МАТРОНА
Том XLIV, С. 330-331
опубликовано: 5 мая 2021г.

МАТРОНА

Содержание
Мц. Матрона Фессалоникийская, со сценами мучений. Икона. XIX в. (частное собрание)Мц. Матрона Фессалоникийская, со сценами мучений. Икона. XIX в. (частное собрание)

[Греч. Ματρώνα] (III-IV вв.), мц. Фессалоникийская (пам. 27 марта; пам. зап. 15 марта, 20 февр.; пам. визант. и древнерус. 28 марта). На греч. языке сохранились только краткие Жития в составе визант. Синаксарей, напр. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 563) под 27 марта или в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 373) под 28 марта. На латыни имеются 2 Мученичества этой святой - BHL, N 5687b, 5688. Сюжет изданного А. Понселе Мученичества BHL, N 5687b совпадает с греческим, но в этом тексте приведена прямая речь и подробнее изложены события, которые связываются с праздником евр. пасхи. Понселе считал, что именно Мученичество BHL, N 5687b, а не фантастическое Мученичество BHL, N 5688 стало источником статьи о М. в Мартирологе Флора Лионского (IX в.) и др. авторов.

Христианка М. была рабыней иудейки Павтилы (Плавтиллы, Пантиллы), супруги стратопедарха (военачальника) Фессалоники. М. сопровождала свою госпожу в синагогу и оставалась у входа. Как только Павтила заходила внутрь, М. спешила в христ. церковь. Однажды М. не успела вернуться, и одна из служанок донесла, что она посещает церковь. Тогда Павтила велела бичевать М. и, связав, заключить в темницу. Через неск. дней темницу открыли и увидели, что М. свободна от уз и славословит Христа. М. жестоко избили, потом снова связали и заперли в темнице, запечатав двери. Святая пребывала без пищи и воды 4 дня. Павтила, сняв печати и отворив двери, опять застала М. развязанной и стоящей на молитве. Она нещадно била М. толстыми палками, после чего святая скончалась в темнице. Павтила при помощи некоего Стратоника сбросила завернутое в кожу тело М. с городских стен. Вскоре Павтилу постигла Божия кара - она поскользнулась и разбилась в винодавильне. Христиане похоронили М. близ Эгнатиевой дороги (Via Egnatia). Н. К. Муцопулос считает местом мучения М. район Золотых ворот (Moutsopoulos. 1987. P. 147, 149-150). Г. Харизанис предположил, что кладбищенская базилика и мартирий, обнаруженные в 1980 г. при прокладывании ул. 3 Сентября между комплексом международной выставки и 3-м армейским корпусом, первоначально были освящены во имя М. (до строительства ее церкви внутри города), а уже затем - во имя мц. Анисии, как считают большинство исследователей (Χαριζάνης. 2005. Σ. 40-41). По сообщению синаксарного Жития М., в 1-й четв. IV в. Александр, еп. Фессалоникийский, построил ц. во имя М. внутри города, где и положил ее честные мощи. По мнению Муцопулоса, возведенный еп. Александром храм М. находился к западу от Безестена (Moutsopoulos. 1987. P. 150-151). Еще об одной церкви (или мон-ре), посвященной М., упоминается в 1-м собрании чудес вмч. Димитрия Солунского, составленном Иоанном, архиеп. Фессалоникийским. При имп. Маврикии (582-602) во время 1-й атаки на Фессалонику аваро-слав. завоеватели натолкнулись на небольшую «крепость св. Матроны» (мон-рь св. Матроны, крепость с ц. св. Матроны?) вне стен города. Из-за ночной темноты и незнания местности они приняли ее за Фессалонику и осаждали до рассвета (Lemerle P. Les plus anciens recueils des Miracles de St. Démétrius et la pénétration des Slaves dans les Balkans. P., 1979. Vol. 1: Le texte. P. 134-135). По мнению археолога Э. Марки-Ангелку, это церковное строение находится в совр. районе Неа-Эфкарпия (где в 1981 был обнаружен фундамент мощной стены с башней), согласно Ж. М. Спизер - к востоку от Фессалоники, а по предположению Муцопулоса - к северо-востоку от акрополя, на вершине холма Кара-Тепе (Moutsopoulos. 1987. P. 160-161). Видимо, монастырь Матроны сгорел во время 33-дневной осады Фессалоники в 618 г., как и др. церковные постройки вне стен города.

В период лат. господства мощи М. были перенесены в Барселону и помещены в храме, разрушенном в ходе гражданской войны. Часть мощей М. находится в Мазере близ Тулузы.

И. Делеэ считал, что к М. могла относиться запись в Иеронимовом Мартирологе под 25 марта с памятью Дулы, т. е. рабыни, служанки (MartHieron. Р. 159; MartHieron. Comment. Р. 160). Кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог (XVI в.) память М. под 15 марта (MartRom. Р. 97). В Александрийском Синаксаре Михаила, еп. Атрибского, память М. отмечена под 7 сент.

Ист.: BHL, N 5687b, 5688; Poncelet A. Catalogus codicum hagiographicorum latinorum Bibliothecae Nationalis Taurinensis. Appendix: 1. Passio St. Matronae virginis Thessalonicensis // AnBoll. 1909. Vol. 28. P. 461-463; ActaSS. 1735. Mart. T. 2. P. 396-398; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 145; ЖСв. Март. С. 570-571.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 87, 89; Т. 3. С. 119; Sauget J.-M. Matrona, santa, martite di Tessalonica // BiblSS. Vol. 9. Col. 105-106; Moutsopoulos N. K. Monasteries Outside the Walls of Thessaloniki During the Period of Slav Raids // Cyrillomethodianum. 1987. T. 11. P. 129-194; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 328; Κραλίδης ᾿Α. Ματρώνα ἡ ἐν Θεσσαλονίκῃ μάρτυς // Τὸ ῾Αγιολόγιον τῆς Θεσσαλονίκης. Θεσ., 1997. Τ. 2. Σ. 32-36; Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 271-272; Χαριζάνης Γ. Οι απαρχές του μοναχισμού στη Θεσσαλονίκη: Θεσσαλονικείς μάρτυρες και μοναστικά καθιδρύματα που εμφανίσθηκαν στην Πόλη, ως την έναρξη της εικονομαχίας (726) // Μακεδονικά. Θεσ., 2005. Τ. 34. Σ. 35-64.
О. В. Л.

Иконография

Изображения мученицы встречаются в византийском искусстве в рукописных и настенных минологиях, а также на минейных иконах. Ранний образ М. сохранился на одной из 6 минейных икон (т. н. гексаптих) кон. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Изображение М. включено в Минологий деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 33r, 1322-1340 гг.) - в мафории розового оттенка, в руке держит крест; на миниатюре из греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O. I. 58. Л. 107, кон. XV в.) М. написана в рост в минейной части под 27 марта, облачена в монашеские одежды, в схиме, на голове плат (куколь), в правой руке держит крест, в левой - закрытый свиток. Образ святой представлен в настенных минологиях в ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (между 1334 и 1343) и в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350).

В русском искусстве М. изображалась на минейных иконах, напр. на иконе на март, нач. XVII в. (ЦАК МДА). Она представлена среди избранных святых: напр., на правой створке складня-кузова с вкладной иконой «О Тебе радуется...» (кон. XVIII в., ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ; Сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. Кат. 176); на поле иконы «Не рыдай Мене, Мати» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Елизаветина (Де Буара)); на иконе из Спасо-Пробоинской ц. в Ярославле «Св. Иоанн Предтеча, арх. Михаил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобные Евдокия и Симеон Столпник, мученицы Татиана и Матрона» (1-я треть ХVIII в., ЯХМ; см.: Маленькие шедевры больших мастеров: Иконы Ярославля XVI-XIX вв. из собр. ЯХМ. М., 2006. Кат. 27. С. 62-63). В XVIII-XIX вв. встречается народный вариант написания имени святой - Матрёна, напр. на иконе «Избранные святые с Ангелом Хранителем» (1894; см.: Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005. Сat. 83) - в белом плате, с крестом в руке.

Н. В. Герасименко
Рубрики
Ключевые слова
См.также