ЛЕВ IV
Том XL, С. 254-257
опубликовано: 27 апреля 2020г.

ЛЕВ IV

(† 17.07.855, Рим), св. (пам. зап. 17 июля), папа Римский (с янв. 847). Основной источник сведений о деятельности Л.- пространное жизнеописание, сохранившееся в Liber Pontificalis; его автором был рим. клирик из окружения понтифика. В жизнеописании подробно повествуется о строительной деятельности папы, дарах и приношениях рим. церквам и мон-рям. Фрагменты посланий Л. сохранились в Liber Pontificalis, в актах Соборов, в письмах папы Римского Николая I (858-867), Гинкмара, архиеп. Реймсского (845-882), в капитуляриях императоров Лотаря I (817-855) и Людовика II Итальянского (850-875). Нек-рые сведения о Л. содержатся в хрониках Пруденция, еп. Труа, Регинона Прюмского и др. франк. источниках.

Лев IV, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 123 (РГБ)Лев IV, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 123 (РГБ)Л. был уроженцем Рима; имя его отца Радоальда (Радвальда) указывает на его лангобардское происхождение. Получил образование в мон-ре св. Мартина, к-рый он восстановил после избрания на Папский престол. При папе Григории IV (827-844) был поставлен в субдиакона и получил работу в канцелярии Латеранского дворца. Папа Римский Сергий II (844-847) рукоположил его в кардинала-пресвитера рим. ц. Увенчанных мучеников. Впосл. Л. заново отстроил обветшавший храм в честь мучеников, богато украсил его и сделал церкви щедрые пожертвования.

Лев IV, папа Римский, молится о прекращении пожаров. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. РафаэльЛев IV, папа Римский, молится о прекращении пожаров. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. РафаэльИзбрание Л. на Папский престол состоялось вскоре после нападения сарацин, разоривших окрестности Рима (за пределами стены Аврелиана), Остию и Порто (846). Мусульмане разграбили множество церквей, в т. ч. Ватиканскую базилику св. ап. Петра и ц. св. ап. Павла на Остийской дороге. В условиях военной угрозы и политической нестабильности в Италии рим. духовенство и знать единогласно избрали Л. преемником Сергия II († 27 янв. 847) и сразу же передали ему властные полномочия. 10 апр. состоялось епископское рукоположение Л. Однако Людовик Итальянский (с 844 король Италии) выразил протест, указав на то, что в соответствии с Римским уложением (Constitutio Romanorum; 824) избрание и рукоположение понтифика могли совершаться только с согласия императора. Тем не менее имп. Лотарь I, по-видимому, признал избрание Л., о чем свидетельствует фрагмент послания понтифика к императору и его соправителю Людовику II от 850 г. (Jaffé. RPR. N 2652).

Первостепенной задачей нового папы стало восстановление обороноспособности Рима, подвергавшегося угрозе нападений сарацин. Между 848 и 852 гг. по указанию Л. были перестроены 15 башен стены Аврелиана; в нижнем течении Тибра были сооружены 2 башни, между которыми протягивали цепь, преграждавшую путь кораблям. Понтифик лично контролировал ход строительных работ. Во 2-й год понтификата Л. было решено обнести крепостными стенами Ватиканскую базилику св. ап. Петра. Папа Римский обратился за финансовой поддержкой к имп. Лотарю I, к-рый не только прислал ему значительные средства, но и убедил братьев - кор. зап. франков Карла Лысого (840-877) и кор. вост. франков Людовика II Немецкого (843-876) - оказать помощь понтифику (о том, что имп. Лотарь еще ранее намеревался восстановить рим. укрепления, упом. в капитулярии 846 г.). Средства поступали также в виде взносов и повинностей, которыми были обложены города, церкви и мон-ри Папской области. Новая крепость - «город Льва» (civitas Leonina) - имела 44 оборонительные башни и трое ворот, из к-рых самыми значительными были парадные ворота св. Пилигрима; высота стен составляла ок. 12 м. Освящение новой крепости состоялось 27 июня 852 г.

