МЕГА-СПИЛЕО
Том XLIV, С. 432-436
опубликовано: 26 мая 2021г.

МЕГА-СПИЛЕО

Содержание
Монастырь Мега-СпилеоМонастырь Мега-Спилео

[Греч. Μέγα Σπήλαιον], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на сев. отроге горного массива Хелмос (Ароания), на высоте 924 м над уровнем моря, в 10 км к северо-востоку от Калавриты и в 22 км к юго-востоку от Эйо. Монастырский комплекс встроен в один из отвесных утесов. Название обители (дословный пер.: «Великая, или Большая, пещера») связано с пещерой, в которой была обретена чудотворная икона Божией Матери «Мегалоспилеотисса». Позже там был устроен монастырский собор (кафоликон).

Основание монастыря

Относительно времени и обстоятельств основания М.-С. существуют различные версии. Первоначальная биография ктиторов мон-ря, преподобных Симеона, Феодора и Евфросинии, не сохранилась. На ее основе в 1509-1510 гг. монахи-мегаспилеоты Исаия и Софроний составили Житие ктиторов (также утраченное), его содержание известно благодаря переложению на разговорный язык, сделанному А. Вернардисом («Синаксис») и изданному им в 1706 г. в Венеции. Вернардис добавил к тексту Исаии и Софрония «Завещание» преподобных Симеона и Феодора и каноны Пресв. Богородице. Основание монастыря, согласно этим источникам, Вернардис отнес к VIII-IX вв., к периоду иконоборчества. По данной версии, братья Симеон и Феодор родились в Фессалонике, приняли монашество на Св. Горе и впоследствии были рукоположены во иереев. Во время их паломничества на Св. землю и на Синай им явились апостолы Павел и Андрей Первозванный и сообщили о начале иконоборческих гонений. Братья-иноки открыли свое видение Иерусалимскому патриарху, взяли от него благословение возвратиться на Афон и получили рекомендательное письмо, адресованное папе Римскому (Западная Церковь не была охвачена иконоборческой ересью). Преподобные Симеон и Феодор вернулись на Св. Гору, а затем отправились с проповедью в разные местности Греции, в т. ч. посетили Фессалонику, обл. Фессалия, Нов. Патры, по указанию ангела переправились через Коринфский зал. и пришли на гору Хелмос, где встретили пастушку Евфросинию, поведавшую им о местонахождении иконы Божией Матери. Об этом событии рассказывает в стихах Кесарий Дапонте. От обретенной иконы был глас, призывавший братьев-иноков подвизаться на этом месте и укреплять жителей Пелопоннеса в правой вере. Преподобные Симеон и Феодор, расчищая пещеру и ее окрестности, умертвили дракона, прибегнув к помощи Пресв. Богородицы, и обнаружили древний св. престол, сооруженный ап. Лукой, который, находясь в Ахайе, создал Евангелие и написал икону Божией Матери. На этом месте братья-иноки основали 1-й храм. Преподобные Симеон и Феодор провели жизнь в аскетических подвигах и, согласно заповеди Божией Матери, вели проповедническую деятельность среди местных жителей. Им во всем помогала принявшая монашеский постриг прп. Евфросиния. Они скончались в глубокой старости. В написанном Симеоном и Феодором «Завещании» излагаются правила основанного ими М.-С., составленные по образцу устава афонских мон-рей.

Кроме того, существовало утраченное в наст. время переложение на разговорный язык Жития ктиторов XVI в., выполненное Феодоритом Лакедемонским. Оно известно благодаря вольному пересказу в истории М.-С., напечатанному в 1764 г. в Венеции Парфением Пелопоннесцем. Парфений опровергал распространившееся в то время предание о создании иконы Божией Матери «Мегалоспилеотисса» ап. Лукой и считал, что она появилась в монастыре в эпоху иконоборчества. Однако тексты Феодорита и Парфения были переработаны составителем анонимного «Проскинитария» XVIII в., к-рый сознательно исказил сведения источников, чтобы представить историю М.-С. более древней. Он относил основание М.-С. к гонениям Юлиана Отступника (361-363), а создание иконы приписывал ап. Луке.

