МАРФЕЛЬД
Том XLIV, С. 252-257
опубликовано: 23 апреля 2021г.

МАРФЕЛЬД

Храм Христа Спасителя в Спасовом ските Святогорского Успенского мон-ря у ст. Борки. 1889–1894 гг. Фотография. Нач. XX в.Храм Христа Спасителя в Спасовом ските Святогорского Успенского мон-ря у ст. Борки. 1889–1894 гг. Фотография. Нач. XX в.

Роберт Робертович (Роберт Фердинанд Эдуард) (20 окт. 1852, Кронштадт - 1921, Петроград), архитектор, педагог. Род. в нем. семье флотского лекаря Роберта Рейнгольда Марфельда и Эмилии Иоганны (урожд. Ленце), крещен в евангелическо-лютеран. ц. св. Елизаветы. После обучения в Кронштадтской гимназии поступил на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та (1871-1873), затем учился в политехникуме в Карлсруэ, по его окончании поступил в Строительную академию в Вене, а в 1880 г.- в Академию художеств в С.-Петербурге, работая в это время в чертежной мастерской Охтинского порохового завода. В 1881 г. было удовлетворено ходатайство М. о досрочном завершении полного курса обучения, к-рый он окончил с большой серебряной медалью и званием классного художника 3-й степени. К этому году относится, вероятно, 1-й сохранившийся проект М.- мемориальной часовни. Выполненная в виде перекрытого полукуполом квадратного объема, к которому ведет высокая, в 2 марша, лестница, часовня не имеет выраженных стилистических заимствований и отличается монументальностью и лаконичностью архитектуры, необычной для своего времени. 13 апр. 1882 г. М. получил звание классного художника 2-й степени за проект театра на 2 тыс. чел.; в нояб. 1883 г.- звание классного художника 1-й степени за чертежи железных стропил.

Служебную деятельность М. начал в качестве техника по чертежной части в Технико-строительном комитете Мин-ва внутренних дел, где с 1884 г. работал помощником архит. А. И. Томишко на постройке тюрьмы одиночного заключения («Кресты»).

Профессор в Высшем художественном уч-ще при Академии художеств (с 1894) и в Ин-те гражданских инженеров (1900-е гг.); академик архитектуры (1887, проект пассажирского здания станции железной дороги), член С.-Петербургского об-ва архитекторов (с 1889). М. занимал ряд ответственных офиц. должностей: сотрудник, затем архитектор Техническо-строительного комитета Мин-ва внутренних дел (1894-1910, с 1901 - член комитета); архитектор АН (с 1885), Охтинского порохового завода (с 1 сент. 1888), отд-ния департамента Мин-ва народного просвещения для заведования промышленными училищами (март 1898 - не ранее 1903). М.- специалист по строительной экономике и законодательству, написал ряд трудов по этой теме.

Собор блгв. кн. Александра Невского в Баку. 1888–1898 гг. Фотография. Нач. XX в.Собор блгв. кн. Александра Невского в Баку. 1888–1898 гг. Фотография. Нач. XX в.

С 1885 г. М. вел самостоятельные работы по проектированию и строительству в С.-Петербурге. Так, напр., по должности архитектора АН спроектировал здание Музея антропологии и этнографии в формах классицизирующей эклектики (1886-1887, Таможенный пер., 1, средний корпус). Пятиэтажное здание б-ки Академии наук было спроектировано М. на основе изучения им заграничных библиотечных зданий; проект (1909) утвержден в 1911 г., строительство велось при участии инженера Р. А. Берзена на новой площади (Биржевая линия, 1) в 1913-1914 гг. (с 1 янв. 1916 в здании размещался военный госпиталь). Суровая лапидарность и функциональный подход в проектировании здания, включая его интерьер, опередили достижения конструктивизма (колоннада коринфского ордера и облицовка белым кирпичом не были реализованы при достройке здания в 1924-1925 архит. Я. Я. Кетчером). Для Мин-ва внутренних дел М. составил проекты работ в комплексе зданий министерства (набережная р. Фонтанки, 16), включая его интерьеры, а также новую отделку домовой ц. во имя вмц. Екатерины и расширение особняка министра. Спроектировал здание нового министерского архива (1899-1901, Инструментальная ул., 4). Массивное здание в формах кирпичного стиля прорезано щелевидными окнами-бойницами, оформлено горизонтальными тягами, лопатками, кронштейнами, замковыми камнями оконных наличников, близких к классицистическим. Оригинальный план архива представляет собой равноконечный крест, в средокрестии - лестница и холл под пирамидальным стеклянным фонарем. По мнению Б. М. Кирикова, такая планировка здания напоминает тюрьму «Кресты».

