[Лат. Marcus] († 7.10.336), св. (пам. зап. 7 окт.), еп. (папа) Римский (с 18 янв. 336). О происхождении М. достоверных сведений нет. В Liber Pontificalis его отцом назван римлянин Приск. Возможно, М. занимал важную должность при еп. (папе) Мильтиаде (311-314), т. к. в 313 г. имп. Константин I Великий поручил Мильтиаду и некоему Марку созвать в Риме Собор для рассмотрения вопроса о донатистах (см. ст. Донатизм) (Euseb. Hist. eccl. X 5. 18). Однако нет надежных доказательств того, что этот Марк и М.- одно лицо. Согласно позднейшим агиографическим сказаниям, до избрания на Папский престол М. был диаконом и помощником еп. (папы) Сильвестра I (314-335).
В Каталоге Либерия (сер. IV в.) сообщается, что М. занимал епископскую кафедру 8 месяцев и 20 дней в консульство Непоциана и Факунда (с 18 янв. по 7 окт. 336). В рим. календаре «Depositio episcoporum» его поминовение указано под 7 окт. (Das Kalenderhandbuch von 354: Der Chronograph des Filocalus / Hrsg. J. Divjak, W. Wischmeyer. W., 2014. Bd. 2. S. 518-519, 521, 528, 566-567). Согласно Хронике Евсевия-Иеронима, М., 32-й епископ Рима, занимал кафедру 8 месяцев (Die Chronik des Hieronymus / Hrsg. R. Helm. B., 1956. S. 233. (Eusebius Werke; 7)). Однако в более поздних источниках содержатся ошибочные сведения. Так, в Иеронимовом мартирологе искаженные записи с упоминанием М. помещены под 4, 6 и 7 окт. (MartHieron. Comment. P. 540-544). В т. н. Индекс-каталоге (V в.) и других перечнях Римских епископов говорится, что М. занимал кафедру 2 года и более (LP. T. 1. P. 19). В разных версиях Liber Pontificalis длительность понтификата М. также варьируется, но составляет не менее 2 лет (Ibid. P. 80-81, 202). Такие же данные приведены в византийских, сирийских и арабских источниках IX-X вв. (см.: Ibid. P. 34-41).
Краткий понтификат М. совпал с обострением арианских споров на Востоке в конце правления имп. Константина Великого. Незадолго до его вступления на кафедру свт. Афанасий I Великий был изгнан из Александрии и сослан в Треверы (ныне Трир, Германия). Когда М. занимал Папский престол, в К-поле скончался Арий; еп. Маркелл Анкирский был низложен за ересь, а К-польский архиеп. Павел I - за то, что вступил на кафедру без согласия своего митрополита (его должность в столице сразу же занял арианин Евсевий Никомидийский). Однако М. никак не отреагировал на эти события, скорее всего из-за скоропостижной кончины или потому, что он, как и его предшественник Сильвестр I, предпочитал не вмешиваться в жизнь Церкви на Востоке империи. Решением проблем, связанных с усилением арианской партии, занимался его преемник Юлий I (337-352).
Согласно Liber Pontificalis, М. постановил, что епископ Остии должен рукополагать Римского епископа и в знак отличия носить паллий. О рукоположении Римского епископа епископом Остии упоминал блж. Августин (Breviculus collationis cum Donatistis. III 16. 29 // Gesta conlationis Carthaginiensis anno 411 / Ed. S. Lancel. Turnhout, 1974. P. 294. (CCSL; 149A)). Однако о даровании Римскими понтификами паллия в источниках упоминается не ранее нач. VI в., хотя к тому времени этот обычай, вероятно, уже существовал в Италии. За пределами Италии паллий впервые получил в 513 г. св. Кесарий, еп. Арелатский.
В Liber Pontificalis сообщается, что М. «построил две базилики: одну - на Ардеатинской дороге, где он почивает, другую - в городе Риме, iuxta Pallacinis». По просьбе епископа имп. Константин Великий подарил городской церкви литургические сосуды из серебра и земельные владения в окрестностях Рима. Известна надгробная надпись сер. IV в. с упоминанием Аманция (?), чтеца этой церкви (de Pallacine - ICU(y)R. N. S. T. 9. N 24861). На Римском Соборе 499 г. присутствовали пресвитеры Киприан и Абундий из «титула св. Марка». Во время раскопок, проведенных в 1947-1950 гг. А. Ферруа под ц. Сан-Марко-Эванджелиста, были обнаружены остатки 3-нефной базилики (1-я пол. IV в.?), которая сгорела в V или VI в. и впоследствии была перестроена. Папа Римский Адриан I (772-795) отремонтировал церковь и подарил драгоценные предметы убранства (LP. T. 1. P. 500, 507, 514). Возможно, понтифик имел в виду именно этот храм, когда он упоминал о том, что в рим. церквах сохранились фресковые и мозаичные изображения, выполненные при Сильвестре, М. и Юлии (MGH. Epist. T. 5. P. 49). Обветшавшая базилика существенно перестроена по указанию папы Григория IV (827-844), который ранее служил в ней пресвитером. В Liber Pontificalis сообщается о ценных дарах понтифика (LP. T. 2. P. 74-75), а также о мозаике в апсиде новой церкви, на которой изображены М., евангелист Марк и др. святые. С XV в. ц. Сан-Марко-Эванджелиста, включенная в ансамбль Палаццо Венеция, считалась храмом венецианцев, проживавших в Риме (Krautheimer R. et al. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1959. Vol. 2. P. 216-247; см. также: Cecchelli. 1995).
Пригородная базилика на Ардеатинской дороге, над катакомбами Бальбины, была предназначена для погребения рим. христиан (coemeterium constituit). Согласно паломническим итинерариям VII-VIII вв., там находилась гробница М., к-рый в одном из текстов назван «папой и мучеником» (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 308, 316, 327. (CCSL; 175)). По мере того как базилика ветшала, ее восстанавливали по указанию Римских пап (LP. T. 1. P. 420; T. 2. P. 147). После XI в. храм был окончательно заброшен; последнее упоминание о его развалинах относится к 1640 г. Ранее некоторые исследователи отождествляли базилику М. с небольшой полуподземной базиликой, исследованной в 1960-1961 гг. (Spera L. Il paesaggio suburbano di Roma dall'antichità al Medioevo: Il comprensorio tra le vie Latina e Ardeatina dalle Mura Aureliane al III miglio. R., 1999. P. 86-87). Однако в 1991 г. близ Ардеатинской дороги были обнаружены остатки крупной «циркообразной» базилики (66×28 м) с пристроенными мавзолеями. Внутреннее пространство базилики (исследована лишь часть здания) было почти полностью занято погребениями (вероятно, ок. 1,6 тыс.); в апсиде находилась сводчатая погребальная камера с мраморным саркофагом (крышка саркофага была разбита, останки погребенного отсутствовали). По многочисленным эпитафиям строительство храма датировано 30-40-ми гг. IV в. В настоящее время именно эта базилика чаще всего определяется как усыпальница М. (см.: Fiocchi Nicolai. 1995/1996; Spera L. Il paesaggio suburbano di Roma... R., 1999. P. 78-80). Кард. Цезарь Бароний связывал с М. стихотворную эпитафию папы Дамаса I, посвященную некоему Марку, но эта гипотеза не доказана (Epigrammata Damasiana / Ed. A. Ferrua. Vat., 1942. P. 200-201. N 50; см.: Trout D. Damasus of Rome: The Epigraphic Poetry. Oxf., 2015. P. 179-180).
Согласно «Depositio martyrum», поминовение М. совершалось 7 окт. на кладбище Бальбины. Впосл. память епископа была внесена в Иеронимов мартиролог, а затем, вероятно, в мартиролог Беды, из которого она была заимствована в более поздние «исторические» мартирологи. В средневек. календарях поминовение М. указывалось под 7 окт., реже - под 6 окт. (см., напр.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 55, 341, 442, 471). Литургические чтения и молитвы в день памяти М. содержатся в римском лекционарии сер. VII в. и в Григория Сакраментарии (Sacr. Greg. T. 1. P. 281), а также в более поздних богослужебных книгах (Jounel. 1977). Поминовение святого указано в Римском Мартирологе под 7 окт. (MartRom. Comment. P. 439; MartRom. (Vat.). P. 528).
Сохранилось Житие М. (BHL, N 5293-5294a; фрагмент изд.: Spicilegium Romanum. R., 1840. T. 4. P. 298-300), автор которого называет себя Иоанном, кардиналом рим. ц. Сан-Марко. Текст был составлен скорее всего в XI в. (см.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 888-889). Вероятно, самая ранняя рукопись - легендарий из аббатства Фарфа (Roma. Bibl. Nazionale. Farf. 32. Fol. 92r - 95r, кон. XI в.). Известна также эпитома Жития (BHL, N 5295-5295; старейшая рукопись - легендарий из мон-ря Сан-Феличе-ди-Нарко, кон. XII в.; см.: Gaiffier B., de. Les Légendiers de Spolète // AnBoll. 1956. T. 74. P. 313-348). Бóльшая часть сведений, изложенных в Житии, восходит к Liber Pontificalis; сообщается также, что М. до избрания на Папский престол был диаконом и прославился добродетелями. Упоминается о строительстве ц. Сан-Марко при папе Григории IV и о том, что в этом храме совершались чудеса. В Житии использована переписка М. со свт. Афанасием Александрийским, включенная в состав Лжеисидоровых декреталий; по просьбе Афанасия М. послал ему текст постановлений Никейского Собора, т. к. экземпляр Александрийского епископа сожгли ариане (Decretales pseudo-Isidorianae et capitula Angilramni / Ed. P. Hinschius. Lpz., 1863. P. 451-454).
Возможно, в IX в. мощи М. были перенесены из разрушавшейся базилики на Ардеатинской дороге в городскую ц. Сан-Марко (см.: Novembri. 2004. P. 6-8). Однако при папе Григории VII (1073-1085) было обнаружено захоронение, идентифицированное как могила М. Об этом сообщается в сказании о перенесении мощей святого (BHL, N 5296; изд.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 898-903), к-рое сохранилось в рукописи XII в. (Vat. lat. 1196. Fol. 152r - 156v). Некие люди, искавшие на заброшенных рим. кладбищах и в катакомбах мощи святых, обрели могилу М., опознанную благодаря надгробной надписи. Они предложили каноникам ц. Сан-Марко выкупить у них святыню, но те отказались, т. к. мощи М. уже хранились в церкви. Тогда обретенные мощи были проданы слугам некой благородной немки, жены итальянского аристократа Теобальда, к-рые прибыли в Рим в поисках реликвий. Дама построила для хранения святыни ц. во имя М. близ замка св. Сильвестра. Узнав об этом, рим. каноники пожалели, что не выкупили мощи, и потребовали отдать им святыню, но получили отказ. После кончины владелицы замка ее сыновья восстали против папы Пасхалия II (1099-1118); за это их замок был разрушен, а мощи М. перенесли в замок Юлиан и поместили в приходской ц. св. Вита (quae Ad Pinum dicitur), к-рую освятил епископ Веллетри. После избрания папы Евгения III (1145-1153) римляне подняли мятеж против понтифика, и тому пришлось бежать из города. Местная знать поддержала папу Римского; в ходе военных действий горожане сожгли замок Юлиан. Среди них были прихожане рим. ц. Сан-Марко, к-рые тайно завладели мощами М. и 15 мая перенесли их в свой храм. Далее в сказании описываются случаи исцеления от мощей. Святыня хранилась в главном алтаре ц. Сан-Марко; в 1948 г. при вскрытии алтаря были обнаружены кипарисовый ковчег с мощами мучеников и отдельно - мощи М., вместе с к-рыми находилась мраморная табличка с надписью XII в.
Мощи М. почитались также в базилике Сан-Лоренцо во Флоренции. Согласно речи каноника Франческо ди Кастильоне «Похвала церкви св. Лаврентия», произнесенной 19 марта 1465 г. (BHL, N 5297), святыню поместили в храме его основатели, святые Амвросий Медиоланский и Зиновий Флорентийский, к-рые якобы получили ее от папы Дамаса. В речи упоминается о том, что в 1444 г. мощи М. и др. святых были обнаружены при разборке одного из алтарей. Самое раннее свидетельство почитания М. в базилике Сан-Лоренцо относится к XI-XII вв.: в легендарий, к-рый происходит из этого храма, включены Житие М., его послание Афанасию Александрийскому и гимн святому (Laur. Plut. 27. 1. Fol. 130r - 137v); в более поздней приписке сообщается, что св. Амвросий поместил в этом храме мощи М., полученные им от некоего папы Римского (ActaSS. Oct. T. 3. P. 894-897; Novembri. 2004. P. 8-9).
Известно о мощах М., почитавшихся в Аквилейской базилике. Согласно надписи на стене храма (XIII-XIV вв.), святыню привезли из Рима кардиналы, которые присутствовали на освящении базилики 13 июля 1031 г. (ActaSS. Oct. T. 3. P. 897-898; Novembri. 2004. P. 9-10). Однако в др. надписи об освящении храма, расположенной в апсиде базилики и, возможно, восходящей к XI в., о мощах М. не упоминается. Мощи святого названы в описи реликвий и ценностей базилики (Joppi V. Inventario del tesoro della chiesa patriarcale d'Aquileia fatto tra il 1358 e il 1378 // Archivio Storico per Trieste, l'Istria e il Trentino. 1884/1886. Vol. 3. P. 61). Ковчежец с мощами М. был среди реликвариев, вывезенных в Горицию в 1753 г., после упразднения Аквилейского Патриархата. В базилике сохранился саркофаг, в котором, по преданию, покоились мощи М. (XIV в.).
Мощи М. находятся также в аббатстве Спасителя на горе Амиата (Аббадия-Сан-Сальваторе, пров. Сиена). Проприй мессы в день памяти М. содержится в монастырском миссале-бревиарии (Roma. Casanat. 1907. Fol. 251r - 252v, 2-я пол. XI - нач. XII в.). В дополнении XIII-XIV вв. к записи об освящении монастырской церкви (13 нояб. 1035) упоминается об алтаре М., расположенном в крипте, в к-ром находились мощи святого, доставленные в обитель при аббате Роланде (рубеж XII и XIII вв.) (MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 971-972). Присутствие во время торжеств 1035 г. Аквилейского патриарха Поппона и тот факт, что в алтарь М. были помещены также реликвии римских мучеников Абдона и Сеннена (мощи этих мучеников хранились в алтаре рим. ц. Сан-Марко-Эванджелиста вместе с мощами М.), возможно, свидетельствуют о том, что в 30-х гг. XI в. реликвии М. были переданы из Рима в Аквилею и в мон-рь Спасителя. В 1381 г. главу М. поместили в бюст-реликварий из позолоченной бронзы, который хранится в аббатстве. В обители также находится казула М., изготовленная скорее всего в эпоху Каролингов из расшитой шелковой ткани вост. происхождения (Иран или Византия, VIII-IX вв.; см.: La casula. 1992). После закрытия аббатства в 1782 г. при бывш. монастырской церкви возникло братство во имя М. (1795; монашеская жизнь возрождена в 1939). В 2016 г. в главном алтаре монастырской церкви были обнаружены частицы мощей святых, в т. ч. М. Святой почитается как покровитель аббатства; ежегодно в сент. проходит 3-дневное празднование в его честь.