[Санскр. - иллюзия, магия, чудеса, волшебство, колдовство; видимость, становление, проявление, искусство, творчество], инд. религиозно-философское понятие, связанное с восприятием бытия, времени и способа существования явленного мира. Этимология вероятнее всего связана с корнем ma (мерить, измерять). По другим, менее достоверным версиям, понятие происходит от man (размышлять, думать), (сбивать с толку, вводить в заблуждение), ( исчезать, теряться), (мать); распространено также неверное объяснение понятия как «то, чего нет» ( ).
В текстах Вед, а также в Авесте М. обозначает способность божественных и демонических существ, прежде всего дэвов и асуров, создавать иллюзии, наводить колдовские чары ( ); в др. контексте может употребляться как «знаток магии» ( ), «применение магии» ( , ) (Бхагавад гита. 7. 25). В Ригведе (10. 177. 1 - 10. 177. 3) встречаются представления о колдовских чарах ( ) и умении распознавать иллюзорное начало ( - ) в связи с противостоянием сил, наделенных разумом (и связанных с культом солнца как источником творческой силы), и знатоков магии, а также с умением асуров наводить чары. С М. связана индраджала (магическая сила Индры, создающая своеобразную «сеть» и побеждающая демона Вритру), а также космическая сила и особые возможности Варуны. В Атхарваведе царственная Вирадж наделяет всех существ (богов, демонов и людей) знаниями и навыками; асуры называют ее М., она почитается как творческая сила (VIII 10. 22).
Все, что создается посредством М., является временным, стремится к исчезновению. Сама М., начало времени и всех видимых объектов, понимается как процесс «разворачивания» Вселенной - постепенное проявление вещей и существ, связанное с феноменом чуда и сходное со сном ( ), с божественной игрой ( ), с театральным представлением ( ). М. порождает состояние moha ( ) - затуманенность разума и веру в иллюзорные явления как в постоянные.
В упанишадах и в ранней инд. философии (в ранней веданте у Гаудапады, а также в традиции санкхья) М. ассоциируется с пракрити (порождающим жен. материальным началом) и противопоставляется пуруше или атману (духовному муж. осознающему началу). Созданные посредством М. существа и предметы понимаются как реальные, но непостоянные, их бытие имеет начало и конец.
Понятие М., а также представление об иллюзорности феноменального мира интерпретируются в философских школах по-разному и зависят от их онтологии и гносеологии. Необходимость постижения материального мира (входящего в категории пракрити, прадхана) выражена в мимансе, санкхье, вайшешике, ньяе. В йоге М.- область применения трансформирующих способностей. В веданте М. понимается в большей степени как эмпирическая реальность, во многом сходная по природе со сновидениями, как субъективное восприятие мира, завеса, закрывающая истину (Брахман). М.- то, чем ограничен Абсолют, то, благодаря чему он становится Брахманом, наделенным определенными качествами. В адвайте-веданте Шанкары (известной также как ma ya va da - доктрина иллюзии) мир не создается и не рождается, но проявляется посредством действия М. Одновременно М. понимается как необходимое условие и форма существования мира, а также как тьма, невежество, грязь, освобождение от которых ведет к обретению истины.
В буддизме махаяны развито представление о М. (тибет. ) как о вселенской иллюзии, создающей видимые образы и закрывающей фундаментальную пустотность бытия (шуньяту). Нимитта в мадхьямаке - понятие, близкое к М. В махаяне М.- одна из форм гносеологических препятствий (клеша); ее преодоление - существенная часть духовных практик на пути к пробуждению. Различаются аффективные и неаффективные стадии привязанности. Выделяются 8 форм М. как иллюзорности бытия: магические действия, сновидения, химеры, радуга, освещение, отражение луны в воде, мираж и град небесных музыкантов. Личность человека также описана как иллюзорное единство множества единичных состояний, впечатлений, умозаключений. Постижение иллюзорной природы мира и освобождение, преодоление зависимости от М.- важная составляющая духовного опыта большинства инд. религ. практик. При этом отношение к самой М. и ее интерпретация различаются: она предстает и как препятствие, «завеса», скрывающая истину, источник страдания и невежества ( , - ложные высказывания, хитрость, манипуляция), и как возможность, способствующая духовному развитию, исток блаженства ( ), синоним мудрости (в ряде тантр). Постижение иллюзорности бытия в буддизме не цель, а путь. В тантрическом буддизме существует понятие иллюзорного тела ( ), состоящего из праны, доступное для восприятия только йогинам.
