МАРК
Том XLIII, С. 661-663
опубликовано: 19 марта 2021г.

МАРК

[Греч. Μάρκος], митр. Коринфский, визант. мелург периода калофонического пения, писец. Время его жизни, по косвенным данным, можно отнести к нач.- 3-й четв. XV в. Ученик доместика Феодора Катакалона (см. ремарки к их песнопениям в ркп. Ath. Iver. 973. Fol. 149, 149v, нач. XV в.). До занятия епископской кафедры М. был иеромонахом в мон-ре Ксанфопулов, о чем свидетельствуют надписания его песнопений в рукописях: «Другой троичен иже во иеромонахах господина Марка из монастыря святых Ксанфопулов» (Ath. Iver. 972. Fol. 231-231v, 1-я пол. XV в.); «Парекволи честнейшего во иеромонахах господина Марка из монастыря святых Ксанфопулов» (Ath. Cutl. 445. Fol. 80v, 1536 г.); «Другая «Слава…» [из песнопения «Блажен муж»]... произведение древнее и необычное, позднее же украшенное честнейшим кир Марком Евгеником из монастыря преподобнейших Ксанфопулов...» (Ath. Iver. 949. Fol. 20, кон. XVII - нач. XVIII в.). По данным Д. Кономоса, Коринфскую кафедру он занимал приблизительно между 1454 и 1466 гг. (Conomos. 1985. P. 80). В певч. рукописях самые ранние упоминания М. с указанием этого сана появляются с сер. XV в. (напр.: «Третья стопа [πούς], сочиненная священнейшим митрополитом Коринфа кир Марком...» (Ath. Iver. 975. Fol. 304, сер. XV в.), «Из монастыря Ксанфопулов господина Марка, митрополита Коринфа», «Марка, митрополита Коринфа» (Ath. Dionys. 570. Fol. 194, 197, кон. XV в.)).

Сохранился автограф М.- Матиматарий Ath. Vatop. 1527 с колофоном: «Иеромонаха из [монастыря] Ксанфопулов Марка» - и датой окончания работы над рукописью - 1 сент. 1434 г. Кроме того, в источниках утверждается, что М. жил ранее Мануила Хрисафа (ок. 1439 - ок. 1469): «[cочинение] Паламы, украшено кир Марком, митрополитом Коринфа, а затем [Мануилом] Хрисафом, глас 2 плагальный [6-й]: «Владыка, не остави нас сирых»» (Ath. Iver. 1205. Fol. 376, сер. XVII в. (см.: Στάθης. 1977. Σ. 106); Ath. Dionys. 569. Fol. 364v, 1685 г.),- вероятно, творчество этих мелургов разделял небольшой промежуток времени.

В автографе Мануила Хрисафа cер. XV в. М. назван доместиком (Ath. Iver. 975. Fol. 431: «...анаподизм из той же стихиры, доместика Евгеника...»), а иером. Косма Македонец в автографе 1670 г. называет его учителем (Ath. Iver. 991. Fol. 236v: «Другая стихира… сочиненная господами Марком и Гавриилом, иеромонахами и учителями монастыря Ксанфопулов»).

Среди произведений М. примечательны 2 херувимские, краткий анализ которых выполнил К. Карангунис (Καραγκούνης. 2003). Первая, сходная по стилю с произведениями учителя М. Феодора Катакалона,- «Яко да царя» на 2-й плагальный глас, после кратимы (напр.: Ath. Cutl. 445. Fol. 80v - 81v, 1536 г.; Ath. Pantel. 901. Fol. 26-30v, 1734 г.; Ath. Vatop. 1277. Fol. 360-369v, 1780 г., и др.) с указанием «парекволи для херувимской Агафона Корониса» (Athen. Bibl. Nat. 900. Fol. 61-66, 1682 г.; Lesb. Leim. 238. Fol. 269-270, ок. 1700 г.; S. Sepulcri. 403. Fol. 133v - 137v, 1771 г.; Ath. Vatop. 1281. Fol. 241v - 242v, XVIII в.; Ath. Laur. 1475. Fol. 281-298, XVIII в.). М. включил в херувимскую Агафона Корониса 2-го плагального гласа пространное дополнение, к-рое во мн. случаях не имеет гласового указания или относится к 1-му плагальному (5-му) гласу (напр.: Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 245-246, 1453 г. (с характеристикой γιαραμάς); Ath. Doch. 337. Fol. 174-178, 1764 г. (с характеристикой οργανικόν ὅλον)) или к 4-му плагальному (8-му) гласу (Ath. Pantokr. 214, 1433 г.; Athen. Bibl. Nat. 2837. Fol. 160-161v, 1457 г., и др.). Такие разночтения в атрибуции гласа связаны с особенностью мелоса этого дополнения, почти полностью распетого в диатоническом интервальном роде и только в заключительных фразах на «Аллилуия» возвращающегося в краску твердого хроматического рода 2-го плагального гласа (Καραγκούνης. 2003. Σ. 239). Известен «экзегезис» этой композиции в нотации Нового метода, сделанный хартофилаксом Хурмузием (S. Sepulcri. 705. Fol. 34-35, 1829 г.).

Др. херувимская М., 4-го плагального гласа, в рукописной традиции была более распространена на протяжении неск. столетий (напр.: Ath. Laur. 635. Fol. 109v - 110, 1436 г.; 594. Fol. 323v - 324v, 1733 г.; 1024. Fol. 287v - 290, 1788 г.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 120v - 122; 2401. Fol. 208-208v, обе - XV в.; 900. Fol. 66-75, 1682 г.; 489. Fol. 22v - 229v, 1741 г.; РНБ. Греч. № 130. Л. 322, нач. XVIII в.; Ath. Doch. 337. Fol. 183v - 187v; Ath. Vatop. 1436. Fol. 176v - 180v, 1771 г.). В источниках эта херувимская часто представлена без особых характеристик или указаний. Ее авторство не подвергается сомнению. Вероятно, эта пространная херувимская предназначалась для исполнения на богослужении в мон-ре Ксанфопулов. Известен ее «экзегезис» в автографе Хурмузия (S. Sepulcri. 710. Fol. 262v - 266v); впосл. она была включена в муз. сборник Агафангела Кириазидиса (Κυριαζίδης Α. ῞Εν ἄνθος τῆς καθ᾿ ἡμας ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. Κωνσταντινούπολις, 1896. Σ. 300-310). По мелодическому стилю она соответствует традиции своего времени (см. подробное описание стиля и композиции: Καραγκούνης. 2003. Σ. 240-241).

Интересно также упомянутое выше песнопение М. «Слава, и ныне» 4-го плагального гласа, завершающее 3-ю статию песнопения «Блажен муж» (распространено во мн. рукописях, преимущественно поздних: Lesb. Leim 459. Fol. 48v - 49, ок. 1700 г.; Sinait. gr. 1299. Fol. 53, 1715 г., и др.; в отечественных фондах: РНБ. Греч. № 130. Л. 35, нач. XVIII в. («...древнее и необычное, украшенное же кир Марком Евгеником из монастыря Ксанфопулов»); № 132. Л. 69, посл. треть XVIII в. («...впоследствии же украшено честнейшим кир Марком Евгеником из монастыря Ксанфопулов...»)). Существует перевод этого песнопения в нотацию Нового метода, сделанный Хурмузием (S. Sepulcri. 703. Fol. 200v-205, 1818 г.).

Среди др. жанров в творчестве М. преобладают причастны, гл. обр. воскресные: на 2-й глас (Lesb. Leim. 459. Fol. 273v-274; РНБ. Греч. № 130. Л. 349), на 3-й глас (Lesb. Leim. 459. Fol. 276v - 277; РНБ. Греч. № 130. Л. 366 об.; БАН. РАИК. № 42. Л. 456 об., сер. XVIII в.), на 4-й глас (Lesb. Leim. 238. Fol. 306-307; Sinait. gr. 1299. Л. 284; БАН. РАИК. № 42. Л. 464 (с указанием οργανικόν); РНБ. Греч. № 132. Л. 366 об.), на 2-й плагальный глас (Lesb. Leim. 238. Fol. 316v), на глас βαρύς (7-й) (БАН. РАИК. № 154. Л. 224, 1430 г.; Ath. Cutl. 436. Fol. 135, XVI в.; 406. Fol. 321, 1-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 273. Fol. 80v - 81, 1-я пол. XVI в.; Ath. Simon. Petr. 1. Fol. 116, нач. XVII в.; Cpolit. Bibl. Patr. К. Ananiadou. 6. Fol. 82-82v, 273v, 1680 г; РНБ. Греч. № 711. Л. 234 об., посл. 10-летие XVIII в.) и на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 154. Л. 224 об.; Lesb. Leim. 459. Fol. 299v - 300). Все перечисленные причастны переведены в нотацию Нового метода (S. Sepulcri. 705. Fol. 91v - 92, 109-109v, 129v - 130, 136v - 137, 144v - 145, 1819 г.). М. также принадлежит ряд причастнов годового круга: «Чашу спасения прииму» на 4-й глас (БАН. РАИК. № 154. Л. 214 об.; РНБ. Греч. № 126. Л. 119 об., 2-я пол. XV в. (с указанием οργανικόν), «Вкусите и видите» на глас 1-й τετράφωνος (РНБ. Греч. № 237. Л. 432, посл. четв. XVII в.; № 132. Л. 448 об.; Lesb. Leim 459. Fol. 334v, ок. 1700 г.; Sinait. gr. 1299. Fol. 338, 1715 г.; в нотации Нового метода - S. Sepulcri. 705. Fol. 219-220), «Дух Твой благий» на гласы 1-й (Lesb. Leim. 8. Fol. 207, кон. XVIII в.) и βαρύς (РНБ. Греч. № 237. Л. 385, посл. четв. XVII в.; № 130. Л. 241; Lesb. Leim 459. Fol. 327v - 328), «Тело Христово» (Ath. Cutl. 456. Fol. 119).

