ЛЕВ II
Том XL, С. 247-248
опубликовано: 24 апреля 2020г.

ЛЕВ II

Лев II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. Р. 92 (РГБ)Лев II, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. Р. 92 (РГБ) († 3.07.683, Рим), св. (пам. зап. 3 июля), папа Римский (избран в янв. 681, рукоположен 17 авг. 682). Сведений о жизни Л. до избрания на Папский престол практически не сохранилось. В жизнеописании в Liber Pontificalis (LP. T. 1. P. 359-360) упомянуто имя его отца - Павел. Известно, что Л. происходил с о-ва Сицилия и знал греч. язык; вероятно, понтифик, как и его предшественник на Римской кафедре свт. Агафон (678-681), был сицилийским греком. Среди достоинств Л. биограф называет богословскую образованность, дар учительства, аскетизм и способность к церковному пению (в лит-ре встречается предположение, что Л. был главой певч. школы (schola cantorum) при Латеранской базилике (Susi. 2005), однако в источниках к.-л. сведения об этом отсутствуют).

Л. избрали на Римскую кафедру вскоре после смерти свт. Агафона (10 янв. 681), активного участника богословских дискуссий о волях во Христе. 7 нояб. 680 г. визант. имп. св. Константином IV (668-685) был созван Вселенский VI Собор, целью которого было разрешение спора между монофелитами и дифелитами (подробнее см. статьи Воля, Монофелитство). Папа Агафон являлся сторонником правосл. учения о двух волях во Христе; на Соборе его активно защищали папские легаты - пресвитеры Феодор и Георгий и диак. Иоанн. Когда в К-поле стало известно об избрании на Папский престол Л. (10 марта 681), основные защитники монофелитства (патриарх Антиохийский Макарий I и его ученик мон. Стефан) были уже осуждены. 13 дек. 681 г. имп. Константин IV отправил послание Л., признавая, т. о., законность его избрания на Римскую кафедру. В послании император сообщил понтифику о соборных решениях, отметив особую роль свт. Агафона в организации Собора (ACO II. Vol. 2 (2). P. 894-897; ДВС. Т. 4. С. 254-257). Кроме того, имп. Константин IV упомянул о послании папы и созванного им в Риме Собора (27 марта 680), в котором содержалось учение о двух волях и двух действиях во Христе (см.: CPL, N 1737; CPG, N 9418; ACO II. Vol. 2 (1). P. 122-159); по утверждению императора, сравнив текст с определениями др. Соборов и со свидетельствами св. отцов, участники VI Вселенского Собора, «не найдя в послании ничего несогласного, признали в нем неповрежденное слово истинного исповедания». Константин IV просил Л. искоренить ересь монофелитов, приняв окончательное решение относительно патриарха Макария и его сторонников, а также направить в К-поль своего апокрисиария, который должен был выражать мнение понтифика по догматическим и каноническим вопросам.

Папские легаты вернулись в Рим в мае или июне 682 г. Рукоположение Л. во епископа было совершено 17 авг. Андреем, еп. Остии, Иоанном, еп. Порто, и Плацентином, еп. Веллетри (LP. T. 1. P. 360). В ответном послании имп. Константину IV (ACO II. Vol. 2 (2). P. 866-884; ДВС. Т. 4. С. 257-265) папа утвердил соборные решения и анафематствовал осужденных на Соборе патриархов К-польских Сергия I, Пирра, Павла II и Петра, патриарха Александрийского Кира, патриарха Антиохийского Макария I, мон. Стефана, архим. Полихрония и папу Римского Гонория I (625-638), который являлся сторонником формулы «единая воля Господа» (ἓν θέλημα τοῦ Κυρίου). По словам Л., Гонорий «не просветил сей Апостольский престол учением апостольского Предания, но старался гнусным предательством опорочить непорочную веру».

В кон. 682 г. Л. обратился с посланием к епископам Испании, к которому прилагались акты VI Вселенского Собора на греч. и лат. языках с просьбой рассмотреть эти документы и созвать общеиспан. Собор для их одобрения. Сходные послания были отправлены комиту (графу) Симплицию и Кирику, еп. Толета (ныне Толедо). В этих посланиях Л. осуждал папу Гонория I, избегая резких выражений: так, в письме испанским епископам говорилось лишь о его невнимательности к делам веры, однако в послании вестгот. кор. Эрвигу (680-687) Л. обвинил Гонория I в осквернении Папского престола неправедным учением. В нояб. 684 г. акты VI Вселенского Собора, папские послания и «Апология веры» (Apologeticum fidei) св. Иулиана, преемника еп. Кирика, содержащая критику монофелитства, были утверждены XIV Толедским Собором. В состав «Liber Diurnus» входит послание понтифика, в котором он исповедует веру первых 6 Вселенских Соборов; особое внимание Л. уделил изложению учения о двух природных волях (duas naturales voluntates) и о двух природных действиях (duas naturales operationes) и осуждению лидеров монофелитства (Liber diurnus Romanorum pontificum / Ed. Th. Sickel. W., 1889. P. 93-103). Л. восстановил в церковном общении к-польских клириков пресв. Анастасия и диак. Леонтия, которые были подвергнуты прещениям как сторонники патриарха Макария Антиохийского. Оба клирика явились в Рим, где засвидетельствовали согласие с решениями VI Вселенского Собора.

При Л. был урегулирован конфликт с Равеннской кафедрой, автокефалию к-рой утвердил в 666 г. визант. имп. Констант II Погонат (641-668); архиепископ Равенны рукополагался епископами-суффраганами без участия папы Римского. На Римском Соборе 680 г. Равеннский архиеп. Феодор признал юрисдикцию папы Римского. При Л. были выработаны окончательные условия соглашения: архиепископ получал посвящение в Риме и подписывал ряд документов, в т. ч. indiculum (клятва верности папе как преемнику ап. Петра), однако ему вменялось в обязанность пребывать в городе более 8 дней и потом лично являться в Рим подобно др. епископам-суффраганам; архиепископ имел право отправлять в Рим ко дню св. ап. Петра своего представителя в сане пресвитера (Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 124). Согласно Liber Pontificalis, подчинение Равенны Риму произошло «по приказу милостивейшего императора» (jussione clementissimi principis - LP. T. 1. P. 360); это дает основание полагать, что решение об отмене автокефалии было принято имп. Константином IV. Однако при папе Константине (708-715) конфликт между Римом и Равенной вновь возобновился.

22 февр. 683 г. Л. освятил ц. ап. Павла близ ц. св. Вивианы (Санта-Бибиана), куда перенесли мощи рим. мучеников Симплиция, Фаустина и Беатрисы (LP. T. 1. P. 360); считается, что в понтификат Л. была также построена ц. вмч. Георгия в Велабро (Сан-Джорджо-ин-Велабро); общий план этой церкви (3-нефная базилика, разделенная 2 рядами по 6 колонн) действительно восходит к VII в. (см.: Krautheimer. 1937; Webb. 2001; Claussen. 2002-2010). 27 июня 683 г. Л. рукоположил 23 епископа, 9 пресвитеров и 3 диакона.

Погребен в Ватиканской базилике.

Ист.: LP. T. 1. P. 359-360; Agnelli Ravennatis Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis. 124 / Ed. D. Deliyannis. Turnhout, 2006. P. 298-299. (CCCM; 199); Jaffé. RPR. T. 1. N 2116-2124; Liber diurnus Romanorum pontificum / Ed. Th. Sickel. W., 1889. P. 93-103; Mansi. T. 11. Col. 725, 1053-1055.
Лит.: Mann H. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1903. Vol. 1. Pt. 2. P. 49-53; Amann E. Leon II, saint // DTC. 1926. Vol. 9. Pt. 1. Col. 301-304; Krautheimer R. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1937. T. 1. P. 84-94, 242-263; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941; Haller J. Das Papsttum: Idee und Wirklichkeit. Stuttg., 1950. S. 338-432; Breukelaar A. Leo II // BBKL. 1975. Bd. 4. Sp. 1435-1436; Beck H.-G. Leo II // NCE. 1981. Vol. 8. P. 478-479; Schwaiger G. Leo II // LTK. 1997. Bd. 6. Sp. 947; Бородин О. Р. Равеннский Экзархат: Византийцы в Италии. СПб., 2001. С. 138; Webb M. The Churches and Catacombs of Early Christian Rome: A Comprehensive Guide. Brighton, 2001. P. 182-184; Claussen P. Die Kirchen der Stadt Rom im Mittelalter, 1050-1300. Stuttg., 2002-2010. Bd. 1. S. 179-185; Bd. 3. S. 15-58; Susi E. Leone II, santo // Enciclopedia dei Papi. R., 2005. Vol. 64. P. 616-620.
Е. А. Заболотный, Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)