Ряд работ М. относится к области промышленной архитектуры. В 80-90-х гг. XIX в. М. в одно время с архит. А. Ю. Новицким работал на Балтийском судостроительном заводе, им принадлежит проект корпуса по Кожевенной линии, 18-20. М. в 1889 г. спроектировал шатровую часовню для завода и составил проект электростанции в имении имп. Александра III «Массандра». М. принадлежит проект комплекса зданий казенного винного склада и спиртоочистительного завода на Ватном о-ве в С.-Петербурге (1896-1897, пр. Добролюбова, д. 14; здания снесены в 2011-2012 под предлогом строительства квартала «Набережная Европы»), объекта культурного наследия, представлявшего образец использования кирпичного стиля в производственных сооружениях (существовал термин «кирпичный стиль Марфельда») и отличался богатым и оригинальным декоративным оформлением с элементами необарокко, неоклассицизма и неоренессанса.

В 1896-1900 гг. М. составил ряд проектов учебных зданий. Среди них комплекс Технологического института в Томске (1896-1900, инженер Ф. Ф. Гут), 1-го технического высшего учебного заведения Сибири, включавшего главное здание с лекционным залом, физический и химический корпуса. Проект М. получил широкую известность. Крупное симметричное главное здание в стилистике неоренессанса в 27 осей имело П-образный план, центральную часть подчеркивал мощный ризалит в 3 оси с аттиком и полуциркульными окнами на 1-м и 3-м этажах. Воспитательно-ремесленное училище им. Н. П. Трапезникова в Иркутске (ул. Рабочего Штаба, 6) с домовой церковью было также выстроено «покоем» с центральным ризалитом в 5 осей и в формах неоренессанса. М. удалось реализовать новаторскую идею объединения ремесленного и начального учебных заведений в единый комплекс на основе научных и санитарно-гигиенических достижений того времени (отталкивался от присланного из Иркутска проекта городского архит. А. И. Кузнецова, 1898).

Здание попечительства Имп. Человеколюбивого об-ва для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей в С.-Петербурге (1903-1905, ул. Егорова, 26) было спроектировано М. на основе премированных проектов конкурса 1903 г. Оно состоит из прямоугольного в плане лицевого корпуса с главным, аукционным и торговым залами, канцелярией, квартирами воспитателей и жилыми помещениями приюта на 30 чел., из обширного по площади каре дворовых корпусов. Выразительный главный фасад здания исполнен в стилистике кирпичного модерна с характерной игрой кривых линий и разнообразием форм оконных проемов и металлодекора и сочетается с богатым кирпичным узорочьем. Щипцовые завершения боковых частей здания напоминают мотивы нем. Ренессанса и создают экспрессивный силуэт. Архитектура 3-этажного детского приюта им. вел. кнж. Марии Николаевны в С.-Петербурге (1905-1906, Ждановская ул., 8) в своей центральной части, с криволинейными очертаниями окон, напоминает в упрощенном виде здание Имп. Человеколюбивого об-ва. Приют был основан по инициативе М. И. Михельсона и рассчитан на 200 детей (Нива. 1906. № 9. С. 144); М. построил его безвозмездно. Покровская ц. в неорусском стиле (не сохр.), устроенная при здании приюта на средства купца И. О. Чугреева, была освящена 20 янв. 1906 г. К этой же категории построенных М. зданий благотворительных об-в, вероятно, относится богадельня Белосельских-Белозерских (1910-1912, пр. Динамо, 14). Редким примером проектирования М. жилого дома является т. н. Замок Ричарда Львиное Сердце в Киеве (1902-1904, Андреевский спуск, 15), имеющего черты крепостной архитектуры в духе англ. готики.

Церковь вмц. Параскевы на Охтинском пороховом заводе в С.-Петербурге. 1896–1897 гг. Фотография. 1-я четв. XX в.Церковь вмц. Параскевы на Охтинском пороховом заводе в С.-Петербурге. 1896–1897 гг. Фотография. 1-я четв. XX в.

М. стал автором архитектурного решения ряда мемориалов: памятника на Охтинском пороховом заводе на Пороховском кладбище, посвященного труженикам завода, погибшим при взрывах с 1858 г. (1890, Рябовское шоссе, 78),- массивный гранитный крест, в основании которого 14 жерновов для размола пороховой массы; памятного знака в с. Оменяни (?) на Волыни в память события 17 окт. 1888 г. (спасения имп. семьи во время крушения поезда близ ст. Борки (ныне с. Першотравневое)) (1890); памятников в г. Чернигове (сохр. постаменты) императорам Александру II и Александру III (скульптор М. М. Попов), установленных в 1896 г. по инициативе губернатора Е. К. Андреевского; памятника имп. Александру III на Охтинском пороховом заводе (1895); обелиска с шатровым верхом и луковичной главкой в с. Малиничи Проскуровского у. Подольской губ. (сооружен местными крестьянами в 1884-1885); обелиска у дачи П. А. Столыпина, заложенного 12 авг. 1907 г. (открыт 12 авг. 1908), в годовщину террористического акта (ул. Проф. Попова, 1, при участии В. К. Терлецкого).

Наиболее яркой стороной деятельности М. стало храмостроительство. При разнообразии стилистики наиболее монументальными, типичными и яркими его авторскими сооружениями стали соборные храмы в московско-ярославском стиле XVII в.: на месте чудесного спасения имп. Александра III 17 окт. 1888 г. под Харьковом, у ст. Борки, и в Баку. В память о спасении императора и его семьи на месте происшествия был основан Спасов скит Святогорского Успенского мон-ря. В 1889 г. М. разработал для него проект грандиозного храма Спаса Преображения (Христа Спасителя) на 1400 чел. и часовни. В чине закладки участвовали имп. Мария Феодоровна, цесаревич Николай Александрович и другие члены царской семьи. Строительство завершилось в 1894 г. Оригинальность столпообразной композиции храма состояла в доминировании гигантского купола, завершенного вызолоченной луковичной главой, который превосходил по высоте основной объем храма и был декорирован орнаментальными поясами. С 3 сторон, кроме восточной, храм окружала крытая галерея, которую с севера и юга замыкали квадратные в плане объемы-четверики, завершенные шатрами. К каждому вели по 2 крыльца, аналогичный четверик примыкал с востока. При строительстве были добавлены такие же объемы на юго-зап. и сев.-зап. углах здания; 3 крыльца вели к галерее с зап. стороны. Над главным входом в храм (над галереей) высилась небольшая шатровая звонница с характерным для М. мощным приземистым перспективным порталом и большим мозаичным образом Спаса над ним. Она, как и 2 шатра с зап. стороны, завершалась изображениями двуглавых орлов. Стены были покрыты богатейшим ковровым кирпичным декором в московско-ярославском стиле (киоты, ширинки, килевидные кокошники, наборные колонки, в т. ч. оконных наличников). Арочные окна были оформлены наборными наличниками, их очелья-кокошники накладывались на широкие фризы, декорированные ширинками, бусинами и кубышками. Пластическое многообразие декоративной кладки дополняла полихромия поливных изразцов и живописи. Необычные формы имели выполненные в стиле храма резной деревянный 6-ярусный иконостас и киоты той же архитектуры на вост. пилонах.

