МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLIV, С. 407-410
опубликовано: 21 мая 2021г.

МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

Махерасский монастырьМахерасский монастырь

[Греч. ῾Ιερὰ Μονὴ Μαχαιρᾶ], действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви. Находится в 40 км к югу от Никосии (Лефкосии), расположен в вост. части горного массива Троодос, на высоте 870 м над уровнем моря. М. м. возник в XII в., но из-за пожаров визант. постройки не сохранились. Чудом уцелели 2 реликвии визант. периода: палладиум мон-ря - чудотворная икона Божией Матери «Махериотисса» (приписываемая кисти ап. Луки; искусствоведы датируют ее Х в. или 2-й пол. XI в.) и рукописный монастырский устав прп. Нила (1201-1210), благодаря к-рому стала известна история основания обители. Палестинские монахи прп. Неофит и его ученик прп. Игнатий ок. 1145 г. покинули Иорданскую пустыню и приплыли на Кипр. Сначала они остановились в свт. Иоанна Златоуста монастыре близ Куцовендиса, а затем основали собственный мон-рь на одной из вершин напротив горы Кьония (высота 1423 м). Устав 1201-1210 гг. умалчивает об обретении иконы, однако по местному преданию, изложенному В. Г. Григоровичем-Барским, на месте основания мон-ря, в пещере, по-видимому со времени иконоборческих гонений, была оставлена икона Божией Матери, к которой был привешен нож (Григорович-Барский. 1886. С. 318). Из-за него икона и получила свое необычное название «Махериотисса» (Μαχαιριώτισσα, Παναγία τοῦ Μαχαιρᾶ; от греч. μαχαίρι - нож). В более поздних легендах история с ножом изложена по-иному (преподобные Неофит и Игнатий при помощи ножа расчистили вход в пещеру, где затем обрели икону - Победимская. 2007. С. 42) или вообще обретает переносный смысл (зимой здесь задували пронизывающие, как нож, ветры - Parthog. 1995. P. 200). Хранящийся в М. м. образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритисса, на котором Божия Матерь представлена без Младенца, в повороте 3/4, с молитвенным жестом рук. Первоначальная киноварная надпись ΑΓΙΟ/ΣΩΡΙΤΗΣΑ изменена на выполненную более темной краской ΜΑΧ/ΡΙΩΡΙΤΗΣΑ.

Согласно рассказу в уставе 1201-1210 гг., к отшельникам присоединился мон. Прокопий, а затем возле них стали собираться и др. иноки. Для получения средств на строительство мон-ря было решено отправиться в К-поль к имп. Мануилу I Комнину (1143-1180). По мнению исследователей, скорее всего эта поездка состоялась в 60-х гг. XII в. (BMFD. Vol. 3. P. 1107). Император пожаловал новой обители ежегодное содержание в размере 500 номисм, выделил землю в окрестностях горы Кьония, дал привилегии, в т. ч. ограничение прав местного Тамасского епископа и титулование императорским мон-рем. На деньги Мануила I были построены небольшая ц. во имя Пресв. Богородицы и кельи. К моменту смерти игум. Прокопия монашеская община насчитывала 5-6 чел.

Ок. 1172 г. на Кипр прибыл прп. Нил, направлявшийся в паломничество на Св. землю. Встретившись с игум. Игнатием, он решил навсегда остаться в М. м. и в 1175 г. стал его преемником. После 3-летнего бездождья (1176-1179), когда жители Кипра прибегли к молитвам и щедрым пожертвованиям, началось строительство монастырского собора, трапезной и келий. Собор был освящен Тамасским еп. Никитой Агиостефанитом, а мон-рь получил статус ставропигиального. Несмотря на то что на Кипре пришел к власти узурпатор Исаак, прп. Нил поддерживал отношения с К-полем и получал от византийских императоров новые хрисовулы и дары. Имп. Исаак II Ангел (1185-1195) подтвердил пожалования Мануила I, подарил мон-рю сад в Лефкосии и сделал обители небольшое денежное пожертвование (12 номисм); имп. Алексей III Ангел (1195-1203) полностью освободил монастырские владения от уплаты налогов и подарил М. м. 24 зависимых крестьянина. После поражения узурпатора Исаака от Ричарда I Львиное Сердце (1191) и краткого правления тамплиеров (1191-1192) Кипр в 1192 г. перешел под власть франц. династии Лузиньянов. Судя по стремлению прп. Нила приобрести покровительство императоров, а также исходя из содержания составленного им монастырского устава преподобный был уверен в скором восстановлении на Кипре власти Византийской империи.

