(† 1189), еп. (архиеп.?) Белгородский (не позднее 1187-1189). Сведения о времени поставления М. во епископа Белгородского (Белгорода на р. Ирпень, совр. с. Белогородка Киевской обл., Украина), а также о том, какой именно митрополит Киевский возглавил его хиротонию, за недостатком данных неизвестны. Предыдущий архиерей на этой кафедре, Феодор, упоминается в 1147-1148 гг.
Впервые М. указан в киевском летописании под 1188 г., когда 30 июня в присутствии 20 князей венчал кн. Ростислава Рюриковича с 8-летней Верхуславой (Анастасией), дочерью св. блгв. кн. Владимирского Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо.
Белгородские архиереи, возглавлявшие кафедру, находившуюся в непосредственной близости от Киева, по общепризнанному мнению, изначально выполняли функцию викариев Киевских митрополитов, заменяя их во время поездок последних по Руси или в К-поль, а также были предстоятелями Русской Православной Церкви в периоды вакантности митрополичьего престола (см. Белгородская епархия Киевской митрополии). На время, предшествующее 1-му упоминанию М., приходится период, когда Киевские митрополиты долго не упоминались в источниках (1171/74-1183); не исключено, что в этот промежуток времени митрополичья кафедра была вакантна и местоблюстителем должен был быть Белгородский архиерей, т. е., возможно, именно М.
По гипотезе А. В. Назаренко, с сер. 60-х гг. XII в. за Белгородскими архиереями (а также за Новгородскими) закрепляется титул архиепископа. Ученый основывает свой вывод на получении в указанное время этого титула Ростовскими и Новгородскими владыками, что обусловливало необходимость дарования не меньшего статуса Белгородской кафедре; кроме того, «русский архиепископ Петр», участвовавший в Лионском I Соборе 1245 г., определяется после привлечения новых данных как Белгородский архиерей (Назаренко. 2015). В таком случае одним из первых носителей (если не первым) архиепископского титула в Белгороде был М.
Не исключено также, если допустить многолетнее пребывание М. на кафедре, что именно М. вместе со свт. Иоанном (Илией) Новгородским составил небольшое по объему каноническое разъяснение («Илья, архиепискуп новгородьскыи, исправил с белогородьскымь епископомь») в отношении 2 особенных случаев при совершении Евхаристии: если священник или диакон забыл налить вино или воду в потир или если мышь начнет во время совершения таинства грызть агнца (ПДРКП. Стб. 75-78. № 4). Первым анонимного Белгородского епископа с М. отождествил К. Ф. Калайдович (Памятники рос. словесности XII в., изд. с объяснением, вариантами и образцами почерков. М., 1821. С. 221), гипотезу к-рого поддержал С. И. Смирнов (Смирнов С. И. Материалы для истории древнерус. покаянной дисциплины: Тексты и заметки. М., 1912. С. 340, 367-369). По мнению А. В. Поппе, сочинение было составлено «после смерти митр. Иоанна IV в 1166 г., когда впервые практически возник вопрос о местоблюстительстве до прибытия нового митрополита» (Поппе А. В. Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237. СПб., 19962. С. 458; ср.: Творогов. 1987. С. 208); Назаренко считает, что это могло произойти и летом 1169 г. (Назаренко. 2015. С. 73-74). Вероятно, каноническое исправление было сделано на Соборе в Киеве, о к-ром имеется позднейшее свидетельство в Житии свт. Иоанна (Илии) XV в. (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. С. 329).
Смирнов атрибутировал М. первые 4 статьи епитимийного содержания в обнаруженном им в 2 сборниках (принадлежавших Н. П. Никифорову, нач. XVI в., и ГИМ. Увар. № 559, XVI-XVII вв.) каноническом памятнике «Апостольских заповедей правила святых отец» (нач.: «Максим рече: аще кто согрешит...»), к-рые назвал «Устав Максима». Кроме того, исследователь считал М. возможным автором домонг. рус. соч. «Святого Григория Богослова поучение попом», отрывок из которого в одной из рукописей (РГАДА. МГАМИД. № 478/958, XVI в.) озаглавлен «Максимово» (Смирнов С. И. Материалы для истории древнерус. покаянной дисциплины. М., 1912. С. 51-54, 332-341; см. также Григорий Философ). А. А. Турилов обосновал вопреки мнению Смирнова зависимость «Правила с именем Максима» от текстов в составе Кормчей книги, атрибутируемых св. Максиму Исповеднику (Турилов А. А. Ответы Георгия, митр. Киевского, на вопросы игум. Германа - древнейшее рус. «вопрошание» // Славяне и их соседи. М., 2004. Вып. 11: Слав. мир между Римом и К-полем. С. 230-231. Примеч. 23).