В ансамбль скита входили также шатровая часовня при станции (проект М.) и одноглавая деревянная церковь с шатровым завершением в рус. стиле (не сохр.). Часовня построена у того места, где находился вагон-столовая, из-под обломков к-рого вышли невредимыми члены царской семьи. Она представляла собой 3-ярусную постройку - квадратную в плане 2-ступенчатую башню, завершенную пирамидальным шатром с золоченой главкой, и также квадратный в плане одноярусный молитвенный зал, примыкающий к ней с востока, встроенный в железнодорожную насыпь. План внутреннего пространства основного объема был решен в виде греч. креста. Декор часовни отличался такой же пластикой кирпичного узорочья и полихромией, как и в церкви. Храм Христа Спасителя разрушен в 1945 г., часовня к 2003 г. воссоздана с помощью Южной железной дороги.

16 июня 1879 г. в связи с появлением в Баку большого числа православных работников на нефтепромыслах государь утвердил повсеместную подписку для сбора пожертвований на сооружение там храма. 17 марта 1886 г. был учрежден строительный комитет и главноначальствующим гражданской частью на Кавказе кн. А. М. Дондуковым-Корсаковым была выбрана площадь для постройки храма на возвышенном месте. 8 окт. 1888 г. закладку собора совершил экзарх Грузии архиеп. Палладий (Раев) в присутствии императора с семьей. На строительство из государственного казначейства было ассигновано 360 тыс. р. Надзор за ходом строительства осуществляли Д. Д. Буйнов и И. В. Гославский (с 1892), ученик М. Собор представлял собой гигантское (высота 81 м, длина 55,5 м, ширина 44 м, высота до купола 36 м), устремленное вверх центричное шатровое ярусное сооружение, рассчитанное на 1700 чел. План храма был близок к греческому кресту, на уровне 1-го яруса его окружала галерея с шатриками по углам, угловые части 2-го яруса завершались луковичными главками, над 3-м ярусом возвышался барабан с высоким мощным декоративным шатром, крытым железом, увенчанным медной золоченой луковичной главкой. С запада в храм вело открытое крыльцо под шатриком, над галереей по центральной оси поднималась невысокая звонница с шатровым верхом, в боковые приделы можно было пройти через крыльца под боковыми шатрами, их алтари находились под луковичными главками 2-го яруса. В постройке был использован местный черный и белый шемахинский камень. Богатый пластичный кирпичный декор включал наборные 3-частные наличники с навершием в виде тройного килевидного кокошника, кокошники и столбики различной формы, ширинки, бусины. Наиболее богато были декорированы барабан и основание шатра с полуциркульными проемами-слухами. Храм был украшен снаружи иконами и надписями. Внутри собора сложную систему сводов поддерживали 4 диагонально расположенных мощных угловых пилона. Главный 2-ярусный иконостас, как и боковые, был выполнен из кутаисского и других сортов мрамора и в центральной части увенчан мраморным шатром с золоченой главкой, напоминавшим силуэт собора. Расписывали собор художники М. М. Яровой и В. В. Шокорев. Колокола были отлиты на заводе П. Н. Финляндского в Москве. Строительство завершилось в 1898 г. Главный престол собора был освящен во имя св. Александра Невского экзархом архиеп. Флавианом (Городецким) 8 окт. 1898 г., боковые приделы были посвящены свт. Николаю и покровителю края ап. Варфоломею. Собор, получивший местное название «золоченая церковь», являлся главной городской доминантой. Уничтожен в 1936 г., на его месте построены 2 школы.

Возведению соборных храмов предшествовал конкурсный проект (1888) Александро-Невского собора в Ревеле (ныне Таллин) (не реализован). Сложный план центричного сооружения был близок к кресту, его окружала со всех сторон галерея с шатриками. Ступенчатая композиция также предшествовала проектированию бакинского собора, но доминирующую роль в силуэте собора играли 8 крупных луковичных глав, завершавших 2-й и 3-й ярусы (по 4 на каждом), и массивная луковичная глава на крупном барабане, венчавшая сооружение. Богатый декор был повторен в проектах для Борок и Баку.

Церковь Христа Спасителя в Батуми. 1885–1887 гг.Церковь Христа Спасителя в Батуми. 1885–1887 гг.

