(† после 1269, Сарай?), еп. Сарайский (1261-1269). Первый архиерей, поставленный на образованную в 1261 г. Сарайскую (в будущем Сарскую и Подонскую) кафедру (см. Крутицкая кафедра). Согласно данным древнейших русских летописей, включая Лаврентьевскую (Свод 1305 г.), М. был поставлен на кафедру митр. Киевским свт. Кириллом II. Скорее всего, хиротония М. состоялась во Владимире-на-Клязьме, в столице Великого княжества Владимирского, где после поставления свт. Игнатия на Ростовскую кафедру, по-видимому, находился первоиерарх (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 476). По наблюдениям исследователей, во 2-й пол. XIII в. «Сарайскому епископу в духовных делах подчинялись все христиане Орды, преимущественно русские, бежавшие в Орду или уведенные в полон», кроме иаковитов и несториан, «которых было немало в разноязычных ордынских войсках» (Плигузов А. И., Хорошкевич А. Л. Русская церковь и антиордынская борьба в XIII-XV вв.: По мат-лам краткого собр. ханских ярлыков рус. митрополитам // Церковь, общество и гос-во в феод. России: Сб. ст. М., 1992. С. 93).
Пастырская деятельность М. пришлась на период правления в Орде мусульманина хана Берке (1257-1266), к-рый в 1263-1265 гг. находился в остром военном конфликте с визант. имп. Михаилом VIII Палеологом. Лишь после смерти хана Берке наступила в 1266/67 г. «ослаба Руси от насилья бесермен» (Присёлков. 20022. С. 329). Пришедший к власти после междоусобицы в Орде хан Менгу-Тимур (1266/67 - 1281/82), возможно не без определенного влияния М., 10 авг. 1267 г. выдал новый ярлык (льготную и тарханную грамоту) в пользу рус. духовенства и монашества, существенно расширив их права (РФА. 1987. Вып. 3. Прил. № 6. С. 588-589). В 1269 г. М. оставил свою кафедру. По-видимому, это могло произойти из-за ухудшения состояния здоровья. Косвенно на эту причину указывает тот факт, что М. сначала «отписась епискупии Сарьскои», а затем постригся «в скыму». Получив (из Орды?) от него грамоту об отречении, Киевский митр. Кирилл II назначил преемником М. еп. Феогноста, к-рого он поставил уже не только в Сарай, но и в Переяславль Русский (Присёлков. 20022. С. 330; ПСРЛ. Т. 18. С. 73). Возможно, что вскоре после ухода с кафедры М. скончался, будучи еще в Орде, т. к. с этого времени его имя не фигурирует в источниках. Точное место захоронения М. неизвестно.
Для вечного поминания имя М. было внесено в синодик владимирского Успенского собора. Его текст не сохранился, но он отразился в древнейшей части синодика нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1556 г. (ГА Нижегор. обл. Ф. 2013. Оп. 602-а. 4°. № 161. Л. 25; РГБ ОР. Ф. 256. № 387. 1°. Л. 41 об., Список нач. 1810-х гг.). Кроме того, с XVI в. поминание М. и 2 следующих Сарайских епископов включалось в Вологодский кафедральный синодик (РНБ. Погод. № 1596. Вологодский сборник. 4°. Л. 163 об., Список 1580-х гг.). Его текст отражает московский чин поминания в XIV-XV вв., к-рый в нач. XVI в. вошел в рукописи Вологды и Ростова (Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик // Историческая генеалогия. Нью-Йорк; Екат., 1995. Вып. 6. С. 96). Свидетельства посмертного поминания М. подтверждают выводы тех исследователей, к-рые пишут о тесной связи 1-го епископа Сарайского с митр. Кириллом II, значительное время своего святительства пребывавшим в Сев.-Вост. Руси.