ЛЕОНТИЙ I
Том XL, С. 531-532
опубликовано: 9 июня 2020г.

ЛЕОНТИЙ I

Леонтий I, архиеп. Кипрский. Фотография. 60-е гг. ХХ в.Леонтий I, архиеп. Кипрский. Фотография. 60-е гг. ХХ в. (В миру Антониос Леонтиу; 9.03.1896, Лимасол, Кипр - 26.07.1947, Никосия), архиеп. Кипрский (20 июня - 26 июля 1947). Отец Антониоса, кузнец Саввас Леонтиу, происходил из с. Айос-Димитрианос (совр. округ Пафос), но после женитьбы на жительнице Лимасола переселился в этот город. В Лимасоле Антониос закончил начальную школу и затем поступил в Греческую гимназию. В 1910 г. он познакомился с приехавшими на Кипр с Афона иконописцами мон. Кириллом и его братом иером. Нифонтом, к-рые жили в мон-ре вмч. Георгия Победоносца в местности Хавуза (ныне в черте Лимасола). Мать Антониоса пыталась воспрепятствовать сыну посещать мон-рь. В 1913 г. юноша оставил обучение в гимназии и стал послушником в св. Георгия Аламана монастыре близ Лимасола, куда переселились его духовные наставники. В эти годы он научился у них иконописанию. В 1918 г. мон-рь был закрыт, Антониос вернулся в Лимасол и окончил последний класс гимназии. 16 июня 1919 г. он принял монашеский постриг с именем Леонтий и был рукоположен во диакона. В нояб. 1919 г. Китийский митр. Никодим (Милонас) отправил Л. на обучение в Грецию. По окончании богословского фак-та Афинского ун-та в 1923 г. Л. вернулся на Кипр и был назначен преподавателем Всекипрского церковного уч-ща в Ларнаке, а в 1926 г.- иерокириксом (проповедником) Пафосской митрополии и одновременно учителем гимназии в Пафосе. В 1928 г. по ходатайству Г. С. Аливизатоса Греческое гос-во предоставило Л. стипендию на обучение в Богословской семинарии Нью-Йорка, где он получил степень бакалавра, а затем магистра богословия. Кроме того, Л. посещал занятия в Колумбийском ун-те. После смерти Пафосского митр. Иакова (Андзулатоса) Л. был единогласно избран на Пафосскую кафедру 22 апр. 1930 г. 31 июля он вернулся на Кипр, 3 авг. был рукоположен во иерея, а 6 авг. состоялась его архиерейская хиротония. Л. занимался улучшением системы образования в своей епархии, по его инициативе был открыт детский сад в Ктиме. По политическим взглядам Л. относился к числу непримиримых по отношению к брит. властям сторонников энозиса (присоединения Кипра к Греции).

В 1930 г. он вступил в конфликт с посетившим Кипр зам. министра по делам колоний Т. Драммондом Шилзом, к-рый был встречен в Пафосе протестующими против брит. колониального режима. Драммонд Шилз заявил, что эти выступления сторонников энозиса были инициированы церковными властями. Л. ответил, что стремление Кипра к объединению с Грецией является естественным, а его пастырский долг - вести свой народ по пути свободы. Он также пожелал Драммонду Шилзу последовать примеру англ. филеллинов, боровшихся за освобождение Греции во время революции 1821-1829 гг. В авг. 1930 г. Л. устроил в Пафосе торжественный прием консулу Греции на Кипре А. Киру, к-рый являлся сторонником энозиса.

В 1930 г. Л. представлял Кипрскую Православную Церковь на Ламбетской конференции, в 1931 г.- на заседаниях Лондонской догматической комиссии и на конференции старокатоликов в Бонне. В связи с участием в этих мероприятиях Л. оказался за пределами Кипра во время антибрит. восстания, произошедшего в окт. 1931 г. Поэтому он не был отправлен в ссылку вместе с митрополитами Никодимом Китийским и Макарием Киринийским (впосл. архиеп. Кипрский Макарий II). Тем не менее разрешение вернуться на остров Л. удалось получить только 8 июня 1932 г., после настоятельных просьб к брит. властям архиеп. Кирилла III. Когда временный губернатор пожелал встретиться с прибывшим на Кипр Л., тот отказался под предлогом болезни и отправился из Никосии в Пафос, проигнорировав приглашение. Поскольку Л. продолжил политическую деятельность, призывая паству к энозису, в нояб. 1932 г. брит. власти устроили суд над непокорным иерархом.

После смерти 16 нояб. 1933 г. Кирилла III Л. остался единственным архиереем на Кипре и стал местоблюстителем архиепископской кафедры. Попытки Л. организовать выборы предстоятеля Кипрской Православной Церкви встретили противодействие как со стороны губернатора Г. Р. Палмера, установившего на острове диктаторский режим, так и со стороны сосланных митрополитов, к-рые являлись основными претендентами на архиепископский престол (см. подробнее в ст. Кипрская Православная Церковь).

В 1938 г. Л. снова был вызван в суд «за возмущение общественного спокойствия» и приговорен к ограничению передвижения в пределах района Ктима в Пафосе сроком на год. Из Пафоса Л. управлял Церковью, назначив своих представителей в Никосии, Пафосе, Ларнаке и Киринии. Поскольку Л. произносил патриотические речи, то новый суд, состоявшийся в мае 1939 г., приговорил его к еще одному году ограничения передвижения.

В 1939 г. Л. преобразовал в киновию мон-рь Пресв. Богородицы Троодитиссы и переселил туда часть братии из мон-ря Ставровуни, к-рый местоблюститель часто любил посещать. У Л. была тесная духовная связь с подвизавшимся в Ставровуни иером. Киприаном (Хадзигеоргаллисом; † 1955).

