[Лат. Martina], мц. (пам. зап. 30 янв.), пострадавшая в Риме, по преданию, при имп. Александре Севере (222-235). Известны агиографические сказания о М. на лат. и греч. языках. По мнению П. Франки де Кавальери, лат. Мученичество было написано в Риме, но его автором скорее всего был грек. На это указывают наличие грецизмов, упоминание папы Римского Ритория (вымышленное лицо) и др. детали. Сказание о М. было основано на греч. Мученичестве св. Татианы, сохранившемся в неск. версиях (BHG, N 1699-1699d), из к-рых более ранней считается версия BHG, N 1699, представленная в рукописях Vat. gr. 1638 и ГИМ. Син. греч. 379 (161) (обе - XI в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 571; Franchi de' Cavalieri. 1962. P. 51-56). Впосл. лат. Мученичество М. было переведено на греч. язык, возможно, монахом аббатства Гроттаферрата, т. к. из этого мон-ря происходит единственная известная рукопись греч. текста (Vat. gr. 1608, XI в.; см.: Franchi de'Cavalieri. 1962. P. 57-58). Сюжет Мученичества М. практически полностью повторяется в Мученичестве св. Приски (за исключением имен императоров-гонителей и рассказа о погребении мученицы; см.: Franchi de' Cavalieri. 1962. P. 58-60). Вероятно, лат. Мученичество М. было составлено в Риме не ранее VIII в. (Amore. 2013. P. 299), но не позднее IX в., т. к. к этому времени относится самая ранняя рукопись, в к-рой содержится одна из редакций Мученичества (BHL, N 5588; ркп.: Vat. Reg. Christin. lat. 516).
Согласно лат. Мученичеству (BHL, N 5587), в 4-й год правления имп. Александра Севера усилилось гонение на христиан. Был издан указ о том, что христиане обязаны под страхом смертной казни приносить жертвы языческим богам. Среди высших сановников, активно преследовавших христиан, были комит Виталий, кубикуларий Басс и доместик Гай. Однажды, придя в некую церковь в Риме, они увидели молившуюся там вместе со слугами М., к-рая принадлежала к знатному рим. роду (ее отец трижды был консулом) и была диакониссой. М. доставили во дворец, а затем повели в храм Аполлона, где она в присутствии императора, высших сановников и жрецов должна была принести жертву идолам. По молитве святой произошло землетрясение, статуя Аполлона и часть храма рухнули, под их обломками оказались жрецы и мн. язычники. Обитавший в идоле демон с криком обратился в бегство, и слышавшие его голос неверующие, удивляясь, восславили истинного Бога христиан. Император приказал бить М. по щекам и разрывать ей веки железными крюками, но вскоре все 8 палачей стали просить прекратить пытки, т. к., по их словам, невидимые другим ангелы избивали их и они испытывали бóльшие страдания, чем христианка. М. молилась за мучителей, после чего раздался голос с небес; все палачи уверовали во Христа и открыто исповедали Его. Тогда Александр приказал жестоко пытать их, а затем отрубить 8 новообращенным христианам головы, что и было исполнено 17 нояб. На следующий день император вновь попытался принудить святую совершить жертвоприношение. После ее отказа он приказал обнажить деву и наносить ей раны по всему телу, но вместо крови полилось молоко, а вокруг распространилось сильное благоухание, словно от сосуда с благовониями. Затем М. крестообразно растянули на земле и долго избивали палками, так что сменилось неск. пар центурионов, наносивших удары мученице. Но и на этот раз палачи попросили императора прекратить пытки, т. к. они сами получали ответные удары от невидимых ангелов. Святую заключили в тюрьму. На следующий день император послал за ней трибуна Лимения, к-рый не смог привести М. во дворец. Войдя в темницу, он почувствовал сильное благоухание и увидел М. на троне в окружении мужей в белых одеждах. Деву с трудом вывели из темницы и доставили к храму Артемиды, чтобы там она принесла жертву. Когда М. вошла в храм, обитавший в нем демон издал крик; по молитве святой раздался гром, заблистали молнии, с неба снизошел огонь, к-рый истребил жрецов и мн. других находившихся в храме язычников, а статуя Артемиды рухнула. Имп. Александр Север отдал М. префекту Юстину, к-рый повелел изранить тело мученицы мечами и вырвать ей сосцы железными крюками, а затем бросить в темницу. На др. день святую привели в цирк и бросили на растерзание огромному льву. Зверь не причинил деве вреда и вместо этого умертвил сановника Евмения. М. заключили на 2 дня в темницу, после чего вновь привели в святилище и за отказ принести жертву идолам подвергли новым мучениям: ее тело раздирали железными крюками, затем М. бросили в огонь, однако начался сильный дождь и пламя погасло, а мн. присутствовавшие при пытках язычники погибли. После этого М. остригли волосы на голове, т. к. решили, что в них заключается ее магическая сила, и заперли в храме Зевса. Войдя в храм на 3-й день, император, жрецы и народ увидели поверженную статую Зевса и М., сидевшую на троне в окружении хора ангелов, вокруг трона царило дивное благоухание. Тогда император приказал привести М. на городской форум и обезглавить. Еп. Риторий (Реторий) и рим. священники взяли останки М. и с почестями похоронили в саркофаге из оникса; место погребения, называемое «Чудесный сад», находилось в 6-м регионе Рима на Остийской дороге. В тот же день имп. Александр Север, терзаемый скорбью, «словно бешеный пес, стал пожирать свою плоть» и взывать к Богу, раскаиваясь в убийстве М. Он умер в страшных мучениях, а в Риме все услышали глас с небес, осуждавший правителя на вечные муки, после чего 2030 жителей города уверовали во Христа.
Согласно альтернативной концовке Мученичества, еп. Риторий, скрывавшийся от преследования язычников в катакомбах, нашел при помощи некоего христианина тело М., к-рое охраняли 2 орла, и похоронил его. Впосл. на месте погребения святой был построен храм в ее честь (aedes Martinae honori sacra). По указанию еп. (папы) Антера (235-236) мощи М. и мучеников Конкордия и Епифания были перенесены в Рим и похоронены в некоем саду, где впосл. они были обретены (ActaSS. Ian. T. 1. P. 17-18). По мнению Франки де Кавальери, мч. Конкордий - это сщмч. Конкордий Сполетский, память которого в средневек. мартирологах отмечена под тем же числом, что и память М. (1 янв.). Имя мч. Епифания, к-рый неизвестен по др. источникам, могло быть заимствовано из существовавшей в средние века надписи в апсиде ц. Санта-Мартина на Римском форуме (церковь была устроена в здании секретария сената, восстановленном между 412 и 414 префектом Аннием Евхарием Епифанием - CIL. T. 6. Pars. 1. N 1718; см.: Franchi de' Cavalieri. 1962. P. 61).
Секретарий сената был переоборудован в ц. во имя М. скорее всего в VII в. Соседняя курия Юлия, в которой проходили заседания сената, была обращена в ц. св. Адриана при папе Гонории I (625-638). Согласно свидетельствам XVI в., на мозаике в апсиде ц. во имя М. читалось имя Гонория; т. о., храм мог быть освящен при этом понтифике (Franchi de' Cavalieri. 1962. P. 49-50; см. также: Kalas G. The Restoration of the Roman Forum in Late Antiquity: Transforming Public Space. Austin, 2015. P. 160-161). Самое раннее упоминание о «базилике св. Мартины» содержится в биографии папы Адриана I (772-795), к-рый подарил этому храму шелковый алтарный покров и 3 серебряные «арки». Его преемник Лев III починил крышу «базилики блаженной мученицы Мартины, расположенной у Трех Судеб» (LP. T. 1. P. 501, 514). В 1588 г. церковь была передана рим. братству художников (Compagnia dei Pittori), покровителем к-рого был ап. Лука, поэтому впосл. храм именовался в честь святых Луки и М. (Санти-Лука-э-Мартина; существующее здание построено в 1635-1664 по проекту Пьетро да Кортона; см.: Krautheimer R. et al. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1967. Vol. 3. P. 82-86). Во время ремонтных работ была обнаружена крипта, в к-рой находились мощи, принадлежавшие, согласно надписи на свинцовой табличке, М., Конкордию, Епифанию и др. пострадавшим с ними мученикам (25 окт. 1634). Через 6 дней под алтарем церкви нашли 2 стеклянных сосуда в виде светильников, покрытых свинцовыми пластинами; в них также находились останки святых, но из-за отсутствия надписей их имена установить не удалось. Высказывалось мнение о том, что мощи М. почитались в церкви примерно с XII в. (Franchi de' Cavalieri. 1962. P. 61). Вскоре папа Римский Урбан VIII (1623-1644) в сопровождении кардиналов посетил церковь и поклонился обретенным мощам. После этого события было принято решение о строительстве нового храма в честь святых Луки и М. (об обретении мощей см.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 18-19).
Поминовение М. под 1 янв. впервые указано в рим. лекционарии типа Λ (ок. 740; см.: Klauser T. Das römische Capitulare evangeliorum. Münster, 19722. S. 59). Под этой же датой имя мученицы содержится в нек-рых поздних (IX в.) списках Иеронимова мартиролога. Память М. под 1 янв. отмечена в «исторических» мартирологах IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда); Адон Вьеннский включил в составленный им мартиролог сказание о М., составленное на основе Мученичества. В кон. XIII в. поэт Гуго фон Лангенштайн, рыцарь Тевтонского ордена, изложил предание о мученичестве М. в поэме «Мартина» на средневерхненем. языке (изд.: Martina von Hugo von Langenstein / Hrsg. A. von Keller. Stuttg., 1856). В Римском Мартирологе под 1 янв. указано поминовение мученицы, под 30 янв.- память обретения ее мощей. В совр. редакции Римского Мартиролога память М. отмечена под 30 янв. с упоминанием о том, что папа Домн (Дон; 676-678) посвятил ей базилику на Римском форуме (MartRom (Vat.). P. 117).
В вост. традиции почитание М. не получило распространения; ее память отсутствует в визант. синаксарях, в совр. греч. церковных календарях, а также в календаре РПЦ.