МЕЛЕТИЙ СИНАИТ
Том XLIV, С. 590-591
опубликовано: 8 июня 2021г.

МЕЛЕТИЙ СИНАИТ

[Критский, Новый; греч. Μελέτιος Συναΐτης ὁ Κρῆς, ὁ νέος] (посл. треть XVIII в.), иером., греч. мелург. Из произведений М. С. известны: полиелей «Раби Господа» на 4-й плагальный (8-й) глас (написан между 1765 и 1780 гг.- Χαλδαιάκης. 2003. Σ. 910; см. рукописи: Meteor. S. Stephan. 66. Fol. 45-63, 3-я четв. XVIII в.; Taxiarch. 4. Fol. 55-63, 1770-1790 гг.; Athen. Bibl. Nat. 962. Fol. 199-212; Ath. Xen. 123. Fol. 202-213, обе - 2-я пол. XVIII в.; Ath. Xeropot. 330. Fol. 136-143v, 1781-1782 гг., и др.; транскрипция в нотации Нового метода в автографе протопсалта Григория: Athen. K. Psachou. Fakelos 4. Fol. 80v - 94, XIX в.), пасапноарии (стихи на утрене перед Евангелием) на 1-й плагальный (5-й) глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 154-155v; Lesb. Leim. 341. Fol. 82-84v, 1790-1793 гг.; Ath. Doch. 359. Fol. 134-137, кон. XVIII в., и др.), богородичен (матима на Акафист) «Цвет Неувядаемый» (῾Ρόδον τὸ ἀμάραντον) на 4-й глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 349-351; 365. Fol. 185v - 189, кон. XVIII в.; БАН. РАИК. № 45. Л. 484 об., посл. треть XVIII в.; Taxiarch. 4. Fol. 115-117v, и др.), великое славословие на 1-й глас (БАН. РАИК. № 45. Л. 484 об.; Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 125-127, 1805 г., и др.), калофонические ирмосы на 4-й плагальный глас «Ангели и небеса» (῎Αγγελοι καὶ οὐρανοί), «Ужасеся всяк слух» (῎Εφριξε πάσα ἀκοή) и «Богородице Приснодево» (Θεοτόκε ἀειπαρθένε) (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 398-399v), матимы-троичны на 4-й плагальный глас «Боже, естеством нераздельный» (Θεὲ τῇ φύσει ἀμέριστε) и «О, Владычице Пречистая Святая Богородице» (᾿Ω δέσποινα πανάχραντε ἁγία θεοτόκε; 15-сложник) (Lesb. Leim. 248. Fol. 266-278, 1770-1790 гг.), матима «Грешных моления» (῾Αμαρτωλῶν τὰς δεήσεις; Ath. Doch. 390. Fol. 26-75, кон. XVIII - нач. XIX в.) (см. также матимы М. С. в рукописях: Ath. Doch. 359. Fol. 8v - 44; 353. Fol. 316-323, нач. XIX в.; 341. Fol. 349v - 366v, 1822 г.; Ath. Xen. 140. Fol. 142v - 187v, кон. XVIII в.).

Пасапноарии М. С. были изданы в сб. «Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας» (Κωνσταντινούπολις, 18342. Τ. 1. Σ. 308-315), полиелеи, троичны, богородичен и пасапноарии - в сб. «Πανδέκτη τῆς ἱερᾶς ἐκκλησιαστικῆς ὑμνωδίας τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ» (Κωνσταντινούποις, 1851. Τ. 2. Σ. 149-174, 451-459; Τ. 3. Σ. 441-448).

М. С. следует отличать от одного или неск. живших ранее одноименных мелургов. Монах с такими именем и прозвищем был известен уже в конце визант. периода: его матима арх. Михаилу (8 нояб.) «Яко чиноначальник и поборник» на 4-й плагальный глас, украшенная Мануилом Хрисафом, содержится в рукописи Ath. Ivir. 975 (Fol. 60-61v), выполненной между 1448 и 1453 гг., возможно самим Мануилом.

Вероятно, еще одному мелургу, называемому в рукописях иеромонахом и - не всегда - Синаитом, жившему, по мнению М. Хадзиякумиса, в нач. XVII в. (Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 339), принадлежат весьма распространенные в рукописях XVIII-XIX вв. калофонические ирмосы 4-го гласа «Всецарице Всепетая» (Παντάνασσα πανύμνητε; 15-сложник; Ath. Xeropot. 323. Fol. 284v - 285, 1708 г.; БАН. РАИК. № 37. Л. 32 об., нач. XVIII в.; Ath. Konstamon. 96. Fol. 211v - 213, 1713 г., и др.) и «Кая матерь слышана бысть дева» (Ποία μήτηρ ἠκούσθη παρθένος; Ath. Xeropot. 323. Fol. 284-284v; 268. Fol. 162v, 1746 г.; РНБ. Греч. № 130. Л. 764-764v, нач. XVIII в., и др.), а также кратима того же гласа (Ath. Doch. 1248. Fol. 112-154; Athen. O. et M. Merlier. 22. Fol. 101-102v, 1824 г.; БАН. РАИК. № 36. Л. 86, 2-я четв. XIX в.). Второй из указанных ирмосов встречается в версии, украшенной Мануилом Гутой (3-я четв. XVII в.- 2-я четв. XVIII в.) (Ath. Xen. 137. Fol. 384v - 389, XVIII в.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 349v - 353v, сер.- 2-я пол. XVIII в.), что не противоречит т. зр. Хадзиякумиса. Эти ирмосы и кратима были переложены в нотацию Нового метода протопсалтом Григорием и изданы Феодором Папапарасху Фокейским в «Калофоническом Ирмологии» (Εἰρμολόγιον καλοφωνικὸν... μεταφρασθὲν δὲ εἰς τὴν νέαν τῆς μουσικῆς μέθοδον... παρὰ Γρηγορίου πρωτοψάλτου. Κωνσταντινούπολις, 1835. Σ. 87-90, 92-94, 218-220). В рукописи нач. XVIII в. Sinait. gr. 1298 (Fol. 4) указано, что этот мелург был из Веррии. В нач. XIX в., чтобы отличать его от М. С., к его прозвищу стали прибавлять уточняющие слова «древний» (παλαιός) (см.: Ath. Doch. 1248. Fol. 1-112, 1823 г.; Ath. Xen. 107. Fol. 19v - 78, ок. 1830-1840 гг., и др.), иногда также «Критский» (напр.: Ath. Doch. 368. Fol. 205-206, ок. 1810 г.), в последнем случае принимая его за М. С. (см.: Γιαννόπουλος. 2005. Σ. 133, σημ. 38).

Как произведения этого мелурга известны и др. калофонические ирмосы: «На Синайстей горе» на 3-й глас (Ath. Xeropot. 373. Fol. 285v - 286, 2-я пол. XVIII в.; Ath. Doch. 359. Fol. 247v - 250), «Отверзе гортань свой ад» (Διήνοιξε φάρυγγα ὁ δης; тропарь крестовоскресного канона 4-го гласа; Ath. Iver. 967. Fol. 319v - 324, 1-я пол. XVIII в.). Возможно, ему принадлежат и надписанные как произведения Мелетия монаха матимы 40 мученикам Севастийским «Темже, имуще дерзновение» (Διὸ ἔχοντες παρρησίαν; анаграмматизм славника на хвалитех «Страстотерпцы Христовы») 1-го гласа (Ath. Xeropot. 284. Fol. 7v - 8, сер. XVII в.), Великой среды «Господи, яже во многия грехи» на 4-й плагальный глас и Великой пятницы «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» на 4-й плагальный глас (надписана только именем) (Ath. Doch. 379. Fol. 377v - 380v, 394v, 1-я пол. XVII в.).

Лит.: Παπαδόπουλος Γ. Ι. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890. Σ. 316; Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1-3 (по указ.); idem. ῾Η δεκαπεντασύλλαβος ὑμνογραφία ἐν τῇ βυζαντινῇ μελοποιΐᾳ καὶ ἔκδοσις τῶν κειμένων εἰς ἕν Corpus, ᾿Αθῆναι, 1977. Σ. 82, 120-121, 202; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 339-341; idem. Χειρόγραφα ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθήνα, 1980. Σ. 50, 97, ὑποσημ. 278; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1; 1999. Т. 2. (по указ.); Χαλδαιάκης Α. Γ. ῾Ο πολυέλεος στὴν βυζαντινὴ καὶ μεταβυζαντινὴ μεποποιία. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 452, 905-911 и др. (по указ.); Γιαννόπουλος Ε. Σ. Τὰ χειρόγραφα ψαλτικῆς τέχνης τῆς νήσου ῎Ανδρου. ῎Ανδρος, 2005 (по указ.); idem. Τὰ χειρόγραφα βυζαντινῆς μουσικῆς ᾿Αγγλία. ᾿Αθῆναι, 2008 (по указ.).
С. И. Никитин
Рубрики
Ключевые слова
См.также