Церковь во имя вмц. Параскевы в С.-Петербурге на Охтинском пороховом заводе была спроектирована М. первоначально (1887 ) в виде часовни на средства действительного статского советника В. Я. Яковлева. Квадратное в плане кирпичное сооружение со скошенными углами имело завершение в виде высокого шатра с 2 ярусами слуховых окон и луковичной главкой. Богатый декор в московско-ярославском стиле был представлен крупномасштабными порталами, наличниками и киотами с килевидными навершиями, профилями и орнаментальными поясами кирпичной кладки. Внутреннее пространство было крестообразным в плане. Часовня была перестроена в 1896-1897 гг. в церковь с сохранением в целом внешнего вида архит. П. И. Гилёвым. Храм был закрыт в 1929 г., в 1936 г. снесен.

Армянская ц. во имя Христа Спасителя в Батуми (1885-1887, восстановлена в 1993-2000, ул. З. Гамсахурдия) выполнена в традиционном для этого типа храмов т. н. кавказском варианте визант. стиля. Трехчастное одноглавое здание с маленькой колокольней над притвором имеет ступенчатую композицию и декорировано перспективным порталом, щипцами-фронтонами, аркатурно-колончатым поясом (3-гранная апсида и боковые фасады), 3-частными венецианскими и арочными окнами, имеет облицовку камнем. Храм и колокольню венчают типичные конусообразные шатры. Прямоугольный в плане объем разделен на 3 нефа, здание 8-столпное.

В 1892 г. М. переработал проект 2-этажного Успенского собора Веркольского Артемиева мон-ря. Самый большой храм в Пинежье был построен при непосредственном участии св. Иоанна Кронштадтского: он неоднократно бывал в Веркольской обители, расположенной на пути к его родине, погосту Сура. Собор был заложен при наместнике архим. Виталии 17 сент. 1891 г., в 1897 г. освящен при участии св. Иоанна Кронштадтского. Престол нижнего храма, рассчитанного на 400 чел., был освящен им в честь Рождества Христова. Собор построен в традициях архитектуры XVII в. Величественный столпообразный храм с квадратным в плане основным объемом был увенчан компактным малым луковичным пятиглавием (утрачено), с востока располагалась 2-ярусная полукруглая в плане апсида. Его отличительными элементами являются огромное живописное крытое крыльцо во всю ширину храма с 2 входами в помещение, завершенное приземистым шатриком, и открытая галерея для крестного хода в виде балкона на уровне 2-го этажа (не сохр.). Наружный декор храма (наличники с навершиями в виде 3-частных килевидных кокошников, полуциркульные кокошники) в стилистике XVII в. частично утрачен. Принцип коврового декора здесь не использовался. Верхний храм, двусветный, с хорами, вмещал 600 чел. Иконы величественного 5-ярусного резного иконостаса в стилистике рус. узорочья написал Н. М. Сафонов (частично сохр. остов, внутреннее убранство утрачено). Храм был закрыт в советское время, реставрационные работы не проводились.

Вместе с архитекторами А. Н. Померанцевым (руководитель постройки в 1896-1902), его помощником А. Н. Смирновым и А. Ю. Янгом М. принимал участие в строительстве по проекту Томишко (1885) мемориального храма Рождества Христова на Шипкинском перевале в память о русских воинах, погибших в войне с Турцией за освобождение Болгарии. Церковь построена в московско-ярославском стиле приходских храмов XVII в.

Собор Успения Пресв. Богородицы Веркольского Артемиева мон-ря. 1891–1897 гг.Собор Успения Пресв. Богородицы Веркольского Артемиева мон-ря. 1891–1897 гг.

Оригинальной архитектурой отличается часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских (Никольская ц.) (1904-1910, совр. городской пос. Мир Кореличского р-на Гродненской обл.), к-рая входит в ансамбль Мирского замка и усадебного дома, расположенного в англ. парке. Часовня-церковь построена по проекту М. на средства кнг. К. М. Святополк-Мирской и освящена, вероятно, в честь небесного покровителя ее умершего мужа. В склепе, рассчитанном на 20 могил, были захоронены 6 представителей княжеского рода. Эскиз часовни М. датирован 1901 г., 24 авг. 1902 г. новаторский проект М. в «русско-романском» варианте раннего модерна был одобрен Строительным отд-нием Минского губернского правления. Вероятно, М., добиваясь соответствия архитектуры храма средневековому замку, обратился к асимметричному объемно-пространственному решению церковного здания с устремленным вверх силуэтом, в к-ром доминирует квадратная в плане 3-ярусная башня-звонница, а также использовал в отделке красным кирпичом, камнем и бетоном неоготические и неороманские детали. Высокая звонница расположена на углу, над боковым крыльцом, ведущим в крипту-усыпальницу, асимметрично центральной оси фасада, и покрыта шлемовидным куполом. На плоскостях стен звонницы имеются узкие щели-проемы, верхний ярус звона открыт. Основной объем храма в плане традиционен: 3-частный, прямоугольный, со «срезанными» углами. К нему примыкает высокая 5-гранная апсида. К главному входу, оформленному приземистым арочным перспективным порталом, ведет лестница, притвор значительно вынесен наружу, оконные проемы высокие и узкие. Формы модерна сочетаются в храме с выбеленными элементами ретроспективного декора (орнаментально-декоративные пояса, профилированные карнизы, сухарики, полуколонки, лопатки, рустованные наличники, металлические ограждения решеток), пластически и колористически насыщенного. Фасады украшены мозаичными иконами, сохранилось огромное панно с изображением Спаса Вседержителя в киоте с фронтоном. На звоннице размещался картуш с изображением гербов древнейших рус. городов. Основной объем перекрыт сомкнутым сводом и расписан в терракотовых и фиолетовых тонах. Храм был закрыт и разграблен в 1939-1940 гг., использовался под зернохранилище. В 2004-2008 гг. проведены основные реставрационные работы. Осенью 2009 г. был установлен новый дубовый иконостас, изготовленный в г. Барановичи по образцу исторического, выполненного по проекту М. и фрагментарно сохранившегося в ц. в честь Жировичской иконы Божией Матери в г. Берёзовка Гродненской обл. В храм возвращен крест над царскими вратами, паникадило находится в Троицкой ц. Мира. С 2014 г. возобновились богослужения. Мирский замково-парковый комплекс в 2000 г. включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских в пос. Мир Гродненской обл. 1904–1910 гг.Часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских в пос. Мир Гродненской обл. 1904–1910 гг.

В 1888 г. возник замысел постройки кафедрального храма Гурийско-Мингрельской епархии в г. Поти. Разработка окончательного варианта на основе проекта гражданского инженера А. У. Зеленко (1904) была поручена М.; переработанный проект был утвержден 20 дек. 1905 г. На работу зодчих оказали влияние проекты крупнейших храмов нач. ХХ в. в визант. стиле: Александро-Невского собора в Софии (архит. Померанцев; 1897, 1904-1912) и прежде всего Никольского Морского собора в Кронштадте (архит. В. А. Косяков; 1902-1913). Местоположение собора в древнем городе на берегу Чёрного м. определило визант. стиль постройки. Строительством (сент. 1906 - май 1907) руководил инженер А. А. Полевицкий. Авторы стремились передать формы и конструкции к-польской Св. Софии, только в меньшем размере (длина без портала 36 м, ширина 32 м, высота до купола 32 м, рассчитан на 2400 чел.). Находясь на площади с радиально отходящими от нее улицами (ныне пл. Руставели), храм играет важную градостроительную роль. Он стал первой в России полностью выстроенной из железобетона крупной церковью. Его образу свойственны динамизм и внутреннее напряжение, лаконичный характер отделки, в значительной степени продиктованные материалом. Собор представляет собой купольную базилику с планом, близким к овалу. С востока к основному объему примыкает 3-частная алтарная апсида сложной формы, с запада - развитый притвор с 3 арками портала и звонницей, завершенный главкой. Необычную кривизну имеют массивный центральный барабан и сам купол, а также примыкающие к нему с востока и запада полукупола, к к-рым в свою очередь с севера и юга примыкают малые полукупола. Они, как и общий силуэт здания, напоминают о стилистике модерна. Чашеобразная форма «перетекающих» друг в друга куполов и плоские перекрытия помимо эстетического эффекта предотвращали распор конструкции. Из-за слабости грунтов при постройке был применен сплошной каменный фундамент. Ребристый купол не давал большой нагрузки. Наружные стены и лопатки с целью улучшения отопления и вентиляции, а также акустики здания сделаны двойными, с воздушной прослойкой. Северную и южную 2-этажные галереи с востока замыкали 2 придела. Через аркады, поддерживаемые колоннами, они открывались в просторное подкупольное пространство. Две лестницы, фланкирующие главный вход, вели на хоры. Декоративные своды были подвешены к плоским перекрытиям. Алтарная конха прорезана 4 рядами окон. Новаторский характер архитектуры собора более свойствен творчеству Зеленко, чем М. К 1908 г. были завершены росписи (худож. В. И. Думитрашко, не сохр.). Собор закрыт в 1932 г., восстанавливается с 2005 г.

М. принадлежит проект постройки часовни в с. Кой Кашинского у. Тверской губ. Квадратная в плане, она завершена невысоким шатром и декорирована в стиле XVII в. (килевидные кокошники, колонки).

Собор ап. Андрея Первозванного в Поти, Грузия. 1905–1907 гг. Фотография. 1908 г.Собор ап. Андрея Первозванного в Поти, Грузия. 1905–1907 гг. Фотография. 1908 г.

Для поздних церковных проектов М. характерен поиск новых форм в рамках рус. стиля. Проект часовни (1907) в дер. Горшки Пермских у. и губ. (вероятно, Богоявленская церковь, 1913, не сохр.) представляет традиционный по планировке, симметричный по продольной оси 3-частный храм с прямоугольными объемами. Однако зодчий стремился обогатить композицию, использовав сильно вынесенное крыльцо под щипцовой кровлей, необычную форму колокольни над притвором с высоким узким шатром на низком ярусе звона, высокую скатную кровлю основного объема, на гребне к-рой в ряд возвышаются 3 декоративные луковичные главки (средняя - на шатрике), напротив - низкий, тоже с главкой алтарный прируб.

Проект церкви для с. В. Холчи Фатежского у. Курской губ. (не сохр.) также консервативен по своей 3-частной композиции. Колокольня соединена трапезной в одну ось с основным объемом церкви, перекрытым сомкнутым сводом и завершенным компактным миниатюрным декоративным луковичным пятиглавием. С востока к нему примыкают 3 полуциркульные в плане алтарные апсиды. К чертам неорус. стиля можно отнести высокие кровли, декоративные горизонтальные пояса на фасадах, мощный перспективный портал приземистых пропорций и дугообразные навершия наличников сдвоенных и строенных окон. Оригинальна гигантская столпообразная колокольня, напоминающая кампанилу собора св. Марка в Венеции и увенчанная малым пирамидальным шатром с 2 рядами окон-слухов. Столп прорезают расположенные по вертикали в ряд узкие окна-бойницы, в основании шатра по каждому фасаду килевидные кокошники, в поле к-рых помещено по 3-частному окну. Т. о., М.- уникальный по разнообразию решаемых им творческих и технических задач зодчий, мастер московско-ярославского стиля в храмостроительстве, но большинство его произведений были уничтожены в советское время.

М. был женат на дочери доктора медицины, статского советника М. А. Витте, имел 3 дочерей. Отличавшийся слабым здоровьем, в 1913 г. он получил длительный отпуск для лечения за границей. Вернувшись в Петроград, М. нек-рое время преподавал в Высшем художественном уч-ще и проживал на набережной р. Фонтанки, 64; вскоре умер в нужде. Могила утрачена.