В 849 г., еще до завершения строительства, в Риме стало известно о флоте, собранном сарацинами в районе Толар (вероятно, о-в Таволара у сев.-вост. побережья Сардинии) с целью захватить Рим. Фактически независимые приморские города Юж. Италии (Неаполь, Амальфи и Гаэта) прислали для защиты Рима корабли под командованием неаполитанца Цезария. Сначала Л. подозревал, что Цезарий действовал в интересах К-поля, но вскоре убедился в беспочвенности подозрений и лично встретился с союзниками в Остии. На следующий день после возвращения понтифика в Рим сарацинский флот подошел к устью Тибра. В сражении обе стороны понесли серьезные потери; араб. корабли были захвачены или уничтожены, римляне и их союзники взяли много пленных (нек-рые из них были повешены в Остии, остальных отправили на строительные работы в Рим). В надписи, помещенной у ворот Св. ангела в стене «города Льва», упоминается об участии пленных сарацин в сооружении этих стен. Понтифик привлек к защите Рима корсиканцев, которые сражались с разрозненными бандами пиратов-сарацин, а ок. 850 г. предложили свою помощь папе. Л. поселил их в «городе Льва» и предоставил им поля, виноградники и пастбища со скотом за городом; это деяние было подтверждено императорами Лотарем I и Людовиком II.

Битва при Остии. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. РафаэльБитва при Остии. Фрагмент росписи станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514–1517 гг. Худож. РафаэльЗакончив строительство укреплений «города Льва», Л. велел восстановить укрепления Остии (работы начались еще при папе Римском Григории IV) и Порто. В Папской области при Л. были восстановлены укрепления Орты и Амелии, заново отстроена на новом месте Чивитавеккья, разоренная сарацинами в 812 г. (согласно Liber Pontificalis, место было указано папе ап. Петром, явившимся в одеянии военачальника; строительство укреплений завершено в 854).

Из церковного строительства в Риме следует упомянуть восстановление Ватиканской базилики св. ап. Петра. В жизнеописании подчеркивается, что Л. сделал ее еще величественнее, чем она была, установив в ней золотые светильники и серебряные ворота. На небольшой ц. св. Андрея, примыкавшей к базилике, были установлены новые колокола. Также Л. отстроил Латеранский дворец. При Пасхалии I (817-824) из дворца украли подаренный Карлом Великим папе Римскому Льву III (795-816) золотой крест, украшенный драгоценными камнями, к-рый использовался в папских процессиях; Л. распорядился изготовить копию этого креста. Папа покровительствовал мон-рям и делал щедрые дары обителям в Ср. Италии, прежде всего мон-рю Субиако близ Ананьи, основанному свт. Венедиктом Нурсийским; в Субиако Л. возглавил освящение монастырского храма.

Взаимоотношения с правителями из династии Каролингов у папы складывались по-разному. Если отношения с имп. Лотарем I были хорошими, то с его сыном Людовиком II Итальянским они были натянутыми, хотя сторонам всегда удавалось достичь согласия. В 850 г. Л. помазал в Риме Людовика II императором и соправителем отца, Лотаря I. Также понтифик совершил помазание малолетнего Альфреда Великого (король Уэссекса в 871-899/901), посланного в Рим в 853 г. своим отцом кор. Этельвульфом. В сохранившемся фрагменте послания, адресованного Этельвульфу, Л. упоминал, что нарек Альфреда своим духовным чадом, предоставил ему титул и даровал почетное одеяние рим. консула.

В 850 г. в Риме состоялся Собор 75 епископов под председательством папы. На Соборе было принято решение о церковном отлучении Анастасия Библиотекаря, которого Л. приблизил к себе и в 847 (или 848) г. возвел в достоинство кардинала. Анастасий интриговал против папы и стал агентом имп. Людовика II. Поводом для отлучения Анастасия Библиотекаря стал тот факт, что он 2 года не посещал свою титульную церковь, а также пренебрег призывами явиться на Собор и дать отчет о своем поведении. Анастасий Библиотекарь бежал в Аквилею под защиту императора. Осуждение кардинала было подтверждено в Равенне 29 мая 853 г. на встрече Л. с имп. Людовиком II, а затем на Соборах в Риме 19 июня 853 (в присутствии 56 епископов) и 8 дек. того же года (в присутствии 62 епископов, в т. ч. представителей императоров Лотаря I и Людовика II). Из 42 постановлений Римского Собора, заседавшего в дек. 853 г., 38 повторяют правила Собора 826 г., созванного папой Евгением II (824-827); они касаются дисциплинарных аспектов и вопросов обучения клириков. Собор подтвердил церковное отлучение Анастасия Библиотекаря; участники Собора пригрозили той же мерой тем, кто будут способствовать получению Анастасием епископского сана. Это решение должно было служить предостережением магнатам из имп. окружения, сочувствовавшим опальному кардиналу.

