Л. была отвоевана византийским имп. Иоанном II Комнином у сельджуков. При имп. Мануиле I (1143-1180) крепость ремонтировалась. В 1206-1230 гг. она входила в состав владений визант. магната Мануила Маврозома, но позднее окончательно перешла во владение сельджукских мусульм. правителей.
Однако по византийским источникам известно, что церковная митрополия Л. продолжала существовать без значительных перерывов до сер. XV в. Большинство упомянутых в них иерархов, вероятно, постоянно проживали в К-поле и были титулярными митрополитами Л. О присутствии их в Л. в средние века ничего не известно.
В Л. раскрыто археологами ок. 10 христианских храмов различной конструкции и назначения. Все они были выстроены в течение довольно краткого периода, V-VI вв., и использовались преимущественно лишь до VII в. Посвящения храмов неизвестны.
«Лаодикийская» базилика была раскрыта в 2010 г. Это наиболее роскошный и лучше других сохранившийся христианский храм Л. Вероятно, он служил кафедральным собором (общие размеры комплекса 40,85´ 37,5 м; размеры наоса 29,6´ 34,5 м). Трехнефная базилика была ориентирована на юго-восток. Вост. стена имела прямую форму, так что апсиды снаружи не были видны, и это характерная черта малоазийской ранневизант. архитектуры. Храм имел весьма необычную форму. Боковые апсиды (пастофории) имели прямоугольную форму. Кроме того, основной наос по бокам был оформлен еще 2 рядами апсид (полукруглых ниш) по 4 с каждой стороны (в сев. и юж. стенах наоса). Др. пара подобных ниш оформляла боковые стенки нартекса. Нефы разделялись 2 рядами массивных столбов, по 5 в каждом ряду. Столбы достигали в высоту 5 м и служили опорой для арочных перекрытий, поддерживавших клересторий и деревянную крышу храма. Алтарная часть отделялась от наоса парапетом; в центре находилась вима прямоугольной формы (5,6´ 8 м). От алтарной преграды сохранились лишь небольшие осколки мраморных плит с орнаментами. В центральной апсиде размещался 3-ступенчатый синтрон. В центре наоса, отдельно от алтаря, был расположен амвон, также приподнятый на подиум. По остаткам напольной мозаичной надписи удалось определить, что амвон ремонтировали в 492 г. Баптистерий находился в помещении в сев.-вост. части комплекса (5,5´ 5,5 м) и соединялся с алтарным пространством через дверь. При этом наряду с купелью в баптистерии была выстроена апсида, обращенная на юго-запад, в сторону главного алтаря храма. Подобным образом с юга к храму также примыкала часовня, апсида которой была обращена на северо-восток. Пол центрального нефа был покрыт мрамором в технике opus sectile. В боковых нефах и нишах сохранились фрагменты напольной мозаики в основном с растительным и геометрическим орнаментом. В 1-й нише с юж. стороны сохранилась надпись с именем протодиак. Поликарпа; во 2-й, соседней с ней, нише - надпись с именем диак. Александра, которые, вероятно, вносили средства в создание мозаик. На остатках стен базилики есть также неск. фрагментов фресковой живописи, содержащей архитектурные композиции и растительный орнамент. Весь комплекс окружали многочисленные подсобные и хоз. помещения. Обращает на себя внимание сходство планов «лаодикийской» базилики и здания «С» с апсидой в центре города.
Находится к югу от главной городской агоры. Вероятно, это древнейший известный ныне христианский храм в Л. Церковь была образована в кон. IV - нач. V в. в результате перестройки части помещений богатого рим. частного дома (17´ 20,1 м). К средней части дома с юго-востока была пристроена подковообразная апсида; были переделаны входы в помещение. Выстроенная т. о. церковь в общих чертах соответствовала плану 3-нефной базилики, хотя единого наоса ее нефы не образовывали. Боковые нефы соединялись с центральным только через двери. В сер.- 2-й пол. VI в. был перестроен нартекс храма. В нем появились 2 небольшие часовни с апсидами, которые, вероятно, были посвящены разным святым. Также были расширены подсобные помещения с юга и севера от храма, назначение которых остается неясным.
