[Греч. Μυριοκέφαλα], дер. в зап. части о-ва Крит неподалеку от г. Ретимно, известна благодаря расположенному там монастырю с ц. Пресв. Богородицы Антифонитрии. Монастырь освящен первоначально в честь Рождества Пресв. Богородицы (также называется Παναγίας των Μυριοκεφάλων). По преданию, это был один из 9 монастырей, основанных критским монахом Иоанном Отшельником в кон. X - нач. XI в. (до 1027) между совр. городами Ретимно и Ханья. Некогда поблизости от дер. М. находился античный г. Лаппа или Лампа; с раннехристианского времени до X в. там существовал епископский центр. Когда город пришел в упадок, М. наряду с Эпископи и Рустиком стала крупнейшим духовным и художественным центром региона. Вскоре после основания мон-ря Иоанном Отшельником, по преданию, была обретена чудотворная икона Богородицы Антифонитрии, и обители было дано одноименное название. Мон-рь в М. был самым крупным из основанных прп. Иоанном Отшельником и подчинялся непосредственно К-польскому Патриархату.
Из всех существовавших в мон-ре зданий до наст. времени сохранился только кафоликон (кон. X - нач. XI в.) с более поздней пристройкой с запада. Относительно времени возведения пристройки мнения исследователей разошлись: согласно т. зр. Г. Андуракиса (᾿Αντουράκης. 1977. Σ. 78), она относится к поствизант. эпохе, а сохранившиеся в ней фрагменты фресок с композициями «Деисус» и «Успение Богородицы» - к XVII-XVIII вв.; археолог М. Андрианакис полагает, что фрагменты фресок относятся ко 2-й пол. XIV в., поскольку, с т. зр. автора, они являются «типичными произведениями народного искусства», т. е. пристройка относится к венецианскому периоду правления на Крите.
Вост. часть кафоликона представляет собой небольшую крестообразную в плане постройку с куполом на цилиндрическом барабане и полукруглой апсидой с востока; зап. пристройка, 4-угольная в плане, имеет примерно ту же длину, что и первоначальная церковь.
В 1970 г. были произведены расчистка и реставрация фресок. Росписи 1-го слоя были выполнены вскоре после возведения церкви, в 1-й трети XI в.: это фрески в куполе, в 2 маленьких нишах по сторонам апсиды и в юж. люнете, плохо сохранившиеся образы святых на стенах; тем же временем следует, вероятно, датировать сцену «Поцелуй Иуды», занимающую юж. часть свода над зап. рукавом креста. В куполе изображен восседающий на престоле Христос Пантократор, в левой руке Он держит свиток, правая - в ораторском жесте. В барабане купола 10 фигур: под троном Христа представлена Богородица, по сторонам от Нее - архангелы, далее слева направо - Моисей, Давид и Соломон, Иезекииль и Даниил, Иеремия и Исаия. Пророки представлены со свитками, на которых с трудом можно прочесть фрагменты принадлежащих им текстов. Образы евангелистов, традиционно занимающие место в парусах, находятся в люнете; они показаны на фоне арочных пролетов в боковых фасадах расположенных симметрично зданий.
В живописи 1-го слоя фигуры выглядят уплощенными, их пропорции варьируются в зависимости от места расположения; графические средства преобладают над живописными. Моделировки лиц и драпировок там, где они сохранились (прежде всего в сцене «Поцелуй Иуды»), обобщенные. Цветовая гамма неяркая, главную роль в ней играет сочетание охр и серовато-синего цвета. В целом манера исполнения фресок 1-го слоя представляет собой провинциальный и несколько упрощенный вариант стиля фресок ц. Панагии Халкеон в Фессалонике; в них можно видеть также тип лиц, похожий на тот, что примерно 2 десятилетиями позже встречается в мозаиках кафоликона мон-ря Неа-Мони на Хиосе.
Фрески 2-го слоя - в апсиде (изображения святителей) и на стенах и сев. стороне свода зап. рукава креста («Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие во ад», «Положение во гроб»), нек-рые исследователи датировали их кон. XII в. (Spatharakis. 1998. P. 40; Papadaki-Oekland. 2002. С. 40) или даже кон. XII - нач. XIII в. (᾿Αντουράκης. 1977. Σ. 87), но они, вероятно, относятся к кон. XI или скорее к нач. XII в.
Изображения отцов Церкви в апсиде располагались парами по сторонам окна: справа - святители Григорий Богослов и Василий Великий, слева - свт. Иоанн Златоуст, изображение другого святителя не сохранилось, там мог быть представлен св. Афанасий, еп. Александрийский. Все традиционно показаны в епископских омофорах, а Иоанн Златоуст и Григорий Богослов также в полиставрионах. На раскрытых свитках, к-рые они держат, написаны слова молитв. В зап. рукаве креста представлены друг против друга сцены «Вход Господень в Иерусалим» (на юж. стене) и «Сошествие во ад» (на сев. стене), на сев. стороне свода - «Положение во гроб». В основе всех 3 фресок лежат простые и ясные композиционные схемы с небольшим числом фигур. Фигуры имеют правильное анатомическое строение и слегка удлиненные пропорции; они объемно моделированы и показаны в естественных позах и движениях. Колорит, как и во фресках 1-го слоя, не очень яркий, но недостаточно хорошая сохранность росписей, прежде всего композиции «Сошествие во ад», не позволяет утверждать, что изначально он был именно таким. Наряду с пластической и цветовой моделировкой важную роль играет линия, очерчивающая фигуры гибким ясным контуром, выделяющая красивый, иногда чуть усложненный рисунок складок. Фрески 2-го слоя, как и росписи 1-го, по-видимому, были написаны местными мастерами, но более качественно. Образы святителей в апсиде обнаруживают сходство с произведениями книжной миниатюры кон. XI - нач. XII в., сцены на стенах и сев. стороне свода зап. рукава креста - с памятниками, расположенными в разных концах визант. мира (Киев, Новгород, Венеция), нек-рые из них созданы к-польскими мастерами.