К нач. 50-х гг. IX в. относится конфликт Л. с магистром армии Грацианом, который захватывал церковные владения и грабил направлявшихся в Рим паломников. Более значительным был конфликт с архиеп. Равенны Иоанном VII (850-878) и его братом Георгием (в более поздних источниках - Григорий), которого имп. Людовик II назначил герцогом Эмилии. При поддержке брата архиеп. Иоанн VII захватил некоторые владения Римской Церкви на территории бывш. Равеннского Экзархата, а его сторонники, представители знати Петр и Адриан, даже напали на папских легатов, направлявшихся ко двору имп. Лотаря I. Папа резонно полагал, что подобные деяния совершались при попущении имп. Людовика II, который в отличие от отца непосредственно контролировал положение дел в Италии. Накануне Пасхи 853 г. Л. отправился в Равенну, чтобы встретиться с императором, согласившимся передать ему Петра и Адриана для проведения судебного разбирательства. Они были приговорены к смертной казни, но обратились с апелляцией к императору и были помилованы. Папа остался недоволен. Тогда Людовик II предложил отправить их в Рим и судить там, что еще больше обеспокоило Л., т. к. появление этих в людей в Риме, по его словам, могло нарушить порядок в городе и подвергнуть опасности жизнь понтифика; в результате дело так и не было решено. Что касается архиеп. Иоанна Равеннского и герц. Георгия, то они избежали судебного преследования.

В 1-й год понтификата Л. послал паллий архиеп. Гинкмару Реймсскому; об этом ходатайствовал имп. Лотарь I. В 845 г. по указанию кор. зап. франков Карла Лысого Гинкмар получил Реймсскую кафедру и был назначен примасом Франкской Церкви при жизни своего предшественника Эббона, который за участие в мятеже против имп. Людовика Благочестивого был низложен (835), но добился восстановления в сане (840-841), а в 841 г. был вынужден бежать от Карла Лысого, хотя формально оставался архиепископом Реймса до 845 г. Только после того, как Гинкмар был утвержден на Реймсской кафедре папой Римским Сергием II (844-847), Эббон отказался от своих претензий; Людовик Немецкий предоставил ему еп-ство Хильдесхайм. Гинкмар отказался признать законность рукоположения неск. клириков своего архиеп-ства, возведенных в сан Эббоном в 840-845 гг. Клирики обращались с апелляциями к ряду Соборов в Западнофранкском королевстве, но Собор в Суасоне вынес решение в пользу Гинкмара Реймсского. Вопреки просьбе Гинкмара Л. отказался утвердить решения Суасонского Собора, на к-ром не присутствовали представители папы и акты к-рого не были отправлены в Рим для утверждения. Указывая на то, что клирик Вульфад подал апелляцию к Папскому престолу, в июле 853 г. Л. посоветовал Гинкмару созвать новый Собор, в работе которого должен был принять участие папский легат Петр, еп. Сполето. Этот Собор не состоялся, поэтому дело рассматривалось еще неск. раз, при Бенедикте III (855-858) и Николае I (858-867).

