Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАТЕЙ БАСАРАБ
44, С. 309-310 опубликовано: 30 апреля 2021г.


МАТЕЙ БАСАРАБ

Матей Басараб с супругой. Ктиторская композиция в ц. Непорочного зачатия в Пунте, Румыния. XVIII в. (?)
Матей Басараб с супругой. Ктиторская композиция в ц. Непорочного зачатия в Пунте, Румыния. XVIII в. (?)

Матей Басараб с супругой. Ктиторская композиция в ц. Непорочного зачатия в Пунте, Румыния. XVIII в. (?)

(Брынковяну) [румын. Matei Basarab] (ок. 1580, Брынковени - 9.04.1654, Tырговиште), господарь Валахии (сент. 1632 - 9 aпр. 1654), один из наиболее могущественных и влиятельных валашских правителей; крупный политический деятель, военачальник, покровитель Православной Церкви в Валахии. Происходил из боярского рода Брынковяну, сын боярина Данчу из Брынковени и Станки. В 1608-1627 гг. занимал должность постельничего и пахарника (чашника), в 1628-1630 гг.- великого аги (боярский титул 2-го ранга, обычно губернатор города). Был женат на кнг. Елене, сестре известного книжника Удриште Нэстурела. В авг. 1632 г. возглавил заговор против валашского господаря тур. ставленника Раду Ильяша, отстраненного от престола, и в сент. при военной поддержке Трансильвании и пашей Силистрии и Очакова пришел к власти. В окт. 1632 г. в битве при Обилешти разгромил тур. ставленника Раду Ильяша, в февр. 1633 г. добился офиц. признания своего господарского статуса Портой. Способствовал экономическому развитию страны, укрепил господарскую власть. Во внешней политике поддерживал дружественные отношения с Трансильванией, заключил мирные договоры с Османской империей (1636), Речью Посполитой (1637), Венецией (1639). Имел напряженные отношения с Молдавским княжеством, особенно после вступления на молдавский престол в 1634 г. Лупу Василе, неоднократно пытавшегося захватить валашский престол.

Матей Басараб. Марика Брынковяну. Роспись церкви мон-ря Брынковяну. XVII в.
Матей Басараб. Марика Брынковяну. Роспись церкви мон-ря Брынковяну. XVII в.

Матей Басараб. Марика Брынковяну. Роспись церкви мон-ря Брынковяну. XVII в.

В конце правления М. Б. произошло крупное восстание сейменов - военных наемников при господарском дворе, к-рым М. Б. отказывался платить жалованье и к-рых намеревался обложить налогом. Восставшим удалось захватить столицу страны Тырговиште; в сражении у с. Финта М. Б. был тяжело ранен. Был похоронен рядом со своей женой Еленой в господарской церкви в Тырговиште, но после осквернения могил останки супругов были перенесены в мон-рь Арнота, к-рый М. Б. выстроил в 1633-1636 гг. В городах Румынии и Республики Молдова в его честь воздвигнуты памятники, именем М. Б. названы улицы и лицеи.

М. Б. считается самым крупным покровителем Православия и искусства в Валахии. Возобновил традицию распространения церковных книг, зародившуюся еще в XVI в. В правление М. Б. при помощи митр. Киевского свт. Петра (Могилы) были организованы типографии в Кымпулунге и Говоре, его книгопечатная деятельность известна как «золотой век» румын. культуры. В типографиях Кымпулунга, Говоры, мон-ря Дялу и митрополии Тырговиште были напечатаны 10 слав. книг и книги, переведенные на румын. язык с греч. и слав. языков. Первой румын. книгой, изданной при М. Б., стал сборник валашских законов «Pravila cea mica» (Сокращенные правила. Говора, 1640). В Говоре также было издано «Evanghelie învăţătoare» (Поучительное Евангелие, 1642), в Тырговиште - «Pogrebania preotilor» (Чин погребения священнослужителей, 1650), «Mystirio, или Sacrament» (Таинство, 1651) и «Târnosanie» (Обновление, 1952). Сборник гражданских и церковных законов «Îndreptarea legii», или «Pravila cea mare a lui Matei Basarab» (Великое уложение Матея Басараба. Тырговиште, 1652), был востребован во всех румын. княжествах, особенно в Трансильвании, где им пользовались до нач. XIX в.

В правление М. Б. и при его поддержке возведены и отреставрированы 126 памятников, в т. ч. 46 православных церквей и монастырей были отстроены заново, а также господарские замки в Кымпулунге, Бухаресте и Тырговиште, господарские дома в Брынковени и Каракале, епископальный кафедральный собор в Рымнике, мон-ри Арнота, Стрехая, Кэлдэрушани, Садова, Мэксинени, Плэтэрешти, Корнэцел, скиты Бэрбэтешти, Дымбовица, Пину, Бузэу, церкви во имя святых Константина и Елены в Тырговиште, во имя свт. Николая «Андронешти» в Тырговиште, во имя вмч. Георгия в Питешти, св. Апостолов в Бухаресте, вмч. Димитрия в Крайове и др. При его поддержке были построены церкви на правом берегу Дуная: во имя вмц. Параскевы и вмч. Пантелеимона в Видине, св. Апостолов в Шиштове (Свиштове); церковь в Порчешти в Трансильвании; возведен мон-рь Совежа в Молдове. Также М. Б. делал значительные пожертвования афонским обителям: Ксенофонта преподобного монастырю, Великой Лавре, Дионисия преподобного монастырю, Русскому великомученика Пантелеимона монастырю, Хиландару, Симонопетре, Кутлумушу, Пантократору. Согласно духовному завещанию М. Б. и следуя его примеру, валашские великие бояре также воздвигли более 50 церквей и мон-рей.

Ист.: Radu Popescu. Istoriile domnilor Ţărîi Rumăneşti // Cronicari munteni. Bucur., 1961. Vol. 2. P. 251; Miron Costin. Letopiseţul Ţărîi Moldovei de la Aaron-vodă încoace // Letopiseţul Ţărîi Moldovei. Chişinău, 1990. P. 135-248.
Лит.: Leca O.-G. Familiile boiereşti române: Istorici genealogie (dupa izvoare autentice). Bucur., 1899. P. 57; Giurescu C. Istoria românilor. Bucur., 1944. Vol. 3. Pt. 1: De la moartea lui Mihai Viteazul până la sfârşitul epocii fanariote, 1601-1821. P. 53-80; Veniamin N. Ctitoriile lui Matei Basarab. Bucur., 1982; Stoicescu N. Matei Basarab. Bucur., 1988; Bulei D. Viaţa culturală şi cartea tipărită în vremea lui Matei Basarab // Tyragetia. Serie nouă. Chişinău, 2013. Vol. 7(22). N 2. Р. 89-96.
И. Черетеу