МИХАИЛ V
Том XLV, С. 681-682
опубликовано: 14 сентября 2021г.

МИХАИЛ V

[Михаил ибн аль-Маварди; араб.      ] († 1540), патриарх Антиохийский (с 1522/23). На социальное происхождение М. указывает его прозвище Ибн аль-Маварди (Сын Торговца Розовой Водой). Возможно, первоначально он был священником. В любом случае монашеский постриг М. принял в зрелом возрасте, вероятно, непосредственно перед возведением на Патриаршество, т. к. из источников известно, что у него был сын, диак. Иса (Краткий каталог арабских рукописей и документов РГАДА / Сост.: Д. А. Морозов. М., 1996. С. 89). Патриарх имел некоторое образование, умел подписываться по-гречески (Zayya t H. Khaza 'in al-kutub f Dimašq wa-dawa h ha  [=Книжные собрания Дамаска и его округи]. Al-Qa hira, 1902. P. 159) и, похоже, любил книги. Самое раннее упоминание о нем находится в колофоне сборника гомилий XIII в., отреставрированного патриархом в марте 1522 г. для б-ки врача Ризкаллы ибн Мусы (Troupeau. 1972. N 147).

В то же время известна запись предыдущего патриарха Дорофея II ибн ас-Сабуни от 25 марта 1523 г., подтверждающая вклад Евангелиария, переписанного в янв. того же года Иоанном, еп. Ябруда, в церковь сел. Дайр-Атия. Хронологическое противоречие можно объяснить неправильным написанием даты в одном из 2 колофонов. По данным патриарха Макария III аз-Заима (1647-1672), Дорофей вступил на престол в сент. 7006 г. от Сотворения мира (1497 г. по Р. Х.) и правил 26 лет, т. е. до 1523 г.

К началу Патриаршества М. (датировка колеблется в диапазоне между 1523 и 1526) относится Собор 4 вост. патриархов в Иерусалиме - событие, давно не происходившее и ставшее возможным лишь после османского завоевания араб. Востока и включения всех правосл. Патриархатов в единое политическое пространство. Во время паломничества в Палестину К-польского патриарха Иеремии I его престол незаконно занял митр. Иоанникий Созопольский. Собравшиеся в Иерусалиме ближневост. патриархи, в т. ч. М., отлучили Иоанникия, что способствовало возвращению на Патриаршество Иеремии (Historia politica et patriarchica Constantinopoleos. Epirotica / Ed. I. Bekkerus. Bonnae, 1849. P. 155; см. также: Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский: Сирия // ТКДА. 1875. № 12. Паг. 1. С. 95; Runciman S. The Great Church in Captivity. Camb., 1968. P. 199).

Сохранились записи М. в сироязычном Октоихе из ц. святых Сергия и Вакха в Маалуле от 10 окт. 1533 г. (Wright W. Catalogue of Syriac Manuscripts in the British Museum. L., 1870. T. 1. N 418) и вкладная запись на Лекционарии, переданном в февр. 1535 г. в дамасскую ц. св. Анании (Troupeau. 1972. N 52).

Патриарх Макарий аз-Заим в одном из своих исторических трудов упоминал виденную им грамоту М. о поставлении митр. Даниила в г. Майафарикин (Мартирополь) в Юго-Вост. Анатолии. Тогда же, по данным патриарха Макария, существовал православный архиерейский престол в г. Нисибине в В. Месопотамии (Митрополиты и епархии правосл. Антиохийской Церкви в описании Патриарха Макария III аз-За'има (1665 г.) / Предисл., пер. и коммент.: К. А. Панченко // ВЦИ. 2012. № 1/2(25/26). С. 143). Ко времени Патриаршества Макария эти общины давно исчезли и о существовании местных престолов было забыто. Т. о., ареал расселения православных (мелькитов) в 1-й трети XVI в. был значительно шире, чем это зафиксировано источниками Нового времени.

Последние годы Патриаршества М. были отмечены конфликтом с амбициозным Макарием ибн Хилялем, митр. Кары и Аккара (впосл. патриарх Макарий II). Макарий сблизился с влиятельной христ. элитой Триполи. В книгах, принадлежавших правосл. триполийскому шейху Исе ибн Мусе, есть неск. колофонов митр. Макария 2-й пол. 30-х гг. XVI в. Приблизительно в нач. 1539 г. М. созвал церковный Собор в сел. Кара. На нем присутствовали архиереи Сайднаи, Баальбека, Ябруда, Эз-Забадани, множество пресвитеров и диаконов, но не было самого митрополита Кары, к-рый в это время, согласно одному из колофонов, пребывал в Триполи в доме шейха Исы, что явно свидетельствует о натянутых отношениях между М. и Макарием ибн Хилялем.

