МЕЛЕТИЙ НОВЫЙ
Том XLIV, С. 587-590
опубликовано: 7 июня 2021г.

МЕЛЕТИЙ НОВЫЙ

Содержание
Монастырь Осиос МелетиосМонастырь Осиос Мелетиос

[Греч. Μελέτιος ὁ Νέος] (ок. 1030-1035 - 1105-1110), прп. (пам. греч. 1 сент.).

Источники

Сохранилось 2 Жития М. Н., авторами к-рых являются Николай, еп. Мефонский (ок. 1150 - между 1160 и 1166), и придворный поэт Феодор Продром (ок. 1100 - ок. 1170). Еп. Николай составил Житие ок. 1141 г., менее чем через полстолетия после смерти М. Н. Феодор Продром написал биографию М. Н. немного позже. В этих текстах часто упоминаются политические события и исторические деятели. Традиционно на основании анализа различий в жизнеописании святого принято считать, что оба автора работали независимо друг от друга, но недавно было доказано, что Феодор Продром был знаком с сочинением еп. Николая (Armstrong P. Alexios Komnenos, Holy Men and Monasteries // Alexios I Komnenos: Papers on the Second Belfast Byzant. Intern. Colloquium, 14-16 April 1989. Belfast, 1996. P. 224). Произведение еп. Николая Мефонского ближе к агиографическому сочинению, текст Феодора Продрома имеет риторический характер.

Житие

М. Н. род. в Каппадокии, в сел. Муталаска, где за 600 лет до этого появился на свет др. великий подвижник - прп. Савва Освященный. М. Н. происходил из простой, но весьма благочестивой семьи, родителей святого звали Иоанн и София. М. Н. отвергал детские забавы и часто посещал церковь. При обучении грамоте святой испытывал большие затруднения, хотя и обладал усердием. Желая получить благодатную помощь, он вспомнил евангельский рассказ об исцелении кровоточивой жены и тоже решил коснуться одежд Спасителя. Во время совершения литургии М. Н. спрятался под св. престолом и при совершении таинства касался головой покрывавшей престол ткани. После этого он по вере своей получил благодать и стал преуспевать в учении. Само имя преподобного - Мелетий - по-гречески означает «изучающий», «занимающийся». Святой день и ночь изучал Закон Божий и стремился сделать богопознание своим постоянным занятием. Когда ему исполнилось 15 лет, родители нашли для него подходящую невесту. Тогда юноша, до этого сохранявший полное послушание отцу и матери, решил оставить родной дом. Он отправился в К-поль и поселился в мон-ре свт. Иоанна Златоуста. После 3 лет послушничества М. Н. принял постриг. Скоро он настолько преуспел в монашеских добродетелях, что превзошел в этом всех живших там насельников. Желая избежать славы и духовно совершенствоваться вдали от столичной суеты, М. Н. оставил к-польскую обитель. Он решил поклониться мощам вмч. Димитрия Солунского и отправился в Фессалонику, а оттуда задумал совершить паломничество в Рим и Иерусалим. Но как только М. Н. пустился в путь, ему встретился некий благообразный юноша, к-рый повелел М. Н. идти в Фивы к вмч. Георгию Победоносцу, заверив, что путешествие в Рим и Иерусалим ему суждено совершить в другое время. Пройдя вместе с преподобным некоторое расстояние, юноша стал невидимым. М. Н. направился в Фивы, где недалеко от города нашел часовню вмч. Георгия и поселился около нее. Постепенно вокруг часовни собралась братия и возник мон-рь. М. Н. первым приступал к работе и последним уходил в келью. Очевидцы рассказывали, что он переносил тяжелые камни для монастырских построек и был лучшим садоводом и огородником. Но бо́льшая часть его духовных подвигов - бдения, псалмопения, стояния, многочисленные коленопреклонения и потоки слез - оставались невидимыми постороннему взору. Будучи примером отречения от мирских благ, преподобный имел лишь одну власяницу, к-рую постоянно латал и штопал.

М. Н. был еще молод, и бес не оставлял попыток искусить его. Однажды в мон-рь якобы для духовной беседы пришла одна фиванская аристократка, за прекрасной внешностью к-рой скрывалась порочная душа. Но все ее попытки соблазнить подвижника оказались напрасными. Пристыженная М. Н., она удалилась из обители, а преподобный после этого целый год не принимал посетителей.

Устроив жизнь обители, М. Н. совершил паломничество в Рим к мощам апостолов Петра и Павла и на Св. землю, где пробыл 3 года. В пути он претерпел множество опасностей и попал в плен к агарянам, но Господь не оставил своего служителя в беде. Феодор Продром повествует также о паломничестве М. Н. в Испанию к гробнице ап. Иакова.

