[Груз. მამნე], груз. златоваятель XVI в. Его деятельность пришлась на период возрождения груз. искусства, когда в Грузии наблюдалось относительное внешнеполитическое спокойствие. Известны 6 созданных М. произведений, все они содержат надписи с указанием имени мастера, что является редким фактом в истории не только грузинской, но и всей средневек. чеканки в целом: предалтарный крест из ц. во имя вмч. Георгия в сел. Садгери, выносной крест из мон-ря Гелати (оба в ГМИГ), предалтарный крест из церкви Баракони во имя Пресв. Богородицы в сел. Цеси, киот иконы «Распятие» (икона не сохр.) из Распятской ц. в сел. Кулаши, выносной крест из ц. во имя вмч. Георгия в сел. Хони (все 3 в Кутаисском государственном историко-этнографическом музее) и киот иконы в честь Успения Пресв. Богородицы из мон-ря Шемокмеди (киот и икона утрачены в 1920, сохр. фото: Нац. музей Грузии. Колл. Д. Ермакова. Негативы 18024, 18025; Кондаков. 1890. С. 123, 124. Рис. 62, 63; Сакварелидзе. 1987. С. 63-65. Табл. 27). Упоминание имен ктиторов-заказчиков, также зафиксированных в подписях, позволяет выделить в творчестве мастера 2 периода: его работу в Самцхе (Юж. Грузия) и в Зап. Грузии.
Наиболее значительным произведением М. считается крест из церкви в Садгери (дерево, покрыт позолоченными серебряными пластинами; 2,3×1,06 м). Сохранилась сочиненная клириком садгерской церкви диак. Симеоном Шотисдзе (также Шотишвили) ода, в к-рой прославляются крест и его автор, в ней упомянуты почти все лица, чьи имена присутствуют в надписях на кресте (Абуладзе, Шарашидзе. 1941. С. 683-688). В тематическую программу креста включены 26 композиций: Деисус (в центре), 13 сцен Господских праздников, житийный цикл вмч. Георгия. М. как мастер групповых сцен умело работает с композицией, его интересует прежде всего человеческая фигура. На крестах из церквей в Садгери и Баракони фигуры образуют высокий рельеф на гладком фоне, мастер пытается создать объемный образ, однако настоящая пластика отсутствует. Для М. характерны в большей или меньшей степени удлиненные фигуры, формы утрированы с нек-рой долей манерности. В творчестве М. привлекает внимание и декоративная составляющая произведений. Орнамент в его исполнении отличается большим мастерством, иногда особой утонченностью (киоты из мон-ря Шемокмеди и из церкви в Кулаши, ручки крестов из мон-ря Гелати и из церкви в Хони). В иконографических схемах его работ присутствует несколько редких типов: на кресте из церкви в Садгери изображены вмч. Георгий, держащий в руках свою отрубленную голову, а также поверженный вмч. Георгием имп. Диоклетиан на коне; на сионе креста из мон-ря Гелати Пресв. Богородица представлена между апостолами Петром и Павлом и др.