Собор в Каре был созван по вопросу исчисления даты Пасхи 1539 г. В греч. и арм. пасхалиях с определенной периодичностью встречается расхождение в дате Пасхи, которая в эти годы приходится на 6 апр. по греч. счету и 13 апр. по армянскому (т. н. феномен «Кривой Пасхи»). Одно из таких расхождений выпало на 1539 год. Упадок математических знаний в среде мелькитов привел к тому, что участники Собора не смогли разобраться в этой действительно сложной календарной проблеме. Тогда к расчетам был привлечен оставшийся анонимным книжник, который разъяснил присутствующим суть календарных расхождений, вычислил начало Великого поста 1539 г. (9 февр.) и составил пасхалию на 181 год вперед, решив вопрос с 2 следующими «Кривыми Пасхами».

На Пасху 1539 г., надолго запечатлевшуюся в коллективной памяти мелькитов, М. лично отправился в Иерусалим в сопровождении некоторых епископов. Православные, католики («франки») и копты отмечали праздник 6 апр., а армяне, сиро-яковиты, несториане и марониты - неделей позже. Явление Благодатного огня в Великую субботу должно было стать доказательством истинности одной из 2 пасхалий. Однако Благодатный огонь в тот год сошел дважды, на греч. и арм. Пасхи. Православные объяснили это происками «еретиков», подкупивших служителя храма Св. Гроба, к-рый зажег им лампаду.

В Ватиканской б-ке хранится рукопись (Vat. arab. 174), завершенная, согласно колофону, 18 сент. 1540 г. в присутствии патриарха Дорофея III, преемника М. Из этого можно заключить, что М. скончался ранее этой даты (Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 2).

Эпоха М. не нашла полноценного отражения в мелькитской историографии. Патриарх Макарий аз-Заим и архидиак. Павел Алеппский, возрождавшие летописную традицию правосл. арабов в сер. XVII в., имели крайне смутное представление о правлении М. и его преемников, что привело к противоречиям в датировках и путанице в персоналиях. Записи патриарха Макария представляют собой недоработанный конспект, в к-ром наслоились друг на друга неск. информационных пластов, в результате чего мн. патриархи «двоятся» и «троятся». В своей рукописи-автографе, хранящейся ныне в ИВР РАН под шифром В 1227, Макарий сначала приводит верные данные о кончине М. в 7049 (1540/41) г., после 17 лет Патриаршества, сообщает о его преемниках Дорофее III и Иоакиме IV ибн Джуме, а потом, опираясь на др. источник, снова пишет о тех же самых М. и Иоакиме, которые у него т. о. «раздваиваются». На этот раз кончину М. он относит к 7051 (1542/43) г., что противоречит многим предшествующим датировкам той же хроники. Павел Алеппский воспроизводит в своих исторических записках 7051-й как год кончины М. У Михаила Брейка, использовавшего ранние версии изысканий патриарха Макария, тоже происходит сбой в повествовании после Иоакима ибн Джумы, возникают имена патриархов, живших веком ранее; путаницу усугубляет то, что мн. патриархи той эпохи носили одни и те же имена. Все эти противоречия привели позднейших ученых к ложным выводам. К. Каралевский также «раздвоил» патриарха Михаила на Михаила V (ок. 1523/24 - после июля 1529) и Михаила VI (до 10 нояб. 1534 - 1542/43), а Ж. Насралла пытался «примирить» даты окончания правления Михаила (7049 и 7051), посчитав, что в 1-м случае речь идет об уходе патриарха на покой, а во 2-м - о его смерти. В действительности мы имеем дело с наслоением неск. повествований об одних и тех же персоналиях.

Арх.: ИВР РАН. В 1227. Л. 87-87 об.
Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 679-680; Brayk M. Al-haqa 'iq al-wa fiya f ta'rkh baa riqat al-kansa al-ana kiyya. Bayru t, 2006. P. 136-137 (рус. пер.: [Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов / Пер.: еп. Порфирий (Успенский) // ТКДА. 1874. № 6. С. 424).
Лит.: Karalevskij C. Antioche // DHGE. T. 3. Col. 636-637; Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 23-27; Troupeau G. Catalogue des manuscrits arabes / Bibliothèque Nationale. P., 1972. Pt. 1: Manuscrits chrétiens. T. 1; Панченко К. А. Триполийское гнездо: Правосл. община г. Триполи в культурно-полит. жизни Антиохийского патриархата XVI - 1-й пол. XVII в. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2009. Вып. 1(15). С. 41-64; Кузенков П. В., Панченко К. А. «Кривые Пасхи» и Благодатный Огонь в ист. ретроспективе // Панченко К. А. Православные арабы: Путь через века. М., 2013. С. 57-88.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также