В буддизме тхеравады речь не идет о М. как об иллюзорности бытия, что, в свою очередь утверждается в традиции виджнянавада (йогачара) и, в частности, в практике дзогчен, сравнивающей весь воспринимаемый органами чувств мир с большим сновидением. Кашмирский шиваизм объясняет способ действия и смысл М., сравнивая ее с плевелом (канчука), покрывающим семя - истину (таттва). Так, вечный Брахман оказывается ограничен временем (кала), пространством (дик), иллюзией индивидуальности, жаждой (рага), судьбой (нияти) и неполнотой человеческого познания (виджня). В джайнизме М. понимается как колдовство, несущее ложь, наряду с гневом (кродха), гордыней (мана), жадностью (лобха) и считается одной из кашайя - ложных страстей. М. может обозначать и ложную веру, заблуждение (митхьятва) и жажду славы и мирские удовольствия (нидана) и быть препятствием на пути правильного понимания учения и веры. В разных традициях бхакти М. воспринимается как форма божественной игры, к-рую не следует избегать или исключать, но, участвуя в ней, нужно понимать ее иллюзорность. В текстах, включенных в Ади Грантх, говорится о теле человека как о кукле-марионетке М. и о необходимости преодоления затуманенного сознания, к-рое в противном случае может породить различные виды зла, прежде всего эгоизм.
Владение М.- одно из важнейших атрибутов богов индуизма, и прежде всего Вишну, один из эпитетов к-рого - «владыка магии / иллюзии ( )». Согласно одной из интерпретаций, весь переживаемый нами реальный мир представляет собой сновидение бога Вишну, спящего на змее Шеше во вселенском океане. В пуранах (Бхагавата пурана и др.) содержатся истории, в которых Вишну демонстрирует свои чудесные способности. Так, когда мудрец Маркандея попросил у Вишну объяснить ему сущность М., тот явился перед ним в облике младенца, лежащего на листе баньяна. Маркандея наклонился к нему, и тут же младенец его проглотил; находясь в животе ребенка, мудрец увидел множество миров с их богами, а также и свою хижину отшельника в пространстве Вселенной. Затем младенец его изрыгнул, и Маркандея попытался его обнять, но внезапно видение исчезло, и он обнаружил себя сидящим в своей хижине. Мудреца Нараду, попросившего Вишну пояснить ему природу М., тот отправил за водой к ближнему пруду. По дороге Нарада встретил прекрасную девушку, влюбился в нее и женился, у них родились дети, затем внуки и правнуки. Потом настал черед несчастий: их дом сгорел, дети погибли, и, наконец, оставшийся в живых единственный праправнук Нарады упал в пруд и начал тонуть. Мудрец кинулся его спасать, опустил руки в воду и вдруг осознал, что он опустил кувшин в пруд, чтобы достать воды по просьбе бога Вишну, к-рого он, обернувшись, увидел стоящим за своей спиной. Известен сюжет о том, как Вишну с помощью своих чар принял облик прекрасной девушки (мохини), соблазнившей асуров, и т. о. отнял у них сосуд с амритой - нектаром бессмертия. Превращение Вишну в мохини встречается и в истории происхождения бога Айяппы.
М.- одно из имен богини, и прежде всего связано с Лакшми, богиней процветания, удачи, счастья и супругой Вишну. М. владеет и Кришна, к-рого называют «властитель майи (m yon)»; М.- одна из тем его проповеди в Бхагавад-гите. О М. говорится и в связи с образом богини Дурги, созданной богами для победы над демоном Махишасурой. М. в древних и совр. инд. языках - одно из жен. имен (означает «сводящая с ума, завораживающая»), в частности, это имя матери царевича Сиддхартхи Гаутамы.