Крайне суровый образ жизни преподобного привел к образованию язв на ногах, но физические страдания не заставили его ослабить аскезу. Тогда враг рода человеческого, потерпев поражение, в досаде обрушился на учеников М. Н., но большинство из них одержали победу, и лишь троих удалось ему уловить в свои сети. Один из них, Никодим, должен был принять сан иерея, но в нетерпении, он самовольно отправился к Фиванскому митрополиту и получил от него сан священства. После этого он решил не возвращаться в мон-рь и остался служить в городе, однако вскоре его постигла Божия кара. Когда наступила засуха, жители обратились за помощью к М. Н. Было устроено всенародное молебствие, на к-ром присутствовал и Никодим, исполняя в качестве иерея литию. Когда крестный ход подошел к мон-рю вмч. Георгия, М. Н. велел Никодиму снять священническое облачение и влезть в ров в наказание за свое дерзкое своеволие. Но жители сочли действия преподобного жестокими и грубыми. Они извлекли Никодима из ямы, убедили его опять облачиться по-иерейски и взяли его с собой на обратном шествии крестного хода. Тем временем началась сильная гроза, и перед входом в город Никодим был испепелен молнией. Др. учеников, Феодосия и Стефана, поразила зависть к преподобному. Феодосий ушел из обители и всячески хулил святого. Злоба довела его до безумия, и он стал лаять, как собака. Посланный к императору Стефан распространял клевету на М. Н., представляя его неграмотным и неспособным руководить монахами. Когда об этом стало известно братии, они, негодуя на Стефана, пришли с жалобой к преподобному, тот ничуть не огорчился и призвал иноков сожалеть о погибшем брате.

Слава о чудесах и добродетелях святого распространялась все шире, и в мон-рь приходило множество людей. Поэтому спустя 8 лет после основания монастыря вмч. Георгия М. Н. решил переселиться в пустынное место. Он удалился на недоступную крутую гору Киферон на границе Беотии и Аттики. Тогда эту гору называли Миопольской (Миупольской) из-за расположенного недалеко сел. Миополь (Миуполь; дословно «мышиный город»). На горе находился мон-рь Симвул, игумен к-рого Феодосий разрешил М. Н. поселиться рядом с ц. Христа Спасителя. Но и сюда к подвижнику стали стекаться жаждущие монашеской жизни, и он выстроил рядом с церковью кельи. Спустя некоторое время в общине М. Н. было 100 чел. После смерти игум. Феодосия ок. 1081 г. святой возглавил мон-рь Симвул и стал начальником всей Миопольской горы. По благословению К-польского патриарха Николая III (1084-1111) М. Н. был рукоположен во иерея. Но скоро и большой мон-рь (в наст. время известен как Осиос Мелетиос) перестал вмещать избравших подвижнический образ жизни. М. Н. построил церкви Пресв. Богородицы и прор. Илии, а затем приступил к устройству малых лавр (паралаврий), позволяя более совершенным из монахов удалиться в отдельные жилища. Так возникли 22 паралаврии (или 24, согласно Феодору Продрому), в к-рых подвизались по 8-12 и более монахов.

Даже дикие животные и огненная стихия подчинялись преподобному: он запретил поедавшему овощи зайцу разорять огород и приказал передать всем обитавшим на горе зверям, чтобы те больше не смели приближаться к садовой изгороди; однажды на горе вспыхнул лесной пожар, но святой, сотворив крестное знамение, остановил устремившееся к мон-рю пламя. Он предупредил иноков о сильном землетрясении.

Слава подвижника достигла К-поля, и он стал известен имп. Алексею I Комнину (1081-1118) и вельможам. М. Н. старался не брать дары, но из почтения не мог отказать императору, к-рый повелел ежегодно выдавать мон-рю 422 золотые монеты через посредство сборщиков податей в Аттике; а то, что было сверх назначенной суммы, он отсылал, говоря, что не имеет нужды в большем.

М. Н. получил от Бога дар не только исцеления, но и прозорливости. По свидетельству мон. Илариона, М. Н. видел события, происходившие во время похода Алексея I на половцев. Император остановился с войском в Анхиале, а варвары опустошали окрестности города. Имп. Алексей хотел выйти из крепости и вступить в битву, исход к-рой был бы неблагоприятным. Предвидя это, М. Н. погрузился в молитву, чтобы император остался внутри города. Половцы тем временем восстали друг против друга, а потом рассеялись в разные стороны. Иларион, запомнив день и час этого видения, впосл. узнал у царских оруженосцев, что все так и случилось.

Когда севаст Иоанн Дука отправился в поход на о-в Крит против мятежника Карика, его флот остановился на Эвбее. Военачальник хотел получить благословение М. Н. и отправился на Миопольскую гору. Но преподобный велел ему оставаться на Эвбее и ждать новостей с Крита. Через нек-рое время пришло известие о смерти Карика.

