(Померанцев Михаил Владимирович, 1881, с. Толмачёво Брянского у. Орловской губ.- 27 авг. 1918, Пермская губ.), прмч. (пам. 14 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи священника. В 1896 г. по окончании 2-го Орловского ДУ был принят в Орловскую ДС, в к-рой проучился до 1902 г. В том же году поступил в КДА. В 1906 г. окончил академию со степенью кандидата богословия. 3 окт. того же года назначен преподавателем Орловской ДС. С 10 февр. 1908 г. преподаватель Орловского жен. епархиального уч-ща, 19 июня того же года переведен на должность помощника смотрителя Камышинского ДУ в Саратовской губ. 3 сент. 1911 г. назначен преподавателем Олонецкой ДС. В дек. того же года принял в Киеве монашеский постриг с именем Матфей, был рукоположен во иерея и стал заведующим церковноприходскими школами при Киево-Печерской лавре. 20 марта 1914 г. назначен помощником смотрителя Осташковского ДУ в Тверской губ. С 28 окт. 1916 г. смотритель Осташковского ДУ. 8 февр. 1917 г. стал ректором Пермской ДС с возведением в сан архимандрита.
Летом 1917 г. избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от монашествующих. Был одним из наиболее активных участников Собора, поддерживал восстановление Патриаршества, выступал за укрепление церковной иерархии, призывал к осторожности во введении в епархиальное и приходское управление выборного начала. Участвовал в работе над проектами соборных постановлений о духовных учебных заведениях, о мон-рях и монашествующих, о приходском уставе, о поводах к расторжению церковного брака. Особенно заметной была деятельность М. на Соборе в связи с антицерковной политикой большевиков после окт. 1917 г. С 28 марта по 24 авг. 1918 г. М. входил в состав соборной комиссии, рассматривавшей случаи гонений на Церковь со стороны советских властей. 2 апр. 1918 г. на соборное рассмотрение было внесено составленное М. и подписанное вместе с ним еще 86 членами Собора заявление о необходимости противодействия «церковному большевизму» (так назывались выступления части духовенства и паствы под революционными лозунгами при поддержке новых гражданских властей против законной церковной иерархии). М. расценивал «церковный большевизм» как «пагубную измену ради личных выгод и материального интереса» и выступал за решительную борьбу с этим явлением. 18 апр. 1918 г. после доклада М. было принято соборное постановление «О мероприятиях к прекращению нестроений церковной жизни». В нем архиереи, иереи, монашествующие и миряне, противившиеся законному церковному руководству и при этом обращавшиеся за поддержкой к гражданской власти и через то навлекавшие гонения на Церковь, осуждались как «непокорники и противники церковные». Священнослужителей, виновных в подобных деяниях, предписывалось запрещать в служении, а при отсутствии покаяния - снимать с должности и лишать духовного звания, мирян отлучали от Церкви.
9(22) февр. 1918 г., после получения Собором сведений о мученической кончине Киевского и Галицкого митр. сщмч. Владимира (Богоявленского; † 25 янв. / 7 февр. 1918), М. вместе с др. членами Собора подписал заявление о принятии мер к расследованию обстоятельств смерти митр. Владимира. 10(23) февр. на соборном заседании М. был уполномочен на поездку в Киев для получения сведений о гибели митр. Владимира. 13(26) февр. Соборный совет отменил решение о поездке М. в связи с приездом в Москву Черниговского митр. Платона (Рождественского), к-рый находился в Киеве во время гибели митр. Владимира. Однако в своем выступлении на заседании 14(27) февр. М., вновь настаивая на необходимости отправки в Киев соборных представителей, доложил Собору известные ему факты, связанные со смертью митр. Владимира, и обратил внимание на пассивность в этот момент братии Киево-Печерской лавры, что он объяснял событиями в церковной жизни на Украине в кон. 1917 - нач. 1918 г. На том же заседании Собор принял решение о создании комиссии для расследования убийства митр. Владимира. В ее состав вошли Тамбовский архиеп. сщмч. Кирилл (Смирнов; с 1 апр. 1918 митрополит), М. и член Собора С. П. Руднев. По объективным причинам (в частности, из-за отъезда митр. Кирилла в Баку) поездка в Киев комиссии в полном составе не состоялась, однако 20 июля Собор утвердил решение Соборного совета о командировке М. в Киев для расследования обстоятельств гибели митр. Владимира. С 18 июля он находился в Киеве, опрашивая свидетелей событий. Вернувшись в Москву, М. выступил на соборном заседании 16 авг. 1918 г. с докладом об обстоятельствах убийства митр. Владимира. В своем докладе он акцентировал внимание на негативном отношении к митр. Владимиру сторонников отделения Церкви Украины от Русской Церкви, возложив часть ответственности за гибель архипастыря на противников митр. Владимира среди братии Киево-Печерской лавры и особенно на проживавшего в лавре в тот момент и поддержавшего автокефалистов бывш. архиеп. Владимирского Алексия (Дородницына). Также в своем докладе на Соборе М. указал на упущения в действиях лаврского начальства в связи с убийством митр. Владимира. Последнее замечание было оспорено на заседании Собора 26 авг. Чигиринским еп. сщмч. Никодимом (Кротковым; впосл. архиепископ), указавшим на неточности в докладе М.
М. испросил у Соборного совета разрешение на поездку в Пермь по служебным делам. При этом он сообщил о готовности при необходимости принять участие в работе комиссии Собора по делу Пермского еп. сщмч. Андроника (Никольского; † 20 июня 1918). Решением Собора для выяснения судьбы еп. Андроника в Пермь были посланы Черниговский архиеп. сщмч. Василий (Богоявленский) и член Собора мч. Алексий Зверев, вместе с к-рыми М. расследовал с согласия советских властей обстоятельства ареста и убийства архиеп. Андроника. После завершения расследования М. отбыл из Перми по железной дороге вместе с архиеп. Василием и Алексием Зверевым. По пути в Москву, недалеко от Вятки (ныне Киров), за мостом через р. Каму, поезд был остановлен красноармейцами, которые вывели членов соборной комиссии из вагона и расстреляли (по др. сведениям, изрубили шашками). Материалы расследования вместе со значительной денежной суммой, собранной в Перми на нужды Собора, были похищены. Тела убитых тайно закопали, а впосл. выкопали и сожгли.
М. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.