Икона Божией Матери «Махериотисса». Х в. или 2-я пол. XI в. (собор Махерасского мон-ря). Х в. или 2-я пол. XI в. (собор Махерасского мон-ря)Икона Божией Матери «Махериотисса». Х в. или 2-я пол. XI в. (собор Махерасского мон-ря). Х в. или 2-я пол. XI в. (собор Махерасского мон-ря)

М. м. был устроен по типу киновии. В 1201 г. прп. Нил начал написание монастырского устава (Τυπικὴ Διάταξις), к-рый в наст. время хранится в ризнице обители. Согласно этому документу, в М. м. запрещалось входить женщинам (BMFD. Vol. 3. Р. 1155). Устав в числе прочего предписывал ежегодно 13 дек. совершать в М. м. память его преподобных основателей Неофита, Игнатия и Прокопия (Ibid. Р. 1162-1163). Прототипом устава явился Типикон Евергетидского мон-ря в К-поле (2-я пол. XII в.). В момент написания устава в М. м. подвизались 25-30 чел. (Ibid. Р. 1111). М. м. занимался благотворительностью: имел гостиницу для паломников, выделял, согласно уставу, 1/4 доходов на прокаженных и нищих. За 34 года игуменства прп. Нила (1175-1209) М. м. существенно расширился, преподобный построил в монастыре храм св. Иоанна Предтечи, организовал школу. В 1209 г. прп. Нила избрали епископом Тамаса, где впосл. он основал жен. мон-рь Пресв. Богородицы Влахернитиссы, на содержание которого выдавалась 1/8 часть доходов М. м. В 1210 г. прп. Нил утвердил устав М. м.

В 1231 г. 13 правосл. монахов после 4-летнего заключения в тюрьме были казнены в Лефкосии по приказу лат. архиепископа (см. в ст. Кантарские преподобномученики). 11 иноков были насельниками мон-ря Кантариотисса в горах Пендадактилос, однако ядро монашеской общины сложилось в М. м. (Иоанн, Конон, Матфей и Феодор (впосл. мон. Фома)), а в Лефкосии перед диспутом об опресноках к ним присоединились еще 2 монаха из М. м.- Игнатий и Григорий (в великой схиме Герасим и Геннадий).

В XIV в. запрет на вход в М. м. женщинам был нарушен кор. Алисой, женой кипрского кор. Гуго IV Лузиньяна (1324-1359). Но лишь только она вошла в собор, как лишилась дара речи и оставалась немой в течение 3 лет. В 1393 г. в М. м. спасался от эпидемии чумы кор. Жак I Лузиньян с приближенными.

21 авг. 1530 г. М. м. был уничтожен пожаром. После завоевания Кипра османами (1570-1571) для обители наступили трудные времена. Игум. Леонтий (1600-1615) разослал письма с просьбой об оказании экономической помощи для восстановления мон-ря. Игум. Дорофей (1615-1631) устроил подворье в Филани, при игум. Леонтии II (1667-1700) была создана мастерская для изготовления свечей, приобретено владение в с. Матьятис и обновлен монастырский собор.

В авг. 1735 г. М. м. посетил рус. путешественник Григорович-Барский. Он сообщает, что М. м. «именем же и честию, и чином есть третий» среди кипрских обителей (Григорович-Барский. 1886. С. 316). Тогда в нем подвизалось 15-20 иноков (Там же. С. 317). По словам Барского, игум. Парфений (1720-1766; араб из Триполи, переехавший в детстве на Кипр) имел «нищету... и великое смирение», не желал называться игуменом, а только экономом, в церкви стоял не на игуменском месте, а в «в углех темних», носил «худи и толсти и малоценни одежды» (Там же. С. 318, 319), а под скуфьей - полный набор подмастерья: «...различные малые орудия, яко шила, швайки, сверделцы, нож, кресиво, гребенец, гвоздия, зелезца, иглы, нитки, воск, вервицы и иные вещи различные» (Там же. С. 319). Обладая большой физической силой, игум. Парфений «отнюдь не кичашеся, ниже вреждаше кого от братий, но жительствоваше, аки овца незлобивая…» (Там же. С. 319). Он носил дрова, камни и бревна, которые не могли сдвинуть неск. человек. Однажды он попотчевал дубиной забредших в мон-рь разбойников (Там же. С. 322). В др. раз в обитель пришел борец-агарянин, желая вызвать Парфения на единоборство, но тот так крепко стиснул силачу руку, что агарянин запросил пощады (Там же. С. 320-321).

В 1740 г. в горах, у дороги, ведущей в монастырь, был построен парекклисион во имя прп. Онуфрия. В 1756 г. с помощью Ефрема Афинянина (впосл. Ефрем II, патриарх Иерусалимский) и протосинкелла Киккского монастыря Серафима Писидийского был издан устав прп. Нила.

