МАКСИМ
Том XLIII, С. 22-23
опубликовано: 10 января 2021г.

МАКСИМ

Максим (Жижиленко), еп. Серпуховской. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в.Максим (Жижиленко), еп. Серпуховской. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. (Жижиленко Михаил Александрович, 2.03.1885, г. Калиш (ныне Польша) - 4.06.1931, Москва), иосифлянский (см. Иосифлянство) епископ Серпуховский, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) . Род. в семье прокурора Калишского окружного суда. Окончил 7 классов Калишской гимназии. В 1906 г. после смерти родителей переехал в С.-Петербург к старшему брату Александру (впосл. А. А. Жижиленко стал известным ученым-юристом, выступал одним из защитников на Петроградском процессе 1922 г. по делу Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) и др.). В С.-Петербурге М. А. Жижиленко окончил 8-й класс гимназии. В 1907 г. поступил на медицинский фак-т Московского ун-та. В нач. 1910 г., будучи студентом, женился, но через полгода жена умерла из-за осложнений во время беременности (оба супруга, положившись на волю Божию, ни при каких условиях не захотели искусственно прерывать беременность, хотя и знали о грозившей опасности). Как он позднее вспоминал в своих показаниях на следствии: «После смерти моей жены в 1910 г. меня все время влекло уйти от мирской жизни в монашество, но прежнее состояние монастырской жизни меня не устраивало. Меня влекло на Афон, в Грецию, но туда мне попасть не удавалось». По рассказам родных, с того времени он стал очень религиозным человеком, необыкновенно добрым, отзывчивым к чужому горю, много помогал бедным.

В 1911 г. М. А. Жижиленко окончил Московский ун-т, работал врачом-психиатром в Москве в Сокольниках, а в 1912-1914 гг.- врачом в больнице Мин-ва путей сообщения в г. Благовещенске Амурской обл. В 1914 г., после начала первой мировой войны, призван на службу полковым врачом. Служил в кубанских казачьих частях на Юго-Западном фронте, едва не умер от тифа, к-рым заразился, оказывая помощь пленным австро-венг. солдатам. Оставался военным врачом до демобилизации в янв. 1918 г. Короткое время читал лекции по психиатрии в одном из провинциальных ун-тов, затем до апр. 1919 г. был помощником главного врача в Батруйском госпитале в Москве. В мае 1919 г. мобилизован в Красную Армию, назначен главным врачом госпиталя в г. Козлове Тамбовской губ. В 1920-1921 гг. служил главным врачом Нижегородского военного лазарета, затем, после демобилизации и возвращения в Москву,- врачом в Наркомате путей сообщения. 1 янв. 1922 г. принят на должность главного врача Таганской тюремной больницы, где служил до кон. 1928 г. Работая в тюрьме, всемерно заботился о смягчении участи заключенных, на помощь которым тратил все свое жалованье; вел аскетический образ жизни. Пользовался большой известностью в Москве; часто его уважительно называли таганским старцем.

В нач. 20-х гг. XX в. М. А. Жижиленко познакомился с патриархом Московским и всея России свт. Тихоном, их отношения со временем переросли в дружеские. Имеются сведения, что свт. Тихон дал ему благословение на тайное монашество, а в случае, если в ближайшем будущем в жизни Русской Церкви настанут особенно тяжкие времена,- и на архиерейское служение. Хорошо знал М. А. Жижиленко и патриарший местоблюститель митр. сщмч. Петр (Полянский). В лит-ре встречаются ошибочные указания на то, что в в 1924 г. М. был хиротонисан во епископа Овручского и в 1924-1925 гг. временно управлял Житомирской епархией (Акты свт. Тихона. С. 872, 979). Однако эти утверждения опровергаются данными архивных документов. В то время М. А. Жижиленко по-прежнему жил в Москве и служил тюремным врачом. Неоднократно ездил в г. Сергиев (ныне Сергиев Посад) к старцу иеросхим. прп. Алексию (Соловьёву).

Духовным наставником М. А. Жижиленко стал известный проповедник и духовный писатель прот. В. П. Свенцицкий, настоятель храма во имя свт. Николая «Большой Крест» на Ильинке. После издания заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси) «Декларации» 1927 г. прот. В. Свенцицкий разорвал общение с митр. Сергием и присоединился к руководителю иосифлян Гдовскому еп. Димитрию (Любимову). Вместе с прот. В. Свенцицким из подчинения заместителю патриаршего местоблюстителя вышел и М. А. Жижиленко. По его собственным показаниям, данным на следствии, прот. В. Свенцицкий «меня убеждал в том, что митр. Сергий, являясь руководителем Православной Церкви, в своих действиях как бы заигрывает с властью, старается Церковь приспособить к земной жизни, но не небесной» (ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-28850. Т. 4. Л. 550-551). На решение примкнуть к иосифлянам повлияли и события в личной жизни М. А. Жижиленко: «...я в 1927 г. был сильно болен и врачами почти что был приговорен к смерти. В марте месяце 1928 г. я решил собороваться и дал обет, что если я поправлюсь, то приму сан священника. После соборования я стал быстро поправляться и, оправившись от болезни, решил посвятиться». По совету прот. В. Свенцицкого М. А. Жижиленко отправился в Ленинград, где 20 мая 1928 г. в соборе Воскресения Христова на Крови был рукоположен еп. Димитрием в диакона, а 21 мая - во иерея. Рукоположения были тайными: став священником, М. А. Жижиленко продолжал служить в Таганской тюрьме.

