МОНФЕРРАН
Том XLVI, С. 745-748
опубликовано: 22 декабря 2021г.

МОНФЕРРАН

Анри Луи Огюст Рикар де [Франц. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand] (23.01.1786, Шайо, ныне в черте Парижа - 28.06.[10.07.] 1858, С.-Петербург), архитектор и рисовальщик франц. происхождения, состоявший на рус. службе; придворный архитектор императоров Александра I и Николая I; мастер позднего классицизма и ранней эклектики. Биографические сведения о М. довольно скудны. Известно, что прозвище де Монферран было дано ему в детстве по названию отцовского поместья в Оверни (наст. фамилия - Рикар). Существует версия о принадлежности М. к дворянству; его отец служил учителем верховой езды, позже являлся директором Королевской академии в Лионе, дед был инженером-мостостроителем, что, очевидно, повлияло на выбор М. профессионального поприща. 1 окт. 1806 г. М. поступил в Специальную школу архитектуры (название Королевской академии архитектуры при имп. Наполеоне), однако вскоре был призван на военную службу в конногвардейский полк. После боевого ранения М. в чине сержанта покинул ряды наполеоновской армии и возобновил процесс учебы, при этом параллельно служил в архитектурной инспекции Парижа и принимал участие в строительстве ц. Ла-Мадлен по проекту архит. П. А. Виньона. Наставниками М. в школе архитектуры являлись Ш. Персье и П. Фонтен, самые яркие представители французского ампира. В 1813 г. он снова вступил в армию, за храбрость в бою был награжден орденом Почетного легиона. Выйдя в отставку после отречения Наполеона, М. предложил свои услуги российскому императору. Альбом, преподнесенный им монарху-победителю, содержал 8 проектов зданий и мемориальных сооружений с указанием при каждом античного оригинала, он включал также триумфальную колонну и конный памятник Александру I. Покинув Францию, М. в 1816 г. прибыл в С.-Петербург, где получил место старшего чертежника в Комитете по делам строений и гидравлических работ, возглавляемом А. А. Бетанкуром. В этом качестве М. принял участие в проектировании московского Манежа (Экзерциргауза), но на конкурсе проектов декоративного убранства этого здания в 1824 г. он потерпел неудачу: победа досталась архит. О. И. Бове.

Служба в Комитете позволила М. в свободное от исполнения прямых обязанностей время подготовить альбом проектов для конкурса, связанного с планировавшейся перестройкой Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. При этом М. пользовался протекцией Бетанкура, предложившего молодому французу поучаствовать в столь важном конкурсе. Императору понравились виртуозно исполненные рисунки М., и это обстоятельство стало поворотным для карьеры мастера: 21 дек. 1816 г. он был назначен придворным архитектором. Согласно условиям открытого конкурса, при перестройке Исаакиевского собора необходимо было максимально сохранить уже возведенные части здания, включая стены, что представляло серьезную проблему для архитекторов. В своем проекте, над к-рым М. трудился на протяжении всего 1817 г., благодаря эффектности графической манеры он смог умело замаскировать ряд технических ошибок и отступлений от требований задания (в частности, в комплект чертежей не вошел продольный разрез буд. собора, на к-ром эти недочеты оказались бы явными). 20 февр. 1818 г. этот проект был без колебаний утвержден Александром I, а 26 июля следующего года состоялась закладка собора.

М. не имел практического опыта строительства и при решении технических вопросов прибегал к помощи Бетанкура и др. инженеров, а также математиков. От самого архитектора потребовались прежде всего талант организатора и хладнокровие, поскольку его проект подвергся жесткой критике со стороны коллег. В частности, А. А. Модюи, приехавший из Франции в С.-Петербург на 8 лет раньше М., обвинил соотечественника в непрофессионализме. Претензии Модюи были рассмотрены особым комитетом под председательством президента АХ А. Н. Оленина, в результате первоначальный проект подвергся изменениям. Вместе с этим было аннулировано требование сохранить и использовать при перестройке собора прежние части здания. Переработанный комиссией из именитых архитекторов проект был утвержден императором в апр. 1825 г. К 1841 г. здание собора было выстроено вчерне, начались проектирование и отделка интерьера.

Благодаря М. в С.-Петербурге появился кафедральный собор, отвечавший имперскому масштабу гос-ва и отличавшийся характерным для эпохи влечением к художественному синтезу: грандиозная архитектура с облицовкой фасадов из натурального камня дополнена пышностью скульптурного и живописного убранства. Некоторые технические решения, примененные М. при строительстве, существенно опережали свое время. При возведении Исаакиевского собора были широко использованы армокаменные и металлические конструкции. М. предложил общий конструктивный замысел главного купола (1838-1840), основанием к-рого служит чугунный каркас. Детальные расчеты каркаса выполнил инженер П. К. Ломновский, изготовлением купола занимался С.-Петербургский механический завод Ч. Берда по чертежам М. Новаторское решение М. не только позволило удешевить строительство собора, но и сделало его одной из самых прогрессивных построек своего времени. Инновационная конструкция не отразилась на внешних формах собора: его архитектурный облик хорошо вписывается в зап. традицию крупных церковных сооружений Нового времени, таких как собор св. Павла в Лондоне, ц. св. Женевьевы в Париже, кафедральный собор в Берлине. Несмотря на существенные стилевые различия, влияние типологии Исаакиевского собора просматривается в ряде построек К. А. Тона, в т. ч. в храме Христа Спасителя в Москве.

Александровская колонна. Дворцовая пл., в С.-ПетербургеАлександровская колонна. Дворцовая пл., в С.-ПетербургеПараллельно работе по проектированию и строительству Исаакиевского собора, которой М. посвятил оставшиеся годы жизни (с 1818 до 1858), он, пользуясь благорасположением императоров, осуществил проекты целого ряда крупных сооружений в С.-Петербурге и Москве, в их числе: дом кн. А. Я. Лобанова-Ростовского на углу Адмиралтейской пл. и Вознесенского проспекта (1817-1820) - одно из самых значительных классицистических зданий С.-Петербурга; особняки гр. П. Н. Демидова по ул. Б. Морская, дома № 43 и 45 (последний в 1873 приобретен кнг. В. Ф. Гагариной) (40-е гг. XIX в.); перестройка (1836-1839) особняка на набережной р. Мойки, дома № 86-88, приобретенного М. для своей семьи у купчихи Е. И. Шмидт. Отдельной стороной творческой деятельности М. было оформление интерьеров. По его проектам было осуществлено убранство неск. залов в вост. корпусе Зимнего дворца: Фельдмаршальского (1833-1834, уничтожен пожаром в 1837, отделан заново В. П. Стасовым), Петровского (Малого тронного) (1833, восстановлен после пожара без изменений) и Гербового (1833, отделан заново Стасовым). Интерьер ц. свт. Спиридона Тримифунтского в здании Адмиралтейства (оформлен М. в 1821 в связи с устройством в этом храме придела прп. Исаакия Далматского на время строительства нового Исаакиевского собора). Также М. участвовал в создании целого ряда мемориальных сооружений и монументов, в числе к-рых: надгробный памятник Бетанкуру на Лазаревском кладбище в С.-Петербурге (1825; Некрополь гос. музея городской скульптуры, С.-Петербург), постамент для Царь-колокола в Московском Кремле (1836), монумент имп. Николаю I на Исаакиевской пл. (1856-1859, скульптор П. К. Клодт и др., завершен архит. Д. Е. Ефимовым).

Эскиз скульптур для Александровской колонны. Литография. 1836 г. Худож. О. МонферранЭскиз скульптур для Александровской колонны. Литография. 1836 г. Худож. О. МонферранВторым по значимости после Исаакиевского собора произведением М. стала Александровская колонна (1829-1834, скульптор Б. И. Орловский и др.). После кончины имп. Александра I имп. Николай I в 1829 г. объявил конкурс на создание памятника на площади перед Зимним дворцом в память о деяниях «незабвенного брата». Архитектор предложил проект гигантского обелиска, но волей императора последний был заменен на триумфальную колонну со статуей на ее вершине, подобно рим. колонне имп. Траяна. Решение отказаться от размещения на стволе колонны повествовательного рельефа и тем самым отойти от античного прототипа М. объяснял желанием подчеркнуть природную красоту материала - красного гранита, хорошо поддающегося полировке. Гармоничность силуэта колонны достигнута за счет удачно найденных пропорций. Отношение диаметра ствола к его высоте составляет 1 : 8, а отношение верхнего диаметра к нижнему - 8:9. Работа по созданию монумента на Дворцовой пл. осуществлялась одновременно со строительством Исаакиевского собора, и эти действия были во многом связаны. Для ствола колонны был использован монолит, найденный в Пютерлаксе под Выборгом - там, где добывали гранит для строительства собора. Ввиду колоссального веса глыбы ее добыча (продолжавшаяся в течение 2 лет), транспортировка водным путем и, наконец, установка на Дворцовой пл. 30 авг. 1832 г. представляли с инженерно-технической т. зр. сложнейшую операцию, для к-рой потребовалось сконструировать и изготовить специальные механизмы и др. оборудование. Ровно через 2 года после установки колонны, уже обработанной и декорированной, состоялось ее офиц. открытие. Статуя ангела, наделенного портретными чертами имп. Александра I, и бронзовые барельефы на фасадах постамента были отлиты на заводе Берда.

В 20-х гг. XIX в. М. спроектировал ансамбль Нижегородской ярмарки, который включал административные здания, торговые ряды и лавки, а также 5-главый Спасский собор (Староярмарочный), типологически близкий к столичному Исаакиевскому собору. Одновременно с классицистическим ансамблем для Н. Новгорода М. разработал живописно спланированный и эклектичный по формам павильонов проект для Екатерининского парка С.-Петербурга, что характеризует его как гибкого и разностороннего профессионала, не замкнутого внутри канонов академизма. В Екатерингофе М. активно использовал мотивы готической и мавританской архитектуры, а также деревянного фольклоризирующего «русского стиля». В порядке формирования последнего М. в те же годы был выполнен «образцовый» проект крестьянской избы, предназначенный для застройки вдоль дороги близ Царского Села (ныне Пушкин). Судьба этого проекта неизвестна, далеко не все замыслы М. были претворены в жизнь: напр., остались неосуществленными проекты оформления набережных Невы и архитектурного решения восточной стороны Дворцовой пл.

В стилевых предпочтениях М. отразился противоречивый характер архитектурных поисков 1-й пол. XIX в., когда классицизм постепенно утрачивал доминирующую роль, становясь в ряд декоративных исторических стилей. Наиболее важные проекты и рисунки М. (прежде всего связанные с Исаакиевским собором и Александровской колонной) были опубликованы автором в виде неск. альбомов. Графическое наследие М. включает более 2,5 тыс. листов, среди них чертежи, акварели и эстампы в пейзажном и бытовом жанрах. Наряду с А. О. Орловским, П. Ф. Соколовым и др. М. выступил в числе авторов 1-го в России альбома литографий, выпущенного в 1816 г. За заслуги М. на художественном поприще в России ему присудили чин действительного статского советника и звание «почетного вольного общника» имп. АХ (этого звания удостаивались только титулованные особы или выдающиеся иностранные художники и архитекторы). После кончины М. его прах по просьбе вдовы был перевезен на родину и предан земле на кладбище Монмартр в Париже, могила сохранилась.

Ист.: ГНИМА ФБСА; НИМ РАХ. Инв. А-5815, А-5820, А-5821, А-5822; РГИА. Ф. 472. Оп. 2. Д. 663; Ф. 789. Оп. 1. Д. 130. Л. 23-24; РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. № 898.
Соч.: Divers Projets d'architecture presents et dédiés à S. M. I'empereur de toutes Les Russies Alexandre I par Auguste de Montferrand de l'Academie d'architecture de France. P., 1814; Église de St. Isaac, restaurée et augmentée d'après les orders de I'empereur et roi. St.-Pétersbourg, 1820; Plans et détails du monument consacré à la mémoire de l'Empereur Alexandre. P., 1836; Eglise Cathédrale de Saint-Isaac: Description architecturale, pittoresque et historique de ce monument. St.-Pb.; P., 1845.
Лит.: Серафимов В. И., свящ., Фомин М. И. Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по офиц. док-там. СПб., 1865; Старчевский А. А. А. Монферран, строитель Исаакиевского собора: Его служебная деятельность и частная жизнь // Наблюдатель. СПб., 1885. № 12. С. 313-339; Преображенский П. Исаакиевский собор: История постройки храма, его святилища и худож. достопримечательности. СПб.; М., 1894; Сперанский А. И., прот. Путев. по Исаакиевскому кафедр. собору. СПб., 1898; Яблонский А. М., свящ. Исаакиевский кафедр. собор. Пг., 1917; Никитин Н. П. Огюст Монферран: Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. Л., 1939; Всеобщая история архитектуры. М., 1968. Т. 6. С. 275, 284, 285, 319; Шумилкин С. М. Нижегородская ярмарка // Архит. наследство. М., 1981. Вып. 29. С. 80-89; Петрова Т. А. Огюст Монферран: к 200-летию со дня рождения: Кат. выст.: (Из фондов Эрмитажа). Л., 1986; Шуйский В. К. Огюст Монферран: 1786-1858: Кат. юбилейной выст. произведений. Л., 1986; он же. Александровская колонна: история создания // Невский архив. 2001. Вып. 5. С. 161-185; он же. Огюст Монферран: История жизни и творчества. М.; СПб., 2005; Чеканова О. А., Ротач А. Л. Огюст Монферран. Л., 1990; Бутиков Г. П. Музей «Исаакиевский собор». Л., 1991; Чеканова О. А. Огюст Монферран. СПб., 1994; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 1997. Т. 1. С. 105-109; Вигель Ф. Ф. Записки. М., 2003. Кн. 2. С. 803-806; Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.) / Сост. и науч. ред.: А. Ф. Крашенинников. М., 2004. С. 166; Пунин А. Л. Архитектура Петербурга сер. и 2-й пол. XIX в. СПб., 2009. Т. 1; Любин Д. В. Александровская колонна. СПб., 2013; Черненко В. А. Монумент имп. Александру I: автограф зодчего // Россия - Франция: Alliance культур: Мат-лы XXII Царскосельской науч. конф. СПб., 2016. Ч. 2. С. 403-419.
И. Е. Печёнкин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
  • АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
  • АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор