[Лат. Monica] (331/2, Тагаста - 387, Остия), св. (пам. греч., пам. зап. 4 мая), мать блж. Августина Аврелия, еп. Гиппонского, виднейшего лат. богослова, философа, одного из великих зап. учителей Церкви. Источниками сведений о жизни М. служат произведения ее сына: «Исповедь» (Aug. Confess.; гл. IX посвящена биографии М.), письма (idem. Ep. 36, 14, 32), «О даре пребывания» (idem. De dono persev. XX 53), где блж. Августин вновь обращается к сведениям, изложенным в «Исповеди», и соч. «О блаженной жизни» (idem. De beat. vit. III), в котором М. выступает как действующее лицо произведения, составленного в форме диалога, и ей приписаны богословские рассуждения. М. также кратко упомянута в др. произведениях богослова. Во всех этих источниках видны глубокая любовь блж. Августина к матери и его признание ее мощного духовного влияния. Поздние лат. Жития М. составлены также на основе материалов «Исповеди».
М. род. в г. Тагасте (Нумидия, Сев. Африка) в христианской семье, видимо, берберского происхождения, однако принадлежавшей к римской культуре, имела неск. сестер. В юности ее воспитывала служанка, вырастившая еще отца М. Женщина пользовалась в семье большим доверием и авторитетом, т. к. ей была предоставлена забота о детях. Она отличалась очень строгим нравом, напр., невзирая на жажду, к-рую испытывали дети в жарком климате, разрешала им пить воду в ограниченных количествах только во время общего обеда. Служанка считала, что т. о. воспитывает в девочках - буд. хозяйках, в чье распоряжение попадут винные погреба, воздержанность к винопитию, поскольку у них не будет привычки вдоволь пить воду, а значит - и любую др. жидкость. Однако в случае с М. произошло так, что она не могла удержаться от желания пригубить вино, когда ее, как самую воздержанную из дочерей, посылали за ним в погреб. Сначала она пила неразбавленное вино по неск. капель, но через нек-рое время могла пить его кубками. Однажды это увидела др. служанка и назвала девушку пьяницей, желая не удержать от порока, а унизить, но чистая душа М. при этих словах очнулась от плена страсти: девушка раскаялась и навсегда оставила эту привычку (idem. Confess. IX 10).
Когда М. достигла брачного возраста, ее выдали замуж за язычника Патриция, представителя сословия куриалов, бывшего чиновником в Тагасте. Благочестивая женщина смиренно переносила невзгоды брака с человеком др. моральных устоев. Она терпела его измены и исключительную гневливость. Ее кротости удивлялись и сам Патриций, и знакомые женщины, к-рые иногда терпели побои от мужей, но никогда не видели избитой М., хотя всем было известно, насколько страшен в гневе ее супруг. На вопросы женщин, как ей удается не попадать мужу под руку, М. отвечала, что всегда обуздывает свой язык в его присутствии. В самом начале совместной жизни супругов служанки Патриция оговорили М. перед свекровью, и та была враждебно настроена к невестке, но мудрость и терпение М. заставили ее переменить отношение, и мать Патриция попросила его наказывать каждую служанку, к-рая еще раз соберется клеветать на М. и смущать покой в доме (Ibid. IX 11).
Не только члены семьи, но и знакомые вскоре заметили удивительное качество характера М.- умение гасить ссоры и мирно разрешать житейские конфликты. К ней обращались с просьбой разобраться в сложной ситуации, и она всегда находила возможность примирения, устраивающую обе стороны.
В браке с Патрицием у М. родилось 3 детей: Августин, Навигий и Перпетуя. Жизнь молодого Августина, далекая от христианского идеала, и особенно его нежелание креститься были причинами долгих духовных страданий М. Она вместе с мужем заботилась о том, чтобы Августин получил хорошее образование, надеясь, что именно знание рано или поздно приведет сына ко Христу. Она хлопотала о не состоявшейся в итоге женитьбе сына, в первую очередь надеясь, что он остепенится и примет крещение. М. тяжело воспринимала его приверженность манихейству и почти 10 лет, что сын пребывал в ереси, непрестанно молилась за него. Ей было послано видение о судьбе сына, смысл к-рого был в проявлении терпения (Ibid. III 11). Ни на день не оставляя мыслей об обращении сына, проливая обильные слезы, однажды М. обратилась к некоему епископу, бывш. манихею, с просьбой переубедить Августина, но тот, считая, что его вмешательство вызовет лишь упрямство юноши, отказал женщине со словами: «Ступай, как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет» (Ibid. III 12).
В конце жизни Патриций стараниями и молитвами М. стал христианином, избавился от мн. страстных черт характера и принял крещение за неск. дней до смерти (371). Овдовев, М. решила больше не выходить замуж.
Не переставая переживать за духовное состояние Августина, М. в 383 г. отправилась за ним в Рим, в 385 г.- в Медиолан, где Августин услышал проповеди свт. Амвросия, еп. Медиоланского, и через год обратился к вере, а еще через год крестился вместе с сыном (от брака с конкубиной) Адеодатом и другом Алипием. После крещения М. вместе с Августином и др. членами семьи приняла решение вернуться в Африку.
По пути на родину они нек-рое время жили в Остии (город в устье Тибра, близ Рима), где М. скончалась. Накануне смерти М. беседовала с блж. Августином о том, что плотские удовольствия, к к-рым человек стремится на земле,- ничто по сравнению с наградой, ожидающей святых на небесах. В той же беседе М. сказала, что больше не видит радости в пребывании на земле, т. к. все ее надежды, главная из к-рых - увидеть христианином Августина, исполнились. Через нек-рое время она слегла от смертельной болезни. Сыновей она просила не заботиться чрезмерно о погребении ее тела, но постоянно поминать ее в молитвах. Августина удивило такое отношение матери к собственному погребению, т. к. на родине она проявляла об этом исключительную заботу, приготовив для себя могилу рядом с мужем. Он приписывал эту перемену предсмертному возвышению ее души. Видимо предчувствуя скорую кончину, М. говорила о смерти не только с сыном, но и с его друзьями. И когда они, удивленные мужеством, с к-рым пожилая женщина рассуждает о близкой смерти, спросили, не страшно ли ей будет умереть так далеко от родных краев, она ответила: «Ничто не далеко от Бога, и нечего бояться, что при конце мира Он не вспомнит, где меня воскресить» (Ibid. IX 12). М. скончалась на 9-й день болезни в возрасте 55 лет. Блж. Августин подробно описывает свою борьбу с тяжелой скорбью, к-рую он ощутил после смерти матери, и свои горячие молитвы о прощении ее грехов (Ibid. IX 12-13).
М. почитается как идеал христ. матери, как покровительница одиноких матерей и родителей, чьи дети встали на путь заблуждений. В визант. Синаксари, а также в календарь РПЦ память М. не включена.
О почитании М. до XII в. сведений нет. В средневековых сборниках стихотворений, самый ранний из к-рых относится к эпохе Каролингов (Paris. lat. 8093. Fol. 32v), сохранился текст эпитафии М., составленной бывшим консулом в 408 г. Аницием Авхением Бассом. О святой говорится как о матери блж. Августина, наставнице христиан и «матери добродетелей» (uirtutum mater). Эпитафия находилась на могиле М.: фрагмент мраморной плиты с ее текстом был обнаружен в 1945 г. близ ц. Сант-Ауреа в Остии, к-рая находится на месте позднеантичной базилики, стоявшей на пригородном кладбище и известной по упоминаниям в источниках VII-IX вв. (см.: Mastrorilli. 2007. P. 338-340, 367-371). Большинство историков вслед за Дж. Б. Де Росси полагают, что автором стихотворения был Басс (PLRE. Vol. 2. P. 219-220). Однако палеографические особенности эпитафии указывают на то, что она была выполнена скорее всего на рубеже VI и VII вв. (Boin. 2010) (об эпитафии см.: Germoni P. Epitaphe de sainte Monique // Ostia: Port et porte de la Rome antique / Éd. J.-P. Descœudres. Gen., 2001. P. 437; Mastrorilli D. La tomba di S. Monica ad Ostia: Fonti ed evidenze archeologiche // Santa Monica. 2011. P. 113-128).
Распространение почитания М. было связано с возникновением монашеских орденов, принявших Устав блж. Августина (регулярные каноники, августинцы-эремиты; см. в ст. Августинцы). Вероятно, к теме почитания святой впервые обратился каноник-августинец Готье († 1193), впосл. ставший аббатом мон-ря Арруэз, к-рый составил Житие М., основанное на «Исповеди» блж. Августина (BHL, N 6000). В 1159 г. Готье посетил Остию и узнал от каноников ц. Сант-Ауреа о гробнице М., которую незадолго до того обнаружили среди руин древнего города и перенесли в храм. Похитив часть мощей, в 1162 г. он доставил их в аббатство Арруэз, где от святыни совершались чудеса. Память перенесения мощей М. отмечалась 20 апр. (BHL, N 6001; см.: Gosse. 1786. P. 93-108).
После XII в. почитание М. нашло отражение в агиографической литературе и в искусстве. Сохранилось подложное послание блж. Августина о добродетелях М. (BHL, N 5999). О святой говорилось в сказании о блж. Августине в «Золотой легенде» Иакова из Варацце. Особое усердие в распространении почитания М. проявили итал. августинцы-эремиты. В 1356 г. было основано сестричество в честь М. при августинском мон-ре в Монте-Сан-Савино (пров. Ареццо). На генеральном капитуле в Имоле (1387) поминовение святой было внесено в орденский календарь. В 1399 г. был основан августинский Третий орден, посвященный М.; в 1439 г. августинцы получили право создавать братства и сестричества в честь Пресв. Девы Марии, блж. Августина и М. С XIV в. все чаще появлялись изображения святой, напр., среди рельефов на монументальной гробнице блж. Августина в Павии, сооруженной августинцами-эремитами (см.: Holgate. 2003). Почитание М. имело особое значение для женщин-христианок: образцовая жена и мать, она явила пример добродетельной жизни в миру (Gill. 1999).
Повторное обретение мощей М. в Остии было связано с попытками августинцнв-эремитов обосновать преимущественное право на духовное наследие блж. Августина в споре с регулярными канониками. По инициативе некой Джованны, жившей в Остии, эремиты испросили у папы Мартина V разрешение на поиски мощей. Гробницы М. и др. святых были обнаружены при раскопках в алтарной части ц. Сант-Ауреа; 9 апр. 1430 г. мощи святой были перенесены в Рим, в ц. Сан-Трифоне-ин-Постерула, принадлежавшую эремитам (см.: Mastrorilli. 2007. P. 362-364). Самое подробное описание обретения и перенесения мощей М. содержится в проповеди августинца Андреа Бильи († 1435), впосл. авторство было приписано папе Римскому Мартину V (BHL, N 6002-6003; см.: Casamassa. 1949). Об этих событиях говорится также в папском послании «Pia caritas» от 27 апр. 1430 г. (ActaSS. Mai. T. 1. P. 489).
На средства гуманиста Маффео Веджо (1407-1458) была построена капелла во имя М. и изготовлен серебряный реликварий для черепа святой. Веджо составил Житие М., стихотворное Похвальное слово в ее честь, 2 оффиция и сказание о перенесении мощей (BHL, N 6003b, 6003d, 6004c; см.: ActaSS. Mai. T. 1. P. 491-492; Closa Farrés. 1989; Frazier. 2005. P. 488-489). Августинец Паоло Ольми († 1484) составил сводное сочинение о М., в к-рое вошли Житие святой, сказания о перенесении ее мощей и о чудесах (BHL, N 6004-6004a; см.: Frazier. 2005. P. 243). Ок. 1500 г. регулярный каноник Агостино Нови из Павии написал пространное Житие святых Августина и М. (Ibid. P. 345-346).
В XVIII в. противоречивые сведения о мощах М. вызвали полемику между франц. и итал. авторами. Болландист Д. ван Папебрук и арруэзианский историк А. А. Ж. Госс скептически относились к сведениям о перенесении мощей в 1430 г. (ActaSS. Mai. T. 1. P. 489; Gosse. 1786. P. 108-113), тогда как итал. авторы, начиная с августинца Дж. Л. Берти, отрицали достоверность сведений о перенесении мощей в Арруэз (см.: Mastrorilli. 2007. P. 337). В XX в. дискуссию продолжили августинец еп. Альфонсо Камилло де Романис и кард. Ильдефонсо Шустер, который высказался в пользу франц. версии (см.: Ronzani, Scriberras. 2014. P. 21).
В 1455 г. мощи М. были перенесены в построенную рим. августинцами-эремитами ц. блж. Августина (Сант-Агостино-ин-Кампо-Марцио). Первоначально они хранились в саркофаге со скульптурной фигурой М. на крышке, к-рую в сер. XV в. изваял Исаия да Пиза. Во время перестройки церкви мощи были освидетельствованы (1760; см.: Ronzani, Scriberras. 2014. P. 33-41). В наст. время они находятся в алтаре капеллы во имя М.
Поминовение М. обычно совершалось 4 мая. Выбор даты был связан с праздником обращения блж. Августина, к-рый августинцы-эремиты отмечали 5 мая (ActaSS. Mai. T. 1. P. 473). Меньшее распространение получила память перенесения мощей святой (9 апр.). С 1969 г. поминовение М. совершается 27 авг. (накануне дня памяти блж. Августина - см.: Calendarium Romanum. Vat., 1969. P. 29, 43, 102, 122). Эта же дата поминовения М. принята в англикан. Церкви и в Евангелической Церкви Германии.
В Римско-католической Церкви М. почитается как покровительница матерей и детей. Так, католич. св. Франциск Сальский в «Руководстве к благочестивой жизни» и в письмах к Жанне де Шанталь указывал на святую как на образцовую христианку, подавшую пример семейной жизни и самоотверженной материнской заботы (см.: Bougaud. 1872. P. 543-551). М. была провозглашена покровительницей Общества христ. матерей, основанного в 1850 г. в Лилле (Франция).