Cекта духовных христиан в России и на Украине, отделившихся в кон. 80-х гг. XIX в. от штундизма. Основателем движения был Кондратий Алексеевич Малёванный (1845 - 21 февр. 1913), неграмотный мещанин, колесник из г. Тараща Киевской губ. (ныне Киевской обл., Украина). В 1884 г. Малёванный при большом стечении народа крестился по баптист. обряду в пруду около с. Керданы Таращанского у. Штундо-баптизму Малёванный следовал более 6 лет. В кон. 80-х гг. XIX в. в тюрьму в Тараще поместили неск. сектантов. Их единомышленники остановились у Малёванного, вместе с ним посещали заключенных, вели религ. беседы. После неск. месяцев заключения сектантов сослали в Елисаветпольскую губ. (Закавказье). С этого времени Малёванный вместе с 4 штундо-баптистами начал изучать и толковать Библию. Итогом размышлений стал вывод о том, что рассказ об Иисусе Христе есть лишь притча, которая готовит к принятию предсказанного Ветхим Заветом Спасителя.
В мае-июне 1890 г. Малёванный начал проповедь нового учения, что вызвало негодование штундистов, решивших его отлучить. Малёванный сам призвал своих последователей отделиться от штундизма, на что согласились 5 семей. В окт. 1890 г. (по др. данным, 15 нояб. 1889) под влиянием бывшего ему «духовного гласа» Малёванный с группой единомышленников приступил к молитве и строгому посту. Через 36 часов Малёванный «на ином наречии, очень громко, с великим восторгом запел псалом: «Слышите ли Божий глас поющего в саду, новым гласом он поет, весна вечна настает»» (Малеванцы. 1907. С. 10). Присутствовавшие на молении М. провозгласили Малёванного «Христом, спасителем мира». В 1891 г. Малёванный сказал, что в него вселился «Святой Дух», и объявил себя Христом. Приходящих к нему он встречал в белых одеждах, говорил о зле, царящем на земле, о наступающем царстве Божием, призывал к новой жизни путем самосовершенствования, предрекал страдания.
В 1891 г. в результате нападения был разрушен дом Малёванного, его семья, в к-рой было 6 детей, едва успела спастись. Во время следствия Малёванного допрашивали, в частности, о том, почему он называет себя Христом. Сектант отвечал, что об этом «свидетельствует дух отца моего небесного» (Там же. С. 13). Малёванный был арестован и отправлен в тюрьму, его уговаривали вернуться в Православие, но он отказался. В апр. 1893 г. Малёванный попал в киевский Кирилловский дом для умалишенных, где был признан душевнобольным. 14 сент. его перевели в казанский дом для умалишенных, где он содержался до авг. 1905 г., впосл. жил в Тараще. С Малёванным встречались участники 3-го Всероссийского миссионерского съезда, состоявшегося в Казани в июле-авг. 1897 г.
Новым главой М. стал крестьянин Сквирского у. Иван Лысенко, объявивший себя Христом, сыном божиим, а Малёванного - воплотившимся богом отцом. Число М. в Киевской, Херсонской, Минской губерниях и по всей России вплоть до Иркутска росло. Распространению движения особенно способствовали эсхатологические воззрения М. Считая Малёванного спасителем, М. ожидали скорого конца света, верили, что Страшный Суд будет совершаться не на небе, а на земле. После Страшного Суда мир освободится от насилия, неправды и зла, на земле все будет делиться по справедливости среди равных между собой людей. Вера в близость Страшного Суда выражалась у М. в постоянном общении и благодушном настроении, переходившем в экзальтацию и в галлюцинации. М. не изнуряли себя трудом, не работали на полях, продавали скот. Отказ от работы («...захочется работать - буду работать, не хочется - зачем стану себя принуждать?» - Там же. С. 26) был признаком принадлежности к движению М. Они чувствовали себя радующимися детьми, употребляли много сладостей - сахара, изюма, фиников. М. отказывались от участия в мирских делах, таких как суды, служба в армии, не пользовались деньгами, не имели паспортов.
М. считали, что Ветхий и Новый Заветы состоят из притч, к-рым только предстоит исполниться. Иисус Христос - «образ истины». Закон написан, говорили М., на «плотяных скрижалях сердца» человеческого, а не на бумаге. М. критиковали баптистов за социальное неравенство и формализм обрядов. Отрицая любую обрядность, М. на молениях пели псалмы, говорили на «неизвестных языках». Моления М. были похожи на радения хлыстов. М. строго соблюдали посты, отказались от мяса, алкоголя, курения табака. Жизнь секты была основана на принципах общинности и взаимопомощи. Наиболее последовательно учение М. воплотилось в практике сибирских общин.
Многочисленные послания Малёванного были записаны его зятем, часть из них опубликована В. И. Ясевич-Бородаевской. «Приветствие русскому народу от Кондратия Малёванного», написанное 26 нояб. 1905 г. и первоначально распространявшееся в списках, было напечатано в 1907 г. В послании Малёванный призывал своих единомышленников к мирной борьбе со злом - «бросить дубинки и железные оружия и соделаться воинами Христа». Малёванный считал, что его учение и практика близки к взглядам Л. Н. Толстого. После возвращения в Россию в 1905 г. у М. некоторое время жил И. М. Трегубов, сподвижник Толстого, автор статей по российскому сектантству. В поддержку М. выступал П. И. Бирюков, биограф и последователь Толстого. После смерти Малёванного сектанты, жившие в окрестностях Киева и сохранившие верность учению основателя движения, объединились с толстовцами.
В 60-х гг. XX в. М. подвергались гонениям, в т. ч. за отказ служить в армии. В наст. время течение имеет небольшое число последователей на Украине (в Киевской и Житомирской областях) и в России (в Тульской обл.).