Проекты: Собор в Баку: Фасады, разрезы, планы, перспективный вид // Зодчий. СПб., 1889. № 3/4. Л. 35-38; Армянская церковь в г. Батуме: Фасады, план, разрез // Там же. 1890. № 1/2. Л. 38, 39; Церковь и часовня близ ст. Борки: Фасад, разрез, план // Там же. 1891. № 3/4. Л. 31-35; Проект памятника имп. Александру II в Чернигове // Строитель. 1896. № 10/11/12. С. 501-502; Проект церкви при Веркольском мон-ре в Архангельской губ. // Строитель. СПб., 1898. № 5/6. С. 219-220; Технологический институт в Томске // Зодчий. 1898. № 9. Л. 47-50; Ремесленно-воспитательное заведение им. И. Н. Трапезникова в Иркутске: Фасад, планы, разрез, детали // Там же. 1900. № 3. Л. 16-18; Монумент в память свящ. коронования имп. Александра III в Чернигове // НЖМВД, [1802-1902]. СПб., 1902. С. 171; Проект часовни в д. Горшки, Пермской губ. // Там же. 1907. № 22. Л. 29; Техническое уч-ще в г. Астрахани // Там же. 1916. № 51. Л. 45; Проект церкви для с. Верх. Колчи, Фатежского уезда, Курской губ. // Там же. 1916. № 45. Л. 50.
Соч.: Об упрощении способа составления смет на казенные строительные работы // Тр. I Съезда рус. зодчих 1892 г. СПб., 1894. C. 341-361; К эскизу технического училища в Астрахани // Зодчий. 1916. Вып. 50. С. 456-458; Руководство для составления смет на казенные гражданские сооружения и упрощение расчетов Урочного положения. Пг., 1915; Построение архитектурных перспектив. М.; Л., 1930.
Ист.: РГИА. Ф. 789. Оп. 11 «М». Д. 115; Ф. 1293. Оп. 116. Д. 36.
Лит.: Барановский Г. В. Архитектурная энцикл. 2-й пол. XIX в. СПб., 1902. Т. 1. С. 121-122, 126, 127-129, 151, 209, 227, 229, 231; 1908. Т. 2. Ч. 2. [Отд. 6]: Средние школы. С. 366-374. № 95-96; С. 229-231. № 97; Юницкий А., прот. История церквей и приходов Бакинской губ. (1815-1905 гг.). Баку, 1906; Куриленок М. И. Постройка железобетонного кафедрального собора в г. Поти. СПб., 1908; Ленская Н. Академик архитектуры Марфельд // Блокнот агитатора. М., 1986. № 17. С. 49-55; Архитекторы-строители С.-Петербурга / Авт.-сост.: А. М. Гинзбург. СПб., 1996; Миропольская Р. А. Здание Имп. Человеколюбивого об-ва - выдающийся памятник архитектуры нач. XX в. // Петербургские чт., 1998-1999. СПб., 1999. С. 238-240; Тимофiєнко В. Г. Зодчi Украïни кiн. XVIII - поч. XX ст.: Бiогр. довiдник. К., 1999; Кулагiн А. М. Эклектыка: Архiтэктура Беларусi др. пал. XIX - пач. XX ст. Минск, 2000. С. 79-80; Кириков Б. М. Петербург нем. архитекторов: От барокко до авангарда. СПб., 2002. С. 275-282; Коева М. Руски архитекти, работили в България през периода 1879-1912 гг. // Она же. Архитектурното наследство и съвременният свят: Сб. студии и статии. Варна, 2003-2012. (Електр. гуд.); Залесов В. Г. Р. Р. Марфельд // Томские зодчие прошлых веков. Томск, 2004. С. 29-30; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России, 2-я пол. ХIХ - нач. ХХ в. СПб., 2005. С. 179-180, 212-213, 249; он же. Искусство историзма и гос. заказ. М., 2008. С. 221, 245; Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России, сер. XIX - нач. ХХ в. СПб., 2006. С. 204; Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Дома и люди Васильевского о-ва. СПб., 2007; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 20103; Исторические кладбища С.-Петербурга / Сост.: А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. М.; СПб., 20112; Новицкая О., Прокопенко Л. Княжеская церковь-усыпальница в Мире // Рэстаўрацыя Мiрскага замка: Праблема захавання прыроднага и культурнага ландшафтаў: Навукова-практ. канф., г. п. Мiр, 6 чэрвеня 2010 г. Нясвiж, 2012. С. 87-91; История рус. искусства. М., 2013. Т. 17: Искусство 1880-1890-х гг. С. 100-101.
Прот. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
  • АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
  • АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор