МАЗДАКИЗМ
Том XLII, С. 305-307
опубликовано: 6 ноября 2020г.

МАЗДАКИЗМ

Содержание

религиозно-философское учение, возникшее в Персии (на территории совр. Ирана) на рубеже V и VI вв. Эпоним от имени зороастрийского жреца (мобеда) Маздака, сына Бамдада, объявившего себя пророком, и требовавшего не только «очищения» зороастрийской церкви, но и установления нового справедливого общественного устройства. Предыстория М. связана с деятельностью мобеда (возможно, главного мобеда Фасы (в Фарсе) Зардушта Хоррагана), к-рый предложил новую интерпретацию Авесты, свода священных зороастрийских текстов. С его т. зр., несмотря на существование верховного бога, творение мира и его судьба находятся во власти 2 демиургов, насаждающих добро или зло. Обе эти силы представлены и в человеке, душа к-рого имеет божественное происхождение и стремится к соединению с высшим миром, что достигается путем следования искупительному знанию, к-рым обладают избранные учителя. Избранные сменяют друг друга (при этом каждый последующий является реинкарнацией предыдущего), а полученные ими откровения составляют неразрывную цепь священного знания. Душа человека, проходя через последовательность реинкарнаций, в этом мире получает воздаяние за содеянное - вознаграждение или наказание, постепенно очищаясь от дурного и готовясь войти в высший мир. Шафиитский богослов XI-XII вв. аш-Шахрастани сообщает о том, что мобед Зардушт проповедовал мир, справедливость, братскую любовь и выступал против того, чтобы не только материальные ценности, но и отношения с женщинами были доступны лишь немногим состоятельным людям; в отказе от эгоистичных желаний он видел путь к освобождению души от всего дурного. Нек-рые исследователи полагают, что Зардушт опирался на гностическое учение некоего Бундоса, проповедовавшего сначала в Риме, а затем в Персии. Возможно, буд. шаханшах Кавад I (488-496; 499-531) стал его последователем, что объясняет благосклонное отношение к Маздаку, когда тот появился при персид. дворе в качестве жреца-комментатора Авесты. Исследователи также указывают на текст Авесты, к-рый мог послужить основой для распространения идей социального равенства среди зороастрийцев: «Когда сюда придут мужи-единоверцы, братья ли, товарищи ли, денег прося или прося девушку, или прося премудрости, то, если денег прося придут,- следует сюда принести денег, если девушку прося придут,- следует отдать девушку [замуж]» (Авеста. Видевдат 4. 44 / Пер.: В. Ю. Крюкова). Обращение последователей Зардушта и Маздака к авестийскому тексту и предлагавшийся ими новый эзотерический комментарий («Занд», см. ст. Зенд) к священному писанию дали иран. название движению и самим адептам - «зандики» (араб. «зиндики»). Комментатором Авесты называет Маздака и араб. историк и географ аль-Масуди. Хотя сам термин «зиндик» применялся арабами и по отношению к манихеям и в Авесте (кн. Видевдат) встречаются следы религ. полемики с манихейством, М., за редким исключением, не воспринимался ни современниками, ни более поздними авторами как одно из направлений манихейства.

История М.

Жизнеописание Маздака излагается Фирдоуси в Шахнаме. Повествование начинается с того, что Кавад приближает к себе Маздака, «мужа блистательного по красноречию и уму», и делает его дастуром и казначеем. В период засухи Маздак в аллегорической форме повествует о способе избавления народа от голода и, подготовив т. о. шаханшаха, открывает шахские зернохранилища для народа. После проповеди-объяснения Маздака Кавад полностью принимает учение М. Пророк заявляет, что причиной умаления чистой веры в стране стали «жена да казна» и что, если эти блага станут доступны всем, будут изжиты 5 «дурных обычаев»: гнев, зависть, мстительность, нужда, алчность. Преодолевший «пять этих демонов» увидит путь «властелина миров». Заручившись благосклонностью шаха, пророк продолжал проповедовать социальное равенство («природа богатых и бедных одна»), необходимость равного распределения имущества, общность жен. Властелин миров (Высший правитель) послал на землю средства существования, общие для всех людей, с тем, чтобы те разделили их между собой в равных долях. Но люди отошли от исполнения воли Бога и стали эгоистично захватывать в личное пользование имущество и присваивать женщин. Те, кто поступили таким неподобающим образом, должны отказаться от приобретенного ими сверх данной меры и раздать свое имущество и жен обделенным. Вставшие на путь исправления будут вознаграждены Властелином за то, что почтили его исполнением изначального замысла.

Старший сын Кавада, Кавус, сразу принял учение М., а младший и любимый сын шаханшаха Хосров (Кесра) обещал дать ответ через 5 месяцев. Во время диспута между Маздаком и Хосровом последний приводит ряд аргументов, объяснявших его неприятие М. Приняв веру Маздака, невозможно будет определить отцовство, а значит, неясно, как можно справедливо разделить наследство; когда исчезнут различия между высшими и низшими, то станет непонятно, кто должен работать, а кто править, и т. п. Шаханшах Кавад I принял сторону младшего сына, а Маздака и его сторонников отдал на суд Хосрову. Последний повелел закопать маздакитов в саду, подобно деревьям, по пояс, но вниз головой, чтобы Маздак мог увидеть «всходы» семян той религии, к-рую он посеял. А самого пророка Хосров приказал подвесить за ноги вниз головой и использовать как мишень для стрел. Кавад покаялся в следовании религии Маздака, возвратился на путь традиционного зороастризма и впосл. сделал Хосрова наследником.

Рассказ Фирдоуси, несмотря на поэтическую форму, остается одним из важных свидетельств о деятельности Маздака, т. к. собственно маздакитских источников не сохранилось, а остальные носят полемический антимаздакитский характер. Сохранились и др. версии противостояния Маздака и Хосрова. По одной из них, однажды в присутствии Кавада и Хосрова Маздак возжелал мать Хосрова, и Кавад не стал ему отказывать. Лишь когда Хосров склонился перед Маздаком и поцеловал носок его башмака, тот отказался от своего намерения. Реальный конфликт был скорее всего связан с проблемой наследования престола: Хосров был любимым, но младшим сыном Кавада, и трон должен был достаться не ему, а старшему брату Кавусу. Именно его поддержали маздакиты, но за недальновидность им пришлось расплатиться.

По мнению ряда исследователей, представляется маловероятной возможность полного воплощения идей социального равенства и общности жен, тем более при поддержке шаханшаха. Однако были достигнуты успехи в ограничении власти и сокращении привилегий для высших слоев общества и увеличении помощи бедным. По некоторым данным, в IX в. по приказу Маздака по всей стране закрывали зороастрийские храмы и были оставлены лишь 3 главных. Это может свидетельствовать (если соответствует действительности) как о реформе зороастрийской церкви, так и о сокращении количества жрецов - зороастрийская клерикальная система требовала строгого соответствия статуса храма количеству служителей в нем.

Тем не менее при недостаточном числе прямых иранских источников и при возможности ознакомиться с деятельностью Маздака только через тексты недоброжелателей, мы можем судить о результатах его проповеди по тем мерам, к-рые принял ради их искоренения шаханшах Хосров I. Так, ат-Табари сообщает, что после казни Маздака и его виднейших сподвижников Хосров конфисковал их имущество и раздал его бедным; вернул законным владельцам отнятую у них собственность и казнил многих из тех, кто ею завладели; заставил заплатить тех, кто нанесли ущерб чужой собственности; постановил, что дети, отец к-рых неизвестен, должны принадлежать той семье, в которой они живут; что человек, насильно взявший женщину, должен выплатить ей махр (араб.- имущество, выделяемое жене и остающееся у нее после развода), после чего женщина может решить, оставаться ли ей с ним или выйти замуж за другого, если у нее имеется законный муж, она должна вернуться к нему. Также Хосров I взял под опеку детей из благородных семей, оставшихся без родственников; выдавал замуж девушек, выплачивая приданое из созданных им общественных фондов, за равных им в сословном отношении женихов; находил невест для юношей из благородных семей. Т. о., Хосров I Ануширван начал правление с устранения хаоса и восстановления порядка, одновременно приобретя поддержку аристократии, пострадавшей при Маздаке. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что Хосровом были приняты меры под влиянием идей справедливости, характерных для М.

Учение М.

предполагает, что Свет и Тьма являются, с одной стороны, 2 способами бытия, с другой - принципами, к-рые существовали до сотворения мира. Свет действует по своей воле и наделен знанием и пониманием, в то время как деятельность Тьмы слепа и беспорядочна. Смешение Света и Тьмы происходит произвольно, как произвольным будет и их разделение в конце мира. Существует 3 элемента - Вода, Огонь и Земля, от смешения к-рых возникли 2 ведущие силы -Управляющий Добром и Управляющий Злом. Они не эквивалентны 2 принципам, и, поскольку производят элементы добра либо зла, скорее могут рассматриваться как демиурги.

Описывая «объект поклонения» и маздакитскую иерархию, аш-Шахрастани для облегчения понимания сравнивает «объект поклонения» - Властелина миров (Высшего правителя) - с Хосровом (имя сасанидских шаханшахов мусульманскими авторами употреблялось в качестве замены титула верховного правителя). Ему предстоят 4 силы: распознавание, понимание, память и радость. Они сравнимы с 4 высшими сановниками при сасанидском дворе - верховным жрецом (мобедан мобедом), великим наставником (главным хербедом), командующим армией (сепахбедом) и придворным музыкантом. Четыре силы правят миром с помощью 7 министров (вазиров). Первый из них - командующий, 2-й - начальник, 3-й, возможно,- посланник, 4-й - эксперт, 5-й - дастур, 6-й - паж, название 7-го до сих пор не расшифровано. Министры действуют («вращаются») среди 12 духовных созданий, к-рые соответствуют 12 знакам зодиака. Аш-Шахрастани объяснил, что Властелин миров правит посредством букв, которые составляют его имя. Человек, к-рый сможет понять значение этих букв, получит ключ к раскрытию Великой тайны, а лишенные этого дара останутся пребывать в слепоте, неведении, пренебрежении и глупости. Нек-рые исследователи полагали, что под буквами скрываются их цифровые значения, правда, неясно, какой именно алфавит имеется в виду. Во всяком случае можно судить о том, что для изложения маздакитской божественной иерархии использовалась астрология, под 7 министрами следует понимать 7 планет, притом что 12 знаков зодиака представляют низший слой этой иерархии.

Исследователи выделяют несколько особенностей маздакитской космогонии. Первая из них - дуализм, присущий как зороастризму, так и манихейству, где главными принципами служат Свет и Тьма, творят мир 2 демиурга, действующие от имени Добра или Зла. Вторая особенность состоит в толковании созданного мира, в к-ром Властелин миров действует последовательно через 4, 7 и 12 созданий. Возможно, эта иерархическая схема была создана на основе зороастрийского понимания астрономии, включавшего представление о 4 главах небес, 7 планетах и 12 знаках зодиака. С др. стороны, 4, 7, 12 принадлежат к зороастрийским сакральным числам и широко используются в зороастрийской символике. Так, известно, что в совр. текстах М. и в более поздних зороастрийских обычно упоминаются 4 (вместо 6) божественные сущности Амахраспанда. В целом религиозно-философская система М. носила синкретический характер, представляя собой смесь из элементов зороастризма, манихейства, гностических идей и т. д.

Несмотря на жестокие меры, принятые Хосровом I для искоренения М., сторонники этого движения довольно долго существовали в подполье. Источники представляют списки иран. городов, где маздакиты составляли заметную часть населения. После падения Сасанидской империи и распространения на территории Ирана ислама влияние маздакитских идей стало просматриваться в учениях нек-рых радикальных шиитских сект (араб.- гулат). Среди них можно назвать веру в воплощение Аллаха (Властелина миров) в пророках и имамах, веру в реинкарнацию и «возвращение» имама, обращение к «тайному» смыслу Корана. Перечисляя бытующие в разных городах обозначения приверженцев этих идей, аш-Шахрастани указывал для Исфахана название Хуррамийа, а для Рея - Маздакийа (бо́льшая часть хуррамитов представляла собой крестьян, в то время как те, кто принадлежали к Маздакийа, были в основном горожанами). Др. источники, напр. Ибн ан-Надим, аль-Багдади и Ибн Хазм, сообщали о 2 видах хуррамитов, более ранний из к-рых был представлен изначально зороастрийцами, реформировавшими свою религию под началом Маздака. Второй вид, возникший после прихода ислама, своим основателем признавал Бабака аль-Хуррами. Безусловно можно говорить о преемственности, существовавшей между 2 движениями, одно из к-рых было зороастрийским, а другое - мусульманским. Нек-рые исследователи называют хуррамитов неомаздакитами. Аль-Макдиси, написавший свой труд в 966 г., сообщил довольно много сведений о хуррамитах. Он назвал их зороастрийцами, скрывающимися под маской ислама. В т. ч. он отмечал, что хуррамиты разделились на множество сект, но всех их объединяла вера в «возвращение». Они верили в смену имен и тел, в то, что пророки, независимо от того, какую религию они представляют, являются не чем иным, как чистым духом, и откровение через них никогда не будет прервано. Они находили вдохновение в вине, а некоторые из них придерживались свободной любви. Основу их доктрины составляла вера в Свет и Тьму, причем Свет они понимали как главный принцип мироустройства, тогда как Тьму считали результатом частичного искажения Света. После завоевания Персии монголами движение хуррамитов исчезло.

Ист.: Авеста. Видевдат. Фрагард тринадцатый / Вступ., пер. с авест. и коммент.: В. Ю. Крюкова // Восток. М., 1994. № 2. С. 151-157; Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. разд.: И. В. Рак. СПб., 1997.
Лит.: Sundermann W. Mazdak und die mazdakitischen Volksaufstände // Das Altertum. B., 1977. Bd. 23. S. 245-249; idem. Cosmogony and Cosmology. IV. In the Mazdakite Religion // EncIran [Электр. ресурс]; Shaki M. The Social Doctrine of Mazdak in the Light of Middle Persian Evidence // Archiv Orientální. Praha, 1978. Vol. 46. P. 289-306; idem. The Cosmogonical and Cosmological Teachings of Mazdak // Papers in Honour of Prof. M. Boyce. Leiden, 1985. Vol. 2. P. 527-543. (Acta Iranica; 25); Yarshater E. Mazdakism // The Cambridge History of Iran. Camb., 1983. Vol. 3. Pt. 2. P. 991-1024; Crone P. Kava d's Heresy and Mazdak's Revolt // Iran. L., 1991. Vol. 29. P. 21-42; eadem. Zoroastrian Communism // Comparative Studies in Society and History. L.; N. Y., 1994. Vol. 36. N 3. P. 447-462; eadem. Korramis // EncIran [Электр. ресурс].
В. Ю. Крюкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВОЗНЕСЕНИЕ один из способов достижения духовного мира (небес) или описание этого процесса
  • ДАО одно из важнейших понятий кит. культуры
  • «ДАО ДЭ ЦЗИН» [кит. Канон дао и дэ], основной канонический текст даосизма
  • ДАОСИЗМ философско-религ. течение в традиц. Китае