ЛЕСБОС
Том XL, С. 601-605
опубликовано: 16 июня 2020г.

ЛЕСБОС

Содержание

[Греч. Λέσβος], остров в сев.-вост. части Эгейского м., на нем расположены Митилинская и Мифимнская митрополии Элладской Православной Церкви (митрополии «новых земель»).

Исторический очерк

В 56 г. по Р. Х. ап. Павел по пути из Троады в Иерусалим остановился на одну ночь (Деян 20. 14-15) в главном городе Л. Митилене (визант. Митилина; новогреч. Митилини). В визант. период это название часто употребляли по отношению ко всему острову. Исследователи считают, что распространению христианства на Л. препятствовал мощный культ императора. Первоначально Л. входил в пров. Асия, а после реформы имп. Диоклетиана - в Островную пров. Впосл. Л. стал важным стратегическим пунктом на морском пути в К-поль. Остров славился плодородием, в античности и ранневизант. период экспортировались лесбосские вино и мрамор.

На Л. останавливался вместе с учениками прмч. Никон (пам. 23 марта), пострадавший в правление имп. Деция (249-251). Катакомбный мартирий кон. III в. обнаружен археологами на холме Вуналаки на побережье Макрис-Ялос. Другой раннехрист. мартирий находится рядом с базиликой в Аргале, в 6 км к югу от Митилини.

Первый известный епископ Л., Евагрий, присутствовал в 359 г. на Селевкийском Соборе (сведения об участии в 325 в I Вселенском Соборе епископов Григория Митиленского и Андрея Метимнского неверны). В IV в. на Л. получили распространение различные течения арианства. Некоторое время на острове жил Аэтий, основатель ереси аномеев.

До кон. V в. на острове существовала одна епископия, к-рая именовалась Митиленской или Лесбосской. В ее состав входили острова Тенедос (ныне Бозджаада), Мосхонисия (ныне о-ва Айвалык) и малоазийское побережье напротив Л., что нашло отражение в титулах епископов Иоанна (431) - «Лесбосский и Селениакийских побережий» (Σεληνιακῶν αἰγιαλῶν) (ACO I. 1. 7. P. 113) и Флорентия (451) - «Лесбосский, Тенедосский, Пороселенский и побережий» (Пороселена - один из островов Мосхонисия, ныне Маден) (ACO II. 1. 3. P. 91(450); II. 1. 2. P. 40 (236)). В 451 г. упоминаются хорепископы Лесбосского митрополита Евлогий (ACO II. 1. 2. P. 40 (236)) и Евелпист (ACO II. 1. 1. P. 63; 1. 2. Р. 77 (273), 91 (287), 137 (333), 150 (346); 1. 3. Р. 91 (450)).

Раннехрист. базилика в местности Халинадос. 2-я пол. VI в.Раннехрист. базилика в местности Халинадос. 2-я пол. VI в.В нач. VI в. в источниках появляются упоминания о епископии Метимны (визант. Мифимна; новогреч. Митимна). Во 2-й четв. VI в. Митилинскую кафедру занимал церковный писатель Захария Ритор. В VII в. Митилинская и Мифимнская епископии получили статус автокефальных архиепископий (т. е. они напрямую подчинялись К-польскому патриарху, а не митрополиту Родосскому). Появление в VII в. в Эгейском м. араб. флота положило конец процветанию Л. Угроза арабских нападений продолжала существовать до Х в. и нашла отражение в агиографии. Одно из наиболее известных чудес вмч. Георгия - избавление отрока из плена - связано с Л., откуда происходил похищенный арабами юноша (см. в ст. Георгий, вмч.). Жительницей Л. была и увезенная арабами на Парос прп. Феоктиста († незадолго до 910).

Противниками ереси иконоборчества были 2 архиепископа, занимавшие Митилинскую кафедру,- святители Георгий I (804-813) и Георгий II (843-845 или 846). Прп. Симеон, брат Георгия II, подвизался на столпе, подражая древним святым (см. в ст. Давид, Симеон и Георгий). Рядом с его столпом близ юж. гавани Митилины возник мон-рь Пресв. Богородицы. Во время иконоборческих гонений Симеон основал на маленьком островке в заливе Ера ц. мч. Исидора. Местное предание связывает с Л. деятельность одного из главных защитников иконопочитания - прп. Феофана Сигрианского.

В IX-XI вв. Л. был местом ссылки гос. и церковных деятелей (имп. Ирина Афинянка, свт. Игнатий, патриарх К-польский, прп. Николай Студит, буд. имп. Константин IX Мономах и др.). Местные легенды связали с именем имп. Ирины, к-рая умерла на Л. в 803 г., основание ряда мон-рей: Рождества Пресв. Богородицы на Карийском холме близ Терми (Лутрополи-Термис), Пресв. Богородицы Труллоти в сел. Пирьи-Термис, ап. Иоанна Богослова (Ипсилу), к-рый, по др. версии, основан сир. монахом в VII в.

В нач. Х в. (согласно Дж. Федальто, между 850 и 900) Митилинская архиепископия была возведена в ранг митрополии, а в ее пределах были образованы подчиненные ей епископии (Эресская или Эрисская, Стронгильская, Тенедосская, Вервинская, Перперинская; в 1261 впервые упом. Иерская епископия). Мифимнская архиепископия стала митрополией в XII в. (по Федальто, ок. 1080, по Й. Кодеру, в 1084 или между 1072 и 1082).

В средневизант. период Л. являлся частью фемы Эгейского м. Здесь род. визант. поэт XI в. Христофор Митилинский (ок. 1000 - после 1054). Ок. 1088-1091 гг. эмир Чаха захватил Митилину, но не смог взять Мифимну (Моливос). В 1092 г. Иоанн Дука освободил Л. В XII в. остров неск. раз был разграблен венецианцами. Свт. Григорий, еп. Асса Эфесского (XI или XII в.), основал мон-рь Пресв. Богородицы на горе Приант близ залива Ера и провел в нем последние годы жизни.

После захвата К-поля крестоносцами (1204) Л. перешел во владение имп. Балдуина I Фландрского. В 1224 г. остров был отвоеван никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем. В 1235 г., во время пиратского набега на мон-рь Рождества Пресв. Богородицы на Карийском холме, приняли мученическую смерть преподобномученицы Олимпия и Евфросиния (пам. греч. 11 мая).

В 1355-1462 гг. на Л. правил генуэзский род Гаттилузи, т. к. визант. имп. Иоанн V Палеолог отдал этот остров Франческо Гаттилузио в качестве приданого своей сестры Марии. В тот период были основаны 2 латинские епископские кафедры - в Митилине и в Мифимне, монахи-доминиканцы вели прозелитическую деятельность. В 1438-1439 гг. Митилинский митр. Дорофей принимал участие в Ферраро-Флорентийском Соборе. В 1462 г. Л. захватили турки. Местные жители оказывали сопротивление, что вызвало репрессии со стороны завоевателей. В 1463 г., во время карательной операции, были убиты Рафаил, Николай, преподобномученики, и Ирина, мц. Первое время после османского завоевания остров пришел в запустение, в т. ч. мон-ри, на нем расположенные. Когда в 20-х гг. XVI в. прп. Игнатий Агаллиан, митр. Мифимнский, начал восстановление Лимоноса и Мирсиниотиссы Пресв. Богородицы монастыря, по свидетельству его сына игум. Мефодия (Завещание, 1576), на Л. не было ни одной обители и ни одного монаха. После 1462 и до 1526 г. кафедра Мифимнской митрополии была перенесена в Калони.

После поражения тур. флота в битве при Лепанто (1571) на ряде островов Эгейского м. прошли антитур. выступления, в наказание за это на Л. турками были убиты неизвестный по имени Митилинский митрополит и 4 священника.

В раннеосманский период в подчинении Митилинской митрополии осталась только Эресская епископия, а затем и она вошла в ее состав. Во время архиерейства Паисия (1590-1603) митрополичий титул изменился на «Митилинский, Эресский и Тенедосский». В 1626 г. Митилинская митрополия возвратила в свою юрисдикцию села Эресос, Агра и Месотопос, к-рые незадолго до этого были присоединены к Мифимнской митрополии.

Церковь первомч. Стефана близ Мандамадоса. XIII в.Церковь первомч. Стефана близ Мандамадоса. XIII в.

Л. дал Церкви целую плеяду новомучеников. В К-поле пострадали уроженцы Лесбоса Дука Митилинец († 1564), сщмч. Парфений III, патриарх К-польский († 1657), Георгий Пайзанос († 1693) и, возможно, Николай († 1771); в Касабе (М. Азия) - Анастасий и Димитрий († 1816 или 1819); в Кидонии (ныне Айвалык) - Константин из агарян († 1819). В Митилине мученическую кончину претерпели Георгий (Зорзис; † 1770), Феодор Митилинец или Хадзис († 1784), Феодор Новый (Византийский) († 1795) и Лука Адрианопольский († 1802).

В 1692 г. К-польский патриарх Каллиник II поручил управление богадельней и другими благотворительными учреждениями на Л. Митилинскому митр. Даниилу Макрису, который известен как мелург. Митр. Никодим Айназис (1708-1721) построил митрополичий дом в Митилине (здание сохр.). С нач. XVIII в. митрополичьим собором являлась ц. свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Митр. Констанций (1727-1736) первый попытался открыть на Л. школу и обратился к прп. Макарию Патмосскому с просьбой прислать учителя. Митр. Анфим (1737-1767 с перерывами?) пожертвовал значительные суммы для богадельни и отменил местный обычай наделять старших дочерей большим приданым в ущерб младшим.

В 1750 г. острова Мосхонисия, входившие в состав Митилинской митрополии, были переданы Эфесской митрополии, в 1760 г. возвращены Митилинской, а в 1763 г. включены в состав Смирнской.

Репрессии в отношении греч. населения, последовавшие за действиями рус. флота в Эгейском м. в ходе русско-тур. войны (1768-1774), затронули и Л., в т. ч. в тюрьму были заключены Митилинский митр. Герасим (1767-1773 или 1783), сосланный К-польский патриарх Мелетий II и знатные греки.

Митр. Иеремия (1783-1809; впосл. К-польский патриарх Иеремия IV) построил в Митилине церкви вмч. Георгия (1794) и святых Феодоров (1795), а в Айясосе - Пресв. Богородицы (1806). В послании 1798 г. он призвал зажиточных христиан для спасения души завещать средства Греческой школе. Племянник Иеремии IV митр. Каллиник (1809-1829) открывал школы в своей епархии. В 1817 г. он стал членом «Дружеского общества» (Филики Этерия), но во время Греческой национально-освободительной революции испугался правительственных репрессий и призывал паству проявить лояльность к османским властям.

В 1832 г., во время эпидемии чумы, протосинкеллу Каллинику (впосл. патриарх Александрийский) явился нмч. Феодор Византийский, указал место, где находились его мощи, и велел совершить с ними крестный ход. После этого эпидемия прекратилась. В 1842-1853 гг. Каллиник возглавил Митилинскую митрополию. После краткого архиерейства на Фессалоникийской и Александрийской кафедрах он удалился на покой и проживал на Л. Каллиник материально поддерживал школы и больницу «Востанион», участвовал в строительстве ц. сщмч. Ферапонта, отреставрировал ц. Пресв. Богородицы в Айясосе, помогал пострадавшим от землетрясений 1867 и 1881 гг.

В 1912 г. Л. был освобожден от турок. В 1923 г. Митилинская митрополия утратила о-в Тенедос, который остался в составе Турции. В том же году была создана Пломарийская епископия, просуществовавшая до 1934 г. В 1928 г. К-польский Патриархат передал управление Митилинской и Мифимнской митрополиями, как и др. митрополиями «новых земель», Элладской Православной Церкви.

Совр. система благотворительных учреждений была заложена митр. Иаковом (Николау; 1925-1958). Он оказал огромную помощь жителям Л. в годы второй мировой войны. Митр. Иаков (Клеомвротос; 1958-1987), автор многочисленных работ по церковной истории Л., продолжил деятельность своего предшественника в социальной сфере. Он основал Молодежный центр (1972) и Византийский музей (1978). В 1960 г. построил митрополичий дворец, в 1963-1969 гг.- мон-рь сщмч. Рафаила, прмч. Николая и мц. Ирины.

На Л. действуют 109 приходских храмов (72 - в Митилинской митрополии, 37 - в Мифимнской), 411 парекклисионов (351 - в Митилинской митрополии, 60 - в Мифимнской), 1087 экзокклисионов (872 - в Митилинской митрополии, 215 - в Мифимнской), 7 мон-рей (4 - в Митилинской митрополии: ап. Иоанна Богослова (Ипсилу), св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила), Успения Пресв. Богородицы, или Дамандри, и сщмч. Рафаила, прмч. Николая и мц. Ирины; 3 - в Мифимнской: Лимонос, Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы и Периволи).

Святыни

мощи сщмч. Рафаила, прмч. Николая и мц. Ирины в одноименном мон-ре, рельефная икона арх. Михаила в мон-ре св. Таксиархов в Мандамадосе, сделанная из земли, смешанной с кровью убитых пиратами монахов, икона Божией Матери «Святой Сион» в Айясосе (по преданию, привезена мон. Агафоном Эфесским из Иерусалима в эпоху иконоборчества, храм построен в 1170).

Памятники архитектуры

Археологи обнаружили на Л. более 50 базилик V-VI вв. Самые большие по размеру: 3-нефные базилики: в Скала-Эресу (св. Анастасии (1-я пол. V в.), в ней похоронен прп. Андрей Критский), в местности Халинадос, к юго-востоку от Айия-Параскеви (2-я пол. VI в.), в Аргале, в 6 км к югу от Митилини (нач. V в.), близ с. Ипсилометопо (Псилометопо) (2-я пол. VI в.), в 2 км к югу от Лутра (V в.), в Клио (2-я пол. VI в.) и рядом с мостом через р. Цикния близ Айия-Параскеви. Некоторые раннехрист. церкви возведены на месте известных античных памятников: напр., базилика в местности Меса близ Калони - на фундаменте храма IV в. до Р. Х., а базилика в местности Афендели близ Эресоса (V-VI вв.) - там, где находилась школа философа Феофраста. Храмов визант. периода на Л. сохранилось немного: ц. первомч. Стефана близ Мандамадоса (XIII в.), ц. Пресв. Богородицы Труллоти (противоречивые датировки X или XIV/XV в.), собор мон-ря св. Таксиархов близ Като-Тритоса (XV в.).

Митиленские (Митилинские) епископы

Евагрий (упом. в 359), Фалл (между 361 и 366), Иоанн (упом. в 431), Флорентий (упом. в 451), Евной (упом. в 459), Захария (упом. в 527-536), Палладий (упом. в 554), Григорий (упом. в 681), Сисиний (упом. в 691/2).

Митилинские архиепископы

Христодул (VII-VIII вв.), Дамиан (упом. в 787), свт. Георгий I (804- 813), Лев (иконоборец) (813-?), свт. Георгий II (843-845 или 846), Михаил (858? - 867, иногда указывается неверная дата - 889), Василий (упом. в 879/80), Николай (упом. в 886).

Митилинские митрополиты

Фома (Х в.); Илия (1-я пол. XI в.); Константин (упом. в 1054); Иоанн (2-я пол. XI в.); неизв. по имени (упом. в 1066); Никита (упом. в 1086-1094); Поф (упом. в 1166-1173); Стефан (XI-XII вв.); Константин (кон. XII в.); Иоанн (упом. в 1205); Поф Аплисфарий (? - 1225), Иосиф (1225? - 1256); Григорий (1256-1268); Гидон (между 1268 и 1314); неизв. по имени (упом. в 1310); Дионисий (1314-1327); Григорий (упом. в 1329-1331); Феофан (между 1331 и 1341); Маркиан (упом. в 1347-1354); Иосиф (упом. в 1355); Лев или Леонтий Магентин (2-я пол. XIV в., 1381?); Малахия (упом. в 1370 и 1371); Иеремия (упом. в 1389); Иосиф (упом. в 1394); Иеремия (упом. в 1395-1397); Дорофей (упом. в 1438/39); Леонандр (упом. в 1444), Мина (упом. в 1450), Леонтий (упом. в 1453); Мефодий (упом. в 1482-1484); Анфим (до 1546-1548); Макарий (упом. в 1564 и 1565); Игнатий (упом. в 1565); Григорий (упом. в 1576-1580); Пахомий Патест (1580-1584; ранее митрополит Кесарийский; впосл. патриарх К-польский Пахомий II); Григорий (упом. в 1590); Паисий Палеолог (1590-1603); Даниил (1603-1605); Софроний (1605 - после 1608); Парфений (упом. в 1610, иногда ошибочно указывается дата 1608); Григорий (упом. в 1618); Констанций (ранее 1621-1629, с перерывом; ранее митрополит Лемносский); Парфений (упом. в 1626); Парфений (1629-1654); Григорий (1654 - после 1670); Зосим (упом. в 1672); Даниил Макрис (упом. в 1676); Григорий (1676-1692); Даниил Макрис (1692 - после 1696); Макарий (до 1708); Никодим Айназис (1708-1721); Каллиник (1721-1727); Констанций (1727-1736); Анфим Вертумис (1737-1767, с перерывами?); Паисий (упом. в 1759); Герасим (1767-1773 или 1783); Панарет (1780-1783); Иеремия (1783-1809; ранее митрополит Христианополя и Триполицы; впосл. патриарх К-польский Иеремия IV); Каллиник (1809-1829); Порфирий (Фотиадис; 1829-1839); Мелетий (Фотиу; 1839-1842; ранее митрополит Серрский; впосл. митрополит Ксанфийский); Каллиник (1842-1853; впосл. митрополит Фессалоникийский и патриарх Александрийский); Григорий (Катрис или Кабурис; 1853-1858; ранее епископ Кампанийский и митрополит Тырновский); Мелетий (Фотиу; 1858-1867); Мефодий (Аронис; 1867-1876; впосл. митрополит Кесарийский и Дидимотихский); Константин (Валиадис; 1876-1893; впосл. митрополит Эфесский и К-польский патриарх Константин V); Мефодий (Аронис; 1893-1897); Кирилл (Мумдзис; 1897-1925; впосл. митрополит Филадельфийский); Иаков (Николау; 1925-1958; ранее митрополит Диррахийский); Иаков (Клеомвротос; 1958-1987; ранее митрополит Сисанийский и Сьятистский); Иаков (Франдзис; с 1988 по наст. время).

Лит.: Σωτηρίου Γ. Π. Λεσβιακὴ ῾Αγιολογία ἤ Λεσβιακὸν Λειμωνάριον. Μυτιλήνη, 1958; Γ[ριτσόπουλος] Τ. ᾿Α. Μηθύμνης, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 1108-1109; Κωνσταντινίδης ᾿Ε. ᾿Ι. Μυτιλήνης, ᾿Ερεσοῦ κα Πλωμαρίου, Μητρόπολις // Ibid. 1966. Τ. 9. Σ. 270-272; Darrouzès. Notitiae. P. 205-206, 217-218, 232, 250, 265-266, 287, 292-293, 306, 332, 365, 368, 376, 381, 421. N 1-5, 7-10, 13-15, 21; ᾿Ιάκωβος (Κλεόμβροτος), μητρ. Mytilena Sacra. Θεσσαλονίκη, 1970-1981. 4 τ.; idem. Συνοπτικὴ ἱστορία τῆς ᾿Εκκλησίας τῆς Λέσβου. Μυτιλήνη, 1984; Fedalto. Hierarchia. P. 202, 212-218, 220, 222; Μουτζούρης Ι. Κ. Ο μοναχισμός της Λέσβου. Μυτιλήνη, 1989; G[regory] T. E. Lesbos // ODB. 1991. Vol. 2. P. 1219; Θουντούλης Ι. Μ. Λεσβιακά αγιολογικά μελετήματα. Μυτιλήνη, 1997-2002. 2 τ.; Koder J. Aigaion Pelagos: Die Nördliche Ägäis. W., 1998. S. 209-213, 228-234. (TIB; 10); Καλδέλλης Α. Ε. Λέσβος και Ανατολική Μεσόγειος κατά τη Ρωμαική και πρώιμη Βυζαντινή περίοδο. Θεσσαλονίκη, 2002; Σπανός Α. Χριστιανικά μνημεία της Μητροπόλεως Μυτιλήνης. Αθήνα, 2003; Δίπτυχα, 2014. Σ. 678-679, 687-690.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРТА г. в обл. Эпир и митрополия Элладской Православной Церкви
  • АФИНЫ столица Греческой Республики
  • ВЕРРИЯ город в обл. Македония (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви
  • АФОН крупнейшее в мире средоточие православного монашества
  • ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ I
  • ДРАМА г. в Вост. Македонии, центр Драмской митрополии Элладской Православной Церкви
  • ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ территория на юге Балканского п-ова
  • МАНИ историческая область на юге Пелопоннеса, известная наличием большого количества визант. церковных памятников
  • «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига
  • АЛЕКСАНДРУПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в составе Элладской Церкви