Сведения об истории М.-С. были обобщены К. Икономосом в кн. «Ктиторикон, или Проскинитарий Священного и царского монастыря Великой пещеры» (᾿Αθῆναι, 1840). В основу сочинения автор положил анонимный «Проскинитарий», возводящий происхождение М.-С. к IV в., хотя он был хорошо знаком с произведениями Вернардиса, Феодорита Лакедемонского и Парфения Пелопоннесца. Икономос также считал, что в М.-С. не только была создана икона, но и написано Евангелие от Луки (Κτιτορικὸν. 1840. Σ. 49).

Икона Божией Матери «Мегалоспилеотисса». Кон. XI — нач. XII в.Икона Божией Матери «Мегалоспилеотисса». Кон. XI — нач. XII в.

Согласно «Ктиторикону...», уроженцы Фессалоники преподобные Симеон и Феодор происходили из богатой семьи. Получив хорошее образование, они приняли монашеский постриг и преуспевали в добродетели. Братья-иноки отправились на Св. землю и на Синай, а затем вернулись в Иерусалим, где были рукоположены во иереев Иерусалимским еп. Максимом (видимо, Максимом III, занимавшим кафедру в 333-350/1). После этого каждому из них было одно и то же видение. Им явилась Богоматерь с апостолами Павлом, Андреем и Лукой. Она похвалила братьев за усердие и велела возделывать духовный виноградник, насажденный сопровождавшими Ее апостолами. Для этого братья должны идти в Ахайю, обрести икону Божией Матери, написанную ап. Лукой, и основать мон-рь. Преподобные Симеон и Феодор исповедали свое видение еп. Максиму и взяли от него благословение отправиться на поиск святыни, а также получили письмо Римскому еп. Юлию (должно быть, Юлий I (337-352)) в связи с установлением единообразной даты празднования Богоявления. «Ктиторикон...» описывает, как братья начали путешествие в Ахайю со Св. Горы через Фессалонику, пересекли Фессалию и Этолоакарнанию, из Локриды переплыли через Коринфский зал. и высадились в Востице (ныне Эйо). Ночью святые молились, чтобы Господь открыл, как им продолжить путь. Им явились апостолы Андрей и Лука и указали нужное направление, а также предрекли встречу с девочкой Евфросинией, которая пасет коз. На следующий день после нескольких часов пути они встретили пастушку. Та приветствовала их издалека, назвав по именам. Евфросиния рассказала братьям, как нашла пещеру с чудотворной иконой. Один козел ежедневно в полдень отделялся от стада и поднимался на утес. Там он скрывался в расщелине скалы и спустя некоторое время возвращался с мокрой бородой. Евфросиния проследила за животным и обнаружила глубокую пещеру с источником. Когда она наклонилась, чтобы напиться воды, то услышала громкий голос, звавший ее по имени. Она повернулась и увидела справа от себя на увитой плющом стене икону. Девочка лишилась чувств от страха и, когда пришла в себя, могла вспомнить только то, что голос предвозвестил приход Симеона и Феодора. Евфросиния отвела иноков в пещеру, и они увидели икону и исходящий от образа свет. Братья решили поселиться в пещере и начали расчищать ее от густой растительности. Они подожгли собранный хворост, и из глубины пещеры выполз дракон, который свил там гнездо. Но вылетевшая из иконы стрела уничтожила чудовище. Скелет дракона хранился в мон-ре до пожара 1640 г. Очистив пещеру, братья обнаружили в глубине ее конху и св. престол древнейшего храма. Преподобные Симеон и Феодор восстановили церковь и поместили в алтаре икону Божией Матери «Мегалоспилеотисса». Благодаря этой святыне их монастырь быстро получил известность. Во время гонений при Юлиане Отступнике обитель была разрушена, но затем преподобные Симеон и Феодор вернулись и восстановили ее. Прп. Евфросиния построила для себя небольшую келью рядом с мон-рем. Основатели М.-С. подвизались долгие годы и скончались в мон-ре; их честные главы являются реликвиями обители. Икономос также считал, что иконоборчество стало важным рубежом в истории мон-ря: согласно «Ктиторикону...», в 840 г. еретики сожгли М.-С.

О жизни мон-ря в X-XII вв. свидетельств не сохранилось, кроме высокохудожественных византийских рукописей, украшенных миниатюрами. Они указывают на процветание мон-ря, существование местного скриптория и его связь с ведущими религ. центрами Византийской империи.

После захвата К-поля (1204) крестоносцы завоевали Пелопоннес и основали Ахейское княжество. По преданию, франки явились в М.-С. и хотели забрать икону, но, когда их предводитель протянул к ней руки, невидимая сила парализовала половину его тела.

Благотворителем М.-С. стал имп. Андроник II Палеолог (1282-1328). По его инициативе мон-рь получил статус патриаршего и ставропигиального. В 1285 г. было построено большое монастырское здание. Хрисовул Иоанна VI Кантакузина (1341-1355), впервые опубликованный Икономосом, подтверждал привилегии, дарованные М.-С. предшествующими византийскими императорами, и его владения.

В 1354 г. патриаршим сигиллием игуменом М.-С. был назначен митр. Ст. Патр Макарий, кафедра к-рого находилась в тяжелом материальном положении. Возможно, православному иерарху пришлось искать новую резиденцию из-за присутствия в Ст. Патрах лат. архиепископа. В 1400 г. (в исследовательской лит-ре также встречаются даты 1440 и 1460) процветающий мон-рь был разрушен пожаром. Видимо, этим воспользовались латиняне, которые в 1447 г. снова пытались забрать икону. Но в источниках упоминается, что тогда этому воспрепятствовало внезапно случившееся землетрясение.

О действовавшей в М.-С. школе известно благодаря тому, что ее учениками были Иерусалимские патриархи Досифей II Нотара (1669-1707) и Хрисанф (1707-1731).

Сигиллий 1639 г. К-польского патриарха Парфения (1639-1644) обновил привилегии М.-С., из этого документа известно, что тогда в мон-ре подвизалось 150 монахов. В 1640 г. М.-С. пострадал от пожара так серьезно, что «не осталось камня на камне». В следующем году игум. Симеон Крокида начал восстанавливать мон-рь. В связи с утратой хрисовулов и др. документов, фиксировавших выплаты М.-С. тур. властям (примерно 6 тыс. аспр ежегодно), султан Мехмед IV в 1674 г. издал берат, освобождавший М.-С. от др. налогов. В этом документе упоминаются монастырские подворья в Калаврите, Востице, Ст. Патрах и Гастуни.

Во время краткого правления венецианцев на Пелопоннесе (1685-1715) проведитор Дж. С. Джанни 17 авг. 1705 г. увез чудотворную икону из М.-С., но вернул ее на следующий день в обитель, после того как внезапно умерла его жена Антонина. Когда в 1715 г. турки изгнали венецианцев из Коринфа, Богоматерь чудесным образом известила об этом проигум. М.-С. Григория и велела ему отправить к победителям посольство, чтобы избежать репрессий, что те и сделали.

Статус и владения М.-С. подтверждались в 1741, 1786, 1792, 1798 гг. С XVIII в. монастырь владел подворьем в Смирне - Гелекраси. В 1769 и 1784 гг. хрисовулы валашских господарей закрепили за М.-С. подаренный ему монастырь Успения Пресв. Богородицы (Влах-Серай) в К-поле. В 1786 г. М.-С. приобрел в качестве подворья мон-рь вмч. Димитрия Солунского на о-ве Андигони (Принцевы о-ва). Видимо, бо́льшая часть братии проживала на подворьях, потому что в 1715 г. тур. военачальник, прибывший в М.-С. с приказом покарать насельников за поддержку кефалинийских пиратов, застал там только иеромонахов Софрония и Парфения. Военачальник велел отсечь им головы, но меч чудесным образом распался на куски, и турки оставили насельников в покое.

Через 50 лет верноподданнические настроения насельников М.-С. сильно изменились. Во время антитур. восстания на Пелопоннесе (1770) монахи во главе с игум. Захарией активно поддержали участников боевых действий. Тогда в обители подвизалось более 100 монахов. В то же время насельники оказали помощь мирным тур. жителям Калавриты, изгнанным из города, хотя сами остались без средств. М.-С. чудом не пострадал в ходе последовавших репрессий, но были разорены мн. его подворья и убиты нек-рые из проживавших там монахов. К 1796 г. число иноков в М.-С. почти удвоилось, о чем можно судить по записи о владениях и сельскохозяйственной продукции мон-ря в Cod. 93 из Геннадиевской б-ки в Афинах.

Среди членов тайного «Дружеского общества» (Филики этерия), готовившего национально-освободительное восстание 1821-1829 гг., были постриженики М.-С. (Герман (Пападопулос или Зафиропулос), митр. Христианупольский, протосинкелл архим. Амвросий (Франдзис), Иона, еп. Дамальский, монахи Неофит и Пафнутий (Рувалисы)) и представители мон-ря (игумены Иона (Канеллопулос) и Парфений (Баланос), скевофилакс Григорий и др.). Подворья Влах-Серай и вмч. Георгия Победоносца «ту Карипи» на Принцевых о-вах служили местами собраний этеристов. Проигум. Герасим (Торолос) из М.-С. с 40 монахами участвовал в сражении при Левиди (14 апр. 1821). Он отличился храбростью и в битве при Акрате (7-19 янв. 1823), одними из главных участников которой были проигум. Дамаскин и 50 монахов-мегаспилеотов.

В М.-С. собралось несколько тысяч женщин и детей. В дек. 1825 г. и весной 1826 г. егип. полководец Ибрагим-паша пытался осадить М.-С., но, обнаружив хорошо организованную оборону, на время отложил свои планы. Наконец, он со значительными военными силами подступил к М.-С. и отправил монахам письмо с предложением сдаться. Братия ответила отказом, посоветовав Ибрагим-паше выбрать др. объект осады, т. к. не велика слава победить черноризцев, но велик позор быть побежденным попами. 24 июня 1827 г. Ибрагим-паше не удалось взять штурмом М.-С., несмотря на значительное численное превосходство его войска (10 (или 20) тыс. турок и египтян против насельников и ок. 600 чел. из посланного Т. Колокотронисом на помощь монахам отряда во главе с Фотакосом (Ф. Хрисанфопулосом); оборону возглавлял Н. Петимезас). Мн. считали чудом Пресв. Богородицы спасение монастыря от грозного военачальника, едва не подавившего греч. восстание на Пелопоннесе.

В 1829 г. на Пасху правитель независимого Греческого гос-ва И. Каподистрия и полководец повстанцев Колокотронис посетили М.-С. После убийства в 1831 г. Каподистрии Греция пошла по зап. пути развития. С М.-С. были связаны или там приняли постриг многие деятели, выступавшие за сохранение правосл. традиции при становлении нового греч. гос-ва: мон. Христофор Папулакос (Панайотопулос), Икономос, Косма Фламиатос, иером. Игнатий (Ламбропулос), Иерофей (Митропулос; впосл. архиепископ Патрский), иерокирикс Илия Влахопулос, мон. Парфений (Анагностопулос) и др. Икономос собирался открыть правосл. семинарию в М.-С. или на Афоне, к-рая могла бы соперничать в деле духовного образования с богословским фак-том Афинского ун-та. Косма Фламиатос организовал в М.-С. школу, где преподавали иеромонахи. Во время его пребывания в М.-С. среди насельников распространились идеи «Филортодоксального общества».

Колоссальный ущерб монастырю нанес пожар 1934 г. Икона Божией Матери «Мегалоспилеотисса» была спасена в результате героических действий диак. Каллиопия (Асимакопулоса) и Д. Мицопулоса из Като-Захлору. Благодаря исследованиям Н. Веиса, изучавшего рукописи и документы М.-С. до пожара 1934 г., известно их содержание и исторические приписки.

Во время второй мировой войны в этом районе активно действовали партизанские отряды, и фашисты подвергли жестоким репрессиям мирное население (в т. ч. были убиты все мужчины в Калаврите). 8 дек. 1943 г. нем. карательный отряд расстрелял братию М.-С. во главе с игум. Гавриилом (Коссифасом), а также посетителей и работников мон-ря. 14 дек. на обратном пути в Эйо нем. отряд разграбил и поджег М.-С. Но чудесным образом пожар утих, достигнув кладбищенской ц. Всех святых.

После окончания второй мировой войны монахи-мегаспилеоты не только восстанавливали обитель, но и помогали местным жителям: напр., насельники М.-С. и мон-ря Агия-Лавра открыли в Калаврите церковный приют.

Монастырский комплекс

Успенский монастырский собор (кафоликон) горел в 840, 1400, 1640 и 1934 гг. Семиэтажное здание мон-ря претерпело серьезные разрушения во время пожара 1934 г., М.-С. был отстроен заново на гос. средства (1938).

Кафоликон находится в просторной пещере отвесного утеса и до пожара 1934 г. занимал 3-й этаж здания. Ко входу в собор вел поднимающийся вверх коридор со сводчатой крышей. Существующий в наст. время кафоликон повторяет крестово-купольную планировку предшествующих соборов и имеет 2 нартекса. Росписи наоса выполнены в 1653 г. иереем Мануилом Андроносом из Нафплиона, а фрески в нартексе - скорее всего в 1808 г. (тогда же был расписан и кладбищенский храм). Г. Сотириу видел в кафоликоне иконы, подаренные мон-рю племянником Ирины Асень, жены Иоанна Кантакузина. Деревянный резной иконостас XVIII в. выполнен хиосским мастером. Бронзовая дверь нартекса украшена рельефными изображениями XVIII в.

Проход слева от кафоликона ведет на другой уровень здания. Здесь устроен парекклисион прп. Евфросинии (ранее был посвящен свт. Николаю Чудотворцу; по местному преданию, здесь совершал литургию ап. Лука). Рядом находится парекклисион великомучеников Феодоров, впосл. переименованный в парекклисион преподобных Симеона и Феодора. Недалеко расположены еще 3 храма - вмц. Екатерины, прп. Луки Элладского (Стириота) и св. Таксиархов. А на этаж выше - парекклисион Трех Таксиархов.

В парекклисионе преподобных Симеона и Феодора была устроена ризница, для поклонения выставлены ковчеги с мощами (в т. ч. левая рука вмч. Феодора Тирона и правая рука вмч. Феодора Стратилата, часть главы первомч. Стефана, левая рука сщмч. Харалампия, часть главы мч. Трифона, главы ктиторов, часть ребра одного из Критских мучеников и др.), крест с частицей Честного Древа, иконы, гравюры. В 2013 г. парекклисион был отремонтирован, в М.-С. было открыто новое хранилище для уцелевших сокровищ мон-ря, бо́льшая часть которых (кроме мощей) была перенесена из парекклисиона. Среди экспонатов этого хранилища - воздвизальный крест, украшенный золотой проволокой и драгоценными камнями (1600); поручи с вышитой серебром композицией «Примите, ядите, сие есть Тело Мое...» (1614); серебряный оклад Евангелия, украшенный драгоценными камнями и бархатом (ок. 1700), и др. Здесь хранятся визант. рукописи с миниатюрами (в т. ч. Евангелие X-XI вв.) и иконы поствизант. периода. Росписи, в т. ч. в пронаосе, отреставрированы выдающимся новогреч. иконописцем И. Карусосом.

На вершине утеса, на к-ром расположен мон-рь, были возведены 2 башни (сохр. одна), устроены парекклисионы Вознесения Господня и ап. Луки. К западу от монастырского комплекса находятся парекклисионы прп. Антония Великого и Св. Троицы, к северу - кладбищенская ц. Всех святых. В зап. части М.-С., в пещере, бьет св. источник.

В кон. ХХ в., при игум. Никифоре (Феодоропулосе), по благословению Калавритского и Эйялейского митр. Амвросия мон-рь снова стал общежительным, в нем начались реставрационные и ремонтные работы. Были восстановлены гостиница для паломников, б-ка, трапезная, церковная лавка. В 2003 г. игуменом мон-ря стал Иероним (Кармас).

М.-С. имеет частные владения в Калаврите и Элеонасе близ Диакофто, где братия производит оливковое масло и вино, выращивает цитрусовые. По данным на 2016 г., в мон-ре 5 монахов (Δίπτυχα. 2016. Σ. 625).

Икона Божией Матери «Мегалоспилеотисса»

По преданию, создана ап. Лукой. В. Г. Григорович-Барский ссылается на то, что «историографи Греческие повествуют» о 3 иконах, выполненных ап. Лукой при жизни Пресв. Богородицы, одна из них была «в Мореи, в Великой Пещери, и тая стоит на ногах, и, простерши руце мало, молится» (т. е. Оранта (?); Григорович-Барский В. Странствование по св. местам Востока с 1723 по 1747 гг. СПб., 1885. Ч. 1. С. 402). «Мегалоспилеотисса» выполнена в воско-мастичной технике с добавлением смолы (по цвету близка к Влахернской иконе Божией Матери), покрыта расписанной тканью, к-рая горела в 1640 г., и изображение было повреждено. По иконографии «Мегалоспилеотисса» близка к Киккской иконе Божией Матери из мон-ря вмц. Екатерины (диптих с вмч. Прокопием, посл. четв. XIII в.).

Икона была исследована греч. искусствоведом А. Ксингопулосом, который установил, что она является центральной частью триптиха визант. эпохи, и определил время и место ее создания: кон. XI - нач. XII в., вероятно, Ближ. Восток.

«Мегалоспилеотисса» украшена 2 позолоченными окладами византийского и османского периодов. Венцы с драгоценными камнями над головами Богоматери и Младенца относятся к поздней эпохе. В клеймах доски, в к-рую вставлена створка триптиха, имеются изображения «Рождество Пресвятой Богородицы», Пантократора, «Введение во храм Пресвятой Богородицы», апостолов Петра и Павла, святых и некоего пророка со свитком.

Лит.: Κτιτορικὸν ἤ Προσκυνητάριον τῆς ῾Ιερᾶς καὶ Βασιλικῆς Μονῆς τοῦ Μεγάλου Σπηλαίου. ᾿Αθῆναι, 1840; Κατάλογος τῶν λληνικῶν χειρογράφων κωδίκων τῆς ἐν Πελοποννήσῳ Μονῆς τοῦ Μεγάλου Σπηλαίου / Βέης Ν. ᾿Α. ᾿Αθῆναι, 1915. Τ. 1; Ξυγγόπουλος ᾿Α. ῾Η Εἰκὼν τῆς Θεοτοκου ἐν τῇ Μονῇ τοῦ Μεγάλου Σπηλαίου // ᾿Αρχαιολογικὴ ᾿Εφημερίς. ᾿Αθῆναι, 1933. Τ. 1. Σ. 101-119; Γριτσόπουλος Τ. ᾿Α. Μεγάλου Σπηλαίου, Μονή // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 871-881; Λάππας Κ. Τὰ προσκυνητάρια τῆς Μονῆς τοῦ Μεγάλου Σπηλαίου // Μεσαιωνικὰ καὶ Νέα ῾Ελληνικά. ᾿Αθῆναι, 1984. Τ. 1. Σ. 80-125; Λέκκος Ε. Π. Τὰ μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1998. Τ. 2. Σ. 120-124; ῾Υφαντῆς Π. ᾿Α. Μέγα Σπήλαιο, πνευματικὴ καὶ ἐθνικὴ μαρτυρία. Καλάβρυτα, 1999; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικὰ Μοναστήρια. ᾿Αθήνα, 20023. Σ. 275-277; Δικαίος Α. Μονή Μεγάλου Σπηλαίου. Μονή Αγίας Λαύρας. Αθήνα, 2009. Σ. 15-79.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также