ЛЯМИН
Том XLII, С. 205-206
опубликовано: 15 октября 2020г.

ЛЯМИН

И. С. Лямин. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в.И. С. Лямин. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. Иван Семенович (31.05. 1899, Москва - 25.08.1944, Париж), рус. пианист и композитор, автор духовно-муз. сочинений. Происходил из известного с кон. XVIII в. богатого купеческого рода, представители к-рого активно занимались общественной деятельностью и благотворительностью, строили правосл. храмы. Л. был назван в честь своего деда И. А. Лямина (1822-1894), гласного Московской городской думы и московского городского головы (1871-1873), к-рый более 35 лет был старостой московской ц. свт. Николая в Пыжах, на свои средства построил (вместе с братом жены Д. С. Лепёшкиным) деревянную ц. свт. Тихона Задонского на Ширяевом поле в Сокольниках (1863), а в Яхроме для рабочих и служащих учрежденного им Товарищества Покровской мануфактуры - ц. Св. Троицы (1892-1895), также жертвовал деньги на строительство церквей в др. губерниях и на открытие церковноприходских школ в Замоскворечье. В 1863 г. по благословению митр. Филарета (Дроздова) он организовал один из первых духовных концертов в Москве в Мещанском уч-ще - с участием Чудовского и Синодального хоров под упр. Ф. А. Багрецова. На средства его вдовы Е. С. Ляминой, бабки Л., были построены ц. Иверской иконы Божией Матери для Иверской общины сестер милосердия в Москве (1896-1901; ее сын С. И. Лямин, отец Л., будучи инженером, руководил строительством) и ц. св. прав. Елисаветы при уездной тюрьме в Дмитрове (1898). Отец Л. построил колокольню для церкви в Яхроме, а мать Л., Е. Г. Лямина (урожд. Полуэктова, из дворян), после смерти мужа завершила задуманное им устройство нового отопления для этого храма.

Л. потерял отца в 12 лет, воспитывался матерью. С детства проявил способности и интерес к музыке, учился у известного пианиста Д. С. Шора. Будучи юношей, организовал церковные хоры в имениях сестер матери С. Г. Полуэктовой и А. Г. Тимашевой-Беринг (с 1917 мон. Алексия, в 1919-1923 игумения Введенского жен. мон-ря в Орле). В 1919 г. семья Л. переехала из Москвы в Киев, где он начал учиться в консерватории в классе Б. Л. Яворского (композиция). К 1920 г. относится 1-й опыт Л. в области духовной музыки: после смерти от тифа младшего брата он пишет песнопение «Господи сил, с нами буди» и посвящает его матери. В 1921 г. семья эмигрировала во Францию, где Л. с отличием окончил Парижскую национальную консерваторию по классу композиции у Ж. Коссада. В 1922 г. женился на подруге своей юности З. Е. Колпаковой, к-рой удалось выехать из России в Париж по благословению еп. Орловского Серафима (Остроумова), передавшего через нее свою келейную икону прп. Серафима Саровского для митр. Евлогия (Георгиевского). Вскоре у них родилось двое детей, и Л. должен был зарабатывать на жизнь, играя на фортепиано, преимущественно джазовую музыку. В 1926 г. он организовал джаз-оркестр, с которым выступал в Париже и в курортных городах Франции и Швейцарии; также выполнял на заказ оркестровки, занимался музыкальным оформлением спектаклей созданного группой парижских артистов «Театра миниатюр» (1944). Однако Л. чувствовал несоответствие этой работы своему призванию и редкие свободные часы старался уделять композиции: в частности, написал симфоническую музыку для фильма о древних соборах Франции (Les cathédrales de France; в 1934 фильм получил премию на Венецианском кинофестивале), романсы, фортепианные и камерные произведения для детей, духовные произведения. В 1930 г. он написал для кинофильма о венчании и погребении в рус. православной традиции Трисвятое и Прокимен на венчании. В марте 1939 г., находясь в Каннах, Л. переработал раннее песнопение «Господи сил...».

С началом второй мировой войны Л. стал прихожанином парижской ц. в честь иконы «Всех скорбящих Радость» (Московская Патриархия), где познакомился с богословом В. Н. Лосским, с врачом А. Б. Блумом (в то время тайно принял монашеские обеты, в 1943 пострижен в мантию с именем Антоний, впосл. митрополит Сурожский), с иконописцем Л. А. Успенским, со свящ. М. А. Бельским, с поэтом, лит. критиком и певцом А. А. Туринцевым (впосл. протоиерей), с церковным композитором и регентом М. Е. Ковалевским. Общение в такой среде побудило Л. приступить к созданию цикла песнопений литургии, замысел к-рого появился у него еще в 1937 г. Между 1939 и 1941 гг. он написал «Благослови, душе моя, Господа», «Во Царствии Твоем» и Херувимскую. В стиле Л. исследователи усматривают влияние Нового направления и муз. импрессионизма. Л. погиб во время освобождения Парижа от случайной пули, попавшей в окно его комнаты. Похоронен на кладбище Баньё под Парижем.

В нач. 80-х гг. ХХ в. в Париже было учреждено Музыкальное об-во Лямина, целью к-рого является распространение сочинений композитора. В 1986 г. была выпущена грампластинка с произведениями Л. (4 правосл. песнопения, романсы, сюита для 2 фортепиано и камерная музыка для детей).

Муз. соч.: Духовные произведения для хора a cappella / Вступ. ст.: М. П. Рахманова, И. И. Лямин. М., 2005.
Лит.: Ковалевский М. Е. Композитор Лямин (к 80-летию со дня рожд.) // Рус. мысль. 1979. 24 июня. С. 14; Liamine J., Rivier J., Kovalevsky M. In memoriam le compositeur J. Liamine // Contacts. 1980. Vol. 32. N 112; Лишке А. О музыке И. Лямина: К выходу первой пластинки с произведениями композитора // Рус. мысль. 1986. 7 марта; Lossky N. Jean Liamin (1899-1944), le musicien orthodoxe // Contacts. 1987. Vol. 140. N 322; Рус. зарубежье: Хроника науч., культурной и обществ. жизни: Франция, 1940-1975. М., 2000. Т. 1(5). С. 57.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ деятели русской музыкальной культуры
  • АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
  • АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851), рус. композитор
  • АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог