(III в.?), св. (пам. зап. 12 окт.), «апостол Норика», покровитель еп-ства Пассау (Германия). Достоверные сведения о М. не сохранились. Самые ранние упоминания о посвященной ему церкви содержатся в описях владений Зальцбургской кафедры, составленных при еп. св. Виргилии († 784) и архиеп. Арноне (785-821). Согласно «Breves Notitiae» и «Notitia Arnonis», церковь, находившаяся «в месте, именуемом Понгау» (ныне Бишофсхофен, земля Зальцбург, Австрия), была основана в 1-й четв. VIII в. св. Рупертом (Хродбертом), к-рый считается 1-м еп. Зальцбурга. Обстоятельства основания церкви по-разному изложены в обоих текстах, составители к-рых опирались на показания зальцбургских клириков и старожилов. В «Breves Notitiae» сообщается, что епископский серв Тоназан и Леди, серв баварского герц. Теодона II, во время охоты и поисков золотого песка нашли некое место, где на протяжении 3 ночей они видели горящие свечи и ощущали благоухание (в «Notitia Arnonis» эти люди названы местными жителями и братьями, их имена - Тоназан и Урс). Сервы рассказали об этом св. Руперту, к-рый велел пресв. Деонингу проверить их рассказ. Засвидетельствовав чудо, пресвитер установил там крест под сенью. С разрешения герц. Теодона там были построены небольшая ц. во имя М. и «жилища для рабов Божиих». Когда строительство было окончено, герц. Теодеберт передал храм и земли в радиусе 3 миль св. Руперту и насельникам зальцбургского мон-ря св. Петра, служившего епископской резиденцией. Св. Руперт поселил при церкви монахов и клириков и основал небольшой мон-рь - «целлу» (cella sancti Maximiliani). После кончины Руперта «целла» М. была разорена язычниками-славянами, которые изгнали монахов. Воспользовавшись этим обстоятельством, герц. Одилон (736-748) передал «целлу» и принадлежавшие ей земли в качестве бенефиция своему капеллану Урсу. Св. Виргилий, прибывший в Зальцбург ок. 745 г., потребовал вернуть владения епископской кафедре, но столкнулся с сопротивлением Одилона и его преемника Тассилона III (748-788). По-видимому, «целла» М. была возвращена архиеп. Арнону только после низложения герц. Тассилона и перехода Баварии под власть Карла Великого. Из-за имущественного конфликта между епископом и герцогом сведения об основании «целлы» и о ее земельных владениях, а также перечни информантов были включены в зальцбургские документы (Breves Notitiae. 3, 8-10 // Quellen. 2006. S. 90-92, 96-102; Notitia Arnonis. 8 // Ibid. S. 82-84; см. также: Jahn. 1990. S. 212-217; Forstner. 2010). В 820 г. «целла» М. вновь была разорена славянами, восставшими против господства Каролингов, но уже в 821 г. церковь была восстановлена и освящена архиеп. Адальрамом.
По мнению большинства исследователей, «целла» была основана св. Рупертом на месте гробницы М., вероятно почитавшейся населением рим. пров. Прибрежный Норик. Т. о., культ святого, восходивший к эпохе Поздней Римской империи, сохранился, несмотря на нашествия германцев, славян и др. варварских народов, подобно почитанию св. Валентина и мч. Флориана (см.: Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего Средневековья. СПб., 2001. С. 72, 79-80, 95-97, 148-154). Однако, согласно «Breves Notitiae» и «Notitia Arnonis», «целла» М. была построена на пустом месте; нет сведений о том, что ей предшествовали более ранние римские сооружения, а причина ее посвящения М. неясна. При раскопках под средневек. приходской ц. во имя М. в Бишофсхофене (1953) не удалось найти следы рим. построек. Кроме того, в Житии св. Руперта (BHL, N 7390) не упоминается об основании «целлы». Т. о., вопрос о происхождении почитания М. остается открытым (см.: Neumüller. 1964).
Самые ранние сведения о литургическом поминовении М. относятся к эпохе Каролингов. Память святого как исповедника указана под 12 окт. в интерполированной версии мартиролога Беды из Зальцбурга (Monac. Clm 15818. Fol. 135v, 2-я четв. IX в.). Поминовение М. как мученика под той же датой значится в календаре сакраментария Авраама, еп. Фрайзингского (Monac. Clm 6421. Fol. 13v, 2-я пол. X в.; см.: Der Karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1391-1392).
В дарственной грамоте Карломана, кор. Баварии (876-880), основанному им мон-рю Эттинг (ныне Альтэттинг, Германия) упоминается о перенесении в эту обитель мощей «св. Максимилиана, исповедника Христова», и рим. мц. Фелицитаты (9 сент. 878 - MGH. Dipl. Kar. Germ. T. 1. P. 304-305). По-видимому, король привез мощи Фелицитаты из Италии, но неясно, можно ли отождествить св. Максимилиана, чьи мощи он поместил в Эттинге, с М., в честь к-рого была названа «целла» в архиеп-стве Зальцбург. Начиная с еп. Бурхарда (903-915), капитул каноников в Эттинге возглавляли епископы Пассау. По указанию еп. Пилигрима (971-991), занимавшегося восстановлением диоцеза после разрушительных нападений венгров, мощи М. были перенесены в Пассау. В грамоте имп. Оттона III от 30 сент. 985 г. упоминается о том, что в кафедральном соборе «почивают тела святых Валентина и Максимилиана, исповедников Христовых» (Die Urkunden Otto des III. Hannover, 1893. S. 419-420. N 21. (MGH. Dipl. Reg. Imp.; 2/2)).
С деятельностью еп. Пилигрима связывают появление подложных документов, гл. обр. папских посланий, целью к-рых было обосновать привилегии епископской кафедры Пассау, якобы учрежденной в эпоху Римской империи и первоначально располагавшейся в Лавриаке (ныне Лорх, в черте г. Энс, Австрия). С помощью фальсифицированных документов еп. Пилигрим стремился не только ликвидировать зависимость еп-ства Пассау от архиепископской кафедры Зальцбурга, но и получить права митрополита на моравских и венг. землях. В более поздних источниках М. представлен как «архиепископ» Лавриака; в перечне епископов Пассау, составленном деканом соборного капитула Альбертом Бехаймом († 1260), указано, что святой проповедовал в Целее (ныне Целе, Словения) и принял мученическую смерть при имп. Нумериане (282-284) (см.: Erkens. 2011. S. 51-52; cp.: MGH. SS. T. 25. P. 620). Еп. Бернхард фон Прамбах (1285-1313) принял меры для укрепления почитания святых Валентина и М. как покровителей еп-ства Пассау. В 1289 г. мощи святых поместили в скульптурную готическую гробницу, установленную в центральной части собора, перед хором (ActaSS. Oct. T. 6. P. 43-44; Boshof. 2011. S. 76). Тогда же неизвестный клирик из Пассау составил Житие М., содержание которого почти целиком вымышлено (изд.: Scriptores rerum Austriacarum veteres ac genuini / Ed. H. Pez. Lipsiae, 1721. T. 1. P. 19-34; ActaSS. Oct. T. 6. P. 52-58 (без окончания)). В прологе описывается былое величие Лавриакской Церкви, которая именуется «митрополией и архиепископией», а также родины М.- Целеи, якобы многолюдного и процветающего города, к-рый, «подобно второй Трое», был уничтожен варварами. Святой род. в знатной и богатой семье, был воспитан благочестивым пресв. Оранием; в 13 лет он лишился отца, в 19 лет - матери. Раздав имущество бедным, М. жил как аскет. Согласно Житию, «архиепископом» Лавриака в это время был св. Квирин (скорее всего имеется в виду мч. Квирин, еп. Сисции), якобы сын и соправитель имп. Филиппа Араба, принявшего христианство под влиянием Оригена; после гибели императора от рук фанатичного язычника Деция началось жестокое гонение на христиан. Квирин, занявший в то время Патриарший престол в Аквилее, был убит тираном Диоклетианом. М., избранный на Лавриакскую кафедру после гибели Квирина, отправился в Рим, чтобы получить у еп. (папы) Сикста II «апостольское благословение». На протяжении мн. лет он усердно проповедовал христианство. В 288 г. к власти пришли имп. Кар и его сыновья Карин и Нумериан, к-рые стали преследовать христиан. Посланный ими в Целею тиран Эвлазий потребовал, чтобы христиане принесли жертву в храме Марса. М. добровольно явился к тирану и вступил с ним в диспут, исповедав Христа. Разъяренный гонитель велел отрубить голову святому; христиане тайно похоронили М. 12 окт. 281 г. (в нек-рых рукописях - 288 или 289 г.). Через 220 лет св. Руперт обрел мощи М., увидев чудесные огни, сиявшие над местом их погребения; епископ построил много церквей во имя святого. Далее в Житии описывается неск. чудес М., среди к-рых - спасение Пассау от разорения во время конфликта между кор. Отакаром II и Генрихом I, герц. Н. Баварии (окт. 1265). Житие завершается пространной похвалой «архиепископской» кафедре Лавриака-Пассау, заимствованной из сочинений Альберта Бехайма. Уже в нач. XIV в. Житие получило распространение в Австрии и Юж. Германии. Краткие редакции текста были включены в локальные версии «Золотой легенды» Иакова из Варацце, в «Малый Австрийский легендарий» (1-я пол. XIV в.) и др. агиографические своды; сокращенный нем. перевод сохранился в составе «Эльзасской Золотой легенды» (сер. XIV в.) (подробнее см.: Stelzer W. Vita Maximiliani // Die deutsche Literatur des Mittelalters: Verfasserlexikon. B.; N. Y., 20102. Bd. 10. Sp. 443-448).
С XV в. почитание М. получило распространение не только в еп-стве Пассау, но и в соседних диоцезах Вена, Регенсбург, Фрайзинг и др. (о литургическом поминовении святого подробнее см.: ActaSS. Oct. T. 6. P. 37-40). М. считался одним из св. покровителей имп. династии Габсбургов и баварской династии Виттельсбахов; имп. Максимилиан I (1493-1519) был наречен в честь этого святого. Мощи М. хранились в кафедральном соборе в Пассау; во время городского пожара (1662) на гробницу святого обрушился свод храма, бóльшая часть мощей была утрачена. Оставшиеся частицы мощей хранятся в серебряном реликварии. Память М., «который считается епископом Лавриака», указана в Римском Мартирологе. Поминовение святого совершается в еп-стве Пассау (М. почитается как покровитель диоцеза вместе со святыми Валентином и Конрадом из Парцхама), а также в нек-рых др. еп-ствах Австрии и Германии (факультативная память).