[Лат. Imperium Romaniae; империя Романии], гос-во, существовавшее на части территории Византийской империи в 1204-1261 гг.; было основано участниками 4-го крестового похода после захвата ими Константинополя в апр. 1204 г. Современники называли ее империей Романии или К-польской империей; название Л. и. утвердилось в совр. научной традиции. Как юридическое основание образования Л. и. крестоносцы использовали договор о разделе Византии (т. н. договор Partitio Romanie), заключенный предводителями крестового похода в К-поле после 12 апр. и ранее 9 мая 1204 г. По этому договору избранный император получал в непосредственное управление часть К-поля и еще четверть всех земель империи, к-рые в тот момент еще предстояло завоевать. Оставшиеся 3/4 земель Византии должны были быть разделены между венецианцами и др. участниками похода пополам. 9 мая 1204 г. коллегия выборщиков, в к-рую входили 6 венецианцев и 6 представителей остальных отрядов крестоносцев, избрала императором не предводителя крестового похода маркиза Бонифация Монферратского, а гр. Фландрии и Эно (Геннегау) Балдуина I. 16 мая он был возведен на трон в соборе Св. Софии при соблюдении как византийских, так и зап. обычаев церемониала.
Л. и. претендовала на суверенитет над всеми вассальными территориями, захваченными крестоносцами. Прилегающая к К-полю Вост. Фракия, сразу перешедшая под контроль завоевателей, была разделена на 3 удела - императора Л. и., венецианцев и остальных крестоносцев. Затем комиссия, работавшая до сер. сент. 1204 г., распределяла на феоды остальные визант. земли. Императору отходили владения в М. Азии вплоть до Синопа и Бафры, побережье Мраморного и Эгейского морей до о-ва Кос, крупные острова Проконнис, Самофракия, Лемнос, Скирос, Хиос (см. ст. Хиосская митрополия), Лесбос, Самос (см. ст. Самоса и Карии митрополия), Кос, Тинос. Венецианцы получали Грецию к западу от хребта Пинд, Ионические о-ва, Зап. Пелопоннес от Патр до Модона, часть Эвбеи, Андрос, Эгину и Саламин. Венеция пользовалась всеми правами беспошлинной торговли на территории Л. и. и на ее вассальных территориях, контролировала торговлю и работу основных портов Л. и., включая К-поль. Главой венецианской администрации являлся подеста, опиравшийся на совет венецианских нобилей. Он обладал правом накладывать вето на решения императора, но полностью подчинялся властям Венеции и действовал по их инструкциям. Венецианцы, получившие феоды на территории Л. и. и являвшиеся тем самым вассалами императора, должны были нести обычные сеньориальные повинности, включая военную службу. Бонифаций Монферратский получал владения в М. Азии и Крит, к-рые еще предстояло завоевать, но быстро обменял малоазийские территории на Фессалонику и прилегавшие к ней земли Фессалии и Македонии (завоевал их позднее; см. ст. Фессалоникийское королевство), а Крит отдал венецианцам в обмен на Пелопоннес и солидное денежное вознаграждение.
Иерархическая структура Л. и. сочетала в себе высокие титулы как византийского (кесарь, протовестиарий, протостратор, мегадука и др.), так и западноевропейского (сенешаль, маршал, коннетабль, баюл и др.) происхождения. Визант. обычаи сохранялись и в церемониале, и в инсигниях, и в делопроизводстве Л. и. Однако прежняя визант. знать была первоначально отстранена от управления гос-вом. К-поль лежал в руинах после пожаров и разграблений; значительная часть населения покинула его. Город обезлюдел, а для его охраны сил было явно недостаточно. Среди разноплеменных крестоносцев (французов, фламандцев, немцев, ломбардцев, венецианцев) и их предводителей разгорались конфликты.
Почти сразу же Л. и. столкнулась с сильным сопротивлением греч. населения, к-рое возглавили местные архонты, и соседнего Болгарского царства, во главе к-рого стоял Калоян. В нач. 1205 г. греки подняли восстание в Дидимотихе (Фракия; ныне Сев.-Вост. Греция), истребив гарнизон крестоносцев, а затем изгнали их из Адрианополя. 14 апр. 1205 г. войска Балдуина I были разгромлены Калояном в битве у Адрианополя. Сам император попал в плен и затем скончался в болг. темнице. 4 сент. 1207 г. в битве с болгарами в Родопах погиб 1-й король Фессалоники Бонифаций Монферратский. В результате почти сразу же Л. и. оказалась на пороге гибели. Брат Балдуина I Генрих Фландрский стал регентом, а с 1206 г., когда было получено достоверное известие о смерти Балдуина I,- императором. Он изменил политику по отношению к местному греч. населению, пытаясь привлечь его на свою сторону различными уступками, в т. ч. в отношениях с Римско-католической Церковью. Он включил греч. архонтов в состав нового господствующего слоя, предложил визант. чиновничеству различные должности в управлении Л. и. Напр., принесший присягу Л. и. византийский архонт Феодор Врана стал управлять Дидимотикой и Адрианополем. Со смертью Калояна в окт. 1207 г. Л. и. получила временную передышку. В борьбе с др. соперником - Никейской империей в М. Азии Л. и. опиралась на союз с Трапезундской империей в 1206-1212 гг., затем на союз с ослабленной после смерти Калояна Болгарией; военная помощь из Зап. Европы была крайне незначительной. На северо-западе М. Азии после временных успехов Генриха I и его победы над никейским имп. Феодором I Ласкарем на р. Риндак в 1211 г. экспансия латинян была остановлена. В 1213 г. Л. и. заключила договор с Никейской империей, закрепивший за латинянами только район побережий Мраморного и Эгейского морей от Никомидии до Адрамиттия. Более успешным было продвижение крестоносцев в Греции, где возник ряд сеньорий, признававших сюзеренитет Л. и. и составивших ядро Латинской Романии: Фессалоникийское королевство, Морейское княжество династии Виллардуэнов, Афинское герц-ство, основанное бургундцем Оттоном де ла Рошем, сеньория Салоны, маркизат Водоницы и др. Всем этим гос-вам пришлось вести длительные войны с Эпирским княжеством на западе Балкан, а затем и с Никейской империей.
Земли, принадлежавшие ранее визант. архонтам, частично подвергались конфискации, частично передавались во владение тех же архонтов, становившихся вассалами лат. сеньоров. Земельные владения правосл. епархий и мон-рей также частично конфисковывались или передавались под управление структурам Римско-католической Церкви. Вся территория Л. и. делилась на феоды рыцарей, доход каждого феода исчислялся в 300 анжуйских лир (от 1000 до 1300 визант. перперов) в год. Крупные сеньоры должны были получить столько феодов, сколько рыцарей-вассалов у них было. Власть в Л. и. носила четко выраженный иерархический характер зап. образца, с институтами оммажа и инвеституры. В экономике Л. и. преобладали консервативные, отсталые формы феодальных отношений, для которых было характерно усиление личной зависимости крестьян, господство барщины, натурального оброка, упадок экономики провинциальных городов и повсеместное строительство крепостей-бургов для защиты территории и управления доменами. Несколько благоприятнее развивалась экономика областей, подчиненных Венеции и вовлеченных в ее торговые связи. Постепенно наметилась тенденция к усилению роли К-поля в товарообмене между 2 торговыми зонами - Эгеиды и Причерноморья, в основном под контролем венецианцев. При Генрихе наметилась тенденция к включению греч. архонтов и архонтопулов в состав низшего слоя феодальной знати Л. и., что позволяло добиться нек-рой стабилизации социальных отношений и положения гос-ва. Генрих показал себя хорошим политиком и полководцем, сумел преодолеть распри в среде знати, стремился смягчать униат. порядки, казался лояльным к своим греческим подданным, стяжав у них даже именование «нового Ареса». Визант. историк Георгий Акрополит так писал о нем: «Упомянутый Ерис, хотя и был родом франк, однако доброжелательно относился к ромеям и коренным жителям Константинополя и многих сделал своими приближенными, других же определил воинами, а с простым народом обходился, как со своим собственным» (Георгий Акрополит. История. 2005. Гл. 16. С. 59-60). В 1216 г. Генрих неожиданно скончался, не дожив и до 40 лет, и после его смерти в едва стабилизировавшейся Л. и. начался упадок.
В 1216 г. бароны избрали императором зятя Генриха (мужа его сестры Иоланды) Петра (Пьера) де Куртене, но в 1217 г. тот был пленен греч. правителем Эпира Феодором Ангелом Комнином Дукой и скончался в эпирской тюрьме. Иоланда до смерти в 1219 г. правила, опираясь на совет баронов. Избранный в 1220 г. императором старший сын Пьера Филипп отказался от престола, и в 1221 г. престол занял его брат Роберт, слабый и развратный правитель, после его смерти в 1228 г. императором стал его малолетний брат Балдуин II, соправителем которого сеньоры избрали опытного воина, бывш. иерусалимского кор. Иоанна Бриенния (Жана де Бриення), провозгласив его соимператором. После смерти Бриенния (1236 или 1237) повзрослевший Балдуин II неоднократно отправлялся на Запад и много лет провел там в тщетных поисках защиты от никейских императоров и др. противников Л. и., боровшихся за отвоевание земель Византийской империи.
Развитие визант. «реконкисты» привело к тому, что эпирский правитель Феодор Ангел Комнин Дука овладел всей Фессалией, Охридом и др. городами Македонии, а в 1224 г. захватил Фессалоникийское королевство и провозгласил себя императором ромеев. В 1224 г. его соперник никейский имп. Иоанн III Дука Ватац разгромил войска Л. и. в битве при Пиманионе и изгнал латинян почти со всех земель М. Азии, за исключением Никомидии и ее округи. Др. соперником Л. и. оставалась Болгария, царь которой Иоанн II Асень разгромил и пленил Феодора Ангела в битве при Клокотнице в 1230 г. и быстро захватил все земли Фракии и Юж. Македонии вплоть до Адрианополя. В ходе военных кампаний 1242-1246 гг. эти земли перешли под власть никейского императора. В 1259 г. в битве при Пелагонии никейские войска разгромили союзную армию Эпирского царства и морейского кн. Гийома Виллардуэна, вассала императора Л. и. Никейцы получили возможность наступать с суши на К-поль, и лишь помощь венецианского флота и отрядов лат. наемников позволяла латинянам еще нек-рое время удерживать город. Когда в июле 1261 г. венецианский флот отплыл в Чёрное м. к о-ву Дафнусий, подошедший к К-полю отряд под командованием никейского военачальника Алексея Стратигопула без боя взял город через открытые для него местными жителями ворота. Л. и. пала. Латиняне и венецианцы в панике бежали из города. Стратигопул разрешил выпустить их из города и позволил им отплыть на венецианских судах. Последний император Л. и. Балдуин II стал ее 1-м титулярным императором, лишенным своих владений. Титул императоров Л. и. в изгнании сохранялся за потомками рода Куртене и князей Ахайи до 1383 г.
В 1204 г. капитул каноников Св. Софии, состоявший из венецианцев, избрал патриархом К-польским представителя знатного венецианского рода Томмазо Морозини. Римский папа Иннокентий III, несмотря на неканонический характер выборов, к-рый вызвал его недовольство, в марте 1205 г. утвердил их, признал возникший т. о. лат. К-польский Патриархат. Тем не менее впосл. папа настойчиво стремился расширить прерогативы Римской курии в его управлении и в избрании последующих патриархов. К-польский патриархат в годы существования Л. и. был полностью подчинен папам и находился в юрисдикции Римско-католической Церкви. Т. о., в Л. и. возникла ситуация фактической церковной унии. Уния не провозглашалась к.-л. офиц. соглашениями Западной и Восточной Церквей, но навязывалась на практике правосл. местному населению со стороны католич. правящего меньшинства, к-рое считало необходимым насаждать свои церковные порядки по праву завоевателей.
Иерархическая структура кафедр Патриархата по сравнению с прежними традициями визант. Константинопольской Православной Церкви не претерпела существенных изменений. Папа разрешал назначать епископов в Л. и. из греков и сохранять нек-рые греч. обряды в Церкви, но при условии признания духовенством и паствой папского примата. Греч. духовенство Л. и. обратилось к Иннокентию III с просьбой создать параллельно с лат. Патриархатом и греч. Патриархат в К-поле под эгидой папы, но получило отказ. Епископы из латинян вошли в состав высшей иерархии Л. и. и при распределении земель получали от 4 до 8 рыцарских феодов, а затем еще более расширили свои владения. Положение осложнялось тем, что часть бывш. земель византийской К-польской Православной Церкви была присвоена светскими сеньорами. За эти земли шла борьба, и, чтобы сгладить конфликт, имп. Генрих I уступил духовенству 1/15 земель и доходов Л. и. вне К-поля. Нередко конфликты происходили между венецианскими и франц. клириками, между греками и латинянами. Греч. духовенство настаивало на сохранении правосл. обрядов, отрицало целибат и отказывалось платить десятину, акростих, исполнять ангарии (барщинные повинности в пользу лат. сеньоров), выставлять со своих владений воинов для охраны границ и т. д.
Патриарх Томмазо Морозини пытался запрещать богослужение в столице по правосл. обряду, когда греч. священники отказывались поминать его имя на литургии, конфликтовал с венецианским подеста, оспаривая владение венецианцами чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия», с франц. клиром, присваивал значительные суммы из казны собора Св. Софии. Все это обостряло религ. ситуацию и заставляло папу и имп. Генриха I вмешиваться, защищая греков и лат. клириков от чрезмерных притязаний патриарха. Папы старались проводить свою политику в Л. и. также при помощи легатов. Для того чтобы добиться признания греч. духовенством унии, папские легаты проводили в 1204-1214 гг. переговоры и диспуты с греками. Важнейшую роль в переговорах с греч. стороны играл митр. Эфесский Николай Месарит. После того как в 1208 г. в Никее был избран новый правосл. патриарх К-польский Михаил IV Авториан, не признававший унии и папской юрисдикции, переговоры зашли в тупик, а высокомерное поведение папского легата кард. Пелагия в 1214 г. только обострило ситуацию. В 1222 г. папским постановлением католич. епископату Л. и. было разрешено освобождать от наказания латинян за их карательные действия по отношению к греч. клирикам, не оказывавшим должного почтения и повиновения Римско-католической Церкви.
Постепенно высший клир латинского К-польского Патриархата был заменен католическими прелатами, но часть епископов и приходское священство оставались преимущественно греческими, но вынуждены были признавать власть Римской курии. Несогласные с этим клирики переселились в основном на земли Никейской империи, Эпирского гос-ва и на др. греч. территории и тем самым переходили под омофор правосл. К-польского патриарха с резиденцией в Никее. В К-поле был произведен своеобразный раздел храмов между католиками и православными. Из 300 городских церквей ок. 250 было сохранено за греч. клиром, 7 перешло венецианцам, ок. 30 - французам, 2 храма (Богородицы во Влахернах и арх. Михаила в Сосфении) стали императорскими, и в них утвердился клир фламанд. происхождения. Нек-рые храмы находились в совместном использовании как православных, так и католиков, и служба в них, как, напр., в соборе Св. Софии, совершалась поочередно. Ряд монастырей и церквей Л. и. перешли под контроль европ. монашеских орденов, цистерцианцев, францисканцев и доминиканцев, а также духовно-рыцарских орденов. Папа Иннокентий III подтвердил привилегии Св. Горы Афон, но из афонских обителей лишь Иверский монастырь (Ивирон) на некоторое время признал власть папы.
В период существования Л. и. городское строительство в К-поле почти прекратилось. Город опустел, его стены с трудом и лишь частично ремонтировались. Лишь немногие храмы отстраивались или возводились на месте прежних. Напр., была построена доминиканская ц. святых Павла и Марии во Влахернах (1233). Из-за скудости финансов кор. Балдуин II был вынужден даже продать венецианцам позолоченную крышу к-польского дворца. Единственной фресковой росписью, которая достоверно относится к эпохе Л. и. в К-поле, являются фрески 50-х гг. XIII в. в капелле св. Франциска Ассизского в Календерхане-джами с наиболее ранними изображениями сцен из жизни этого католич. святого, созданными вскоре после его канонизации в 1228 г.
Мн. святыни, реликвии, сокровища, рукописи К-поля и др. земель Л. и. были разграблены, уничтожены или перевезены в Зап. Европу. Но искусство книжной миниатюры в этот период еще сохранялось в К-поле, о чем свидетельствуют немногие сохранившиеся иллюминированные рукописи той поры. Новым явлением для греч. земель стало творчество в К-поле и Фессалонике трубадуров, пришедших в свите вождей крестоносцев - Раймбаута де Вакейраса, Элиаса Кайреля, Гийома де Салоника. Постепенно завоеватели Л. и. начинали усваивать греч. язык, приобщаться к эллинской культуре, т. о. зарождались черты синкретического стиля в искусстве, к-рый впитывал в себя как западноевропейские, так и визант. элементы. Они не получили развития в самой Л. и., но более явственно обозначились в различных регионах Латинской Романии.
Балдуин I Фландрский (1204-1205); Генрих I Фландрский (1206-1216); Петр (Пьер) де Куртене (1217); Иоланда (1217-1219); Роберт де Куртене (1221-1228); Балдуин II (1228-1273; с 1261 в изгнании), Иоанн Бриенний (соимператор, 1231-1236/37).