В последние годы жизни преподобного к нему часто обращались представители визант. знати, в т. ч. анфипаты (наместники) пров. Эллада. Феодор Продром сообщает, что М. Н. предрек скорую смерть анфипату Иоанну Ксиру, спас подавившегося костью анфипата Епифания Каматира и предсказал Варде Иканату, что тот в 3-й раз станет анфипатом Эллады.

Однажды за благословением к святому отправился Михаил из рода Кастамонитов. По дороге слуга Кастамонита решил убить господина, но М. Н. явился ему в виде грозного мужа, и тот побоялся осуществить задуманное. Когда они пришли в мон-рь, преподобный обличил слугу в готовившемся покушении.

Когда правитель Фив, Вриенний, собрался идти к преподобному, чтобы испросить его молитвы, он позвал с собой и своего родственника Ватаза, обещая тому великую пользу от поучений старца. Но высокообразованный Ватаз усомнился в том, что М. Н. может научить его чему-нибудь. Они пришли в обитель, святой сначала принял Вриенния, побеседовал с ним и помолился, а затем кротко сказал Ватазу, что тот не имеет нужды в его наставлении. Тем самым М. Н. дал ему понять разницу между знанием человеческим и Божественной благодатью. Многих своих посетителей, в чем-нибудь тайно согрешивших, святой наставил на путь истинный, открывая сокровенные грехи.

Среди многочисленных чудес М. Н. есть и «обычные», к-рые описываются в др. Житиях св. игуменов. Напр., как-то зимой в обители осталось мало елея, а из-за выпавшего снега пути стали непроходимыми, М. Н. благословил сосуд с елеем, и тот не оскудевал, пока не растаял снег. Однажды тыква, единственное блюдо, к-рое могло быть предложено братии, оказалась горькой и несъедобной. Повар сообщил об этом преподобному, тот благословил тыкву, и она тотчас стала сладкой. В др. раз М. Н. велел разбить сосуд с вином, в к-ром оказалась ядовитая змея.

М. Н. скончался в возрасте ок. 70 лет и был погребен в монастырском соборе Небесных Сил бесплотных. На его гробнице совершались исцеления. Расслабленный мон. Иаков, принесенный в храм и положенный на полу в том месте, под к-рым было погребено честное тело преподобного, тотчас восстал здоровым. Прокаженный фиванец по имени Варда увидел во сне, что находится в соборе, где погребен М. Н., причем святой участвует в совершающемся там богослужении; болящий припал к его ногам и увидел, как от жертвенника изошел свет, озаривший святого, тот коснулся рукой прокаженного, и Варда проснулся здоровым, только на губах его остался небольшой след болезни, чтобы он не забывал о чуде. Также святой, явившись во сне, исцелил правую руку мон. Саввы и избавил Климента из Монемвасии от болезни печени и грыжи.

В 1806 г. в Венеции диак. Агапий издал сб. «Новый Рай», включающий пересказанное им Житие М. Н., составленное на основании 2 визант. Житий.

Честная глава М. Н. хранится в монастыре Осиос Мелетиос, др. частицы мощей находятся в ц. вмч. Георгия в Элефсине и в богословской школе на о-ве Халки (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 216).

Ист.: BHG, N 1247, 1248; Николай, еп. Мефонский. Житие Мелетия Нового // ППС. 1886. Вып. 17. Т. 6. Вып. 2. С. 1-39; Феодор Продром. Житие Мелетия Нового // Там же. С. 40-69; Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος), ἀρχιεπ. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τοῦ μοναχικοῦ βίου ἐν ῾Ελλάδι: ῾Ο ῞Οσιος Μελέτιος ὁ Νέος (περ. 1035-1105). ᾿Αθῆναι, 1968. Σ. 39-72 [Житие Николая Мефонского]; Σ. 73-100 [Житие Феодора Продрома].
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 267; K[azhdan] A. Meletios the Younger // ODB. Vol. 2. P. 1333-1334; Janin R. Melezio il Giovane, monaco in Beozia, santo // BiblSS. Vol. 9. Col. 300-301; Angelou A. Nicholas of Methone: The Life and Works of a Twelth-Century Bishop // Byzantium and the Classical Tradition. Birmingham, 1981. P. 143-148; Armstrong P., Kirby A. Text and Stone: Evergetis, Christodoulos and Meletios // The Theotokos Evergetis and 11th Century Monasticism: Papers of the 3rd Belfast Byzant. Intern.l Colloquium, 1992 May. Belfast, 1994. P. 147-161; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 330-331; Messis Ch. Deux versions de la même «vérité»: Les deux vies d'Hosios Mélétios au XIIe siècle // Les vies de saints à Byzance: Genre littéraire ou biographie historique? P., 2004. P. 303-345; Paschalidis S. A. The Hagiography of the 11th and 12th Cent. // The Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography / Ed. S. Efthymiadis. Farnham, 2011. Vol. 1: Periods and Places. P. 143-172; Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 1. Σ. 70-72.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также