Сохраняя лояльность к Каролингам, Л. не назначал епископов на кафедры, расположенные за пределами Папской области, без согласия императоров Лотаря I и Людовика II: так, диак. Колон был поставлен епископом Риети только после одобрения императором. Тем не менее Л. отказал имп. Лотарю I в просьбе даровать паллий Алетею, еп. Отёна. О взаимоотношениях с др. представителями династии Каролингов известно меньше. Л. пытался сохранить дружественные отношения с Карлом Лысым. Сохранился фрагмент адресованного ему папского послания, где говорится о необходимости заботы о церквах (Jaffé. RPR. N 2625). В вопросе о бретонских епископах, обвиненных правителем Бретани Номиноэ в симонии, понтифик занимал двойственную позицию. Номиноэ стал фактически независимым властителем Бретани и попытался создать самостоятельную церковную организацию, не связанную с франк. митрополией, находившейся в Туре (см. ст. Доль). Правитель нашел союзника в лице аббата бретонского мон-ря Редон св. Конвойона, ревнителя благочестия и церковной дисциплины. В 848 г. Конвойон обвинил 4 епископов Бретани, поставленных Турским архиеп. Ландрамном, в симонии. Обвиненные заявили о своем намерении защищаться перед Папским престолом; 2 епископа направились в Рим, куда прибыл и св. Конвойон в качестве обвинителя. Л. признал, что епископы были виновны в симонии, но не стал низлагать их. В послании епископам Бретани (848) он оставил этот вопрос на их усмотрение, в то же время отказавшись принимать апелляции по этому делу. Понтифик указал на неканоничные обычаи, распространенные в Бретани, напр. на решение церковных споров и выборы клириков по жребию. Номиноэ низложил уличенных в симонии епископов и поставил на их место своих людей, основав в Бретани 3 новые кафедры, в т. ч. Доль, провозгласив ее митрополией Бретани. Вскоре он изгнал из Нанта франк. еп. Актарда. Эти действия Номиноэ вызвали недовольство папы; Л. поддержал решение Парижского Собора (849) и адресованный Номиноэ протест 4 митрополитов Нейстрии - Ландрамна, архиеп. Турского, Гинкмара, архиеп. Реймсского, Павла, архиеп. Руанского, и Венилона, архиеп. Сансского (Jaffé. RPR. N 2599-2600).

Лев IV, папа Римский, в сцене «Вознесение». Фрагмент росписи ц. Сан-Клементе в Риме. 847–855 гг.Лев IV, папа Римский, в сцене «Вознесение». Фрагмент росписи ц. Сан-Клементе в Риме. 847–855 гг.Контакты с Византией в понтификат Л. были довольно малочисленны, что объясняется политикой недоверия, к-рую имп. Людовик II проводил в отношении правительства имп. Михаила III (842-867) и его матери св. имп. Феодоры (842-856). Незадолго до кончины Л. в Риме разгорелся скандал, связанный с «греческим заговором». Магистр рим. армии Даниил донес имп. Людовику II на Грациана, названного в Liber Pontificalis одним из знатнейших римлян, советником папы и управляющим Латеранским дворцом, который якобы собирался заключить союз с Византией и выйти из подчинения императорам Запада. Людовик II без предупреждения прибыл в Рим и настоял на проведении совместного с Л. судебного заседания, где была доказана невиновность Грациана; магистра Даниила спасло от ответственности за клевету заступничество императора. Тем не менее Л. поддерживал переписку с признававшими власть Византии правителями Юж. Италии и Сардинии.

При Л. обозначился конфликт между Римом и К-полем, вылившийся позже в Фотианскую схизму. Осложнение отношений с К-польским патриархом свт. Игнатием (847-858, 867-877) началось сразу после восшествия Л. на Папский престол. Вместе с поздравительной синодикой свт. Игнатий послал в Рим паллий (pallium superhumerale). Л. счел это оскорблением и ответил Игнатию, что Римский понтифик дарует паллий, но не принимает его от др. епископов. Позднее Сиракузский митр. Григорий Асвеста, бежавший от сарацин и проживавший в К-поле, вызвал неудовольствие патриарха Игнатия и был низложен на К-польском Соборе 852 или 853 г. По свидетельству Стилиана, митр. Неокесарийского, Григорий и нек-рые клирики пожаловались Л. на действия патриарха. Однако свт. Игнатий послал в Рим мон. Лазаря, имевшего репутацию исповедника за почитание икон при иконоборцах, который доказал понтифику справедливость решения, принятого К-польским патриархом. В действительности Лазарь скорее всего прибыл в Рим уже после кончины Л. и избрания Бенедикта III. Кроме того, папа Николай I в послании визант. имп. Михаилу III (март 862) утверждал, что к Папскому престолу обратился не Григорий Асвеста, а патриарх Игнатий, к-рый попросил Л. утвердить вынесенный им приговор. Но Л. и его преемник Бенедикт III отказались сделать это, сославшись на то, что им было необходимо выслушать противоположную сторону (Nicol. Magn. Ep. 85). В сохранившемся фрагменте послания, адресованного свт. Игнатию (кон. 854?), Л. упрекал патриарха в произволе: созыве Собора и низложении епископов без ведома папы Римского. Вероятно получив это письмо, свт. Игнатий послал в Рим мон. Лазаря, чтобы объяснить свою позицию. Впосл. папа Бенедикт III оставил митр. Григория Асвесту под подозрением, но не утвердил и патриаршее решение о его низложении.