В различных районах города раскрыты неск. базилик, приходских храмов Л., от к-рых остались лишь некоторые части фундаментов, позволяющие реконструировать планы зданий.
Северная базилика (26×47,6 м) раскрыта в 2011 г. Это 3-нефный 3-апсидный храм, ориентированный на юго-восток; построен после землетрясения 494 г. в сев. части площади, к-рая до IV в. предположительно служила теменосом храмов Зевса и Афины. Сооружение имело довольно стандартные для М. Азии формы. Вост. стена снаружи прямая; полукружия апсид на ней не выявлены. Стену украшали только 2 небольшие ниши, делившие фасад стены на 3 части. Исследователи отмечают сравнительно низкое качество каменной кладки из известняка-травертина; отделка храма также оставалась довольно скромной, т. к. в ней, по-видимому, не использовался мрамор. Баптистерий при базилике не обнаружен.
Юго-западная базилика (34,3×21,4 м). Трехнефный одноапсидный храм с атриумом, вероятно, объединявший общину нескольких кварталов города и построенный в V в. Найденные мозаичные тессеры указывают на то, что его пол или конха апсиды были украшены мозаикой.
Северо-западная базилика (20,33× 43,34 м) - 3-нефный и 3-апсидный храм с атриумом. В вост. стене выделяется только центральная апсида, к-рая с внешней стороны имеет 3-гранную форму. Базилика была богато украшена мраморными деталями и орнаментом. Найденные фрагменты декора типичны для V в., однако нек-рые из них, в т. ч. украшения фриза архитрава, соответствуют стилю II в. и могли быть использованы в базилике как сполии.
Раскрыты также 2 храмовых сооружения в форме тетраконха. Первый был выстроен, вероятно, в V в. Он расположен на вост. окраине города, за пределами стен. Снаружи стены здания образовывали форму ротонды, однако внутреннее помещение выглядело в плане как октагон с 4 апсидами по всем сторонам (его размеры 15´ 15 м). Вторая постройка, диаметром 9 м, находилась в центральной части города. Она была богато украшена; стены в интерьере облицованы мрамором. Возможно, здесь находился баптистерий еще не раскрытого храма.
Расположено к юго-западу от нимфея Каракаллы в центре города, на небольшом холме; в основном напоминает христ. базилику, но обладает рядом необычных черт. Главная большая апсида здания ориентирована на северо-запад. Внешние стены, сложенные из известняка и мрамора, образуют прямоугольное в плане сооружение (16,6×19,5 м). Однако внутри в прямоугольник вписано сложное помещение. Помимо главной апсиды его образуют 8 боковых ниш, расположенных в 2 ряда по боковым стенам. В каждом ряду 1-я и 4-я ниши имеют квадратную, а 2-я и 3-я - полукруглую форму. С юго-востока в помещение вели 3 входа; боковых дверей у здания не было. По найденным деталям декора предполагают, что здание было построено в эпоху династии Северов (1-я треть III в.) и, вероятно, использовалось как храм имп. культа (калиба). Позднее оно было переосвящено в христ. церковь; при этом ориентация здания не менялась. Храм был заброшен после землетрясения 494 г.
Ап. Архипп (сер. I в.), ап. Нимфан (сер. I в.), свт. Сагарис (ум. ок. 166), Сисиний (?; нач. IV в.), Евгений (нач. IV в.), Нунехий (325), Аристоник (431), Нунехий (до 449 - после 458), Иоанн I (553), неизвестный (VII в.), Тиверий (681), Евстафий (787), неизвестный (816), Симеон Новопатрский (низложен в 861), Феодор (с 861), Никон (?; после 858-867, 877-886), Сисиний (870), Павел (879), Симеон (879), Иоанн II (кон. IX в.), Епифаний (905-906), Константин (до 912 - после 925), Анастасий (до 970 - после 1010), Симеон (X-XI вв.), неизвестный (1019), неизвестный (до 1043 - после 1058), Василий (1071), Михаил (1071 - после 1094), Василий (до 1144 - после 1157), неизвестный (1186), Феодор (1228), неизвестный (1343-1344), неизвестный (до 1364 - после 1370), Феофилакт (1450), Матфей (1591), Косма Ватопедин (1710).