В условиях второй мировой войны чрезвычайный режим на Кипре был отменен, англичане и киприоты вместе сражались «ради общей победы», у киприотов появились надежды на послевоенное изменение политического строя. В те годы соответствующим образом изменилась и позиция Л. по отношению к брит. властям.

В 1941 г. Л. учредил Народный Совет Кипрской Церкви из представителей 6 округов - совещательный орган при местоблюстителе. В период местоблюстительства Л. большую роль в церковной жизни играли епархиальные комиссии, в к-рых участвовали миряне. Л. считал, что Церковь должна оставаться вне партийной борьбы. В речи от 15 нояб. 1944 г. он заявил, что Церковь не имеет права предать анафеме кипрскую коммунистическую партию АКЕЛ, потому что коммунизм является социально-политической системой, а не ересью, и он не был осужден ни одним из Вселенских Соборов. Л. упомянул, что греч. король поддерживает отношения с правительством СССР, а правосл. Патриархаты - с РПЦ, к-рая сотрудничает с советской властью (Κοκκινόφτας. 2015. Σ. 145). Однако после вооруженных столкновений в Греции в дек. 1944 г. правых и левых сил Л. вынужден был оставить свое намерение сотрудничать с АКЕЛ в рамках созданного им в янв. 1945 г. Бюро этнархии Кипра, целью к-рого было освобождение острова. Местоблюститель испытывал все более сильное давление со стороны правых сил, требовавших анафематствования коммунистов. 11 нояб. 1945 г. он обратился с письмами к Синоду Элладской Православной Церкви, чтобы узнать, осуждалась ли им официально коммунистическая идеология (отрицательный ответ был получен 29 нояб. 1945), и к профессору канонического права Аливизатосу относительно того, можно ли ее осудить с канонической т. зр. В подробной записке Аливизатос изложил, что церковное осуждение политической теории антиканонично, но если через нее распространяются антирелиг. идеи, то пастырям необходимо вести просветительскую работу в данном направлении. 12 февр. 1946 г. Л. обратился к киприотам с посланием, в к-ром заявил, что «некоторые крайние проявления коммунистической теории достигли пределов антихристианской пропаганды», и призвал их быть бдительными (Ibid. Σ. 149).

По окончании второй мировой войны стало ясно, что англичане не собираются предоставить Кипру независимость. Для переговоров о статусе Кипра была сформирована делегация киприотов во главе с Л., к-рая в дек. 1946 - марте 1947 г. посетила Лондон и Афины. Но ее усилия оказались безрезультатными.

В кон. 1946 г. митр. Макарий Киринийский получил разрешение вернуться на Кипр, а К-польский Патриархат делегировал митр. Иоакима Деркского для формирования временного Синода, и т. о. стало возможно провести канонические выборы архиепископа Кипра. Митрополиты Л. и Макарий договорились в них не участвовать. Однако значительная часть киприотов настаивала на избрании Л., к-рый к тому времени приобрел большой авторитет у жителей Кипра. Вопреки воле Л. его кандидатура была выдвинута народными представителями, и 20 июня 1947 г. он был избран на архиепископскую кафедру. Во избежание конфликта с митр. Макарием Киринийским, обвинившим местоблюстителя в нарушении данного им слова, Л. отказался занять эту должность. Отказ Л. грозил новым церковным кризисом, но в результате переговоров и посредничества митр. Иоакима Деркского стороны пришли к соглашению и Л. стал архиепископом Кипра. 26 июня Л. отказался участвовать в Совещании глав и представителей правосл. Церквей в Москве, сославшись на то, что созывать подобные собрания имеет право только К-польский патриарх.

Требуя «энозиса и только энозиса», Л. выступал за бойкот тех незначительных преобразований на острове, к-рыми собирались ограничиться брит. власти. Поэтому 12 июля 1947 г. он издал обращение, призывая греко-киприотов воздержаться от участия в Совещательном собрании, организованном колониальными властями. 26 июля Л., страдавший от хронической болезни, скончался.

Л. является автором многочисленных статей на греч. языке (опубл. гл. обр. в ж. «Апостол Варнава», к-рый он возглавлял) и исследования на англ. языке: Church and State in the Byzantine Empire // American Church Monthly. N. Y., 1930. Vol. 28. N 1. P. 14-24.

Лит.: Tillyrides A. Cyprus 1931-1947: The Outcome of the Uprising and the Long Vacancy of the Archiepiscopal Throne // ᾿Εκκλησία κα Θεολογία. L., 1982. Τ. 3. Σ. 441-880; Παυλίδης Α. Λεόντιος αρχιεπίσκοπος // ΜΚΕ. 1988. Τ. 9. Σ. 21-28; Rappas A. Leondios and the Archiepiscopal Question, 1933-47: The Demise of an Apolitical Ethnarchy? // The Archbishops of Cyprus in the Modern Age: The Changing Role of the Archbishop-Ethnarch, their Identities and Politics / Ed. V. Andrekos, M. N. Michael. Camb., 2013. P. 211-239; Κοκκινόφτας Κ. Αρχιεπίσκοπος Κύπρου Λεόντιος. Λευκωσία, 2015.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.)
  • АРКАДИЙ II архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), Предстоятель Кипрской Церкви (сер. VII в.)
  • АФАНАСИЙ I архиеп. Кипрский (1592-1602)
  • АФАНАСИЙ II архиеп. Кипрский — см. Афанасий III Даббас, Патриарх Антиохийский