Одним из главных центров иосифлянского движения в Подмосковье был г. Серпухов, где в нач. 1928 г. иосифлянскими стали общины 12 храмов. Однако назначенный митр. Сергием в мае того же года на викарную Серпуховскую кафедру еп. Мануил (Лемешевский; впосл. митрополит) смог вернуть под свое управление часть храмов города. 14 авг. были арестованы наиболее активные иосифлянские священнослужители Серпухова. Депутация от серпуховского духовенства во главе с прот. Александром Кремышанским прибыла в Ленинград к еп. Димитрию с просьбой назначить им архиерея. Еп. Димитрий дал указание обратиться к М. А. Жижиленко, к-рый принял предложение стать архиереем. В сент. 1928 г. он приехал в Ленинград, где еп. Димитрий через неск. дней тайно постриг его в мантию с именем в честь прп. Максима Исповедника. 12 окт. того же года М. был тайно хиротонисан во епископа Серпуховского. Хиротонию на подворье Александрова Ошевенского мужского монастыря на сев. окраине Ленинграда совершили иосифлянские архиереи еп. Димитрий (Любимов) и Копорский еп. Сергий (Дружинин).

Оставив службу в Таганской тюрьме, М. прибыл в Серпухов. За короткий срок к иосифлянскому движению помимо приходов Серпухова присоединилась часть приходов Звенигорода, Волоколамска, Коломны, Клина, Загорска, Сходни, др. городов и сел Московской обл. М. также временно окормлял иосифлянскую паству в соседней Ярославской епархии: в Рыбинске, Ростове, Переславле-Залесском, Угличе и др. После ареста в марте 1929 г. Козловского еп. Алексия (Буя) М. возглавлял и воронежских иосифлян. Он также окормлял 3 иосифлянских прихода в Москве и имел контакты с укр. иосифлянами: благочинным Криворожского округа прот. Максимом Журавлёвым и благочинным Александрийского округа прот. Антонием Котовичем. Предположительно М. был автором введенной ленинградскими иосифлянами в литургийный чин «Молитвы о святой Церкви», получившей среди верующих название «Молитва относительно большевиков».

24 мая 1929 г. М. был арестован в Серпухове у себя на квартире. Проходил по одному делу с группой серпуховских иосифлянских священнослужителей в рамках проводимой ОГПУ масштабной кампании по борьбе с иосифлянским движением в стране. Обвинялся в том, что являлся руководителем «Серпуховского филиала контрреволюционной церковно-монархической организации «Истинно Православная Церковь»». На допросах давал показания осторожно и умело, так что следственные органы не смогли доказать ничего, кроме факта его тайного монашества во время работы главным врачом Таганской тюрьмы. О своих религ. убеждениях и духовной жизни М. категорически отказался давать показания. 5 июля того же года приговорен особым совещанием Коллегии ОГПУ к 5 годам заключения в ИТЛ за «контрреволюционную пропаганду».

В кон. окт. 1929 г. М. прибыл в 4-е отд-ние Соловецкого лагеря особого назначения. Был назначен врачом санитарной части 1-й роты 4-го отд-ния, пользовался большим авторитетом у заключенных. Совершал тайные службы с епископами Виктором (Островидовым), Иларионом (Бельским) и Нектарием (Трезвинским). 28 окт. 1930 г. постановлением выездной Коллегии ОГПУ срок заключения М. был увеличен на 5 лет, его перевели в Беломоро-Балтийский лагерь. 19 авг. того же года органами ОГПУ в Московской обл. было начато групповое следственное дело «Нелегальная церковно-монархическая организация «Всесоюзный Центр Истинного Православия»». Было решено привлечь к следствию и отбывавшего срок в лагере М. В дек. 1930 г. он был взят под стражу в Беломоро-Балтийском лагере и 27 янв. 1931 г. доставлен в Бутырскую тюрьму Москвы. На допросах отвергал обвинения в контрреволюционной деятельности. Постановлением Коллегии ОГПУ от 18 февр. приговорен к расстрелу. Был казнен и похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы. Место захоронения неизвестно. 1 нояб. 1981 г. канонизирован Архиерейским Собором РПЦЗ.

11 марта 2020 г. решением Синода Русской Православной Церкви имя Максима (Жижиленко) включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Арх.: Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-66773; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-28850, П-51903.
Лит.: Андреев И. М. (псевд., Андреевский). Еп. Максим Серпуховский (Жижиленко) в Соловецком концентрационном лагере // ПрПуть. 1951. С. 61-70; Польский. Т. 2. С. 22; Регельсон Л. Трагедия Рус. Церкви (1917-1945). П., 1977; Трифунович З. В. И. М. Андреевский: Из вклада Зарубежья в рус. возрождение // Рус. возрождение. П., 1978. № 4. С. 217-219; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 304; Акты свт. Тихона. С. 547, 872, 979; Максим, еп. Серпуховский // Вестн. Германской епархии РПЦЗ. 1994. № 2. С. 23-24; № 4. С. 13-14; Резникова И. А. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 161; Цыпин. История РЦ; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...». М., 1998. С. 260; Вятский сушильник // Суздальские ЕВ. 1998. № 4. С. 34; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 290-291; он же. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб., 2006. С. 207-235; Глазков К. В. Новомученик еп. Серпуховский Максим (Жижиленко) // Правосл. жизнь. Джорд., 2001. № 2. С. 1-7; Свенцицкий В., прот. Письма из ссылки // БСб. 2001. № 8. С. 318-319; «Тайный» еп. Серпуховской Максим (Жижиленко): Сподвижники его и сострадальцы: Жизнеописания и док-ты / Сост.: Л. Е. Сикорская. М., 2014.
М. В. Шкаровский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)
  • АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АГАФИЯ († 1918), мц. (пам. 29 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых)