[Груз. მეტეხი], ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположена на отроге Метехской горы, на левом берегу р. Куры, в Исани (ныне Авлабари), исторической части г. Тбилиси. Метехская скала, М. и памятник основателю Тбилиси царю Картли св. Вахтангу Горгасали (2-я пол. V в.), поставленный на площадке у церкви (1967), являются важными элементами силуэта Ст. Тбилиси, это один из символов города. По сведению груз. ученого XIX в. П. И. Иоселиани, храмовый праздник М. (очевидно, Метехской иконы Божией Матери) отмечали в субботу на 5-й седмице Великого поста (Иоселиани. 1866. С. 23).
Этимологию названия церкви возводят к груз. слову «техва» (ტეხვა - «ломить», «разбивать» в значении «побеждать»). Согласно народным преданиям, на этом месте царь св. Вахтанг Горгасали разгромил вторгшихся в пределы царства овсов и воскликнул: «Я разбил врага!» (груз.: მტერი ვტეხე!). По другой версии, ტეხვა - нарушение слова, клятвы, мира. Французские путешественники XVIII и XIX вв. Ж. Шарден и Ф. Дюбуа де Монпере пересказывают следующее предание: некий груз. царь нарушил мир (rompu la paix) с соседним князем и во искупление грехов выстроил церковь Rupture (с франц.- «сломанный, нарушенный») (Шарден. 1975. С. 320; Dubois de Montpéreux. 1839. P. 228). В научной лит-ре бытуют 2 т. зр.: этимология наименования церкви связана с обрывистым скалистым берегом Куры, на котором она стоит (А. Н. Муравьёв, З. Чумбуридзе, И. Майсурадзе); название происходит от греч. слова μετοχή (подворье) (Иоселиани, Д. З. Бакрадзе, Н. Чубинашвили).
Согласно исторической традиции, М. была воздвигнута в сер. V в. св. Вахтангом Горгасали (Вахушти Багратиони. 1973. С. 336; Brosset. 1851. P. 43; Иоселиани. 1866. С. 11, 23). Муравьёв ошибочно считал, что при царе Вахтанге церковь называлась «Голгофа» (Муравьёв. 1848. С. 36). У Метехской скалы, в месте, где р. Кура резко сужается, со времен основания города был перекинут деревянный мост, на к-ром стоял большой «Честной крест моста». Недалеко от него в 786 г. арабы сожгли останки мч. Або Тбилисского. Высказано предположение, что на этом месте уже в IX-X вв. действовал монастырь во имя Пресв. Богородицы, где в 1013 г. было переписано Четвероевангелие (Кут. 363; Джоджуа. 2002. С. 54-60), в пространной приписке к которому (Кут. 363. Л. 40-44 об.) обитель именуется «лаврой св. Богородицы Сагодебели» (груз. საღოდებელი - место плача, городское кладбище). Так же в древности называли и район Исани (Авлабари). Упомянуты также заказчик рукописи - мать крупного феодала Гургена Бери, и переписчик - мамасахлиси (т. е. настоятель) Афанасий Цибнаури (Джоджуа. 2002. С. 50-51).
Топоним «Метехи» впервые упоминается в связи с событиями 1-й пол. XII в.: по приказу царя Грузии Димитрия I (1125-1155/56) крупный сановник Иване Абулетисдзе был обезглавлен и погребен в М. (Летопись времен Лаша Георгия // КЦ. 1955. Т. 1. С. 367; То же. 2008. С. 214). С древности в храме хранилась Метехская икона Божией Матери, поэтому в источниках М. часто называют Метехской Богоматерью. М. находилась рядом с царскими палатами и служила придворной церковью (Беридзе. 1969. С. 9, 11). В «Жизнеописании царицы цариц Тамар» сказано, что царица св. Тамара, отправив войско против вторгнувшегося в подвластные Грузии территории Абу Бакра Ильдегиза (1195), молилась здесь перед Шамхорской битвой: «...сама сняла обувь и пешком, босая, прибыла в храм Богоматери в Метехи и, пав ниц перед святой иконой, не переставала молиться со слезами, пока не исполнил Бог ее просьбы» - царица оставалась в церкви до тех пор, пока ей не принесли весть о победе над врагом (Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар // КЦ. 1959. Т. 2. С. 126; То же. 2008. С. 309). Метехская икона Богородицы, наряду с Хахульской и Вардзийской, считалась «споспешествующей царствованию», «оплотом и славою скипетра и царского венца» дома Багратиони (Корпус груз. ист. док-тов. 2013. Т. 2. С. 61, 124, 128; 2014. Т. 3. С. 38, 242, 246, 279).
М. сильно пострадала во время нашествий хорезмийцев (1126) и особенно монголов (1235), когда защитники Тбилиси сожгли «город сполна и даже дворец и Исани» (Столетняя летопись // КЦ. 1959. Т. 2. С. 187; То же. 2008. С. 345). Несмотря на бедствия, церковь продолжала действовать. По сведению груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони, возвратившиеся в 1248/49 г. из Каракорума в Грузию цари Давид VI Нарин (1245/47-1293) и Давид VII Улу (1247-1270) «вошли в Тбилиси, в церковь Метехи, и воссели оба на престол... и короновались в Тбилиси» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 212). Во время монг. владычества Всесвятая Метехская Богородица оставалась одной из самых почитаемых святынь Грузии (Столетняя летопись // КЦ. 1959. Т. 2. С. 247; То же. 2008. С. 370). Во 2-й пол. XIII в. царь Давид VII обновил в Исани царские палаты, а его сын и наследник царь мч. Димитрий II Самопожертвователь (1270-1289) «выстроил во дворце Исани монастырь для пребывания в нем Метехской Богоматери и пожертвовал ему деревни и виноградники и украсил его уставом» (То же // КЦ. 1959. Т. 2. С. 230, 272; То же. 2008. С. 360, 382). Тогда же церковь была заново отстроена и получила совр. вид, являющийся доминантой левобережной части Тбилиси. М. считалась подворьем мцхетского патриаршего собора Светицховели. Согласно иммунной грамоте (1392), тбилисским владениям католикоса-патриарха всей Грузии принадлежал монастырь М. с имениями в Авлабари и Авлабарской роще, а также подворье в М. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 176; Грузинские док-ты IX-XV вв. 1982. С. 101). М. как подворье Светицховели упоминается также в грамоте 1658 г. (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 472).
Вслед. опустошительных набегов Тамерлана (кон. XIV в.) и кочевников-тюрков, иранцев и турок (2-я пол. XV-XVI в.) Светицховели и М. потеряли свои владения. Царская власть всесторонне способствовала восстановлению церковного имущества. В 1429 г. груз. царь Александр I заново пожертвовал католикосу-патриарху всей Грузии Феодору III (1429-1435) храм М. и принадлежавшее ему с. Цавкиси, «издревле дарованные Светицховели, но со временем отпавшие от его владений» (Корпус груз. ист. док-тов. 2013. Т. 2. С. 158-160). В 30-х гг. XVI в. царь Картли Луарсаб I (1527-1556) пожертвовал Светицховели монастырь М. «с настоятелем и метехцами (т. е. жителями квартала Метехи.- Авт.)» (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 383; Аннотированный словарь. 2004. Т. 3. С. 15), а в 1546 г. освободил от гос. повинностей Аванишвили, крестьян Метехской Богоматери, обязав их при этом ежегодно отдавать мон-рю 20 л масла (Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 61). В 1559 г. царь Картли Симеон I (1556-1569, 1578-1600) подтвердил владения Светицховели в Тбилиси (перечислены в т. ч. и М. и метехцы) и даровал им иммунитет (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 400-401). Также он пожертвовал монастырю М. села Шиндиси (1558) и Цавкиси (1595) (юго-вост. склон Триалетского хребта, ныне в тбилисском р-не Мтацминда) и освободил цавкисских крестьян от податей (Пурцеладзе. 1881. С. 107-108; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 428; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 65-67). В М. были установлены агапы (дни поминовения) за царя Симеона (на Успение Пресв. Богородицы) и его родителей (на Благовещение Пресв. Богородицы) (Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 67). Цари Кахети также заботились о М. В 1575 г. Александр II (1574-1601, 1602-1605) пожертвовал М. 40 дворов крестьян и освободил их от всех гос. податей (Пурцеладзе. 1881. С. 108), его внук царь Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632) преподнес М. мон-рь Сиони в Уджарме и пещерный мон-рь Хорауги (близ с. Сартичала, ныне в муниципалитете Сагареджо) (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 440).
О церковных деятелях М. известно мало. По сведениям Вахушти Багратиони, настоятелем мон-ря был архимандрит (Вахушти Багратиони. 1973. С. 337). В грамоте 1619 г. о вступлении некоего Мхитара в крепостную зависимость к еп. Тбилисскому Николаю среди свидетелей акта упомянут метехский прот. Евстафий (Какабадзе. 1913. Т. 4. С. 11). Из приписок к рукописи 146 иерусалимского Крестового монастыря известен Никифор, сын Омана Чолакадзе, «бывший настоятель Метехи в Тбилиси и нынешний иеромонах Крестового монастыря» (Цагарели. 1888. С. 188-189). Никифор Ирбах (Ирубакидзе-Чолокашвили) был настоятелем монастыря М. в 1629-1640 гг. (Беридзе и др. 1969. С. 15).
С восшествием на престол Картли омусульманенных Багратиони положение мон-ря М. резко ухудшилось. Царь Ростом (1632-1658) обнес М. стеной, превратил церковь в укрепленную крепость и в Исани поставил иранский гарнизон (Вахушти Багратиони. 1973. С. 439). Одновременно дарственной грамотой 1658 г. он подтвердил имущественные и иммунные права Светицховели на М. и принадлежащее ей с. Крцаниси (ныне район Тбилиси) (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 472-473). Вскоре М. пострадала от удара молнии. Царь Картли Вахтанг V (Шах-Наваз) (1658-1676) отремонтировал церковь и преобразовал ее в пороховой склад (Dubois de Montpéreux. 1839. P. 228; Шарден. 1975. С. 320). Царь Картли Ираклий I (1688-1703) передал М. персам, богослужение в М. прекратилось, и мон-рь пришел в полное запустение (Dubois de Montpéreux. 1839. P. 228; Вахушти Багратиони. 1973. С. 337; Шарден. 1975. С. 320). Католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Доментий IV (Багратиони) (1705-1741) преподнес в дар М. образ Божией Матери; на иконе был изображен сам католикос-патриарх в коленопреклоненной молитве перед Богоматерью (Иоселиани. 1936. С. 27). По-видимому, он же пожертвовал М. кипарисовую доску, исполнявшую роль клише для изготовления просфор; согласно надписи, доска была сделана в 1740 г. «трудом и иждивением» Иасе, сына ксанского эристава, «по приказу святого и блаженнейшего патриарха всей Грузии Доментия». На доске были изображены фигуры Спасителя, Пресв. Богородицы, жен-мироносиц, равноап. Марии Магдалины, прав. Иосифа Аримафейского, прав. Никодима, а также 4 евангелистов, «все надписи и рисунки рельефные и притом вырезаны обратно, как это бывает на печатях» (Такаишвили. 1897. С. 213-216). Несмотря на попытки католикоса-патриараха Доментия IV, богослужение в М. в этот период так и не было возобновлено.
В 1748 г. царь Кахети Ираклий II (1744-1762) изгнал персов из Тбилиси, в ознаменование чего на вост. фасаде М. была сделана 7-строчная надпись в стихах: «Царь Ираклий силою отнял эту [церковь] у врагов. С крестом Христовом - как щитом, предшествуемый в деле. Освободил церковь, сделал ее себе придворною. Таков плод усердия христолюбивого царя, подвиг в славу Бога и предстательство царя Ираклия» (Иоселиани. 1866. С. 24; Беридзе и др. 1969. С. 18). Царь Картли Теймураз II (1744-1762) и царь Ираклий II возобновили в М. богослужение: «Украсили Метехский монастырь Всесвятой (Богородицы.- Авт.) святою церковью, поставили сонм священников... Святой католикос Антоний (католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) (1744-1755; 1764-1788).- Авт.) освятил дом Божий» (Папуна Орбелиани. 1981. С. 173). Очевидно, со 2-й пол. XVIII в. М. действовала только как церковь. Здесь была учреждена начальная школа. Грузинский историк Иоселиани приводит рассказ о том, что 23 апр. 1753 г. царь Теймураз II подарил на день ангела своему внуку, 7-летнему Георгию (впосл. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800)), изготовленное из желтого атласа знамя. На знамени была вышита икона Метехской Пресв. Богородицы. В М. католикос-патриарх Антоний I освятил его и вручил царевичу. Георгия определили на воспитание в М., а церкви пожертвовали драгоценный потир, облачения и 3 двора крестьян. В XIX в. знамя хранилось в доме Иоселиани. Однако в 1830 г. Е. Иоселиани, отец П. Иоселиани, из-за страха перед новой российской властью сжег древко, серебряный шар от знамени продал, а на вырученные деньги изготовил киот, куда спрятал полотнище (Иоселиани. 1936. С. 26-27). Настоятелями М. в этот период были протоиереи, они также занимали должность директора метехской школы. Известны имена неск. протоиереев 2-й пол. XVIII в. Так, в 1769 г. метехский прот. Иессей, сын авлабарского мамасахлиси (старосты), купил у Читахашвили торговые лавки в Тбилиси (Док-ты по истории Тбилиси. 1962. С. 329). В 1778 г. прот. Иессей Хирселашвили подписал грамоту о добровольном вступлении Чилиндришвили в крепостную зависимость к настоятелю гареджийского мон-ря Натлисмцемели Евфимию (Какабадзе. 1913. Т. 5. С. 91-92). В 90-х гг. XVIII в. протоиереем М. был Иессей Сулханишвили, духовник Ираклия II и современник Георгия XII. В 1792 г. он участвовал в разборе тяжб крестьян Эситашвили против князей Чолокашвили (Такаишвили. Древности. 1899. Т. 1. С. 421; Иоселиани. 1936. С. 63).
М. вновь пострадала во время вторжения иран. шаха Аги Мохаммед-хана Каджара, разорившего и сжегшего Тбилиси (1795). В это время пропала икона Метехской Божией Матери (Иоселиани. 1936. С. 27; Баграт Багратиони. 1941. С. 65-66). Кнг. Саломе, дочь кн. Реваза Амилахвари и супруга царевича Юлона Ираклиевича, прислала из С.-Петербурга для М. другую икону (Brosset. 1851. P. 44; Иоселиани. 1866. С. 24). Иконы в М. жертвовали Гаяне, дочь царя Георгия XII (1803), некая Хорешан (1819), а также придворные дамы Мариам и Тамар (1827) (Brosset. 1851. P. 44-45).
В нач. XIX в., с вхождением Грузии в состав Российской империи, Метехская крепость была разрушена, на ее месте была построена гос. тюрьма (1819-1820). В 40-х гг. XIX в. М. была отремонтирована. 25 нояб. 1845 г. экзарх Грузии архиеп. Исидор (Никольский) (12 нояб. 1844 - 1 марта 1858) в присутствии наместника на Кавказе кн. М. С. Воронцова, а также военных и гражданских чинов освятил М. во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» (Беридзе и др. 1869. С. 24). В кон. 70-х гг. XIX в. по инициативе тюремного надзирателя Н. Чекмасова и свящ. Иоанна Ломоури в М. были проведены ремонтные работы, в т. ч. и в интерьере (Бакрадзе. 1878. С. 3).
После установления в Грузии советской власти (февр. 1921) здание М. использовалось как клуб и спортзал. В 1933 г. большинство тюремных корпусов были снесены. В оставшихся 3 корпусах был размещен Музей искусств, М. выполняла функцию музейного хранилища (Беридзе и др. 1969. С. 24-25). В 1958 г., к 1500-летию Тбилиси, территорию М. очистили от всех построек XIX в. В 1974 г. в здании церкви открылся Метехский театр. В 80-х гг. XX в. груз. общественность стала требовать передать М. Грузинской Патриархии. В 1988 г. над храмом М. воздвигли крест, были возобновлены богослужения. С 1992 г. храм неск. раз реставрировался. Последние работы по консервации камня были проведены в 2015 г. (под рук. Н. Купрашвили, С. Вольта). С 1996 г. настоятелем церкви является прот. Акакий Меликидзе.
В диаконнике М. упокоены мощи вмц. Шушаник. Первые сведения об этом сохранились в соч. «Калмасоба» царевича Иоанна Багратиони (кон. XVIII - нач. XIX в.), он пишет, что в XII в. царица св. Тамара перенесла из Цуртави в М. мощи вмц. Шушаник и упокоила их в раке справа от иконы Пресв. Богородицы (НЦРГ. S 3687; Беридзе и др. 1969. С. 9). Историки 2-й пол. XIX в. (Муравьёв, Иоселиани, М. Сабинин) приписывают этот акт католикосу Картли Кириону I (ок. 599-614/6), к-рый после грузино-арм. церковного раскола (607/8) распорядился перенести мощи святой в М. во избежание похищения ее останков из Цуртави армянами-монофизитами (Сабинин. Рай. 1882. С. 192). Перенесение мощей вмц. Шушаник в М. отмечалось ежегодно как храмовый праздник 28 авг. (Мызников. 1854. С. 265; Иверия. 1903. № 184. С. 1-2). От могилы святой верующие получали исцеления (Иверия. 1903. № 184. С. 1-2).
У подножия Метехской скалы, под церковью (очевидно, в пещере в толще скалы), была устроена часовня-мартирий во имя мч. Або Тбилисского. В 30-х гг. XIX в. главнокомандующий на Кавказе гр. И. Ф. Паскевич украсил часовню лепкой и «приделал к пещере двери», в 1848 г. сенатор С. В. Сафронов пожертвовал в матирий большую икону мч. Або и «поставил стеклянные двери» (Иоселиани. 1866. С. 257). В 1898 г. у подножья М. была построена часовня во имя Пресв. Богородицы, вмц. Шушаник и вмч. Георгия (Иверия. 1898. № 206. С. 2). В 1950 г., во время строительства нового Метехского моста, все постройки под М. были уничтожены. В 1998-2002 гг. на этом месте была построена малая ц. во имя мч. Або.
Церковь относится к типу «вписанного креста». Царь мч. Димитрий II построил ее на остатках раннесредневек. храма, что определило некоторые особенности плана, необычные для груз. архитектуры XIII в.: 4 свободно стоящих подкупольных устоя и 3 апсиды, полукругом выступающие на вост. фасаде. Ко времени строительства царя мч. Димитрия II относятся вост. и сев. стены целиком, нижние части юж. и зап. стен и бóльшая часть пристроенного к сев. входу портика. Эти стены облицованы тесаным камнем, окна имеют орнаментированные наличники. На вост. фасаде среднюю апсиду украшает композиция, известная в груз. архитектуре с XI в. (Самтависи и др.) и получившая широкое распространение в XIII в.: покрытый резьбой наличник окна, над ним большой орнаментированный крест, под окном - 2 поставленных на ребро декоративных квадрата. Своды, подкупольные устои, купол и верхние части юж. и зап. стен восстановлены с использованием кирпичей в XVII и XVIII вв.