Игум. Парфением была предпринята оказавшаяся успешной попытка подтвердить древние привилегии мон-ря. По этому случаю в 1760 г. был издан сигиллий К-польского патриарха Серафима II. В М. м. действовала Греческая школа, 1-я на острове. Известно, что в 1768 г. в ней преподавал один из учеников Евгения Вулгариса. Из школы М. м. вышел основатель Греческой школы в Кесарии Каппадокийской иером. Геннадий.

Преемник Парфения, игум. Иоанникий II (1766-1796), добился подтверждения прав М. м. сигиллием К-польского патриарха Герасима III (1795). Он получил хрисовул и денежную помощь от Михая Суцу, господаря Валахии (1783-1786; 1791-1793, в 1806) и Молдавии (1792-1795). Налаживание отношений с дунайскими княжествами - во многом заслуга посланного в 1783-1802 гг. в Яссы махерасского архим. Киприана (в 1810-1821 архиепископ Кипрский). В 1804 г. Киприан учредил в Никосии подворье М. м., храм к-рого был освящен во имя сщмч. Елевферия и прп. Стилиана. Икона с изображением этих святых была подарена им подворью в 1816 г. Киприан долго скрывал строительство нового храма от турок, говоря им, что сооружает амбар для хранения пшеницы. В 1813 г. он передал М. м. поместье в Тимву и владения в с. Прастион в Месаории.

Интерьер монастырского собораИнтерьер монастырского собора

Во время греч. национально-освободительного восстания на киприотов обрушились репрессии. После казни 9 июля 1821 г. архиеп. Киприана и 3 кипрских митрополитов М. м. был разграблен. Шесть подворий в селах Литродондас, Аламино, Тимву, в никосийских предместьях Строволос и Страка (близ Дефтеры) и в самой Никосии (Купадиу и Киоски) были конфискованы турками. В 1827 г. долг М. м. достиг 45 тыс. грошей. Мон. Иоанникий Махериотис, организовавший восстание против турок на п-ове Карпасия в июле 1832 г., был схвачен и казнен.

В 1892 г. М. м. сильно пострадал от пожара, собор был уничтожен огнем. Обитель восстановили благодаря пожертвованиям киприотов и средствам, присланным из К-поля и России. Новый собор был освящен 3 июля 1905 г. Рядом с собором возвышается изящная колокольня, построенная Агафоклисом Хаджи-Саввой из Псимолофу. Резной иконостас изготовлен кипрским мастером Г. Кириаку (1919-1921). В местном ряду иконостаса находится икона Божией Матери Махериотиссы. Она заключена в оклад работы груз. мастера чеканки Т. Гозалишвили (нач. XXI в.). Неск. икон из иконостаса написаны в 1846-1851 гг. Дзениосом, учеником критского живописца Иоанна Корнароса.

В 1902 г. монастырская школа была преобразована в Высшую школу. Кроме того, М. м. неоднократно выделял средства для др. греч. школ.

После отставки игум. Митрофана (1900-1937) местоблюститель Леонтий (впосл. архиеп. Леонтий I) не имел права назначать на вакантное место в ставропигиальном монастыре. Временно братия М. м. вверила управление Григорию Махериотису (1938-1947), к-рый придерживался левых взглядов, в т. ч. выступал за национализацию церковных земель и их раздел между бедными крестьянами.

М. м. сыграл значительную роль в восстании против брит. колонизаторов в 1955-1959 гг. Братия поддерживала повстанцев экономически, предоставляла продовольствие и необходимое снаряжение. Один из командиров партизанского движения ЭОКА, национальный герой Г. Авксентиу устроил свое укрытие недалеко от мон-ря, а также скрывался в самом М. м. под именем инока Хрисанфа. 1 марта 1957 г. англичане устроили очередной обыск в мон-ре. Он также был безрезультатным, но один из погонщиков скота выдал убежище Авксентиу. 3 марта 1957 г. брит. военные окружили убежище и после 10 часов сражения Авксентиу был убит.

При игум. Дионисии (1965-1987) были восстановлены и отремонтированы парекклисионы прп. Онуфрия в окрестностях М. М. и прор. Илии в с. Литродондас, а также вмц. Марины в Филани.

Во время игуменства Павла (1988-1993; впосл. митр. Киринийский) началась роспись монастырского собора братьями Х. и П. Вулгарисами.

Возрождение монастырской жизни наступило после того, как в 1993 г. игуменом М. м. был избран киприот Афанасий, ранее подвизавшийся в афонском мон-ре Ватопед. Он преобразовал М. м. в киновию и ввел в нем святогорский устав. Число братии в его игуменство увеличилось до 40 чел. В 1997 г. были основаны медицинский центр для лечения наркоманов «Покров Пресв. Богородицы» в Филани и новое подворье - исихастирий Св. Троицы близ Литродондаса с ц. вмц. Анастасии Узорешительницы.

В 1999 г. в М. м. была освящена ц. свт. Григория Паламы. Чин освящения совершил Александрийский патриарх Петр VII, который в свое время принял в М. м. монашеский постриг. Зап. фасад церкви украшают 2 мозаичных панно, на которых изображены история обретения иконы и встреча монахов с имп. Мануилом I. Постройка представляет собой 3-нефную базилику с деревянной крышей, вместо колонн в ней использованы столпы из стволов многовековых сосен. Один из нефов-приделов освящен в честь иконы Божией Матери Парамифия («Отрада и Утешение»), там же помещен список одноименной иконы из мон-ря Ватопед, другой - в честь Честного и Животворящего Креста Господня. В нем хранится точная копия чудотворного креста из ц. Честного Креста в Лефкаре, золотой оклад к-рого (нач. XIV в.) украшен клеймами с 14 сценами Страстного цикла, изображениями ангелов и равноапостольных Константина и Елены. Под ц. свт. Григория Паламы находится архондарик. Монастырский комплекс в целом был обновлен, в частности сооружены неск. парекклисионов (напр., во имя Кантарских преподобномучеников), устроены ризница и музей национального героя Авксентиу, где хранятся его личные вещи. Вне мон-ря на склонах гор в 90-х гг. ХХ в. были возведены 2 парекклисиона во имя нмч. Георгия Кипрского и св. Архангелов, а также исихастирии во имя Иоанна Предтечи, Иосифа Обручника, сщмч. Харалампия и прп. Христодула Патмосского и др.

В 1999 г. игум. Афанасий был избран митрополитом Лимасольским, его преемником стал игум. Арсений. В сент. 2004 г. он погиб в авиакатастрофе вместе с Александрийским патриархом Петром VII.

В 2000 г. недалеко от въезда в М. м. воздвигнут парекклисион во имя Христа Всецаря. В 2002 г. были начаты восстановительные работы в заброшенном монастыре св. Иоанна Предтечи (Меса-Потамос), куда затем переселилась часть насельников М. м. Братия мон-ря также возродила обитель Христа Советника (в округе Лимасол) и основала скит Воскресения Христова близ с. Вуни.

В М. м. хранятся частицы мощей святых сщмч. Харалампия, мч. Трифона, вмч. Пантелеимона и мч. Ермолая. В реликварии 1795 г.- частицы мощей св. бесср. Дамиана, ап. Варнавы, прп. Неофита Затворника, ап. Филиппа от 12. В реликварии 1797 г.- частицы мощей свт. Василия Великого, свт. Иоанна Милостивого, прмц. Параскевы, вмц. Варвары и других святых.

В наст. время (2016) игуменом М. м. является еп. Лидрский Епифаний, число братии составляет 27 чел.

Престольные праздники: Введение во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.); Собор в честь иконы Божией Матери Махериотиссы (пам. кипрская 18 окт.); день памяти ктиторов М. м. преподобных Неофита, Игнатия, Прокопия и Нила (13 дек.); день памяти преподобномучеников Герасима и Геннадия (пам. кипрская 19 мая), пострадавших в числе Кантарских преподобномучеников.

Ист.: Григорович-Барский В. Странствования по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 316-322; Κυπριακὰ Τυπικά / ᾿Επ. ᾿Ι. Π. Τσικνόπουλλος. Λευκωσία, 2001; Νεῖλος, ῞Αγιος. Τυπικὴ Διάταξις / ᾿Εκδ. ῾Ιερὰ Βασιλικὴ καὶ Σταυροπηγιακὴ Μονὴ Μαχαιρᾶ. Λευκωσία, 2002.
Лит.: Κωνσταντινίδης Θ. Σ. ῾Ο ᾿Αρχιμανδρίτης Γρηγόριος Μαχαιριώτης, ἐψηφισμένος ἡγούμενος Μαχαιρᾶ καὶ τὸ ἔργο του. Λευκωσία, 1963; T[albot] A. M. Machairas monastery // ODB. Vol. 2. Col. 1263-1264; Parthog G., der. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. New Barnet, 1995. P. 199-200; Νικολαΐδης Ν. ῾Ιερὰ Βασιλικὴ καὶ Σταυροπηγιακὴ Μονὴ Μαχαιρᾶ. Θεσ., 2001; Τόμος ἀναμνηστικὸς ἐπὶ τῇ ᾿Οκτακοσιετηρίδι τῆς ῾Ιερᾶς Βασιλικῆς καὶ Σταυροπηγιακῆς Μονῆς Μαχαιρᾶ, 17-23 ᾿Οκτωβρίου 2001. ῾Ιερὰ Μονὴ Μαχαιρᾶ, 2003; Победимская С. и др. Святые обители Кипра. Никосия, 2007. С. 40-48.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также