М. распел ряд праздничных матим (калофонических стихир): «Послал еси нам, Христе Боже, Духа Святаго» (᾿Απέστειλας ἡμῖν Χριστὲ ὁ Θεός τὸ πνεῦμα τὸ ἅγιον; анаграмматизм стихиры на Вознесение Господне «Восприемлему Тебе, Христе») на 4-й глас (Ath. Iver. 975. Fol. 431-432 - с указанием «анаподизм» (термин, к-рый мог употребляться в качестве синонима «анаграмматизма»); РНБ. Греч. № 126. Л. 274, 2-я пол. XV в.; Sinait. gr. 1251. Fol. 427v - 428v, 2-я пол. XV в.; Lesb. Leim. 258. Fol. 353v - 357, 1527 г.), «Славлю Отца и Сына силу» (троичен, воскресная стихира) 3-го гласа (Lesb. Leim. 282. Fol. 117-118, 1-я пол. XVI в.) и на 4-й плагальный глас (Ath. Iver. 972. Fol. 231v - 232v), «Петра и Павла согласно похвалим» (Πέτρον καὶ Παῦλον συμφώνως ἀνευφημήσωμεν) на глас νενανώ (Sinait. gr. 1251. Fol. 350v - 341v; Lesb. Leim. 282. Fol. 116-118v), «Ученицы Твои, Слове» (Οἱ μαθηταί σου Λόγε; на Преображение Господне) на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 154. Л. 297; Ath. Iver. 975. Fol. 304-305; РНБ. Греч. № 126. Л. 396 об.; Sinait. gr. 1251. Fol. 258-259), «Песненный лик» (᾿Ασματικὴν χορείαν; всем святым) на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 154. Л. 358; Ath. Iver. 975. Fol. 452v - 453v), «Троицу Единосущную воспоем» (Τριάδα ὁμοούσιον ὑμνολογήσωμεν) на 2-й глас (РНБ. Греч. № 126. Л. 486), «Без семени от Божественного Духа» (богородичен) 3-го гласа (РНБ. Греч. № 126. Л. 529-531; Ath. Dionys. 570. Fol. 188v - 190v; Ath. Iver. 1000. Fol. 141v, 2-я пол. XVI в.), парекволи «Достойно прославляет» (῎Αξιως ψάλλεται) на 2-й глас (Sinait. gr. 1312. Fol. 128-129, 2-я пол. XV в.). М. является автором пространных распевов догматиков «В Чермнем мори» 1-го плагального гласа и «Кто Тебе не ублажит» 2-го плагального гласа (РНБ. Греч. № 126. Л. 534, 537 об.). Известно также его песнопение в жанре кратимы с обозначением «глас 4, οργανικόν» (Lesb. Leim. 245. Fol. 148-149v, 1649.; в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 710. Fol. 262v-266v).

В рукописной традиции М. часто ошибочно отождествляли со свт. Марком Евгеником, митр. Эфесским (см.: Ο Μέγας Συναξαριστής της Ορθοδόξου Εκκλησίας / Εκδ. Μ. Λάγγη. Αθήνα, 1980. Σ. 470-479; Αναστασίου Ι. Ε. Εκκλησιαστική ιστορία. Θεσ., 1981. Τ. 2. Σ. 92-93). Г. Статис поставил проблему идентификации различных мелургов, носивших имя Марк (Στάθης. 1977. Σ. 108-109). Ученые не пришли к единому мнению, действительно ли М. имел прозвище Евгеник, или оно применялось к нему впоследствии по ошибке. Тем не менее одно из песнопений, традиционно атрибутируемых М.,- матима «Послал еси нам, Христе Боже...» - уже в рукописи диак. Георгия Галатакиса, выполненной в 1443 г., т. е. в период, когда М. еще не был митрополитом Коринфским, надписано как произведение Евгеника (Ath. Cutl. 456. Fol. 192v; такое же надписание присутствует и в других относительно ранних источниках: РНБ. Греч. № 126. Л. 474; Lesb. Leim. 258. Fol. 353v - 357). Добавление к имени М. прозвища Евгеник могло привести к смешению М. с Марком Эфесским, что отразилось в работе Г. Пападопулоса: «Среди древних и новейших учителей херувимские писали кроме Дамаскина… Марк Эфесский Евгеник» (Παπαδόπουλος Γ. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890. Σ. 220. ῾Υποσημ. 801).

Е. В. Герцман предположил, что существовало 2 мелурга - некий Марк Евгеник и М. (по этой причине во 2-м томе описания греч. муз. рукописей из хранилищ С.-Петербурга он разделяет группы песнопений между этими авторами - Герцман. 1999. Т. 2. С. 501-502). В частности, он обосновывает свою гипотезу следующими фактами. В рукописи XV в. Ath. Dionys. 570 присутствуют песнопения с несколько различающимися указаниями на авторство, напр.: «Коринфского господина Марка» (Fol. 188v), «из монастыря Ксанфопулов господина Марка, митрополита Коринфского» (Fol. 194), «Марка, митрополита Коринфского» (Fol. 197). Кроме того, в алфавитном каталоге мелургов Кирилла Мармаринского (XVIII в.; напр.: БАН. РАИК. № 63. Л. 20, кон. XVIII в.) указаны 2 мелурга - Марк Евгеник и Марк Коринфский. Герцман сгруппировал песнопения, приписываемые «разным» Маркам, и предположил, что «рубрики в рукописях вполне четко дифференцируют наследие двух Марков» (Герцман. 1999. Вып. 5. С. 108). Этот ученый полагает, что в поздних источниках произошло смешение имен 2 мелургов (Там же. С. 113). Однако этому мнению противоречат следующие факты: нек-рые песнопения в одних списках атрибутируются М., а в других - Марку Евгенику; Марк Евгеник называется насельником мон-ря Ксанфопулов (напр.: Lesb. Leim 459. Fol. 48v - 49); оба имени могут соединяться в одной рубрике, напр.: «Почтеннейшего господина Марка Евгеника из монастыря святейших Ксанфопулов, а позже архиерея Коринфа» (Ath. Cutl. 406. Fol. 321; см. также: Ath. Doch. 337. Fol. 207). Д. Балагеоргос и Ф. Критику в каталоге певческих рукописей Синайского монастыря разделили Марка Евгеника, Марка, митр. Коринфского, и Марка из монастыя Ксанфопулов (Μπαλαγεώργος, Κρητικού. 2008. Σ. 645). Пока не проведено аналитическое исследование всех сочинений, приписываемых М., подобные расхождения в идентификации этого мелурга неизбежны.

Лит.: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1-3 (по указ.); idem. ῾Η δεκαπεντασύλλαβος ὑμνογραφία ἐν τῇ βυζαντινῇ μελοποιίᾳ καὶ ἔκδοσις τῶν κειμένων εἰς ἕν Corpus. ᾿Αθῆναι, 1977; idem. ᾿Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 119-120; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 337-338; Conomos D. E. The Late Byzantine and Slavonic Communion Cycle: Liturgy and Music. Wash., 1985. (DOS; 21); Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 636-637; 1999. Т. 2. С. 501-502; он же. Один Марк или два? // Рукописные памятники / РНБ. СПб., 1999. Вып. 5: Из истории муз. культуры. С. 97-118; Μπαλαγεώργος Δ. Κ. Η ψαλτική παράδοση των ακολουθίων του βυζαντινού κοσμικού τυπικού. Αθήνα, 2001. Σ. 196-199; Καραγκούνης Κ. Χ. ῾Η παράδοση καὶ ἐξήγηση τοῦ μέλος τῶν χερουβικῶν τῆς Βυζαντινῆς καὶ Μεταβυζαντινῆς μελοποιΐας. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 237-241; Μπαλαγεώργος Δ. Κ., Κρητικού Θ. Τα χειρόγραφα βυζαντινής μουσικής: Σινά. Αθήνα, 2008.
И. В. Старикова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВАСИОТ Николай (нач. XIV в.), византийский мелург
  • АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков
  • АВКСЕНТИЙ (1798–1865), митр. Велесский Константинопольского Патриархата
  • АВКСЕНТИЙ III митр. Герцеговинский - см. Авксентий, митр. Велесский
  • АГАЛЛИАН МАНУИЛ византийский мелург 1-й пол. XIV в.
  • АГАЛЛИАН ФЕОДОР см. Феофан, митр. Мидийский