МАРК I
Том XLIII, С. 673-674
опубликовано: 23 марта 2021г.

МАРК I

16-й еп. Иерусалима (Элии Капитолины) (ок. 136/7-154/5 или 160/1). М. упомянут в «Церковной истории» Евсевия Памфила (нач. IV в.) как 1-й епископ из язычников, занявший кафедру после подавления римлянами иудейского восстания Бар-Кохбы и превращения Иерусалима в римскую колонию Элия Капитолина. До этого местную церковь составляли за малым исключением выходцы из иудеев. Сведения о епископстве М. крайне скудны; известны лишь приблизительные его даты. Год начала епископства М. Евсевий Памфил привел в своей «Хронике», однако в дошедших до нас лат. и арм. переводах «Хроники» он указан по-разному. По лат. версии, епископство М. началось в 136 г. (2151-й год Авраама, 3-й год 228-й Олимпиады, 19-й год правления имп. Адриана). В арм. переводе указан 137 г. (2152-й год Авраама, 20-й год правления Адриана). Евсевий нигде в своих сочинениях не отметил прямо, сколько времени М. занимал кафедру. Дата кончины М. в 2 версиях «Хроники» Евсевия также указывается с разницей в год: в лат. версии - 160 г. (2176-й год Авраама, 4-й год 134-й Олимпиады, 23-й год правления имп. Антонина Пия), в арм. версии - 161 г. (2177-й год Авраама, 1-й год правления имп. Марка Аврелия). Т. о., по Евсевию, М. занимал кафедру без малого 23 года. Византийские хронисты нач. IX в. Георгий Синкелл и патриарх Никифор I К-польский приписывали М. всего 8 лет епископства. Георгий Синкелл 1-й раз упомянул М. под 5621 г. от Сотворения мира, а последний - вместе с его преемником Кассианом под 5630 г. Это соответствует 8 годам при эксклюзивном счете, но относится к 129-138 гг. по Р. Х., т. е. Синкелл относит начало епископства М. ко времени до восстания Бар-Кохбы. При этом конец его епископата связывается уже с правлением Антонина Пия. Несмотря на сбивчивость этой хронологии, 8 лет епископского служения М. представляются достоверной цифрой. В полном соответствии с византийской традицией араб. хронист X в. патриарх Евтихий Александрийский говорил о 8 годах епископства М., однако указывал на период со 150 по 158 г. (13-21 гг. правления Антонина Пия).

Почитание М. как святого неизвестно в православной традиции. Однако оно появилось в Зап. Европе в эпоху Каролингов (IX в.) благодаря еп. Адону Вьеннскому, который внес память М. под 22 окт. в свой Мартиролог и указал, что М. был мучеником. Из его Мартиролога память М. заимствовал младший современник Адона Узуард. Как мученик М. позднее вошел и в Римский Мартиролог.

Ист.: Euseb. Hist. eccl. IV 6. 4; V 12. 1; idem. Chron. T. 2. P. 168-171; Niceph. Callist. Hist. eccl. III 25; IV 19; ActaSS. Oct. T. 9. P. 477-484; MartRom. Comment. P. 468; MartUsuard. 1965. P. 326; Georg. Sync. Chron. P. 428-429; Niceph. Const. Chronogr. P. 124; Eutych. Annales // PG. 111. Col. 988; Adonis Vienensis Martyrologium // PL. 123. Col. 383.
Лит.: Le Quien. OC. T. 3. Col. 145-147; Papebrochius D. Tractatus praeliminaris de episcopis et patriarchis Sanctae Hierosolyminatanae Ecclesiae // ActaSS. Mai T. 3. P. XII; Venables E. Marcus (2) // DCB. Vol. 3. P. 824; Sauget J.-M. Marco di Gerusalemme // BiblSS. Vol. 8. Col. 738; Bagatti B. The Church from the Gentiles in Palestine: History and Archaeology. Jerus., 1971. P. 10-11; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 999; Christians and Christianity in the Holy Land: From the Origins to the Latin Kingdoms / Ed. O. Limor, G. G. Stroumsa. Turnhout, 2006.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также