ЛЕСТВИЦА
Том XL, С. 628
опубликовано: 18 июня 2020г.

ЛЕСТВИЦА

[Древнерус.   - лестница], термин в древнерус. и старообрядческой певч. традициях.

Мог использоваться для обозначения восходящего мелодического движения. В старообрядческой редакции руководства «Указ о гласех и о строках», по-видимому основанной на невыявленном в наст. время древнерус. источнике, говорится: «Во втором гласе, и в восмом, те же стрелы светлыя инако итьти гласом вверх, якоже на лествицу» (изд.: Певчая азбука, печатанная при Преображенском богаделенном доме. М., 1915. Л. 127-127 об.; Шабалин. 2003. С. 123). В аналогичных древнерусских руководствах сер. XVII в. типа «Первый глас и пятыи едину попевку имут» это слово не встречается (напр.: РГБ. Ф. 210. № 1. Л. 34; изд.: Шабалин. 2003. С. 115).

Лествица в рукописи. Сер. XIX в. (РГБ. Ф. 379. № 6. Л. 6 об.)Лествица в рукописи. Сер. XIX в. (РГБ. Ф. 379. № 6. Л. 6 об.)С сер. XVII в. известно использование термина для символического обозначения обиходного звукоряда. В руководстве «Сказание божественного пения» с его помощью описывается восходящее движение в раннем, 7-ступенном варианте пометного звукоряда, включающем 2 центральных тетрахорда, в к-рых совпадают самая низкая и самая высокая пометы -   ( ) и   ( ), имеющие одинаковую модальную функцию в звукоряде: «По сим убо словам (степенным пометам.- В. Г.) якоже по некоей высоковосходной лествице по степенем от нижния первыя на вторую возступаем, тако же и по прочим до высоты достизаем» (РНБ. О. XVII. 19. Л. 76-76 об., опубл.: Шабалин. 2003. С. 163).

Позднее этот термин закрепился в качестве одного из названий схематичного изображения звукоряда. В руководстве кон. XVII в. «Посем ряд всех согласий» помещен следующий комментарий к схеме в виде горки: «[С]ия литеры десять помет, имеют в себе обдержащую силу и согласие в рядовой поступке лествица» (РГБ. Ф. 379. № 19. Л. 32 (схема), 33 об. (комментарий); опубл.: Шабалин. 2003. С. 237, 246); здесь дается уже более поздний вариант звукоряда, отражающий западноевроп. гексахордную структуру «ут - ре - ми - фа - соль - ля» с измененным набором помет. В руководстве РГБ. Ф. 379. № 6 аналогичная схема сопровождается словами: «Сия лествица утвердися, шествуй пением по ней не ленися...» (Л. 6 об., сер. XIX в.; опубл.: Шабалин. 2003. С. 247). В качестве синонимов для обозначения таких схем могут использоваться термины «горка», «холм» («В сем горовосходном холме литерная помета во всем пении ключь... Истинная известница горовозводная лествица» - РГБ. Ф. 210. № 3, сер. XIX в., надпись к крюковой строке с пометами в восходящем и нисходящем движении; опубл.: Шабалин. 2003. С. 245) или «скала» («Скала, или лествица» - РГБ. Ф. 379. № 11. Л. 11, 1835 г.- «Грамматика певчая старознаменного песнопения»; ср. аналогичный итал. термин scala musicale).

Н. П. Дилецкий в «Идее грамматики мусикийской» (посл. четв. XVII в.) обозначил этим термином 5-линейную нотную строку: «Посем уже покажи сия на лествице, иже есть пять линий» (цит. по изд.: Словарь рус. языка XI-XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 214).

Лит.: Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: Тексты. Краснодар, 2003. (Мат-лы и исслед. по древнерус. музыке; 1); он же. Древнерусская муз. энциклопедия. Краснодар, 2007. (Мат-лы и исслед. по древнерус. музыке; 3-4).
В. Ю. Григорьева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАВЫКИН Николай (кон. XVII -1-я пол. XVIII в.), дух. композитор эпохи барокко
  • БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ др.-рус. нотация до сер. XVII в.
  • БОЛЬШОЙ РАСПЕВ стиль пения в XVI - XVII вв.
  • БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор