ЛИБЕРИЙ
Том XL, С. 713-716
опубликовано: 25 июня 2020г.

ЛИБЕРИЙ

[Лат. Liberius; греч. Λιβέριος] († 24.09.366), св. (пам. 27 авг.; пам. греч. 27 авг.), еп. (папа) Римский (c 17 мая 352). Достоверных сведений о жизни Л. до избрания на Папский престол почти не сохранилось. Согласно Liber Pontificalis, он был сыном некоего римлянина Августа (LP. T. 1. P. 207). В пространной папской эпитафии из катакомб Присциллы на Соляной дороге в Риме, возможно посвященной Л., говорится, что вначале он был поставлен чтецом, затем диаконом и через неск. лет избран на епископскую кафедру (ICUR. 1888. Vol. 2. P. 83-84). Согласно Каталогу Либерия (сер. IV в.), Л. был возведен на Папский престол 22 мая 352 г. (LP. T. 1. P. 8), но, вероятно, его интронизация состоялась 17 мая, в воскресенье.

Либерий, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 49 (РГБ)Либерий, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 49 (РГБ)Понтификат Л. совпал с правлением имп. Констанция II (337-361), проводившего проарианскую политику. Став в 353 г. единоличным правителем Римской империи, Констанций II стремился отменить Никейский Символ веры и окончательно осудить свт. Афанасия I Великого, еп. Александрийского. В ответ на письмо вост. епископов его предшественнику Юлию I (337-352) Л. созвал Собор в Риме (весна 353). На Соборе были зачитаны обвинительное послание против Афанасия, составленное вост. епископами, и соборное послание 24 епископов Египта, к-рые выступили в защиту Александрийского епископа. Осенью 353 г. по инициативе Л. состоялся Собор в Арелате (ныне Арль, Франция), на к-ром под давлением епископов-ариан Валента и Урсакия папские легаты Винцентий Капуанский и Марцелл, а также большинство присутствовавших епископов подписали осуждение свт. Афанасия. Св. Павлин, еп. Треверский (Трирский), отказавшийся последовать примеру остальных, был немедленно сослан во Фригию (Sulp. Sev. Chron. II 39. 1-2; Hilar. Pict. Fragm. hist. I 6). Согласно Аммиану Марцеллину, «несмотря на приказ императора и вопреки уговорам, [Либерий] упорно отказывался [осудить Афанасия] и не раз громко заявлял, что считает величайшей несправедливостью осудить человека, не увидев и не выслушав его. Таким образом, он открыто сопротивлялся императорской воле» (Amm. Marc. Res gest. XV 7. 9). В поисках поддержки Л. обратился к епископам Осию Кордубскому (Кордовскому) и Цецилиану Сполетийскому (Сполетскому), призвав их не следовать примеру Винцентия Капуанского (PL. 8. Col. 1349). В 354 г. понтифик направил к императору св. Луцифера, еп. Каралиса (ныне Кальяри), пресв. Панкратия и диак. Илария с просьбой созвать новый Собор, чтобы решить вопрос об исповедании веры (Liberius. 1916. P. 89-93). Тогда же Л. обратился к св. Евсевию, еп. Верцелльскому, с просьбой поддержать Луцифера (PL. 8. Col. 1349-1351). Из других писем Л., адресованных Евсевию, следует, что епископ исполнил поручение папы, хотя и выразил сомнение в успехе ходатайства перед императором (Ibid. Col. 1355-1356). С просьбой оказать влияние на императора папа обратился также к Фортунату, еп. Аквилейскому.

Летом 355 г. имп. Констанций созвал Собор в Медиолане (ныне Милан). По сведениям церковных историков Сократа Схоластика и Созомена, на Соборе присутствовали более 300 зап. епископов и неск. вост. иерархов. Луцифер Каралисский, Дионисий Медиоланский и Евсевий Верцелльский отказались поддержать приговор, вынесенный свт. Афанасию, и немедленно были отправлены в ссылку на Восток (Socr. Schol. Hist. eccl. II 36-37; Sozom. Hist. eccl. IV 9). Л. отправил письмо сосланным епископам, чтобы выразить им поддержку и попросить их молиться о нем в условиях приближавшейся опасности (Liberius. 1916. P. 164-166). О последующих событиях известно из сообщения свт. Афанасия Александрийского. По его словам, имп. Констанций послал в Рим евнуха Евсевия, поручив ему добиться от папы осуждения Александрийского епископа и примирения с арианами (Athanas. Alex. Hist. arian. 35-37). По свидетельству Аммиана Марцеллина, император «настойчиво желал, чтобы низложение [Афанасия] было подтверждено высшим авторитетом епископа Вечного города». Когда Л. отказался подчиниться приказу, префект Рима Леонтий арестовал его «как оказавшего неповиновение повелениям императора и решению большинства епископов». Понтифика тайно вывезли из города «из-за страха пред народом, который был к нему очень расположен» и отправили к императору в Медиолан (Amm. Marc. Res gest. XV 7. 6, 10).

Афанасий приводит смелую речь Л. перед Констанцием и его отказ выполнить повеление императора (Athanas. Alex. Hist. arian. 39). Эту же речь, но в форме диалога и с некоторыми дополнениями передает блж. Феодорит Кирский (Theodoret. Hist. eccl. II 16). По свидетельству Созомена, имп. Констанций убеждал папу присоединиться к арианствующим епископам. Однако Л. не только отказался сделать это, но и потребовал, чтобы император принял никейское вероисповедание и вернул сосланных епископов. За это Констанций в кон. 355 или нач. 356 г. выслал Л. в г. Бероя во Фракии (ныне Стара-Загора, Болгария) (Sozom. Hist. eccl. IV 11). По сведениям Сократа Схоластика, Л. был сослан после Ариминского Собора 359 г. (Socr. Schol. Hist. eccl. II 37), но Созомен утверждает, что в это время папа уже находился в изгнании (Sozom. Hist. eccl. IV 19). Согласно полемическому трактату, составленному в 368-369 гг. противником папы Дамаса I (Quae gesta sunt inter Liberium et Felicem), после изгнания Л. рим. клирики в присутствии мирян постановили, что не примут др. епископа, пока законный понтифик жив. Однако впосл. клирики, уступив давлению императора, избрали на Римскую кафедру архидиак. Феликса (см. Феликс II, антипапа), тогда как миряне сохранили верность Л. Через 2 года, когда Констанций посетил Рим, горожане попросили его вернуть понтифика. Император ответил, что римляне увидят его в лучшем состоянии, чем он был до отъезда, вероятно подразумевая под этим присоединение Л. к антиникейской партии. Вскоре Л. вернулся в Рим и был радостно встречен сенатом и народом, которые изгнали Феликса. Немного времени спустя Феликс при поддержке клириков занял базилику Юлия (ц. Санта-Мария-ин-Трастевере), но был изгнан оттуда сенаторами и горожанами. Через 8 лет он скончался, а Л. простил предавших его клириков (Coll. Avel. N 1). В Liber Pontificalis сообщается, что папа провел в ссылке 3 года (LP. T. 1. P. 207). Находясь вдалеке от союзников, испытывая давление со стороны еп. Димофила, Л., вероятно, согласился пойти на уступки императору, после чего ему было позволено вернуться в Рим.

Вопрос о том, какую вероисповедную формулу подписал Л., остается открытым. Согласно свт. Афанасию, через 2 года понтифик, изнуренный ссылкой, под угрозой смерти подписал некий документ (Athanas. Alex. Hist. arian. 41). Возможно, речь идет об исповедании веры, а не о приговоре Афанасию, который впоследствии утверждал, что Л. всегда поддерживал его, несмотря на изгнание (Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 89 // PG. 25b. Col. 409). Блж. Иероним сообщал, что Л., «побежденный тяготами ссылки», подписал «еретическое лжеучение» и вернулся в Рим как победитель, а Феликс, назначенный на его место арианами, был изгнан (Hieron. Chron. 2365). По мнению Иеронима, еп. Фортунат Аквилейский якобы уговаривал папу примкнуть к еретикам (Idem. De vir. illustr. 97). Свт. Иларий, еп. Пиктавийский, в «Книге против императора Констанция» также упоминал, что император позволил Л. вернуться в Рим только после того, как папа совершил отступничество от веры (Hilar. Pict. Contr. Const. 11). Согласно Созомену, Л. встретился с императором в Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия), отверг термин «единосущный» и признал Сына «неподобным» Отцу. После этого ему разрешили вернуться в Рим и управлять Церковью вместе с Феликсом, который вскоре скончался (Sozom. Hist. eccl. IV 15). Филосторгий сообщает, что Л. отказался от термина «единосущный» и подписал приговор Афанасию; после возвращения в Рим понтифик принял управление Церковью, а Феликс вернулся на родину, «сохранив звание епископа» (Philost. Hist. eccl. IV 3). Феодорит Кирский и Сократ Схоластик не упоминали о том, что Л. сделал к.-л. уступки арианам и подписал неправосл. исповедание веры. По сообщению историков, понтифик был возвращен из ссылки через 2 года по просьбе знатных римских матрон и управлял Церковью совместно с Феликсом, который, однако, вскоре был отстранен от власти по требованию народа (Socr. Schol. Hist. eccl. II 37; Theodoret. Hist. eccl. II 17). По-видимому, Л. был вынужден одобрить либо 2-ю сирмийскую формулу (авг. 357), одновременно осуждавшую понятия «единосущный» (ὁμοούσιος) и «подобосущный» (ὁμοιούσιος), а также провозглашавшую субординационизм, либо 3-ю сирмийскую формулу (апр. 358), согласно к-рой Сын подобен Отцу по сущности (ὁμοῖς κατ᾿ οὐσίαν); последняя формула была близка к понятию «единосущие» (Athanas. Alex. De synod. 14) (см. статьи Анкирские Соборы, Арианство, Сирмийские формулы).

В составе т. н. исторических фрагментов (Fragmenta historica, или Collectio Antiariana Parisina), собранных свт. Иларием, сохранились 4 письма Л. 357 г., на основе к-рых можно проследить, как менялась позиция папы в отношении свт. Афанасия и Никейского Символа веры. Первое письмо (Studens paci // Liberius. 1916. P. 155), долгое время считавшееся неподлинным, адресовано всем вост. епископам. В нем Л. объясняет, что, получив послания, направленные его предшественнику Юлию I и касавшиеся вопроса о свт. Афанасии, он отправил в Александрию послов, чтобы пригласить Афанасия в Рим. Желая сохранить мир и единство Церкви, папа намеревался выяснить причины обвинения святителя и заявил, что если он получит отказ, то будет вынужден прекратить общение с Александрийской Церковью. Афанасий не приехал, после чего Л. объявил его вне общения с Римской Церковью, а также выразил желание оставаться в единении со всеми епископами Вселенской Церкви. Вероятно, письмо было написано в нач. 357 г., когда Л., изнуренный ссылкой, пытался заручиться поддержкой вост. епископов. В письме отразилось неоднозначное отношение Л. к Афанасию; в конце концов понтифик решил примкнуть к общему мнению по этому вопросу. Второе письмо (Pro deifico // Ibid. P. 168-170) также адресовано вост. епископам и тесно связано с предыдущим. Л. объясняет свое запоздалое решение отказаться от защиты Афанасия: он медлил с принятием решения из уважения к мнению своего предшественника, но потом, просвещенный Богом, понял правомерность приговора Афанасию. Л. сообщает, что через Фортуната Аквилейского передал императору письмо, в котором осудил епископа Александрии. Л. повторяет, что отказался от общения с Афанасием и намерен наладить отношения с вост. епископами. Для доказательства истинности своих слов Л. добавляет, что подписал Символ веры, провозглашенный в Сирмии. Письмо заканчивается выражением надежды на скорое возвращение из ссылки. Третье письмо (Quia scio vos // Ibid. P. 170-172) обращено к епископам-арианам Урсакию Сингидунскому, Валенту Мурсийскому и Герминию Сирмийскому, имевшим большое влияние при имп. дворе. Л. требует, чтобы они ходатайствовали о его возвращении из ссылки перед имп. Констанцием. В 4-м письме (Non doceo // Ibid. P. 172-173), адресованном еп. Винцентию Капуанскому, Л. также просит поспособствовать его возвращению в Рим.

В апокрифической биографии Л., включенной в Liber Pontificalis, папа представлен как еретик и гонитель православных. Отправляясь в ссылку, он назначил вместо себя пресв. Феликса, к-рый обнаружил среди рим. клириков пресвитеров-ариан Валента и Урсакия и осудил их в присутствии 48 епископов. Валент и Урсакий отправились к имп. Констанцию и попросили его вернуть Л. в Рим при условии, что тот вступит в общение с арианами, но не будет перекрещен, что и было исполнено. Сначала Л. жил у сестры императора, Константины (см. Констанция), на пригородном кладбище св. Агнесы (in cymiterio sanctae Agnae), надеясь, что благодаря ее заступничеству император позволит ему вернуться в Рим. Однако Константина, осознав, что Л. был еретиком, отказалась помогать ему. Вскоре имп. Констанций вместе с Валентом и Урсакием созвал в Риме ариан, которые низложили Феликса и провозгласили Л. законным папой. Феликс удалился в свое пригородное имение и скончался там 29 июля (в жизнеописании Феликса утверждается, что он был казнен). Вступив в Рим 2 авг., Л. стал преследовать православное духовенство; многие клирики погибли, оставшимся было запрещено входить в церкви и термы (LP. T. 1. P. 207-208).

В «Деяниях папы Либерия» (CPL, N 1681), составленных в нач. VI в. в Риме и относящихся к т. н. Симмаховым фальшивкам, представлена другая версия легенды о Л.: о его ссылке не упоминается, но говорится, что он был изгнан Констанцием в предместье Рима, на кладбище Новеллы на Соляной дороге, за то, что обличал еретиков. Накануне Пасхи Л. призвал к себе римских пресвитеров и диаконов и назначил наместником пресв. Дамаса. Не имея возможности вернуться в город, в день Пасхи Л. крестил 4012 чел. на Острианском кладбище (cymiterio Ostriano), где некогда совершал крещения ап. Петр. Между тем имп. Констанций, отправляясь в военный поход за р. Дунай, публично заявил, что после победы убьет Л., а его тело отдаст на съедение птицам и диким зверям. Накануне дня Пятидесятницы и в сам праздник Л. крестил в базилике св. Петра 7810 чел., к-рые опасались гонений после возвращения императора. После победы над врагами Констанций отправился в Никомидию, где, приняв крещение от епископа-арианина Евсевия, вскоре скончался (PL. 8. Col. 1387-1410).

После возвращения в Рим Л. воздерживался от участия в богословских спорах. Папские легаты не присутствовали на Ариминском Соборе (лето 359) и на Соборе в К-поле (янв. 360), участники к-рого подписали отредактированную греч. версию ариминской формулы. Со временем Л. удалось восстановить свой авторитет, о чем свидетельствует визит свт. Илария в Рим после его возвращения из ссылки. В годы правления имп. Юлиана Отступника (361-363) Л. осудил решения, принятые на Ариминском Соборе, и обратился к епископам Италии с призывом простить обманутых «по незнанию» участников этого Собора (Liberius. 1916. P. 156-157). После Александрийского Собора, созванного свт. Афанасием в 362 г., отношения между Л. и вост. епископами стали налаживаться. После прихода к власти имп. Валента (364-378), к-рый покровительствовал арианам, вост. епископы стали искать поддержки у Папского престола; правивший на Западе имп. Валентиниан I (364-375) поддерживал никейскую партию. В 366 г. вост. епископы, участвовавшие в Соборе в Лампсаке (364), отправили к Л. посольство во главе с Евстафием Севастийским, выразив желание вступить в общение с Римской Церковью. Л. принял послов только после того, как они письменно заверили папу в том, что исповедуют Никейский Символ веры и осуждают еретиков. В свою очередь Л. вручил им послание о восстановлении общения с Церквами Востока при условии, что вост. епископы будут сохранять никейское вероисповедание (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 12). Это послание было зачитано на Соборе в Тиане (367), и т. о. мир был восстановлен.

Свт. Амвросий Медиоланский в соч. «О девах» передает содержание речи, к-рую произнес «блаженной памяти Либерий» в Ватиканской базилике св. Петра во время посвящения девы Марцеллины, сестры Амвросия (Ambros. Mediol. De virginit. III 1-15). Согласно Liber Pontificalis, Л. облицевал усыпальницу св. Агнесы мраморными плитами и построил базилику, впосл. названную его именем, недалеко от рынка Ливии (iuxta macellum Libiae) (LP. T. 1. P. 208). Папа Римский Сикст III (432-440) построил на этом месте базилику Пресв. Девы Марии (Санта-Мария-Маджоре). Л. был похоронен в катакомбах Присциллы на Соляной дороге, возможно в базилике св. Сильвестра, где находились гробницы его предшественников.

Несмотря на то что Л., согласно источникам, умер 24 сент., в Иеронимовом мартирологе (V-VI вв.) его погребение указано под 17 мая (день его возведения на Папский престол; см.: MartHieron. Comment. P. 259) и под 23 сент.; под 9 сент. указана память св. Либерата, которую И. Делеэ предложил отнести к Л. (Ibid. P. 498). По мнению болландиста, эта запись возникла на основе Liber Pontificalis, где ошибочно говорится, что в этот день (5-е иды сент.) состоялось погребение понтифика (LP. T. 1. P. 208). Из-за неоднозначной оценки деятельности Л., в т. ч. из-за ложных обвинений, которые содержатся в Liber Pontificalis, его память не была включена в средневек. «исторические» мартирологи и в Римский мартиролог (XVI в.). В совр. редакции Римского мартиролога память Л. не указана. Однако в визант. традиции Л. почитали как святого. Его память отмечена в визант. синаксарях под 27 авг., в визант. минее XIV в. (Vindob. Theol. gr. 300) - под 31 марта. В слав. традиции поминовение Л. совершается 27 авг.

Ист.: Liberius. Epistolae // S. Hilarii episcopi Pictaviensis Opera / Ed. A. Feder. W.; Lpz., 1916. P. 89-93, 155-173. (CSEL; 65); Gesta Liberii papae // PL. 8. Col. 1387-1410; Liberius. Epistolae // Ibid. Col. 1349-1358; Carmina latina epigraphica / Ed. F. Buecheler. Lpz., 1895. P. 373-375; MartHieron. P. 258, 497, 523; LP. T. 1. P. CXX-CXXIII, 8, 207-210; ActaSS. Sept. T. 6. P. 572-632; SynCP. Col. 576, 928-929; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 437-438 (2-я паг.); Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 283.
Лит.: Болотов В. В. Либерий, еп. Римский, и Сирмийские соборы // ХЧ. 1891. Ч. 1. С. 304-315, 434-459; Ч. 2. С. 61-79, 266-282, 386-394; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 259; Т. 3. С. 341-342; Saltet L. La formation de la légende des papes Libère et Félix // BLE. Sér. 3. 1905. T. 7. P. 222-236; Duchesne L. Libère et Fortunatien // MArHist. 1908. T. 28. P. 31-78; Amann É. Libère // DTC. T. 9. Col. 631-659; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 166-195; Leclercq H. Libère // DACL. T. 9. Pt. 1. Col. 497-530; MartHieron. Comment. P. 259, 498, 524, 256; Amore A., Carpano C. M. Liberio // BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 17-23; Hamman A. Saint Hilaire est-il témoin à charge ou à décharge pour le pape Libère? // Hilaire et son temps: Actes du colloque de Poitiers, 29 sept.- 3 oct. 1968. P., 1969. P. 43-50; Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975. P. 214-243, 395-397; idem. Eusebio nella controversia ariana // Eusebio di Vercelli e il suo tempo / Ed. E. dal Covolo, R. Uglione, G. M. Vian. R., 1997. P. 155-179; idem. Liberio // Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 1. P. 341-348; Pietri Ch. Roma Christiana: Rech. sur l'Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). R., 1976. T. 1. P. 237-268; Brennecke H.-Ch. Hilarius von Poitiers und die Bischofsopposition gegen Konstantius II.: Untersuch. z. 3. Phase des arianischen Streites (337-361). B., 1984. S. 108-177, 265-297; Cantarella G. M. Gregorio VII e papa Liberio // Aevum. 1985. Vol. 59. Fasc. 2. P. 196-207; Fernández Hernández G. Athanasius of Alexandria and Liberius of Rome: Analysis of the Letter «Pro deifico timore» of Liberius in the Light of the Edict of Arles of 353 // Arianism: Hist. and Theol. Reassesments: Papers from The 9th Intern. Conf. on Patristic Stud., Sept. 5-10, 1983 / Ed. R. C. Gregg. Camb. (Mass.), 1985. P. 303-311; idem. Liberio de Roma y el homoiousianismo // Antigüedad y Cristianismo. 2006. N 23. P. 499-502; Barnes T. D. The Capitulation of Liberius and Hilary of Poitiers // Phoenix. 1992. Vol. 46. N 3. P. 256-265; idem. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. Camb. (Mass.), 1993; Paoli E. Libère // Dictionnaire hist. de la papauté / Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1046-1048; Ulrich J. Die Anfänge der abendländischen Rezeption des Nizänums. B.; N. Y., 1994. S. 231-243; Hanson R. P. C. Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318-381. Edinb., 1997r; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 276; Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 464; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6: Июль-Авг. С. 781-782; Castelli E. La chiesa di Roma prima e dopo Costantino: Da Vittore (189-199) a Liberio (352-366) // Enciclopedia Constantiniana. R., 2013. Vol. 1. P. 795-814.
А. Н. Крюкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)