Л. был погребен в Ватиканской базилике св. Петра. День его памяти внесен в Римский мартиролог. В Liber Pontificalis папа представлен как чудотворец. С помощью крестного знамения он остановил пожар, начавшийся в англосакс. квартале в «городе Льва». Л. приписывается также изгнание василиска, обитавшего в пещерах близ ц. св. Луции в Орфее (ныне Санта-Лучия-ин-Сельчи), который убивал людей и скот смертоносным дыханием. В день Вознесения Пресв. Богородицы Л. прибыл к логову чудовища в сопровождении клириков, которые исполняли священные песнопения и несли изображения Христа. После молитвы Л. василиск исчез и более не появлялся в Риме. Сходная легенда была связана с папой Римским Сильвестром I (314-335), который якобы уничтожил дракона, обитавшего в пещерах Тарпейской скалы. Возможно, предание об изгнании василиска было связано с учреждением процессии к ц. св. Луции по указанию Л. (в годы его понтификата Вознесение Пресв. Богородицы в Риме стали праздновать с октавой; на связь Л. с этим установлением указывает фреска в базилике Сан-Клементе: на ней папа изображен вместе со св. Витом перед пещерой, где была погребена Пресв. Богородица; фреска выполнена по указанию пресв. Льва, к-рого можно отождествить с Л.).

Понтифик установил обычай совершать вечерню в базилике св. Павла 30 июня в присутствии всего рим. духовенства. Он уделял внимание распространению рим. (григорианского) пения, в пренебрежении которым он упрекал Гонората, аббата Фарфы. Автор жизнеописания папы также подчеркивал проповеднический талант Л. Однако приписываемые ему гомилии принадлежат Ратгеру Веронскому; из гомилетического наследия Л. ничего не сохранилось. При папе Пасхалии II (1099-1118) мощи Л. вместе с мощами Римских пап Льва II (682-683) и Льва III (795-816) были перенесены в ораторий при базилике св. Петра. Согласно распространенной в средние века легенде, мифическая Иоанна Папесса была преемницей Л., который якобы и приблизил ее к себе.

Ист.: ActaSS. Iul. T. 4. P. 302-326; Mansi. T. 14. Col. 853-1052; LP. T. 2. P. 106-139, 148; MGH. Epist. T. 3. P. 585-612; MartRom. Comment. P. 292-293.
Лит.: Duchesne L. Les premiers temps d'État pontifical. P., 1898. P. 216-228; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 4. Pt. 1. P. 187-196; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 19252. Vol. 2. P. 258-307; Brezzi P. Roma e l'Impero medioevale (774-1252). Bologna, 1947. P. 52-60; Scheiger G. Leon IV // LTK. Bd. 6. Sp. 948; Prandi A. Un'iscrizione di Leone IV recentemente scoperta // SRStP.A. 1951. T. 74. P. 149-159; Boccanera G. Leo IV // BiblSS. Vol. 7. Col. 1989-1993; Belli Barsali I. Sulla topografia di Roma in periodo carolingio: La «civitas leoniana» e la Giovannipoli // Roma e l'età carolingia: Atti d. giornate di studio 3-8 maggio 1976 a cura d. Istituto de storia dell'arte dell'Università di Roma. R., 1976. P. 201-214; Bougard Fr. Léon IV // Dictionnaire hist. le la papauté / Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1022-1023; Davis R. The Lives of the Ninth Century Popes (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of Ten Popes from AD 817-891. Liverpool, 1995. P. 99-110, 111-159; Herbers K. Leo IV. und das Papsttum in der Mitte des 9. Jh.: Möglichkeiten und Grenzen päpstlicher Herrschaft in der späten Karolingerzeit. Stuttg., 1996; Marazzi F. Leone IV, santo // Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 1. Р. 723-730.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)