(До 1160 - 28.03.1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших).
Второй сын Ростово-Суздальского блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (от 1-го брака), младший брат блгв. кн. Изяслава Андреевича, старший брат блгв. кн. Глеба Андреевича и буд. груз. царя кн. Юрия (Георгия) Андреевича. Основные источники сведений о М. А. сохранились в древнерус. летописях, памятниках агиографии и синодиках. После кончины своего старшего брата Изяслава Андреевича, погребенного с участием М. А. 28 окт. 1165 г. во владимирском Успенском соборе (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 524; Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176), М. А. стал наследником Андрея Боголюбского.
В нач. 1169 г. по приказу отца М. А. возглавил масштабный поход в Ср. Поднепровье, в к-ром участвовали войска коалиции 11 рус. князей против Киевского и Владимиро-Волынского блгв. кн. Мстислава Изяславича. 8 марта 1169 г., после 3-дневного штурма, войскам М. А. удалось занять Киев. «Весь град», включая «Подолье и Гору» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 545), в течение 2 дней подвергался разграблению со стороны войск союзников. Пострадали не только почти все киевские мон-ри (кроме Печерского), но и главные городские святыни - Софийский собор и Десятинная церковь: «...и взяша именья множьство, и церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами, и колоколы изнесоша все Смолняне и Суждалцы и Черниговцы» (Там же).
12 марта 1169 г., посадив на киевском столе своего дядю, переяславского кн. Глеба Юрьевича, вместе с ростово-суздальскими войсками М. А. выехал из Киева в Сев.-Вост. Русь. 8 мая 1169 г. М. А. мог стать свидетелем низвержения из самовольно присвоенного сана нареченного Владимирского митрополита (избранного по воле Андрея Боголюбского, но не признанного в Киеве и К-поле) Феодора (Феодорца), который вскоре был выслан Владимирским вел. князем в Киев на суд митр. Константина II.
В 1167 г. кн. Андрей Боголюбский начал военные действия против Новгорода, целью которых было заставить новгородцев принять на княжение кандидата владимирского правителя - Святослава Ростиславича. Зимой 1169/70 г. по приказу отца М. А. «со всею» его «дружиною» был отправлен в новый поход коалиции русских князей против Новгорода, в к-ром княжил сын бывш. правителя Киева кн. Роман Мстиславич. Вместе с союзниками М. А. подверг разорению сельскую округу Новгорода. Однако поход окончился неудачей - в результате 4-дневного штурма сильно укрепленный город не был взят войсками М. А. В итоге после значительных потерь ему пришлось снять осаду с Новгорода и отступить. В позднем новгородском предании («Слове о Знамении Пресвятой Богородицы», созданном не ранее 30-х гг. XV в., и в др. памятниках т. н. Знаменского цикла, написанных при архиеп. св. Евфимии II Вяжицком), появились утверждения о том, что под Новгородом войска М. А. потерпели крупное поражение. При этом вместо него сыном правителя Сев.-Вост. Руси ошибочно назван кн. Роман (Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV вв. М., 2009. С. 328-334). Однако этот рассказ скорее отражает не историческую действительность, а политику новгородских правителей, которые в сер. XV в. усилили пропаганду собственной независимости от сильной княжеской власти (Агафонов И. С. Идеологические тенденции в нарративах Знаменского цикла XV-XVII вв. // ДРВМ. 2015. № 4(62). С. 16-22). В 1170 г. в результате торговой и продовольственной блокады Новгородской земли вел. кн. Андрей Боголюбский вернул себе контроль над Новгородом, минимизировав т. о. военную неудачу М. А. (Лимонов. 1987. С. 68). Новгородцы в окт. 1170 г. вынуждены были принять на княжеский стол Рюрика Ростиславича (брата скончавшегося в февр. того года Святослава Ростиславича).
Зимой 1172/73 г. по приказу отца М. А. возглавил поход из Городца Радилова войск Сев.-Вост. Руси против Волжской Булгарии. В месте впадения в Волгу Оки во главе «передней дружины» он соединился с отрядами союзных войск рязанских и муромских князей, однако ростово-суздальские войска оказались не в полном составе (не прибыл на место сбора со своим отрядом тысяцкий Борис Жидиславич). Князю пришлось действовать на территории Волжской Булгарии малыми силами. Ему удалось захватить всего один город и 6 сел. Противник, узнав о численности войск М. А., направил против него 6-тысячную рать. Вместе с войсками и со взятыми в плен князю пришлось быстро отступать от превосходящих войск противника. Избежав разгрома, но не достигнув поставленных задач, М. А. сумел вывести свои войска к рубежам Сев.-Вост. Руси. Это событие было воспринято современниками похода как помощь от Владимирской иконы Божией Матери, находившейся в Успенском соборе (по летописным данным, князь, по-видимому, пользовался советами ростовского тысяцкого, боярина и воеводы Бориса Жидиславича, упоминавшегося в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» 1163-1164 гг.).
28 марта 1173 г. М. А. скончался и был похоронен во владимирском Успенском соборе.
Источники не сохранили сведений о браке М. А., о его жене ничего не известно. В родословцах XVI-XVIII вв. князь нередко фигурирует как бездетный, однако имеются летописные известия о рождении у М. А. летом 1171 г. сына Василия (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 362; Т. 25. С. 82), о судьбе к-рого сведения в источниках отсутствуют.
До сер. XVI в. память о М. А. была связана исключительно с его принадлежностью к правящей династии. Он упоминался в ранних списках и родословцах рус. князей летописной редакции, сохранившихся в составе Новгородской IV летописи, Летописного свода 1418 г., Новгородско-Софийского свода 30-х гг. XV в., Белорусско-Литовского свода 20-30-х гг. XVI в. и др. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 14; Т. 6. Вып. 1. Стб. 18; Т. 17. Стб. 5; Т. 27. С. 20; и др.). После кончины имя М. А. было записано для поминания в синодик владимирского Успенского собора, синодики других соборов и мон-рей Владимирской епархии. Этот ранний источник не сохранился, но его древнейшая часть с поминанием М. А. позже была переписана при создании соборных синодиков др. городов Сев.-Вост. Руси (имеется в составе помянника нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря под киноварным заголовком «Великые кн(я)зи Владимерскиє и их кн(я)гини и дети» - Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24-24 об.; список 1556 г.). М. А. как «благоверный князь Мстислав Боголюбский» упомянут в синодике Нижегородского Благовещенского мон-ря (НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 2. № 37. Л. 18, список нач. 30-х гг. XVII в.).
В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, которую А. В. Маштафаров датирует 1547 - нач. 50-х гг. XVI в., излагался порядок поминания почивающих во Владимире мощей святителей, князей, княгинь и их детей (один из ныне утраченных списков грамоты был известен еще в сер. XIX в., он хранился в Успенском соборе). По владимиро-суздальским князьям и членам их семей предписывалось служить такие же панихиды, как по удельным князьям в Москве. Восстанавливая активное поминание своих предков, неоднократно и удачно воевавших с Волжской Булгарией, Иоанн IV надеялся на помощь общерусских и местночтимых святых в покорении Казанского ханства. После взятия Казани (1552) была составлена «Выписка о панихидах». В ней отмечалось, что среди лиц, по которым служили панихиды, был указан М. А. (Роспись панихид владимирским князьям // ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67).
Согласно описи владимирских гробниц 1-й пол. XVII в., на левой стороне Успенского собора («в болшой церкви») «лежит князь великий Михайло да великаго князя Андрея Боголюбскаго 3 сыны: Изяслав, Мстислав, Глеб» (РНБ. ОЛДП. О-5. Л. 194, список 40-х гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 409). Однако в нек-рых рукописях этого времени среди погребенных лиц имя М. А. было пропущено (РНБ. Погод. № 1563. Л. 94 об., список 40-х гг. XVII в.; Сиренов. 2006. С. 410). Вместе со старшим братом св. блгв. кн. Изяславом Андреевичем он также не был упомянут в «Описании во граде Владимире, где положены святые мощи в Соборной церкви» (РНБ. Солов. № 888/998. Л. 225 об.- 227, список 80-х гг. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 37-39).
Со 2-й пол. XVII в. о местном почитании М. А. свидетельствует его упоминание вместе с отцом и братьями в ряде списков «Росписи, что во Владимире у Пречистые Богородицы лежат благоверные и великие князи и княгини и их дети и епископы», а также в «Описании о российских святых» (Описание о российских святых. С. 215-216). По наблюдениям А. В. Сиренова, в XVII-XVIII вв. наряду с др. вел. князьями, княгинями и епископами М. А. почитался не только как местный святой, но и как исторический деятель (Сиренов. 2006. С. 401). В кон. XVII в. в надгробном листе св. блгв. кн. Глеба Андреевича сообщалось, что на его похоронах присутствовал отец, Андрей Боголюбский, и брат, М. А., к-рые «положиша честное тело его зде, в славном граде Владимире в соборной церкви Пресвятыя Богородицы Златоверхия, на сем месте». Отдельный надгробный лист во владимирском Успенском соборе был посвящен М. А. В нем отмечаются его сила, мужество, личная храбрость и подчеркивается, что князь «повелением отца своего многие грады и земли сопротивных непокаряющихся разорил и попленил и под нозе покорил». При этом особо упоминались действия М. А. в Волжской Булгарии, где он «всю землю поимал и попленил и многих во святое крещение просветил, а непокаряющихся мечю предавал». В М. А. люди видели «своего заступника», который «прославиша Господа Бога и Пресвятую Богородицу». Князь был «велми добродетелен и милосерд ко христианом», на его похоронах св. блгв. вел. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский «плакашеся» вместе с людьми своей земли «великим плачем» (РГБ. Ф. 178. Муз. № 4288. Л. 616 об.- 617, список кон. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 76-77).
Гробница князя первоначально находилась в зап. углу сев. галереи Успенского собора во Владимире, однако, «возможно, в связи с сооружением в 1848 г. деревянной лестницы на хоры, или раньше, может быть, в XVII или XVIII в.- ее поставили в другое место, вглубь галереи, справа (то есть восточнее) от северного портала собора» (Тимофеева Т. П. Исследования по истории владимирского Успенского собора. М.; СПб., 2013. С. 104, 106; Виноградов А. И. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 1891. С. 21. Примеч. 2). Некая «мраморная статуя» у нового места погребения М. А. считалась в XIX в. поставленной Андреем Боголюбским в память о сыне (Доброхотов. 1849. С. 56). В 1882 г., во время реставрации Успенского собора, в нем были приведены в порядок княжеские гробницы, а останки М. А. освидетельствованы. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Владимирских святых, очевидно и М. А., подверглись вскрытию. Они были возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958), в наст. время почивают во владимирском Успенском соборе.
Канонизация М. А. подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, празднование которому было восстановлено определением Поместного Собора от 26 авг. 1918 г. (список святых впосл. пополнялся, см.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 361 («Мстислав Владимирский»)).
В наст. время не известно ни древнего иконописного образа М. А., ни описаний его облика в иконописных подлинниках, ни изображений его в композициях «Собор святых, в земле Русской просиявших» и «Собор Владимирских святых». Как исторический деятель, М. А. представлен в композициях, сопровождающих рассказ о событиях рус. истории. Существование древней «мраморной статуи» над местом погребения М. А. исследователи подвергают сомнению (Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач. XVI в. М., 2012. С. 138 (примеч. 211), 139).
В Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30) содержится 3 цикла миниатюр с изображением М. А.: походы на Киев, на Новгород и «на болгары». Поскольку фигуры не имеют подписей, можно только предполагать, в какой из них подразумевался М. А. Первая миниатюра (Л. 206) иллюстрирует текст о захвате Киева: за сценой пленения княгини помещено профильное изображение воина с короткой бородой, в доспехах и княжеской шапке, на белом коне, протягивающего руку к группе всадников,- вероятно, это М. А. (в Киевском походе участвовало много князей, но именно он возглавлял войско). По наблюдению А. В. Арциховского, на миниатюрах летописи «все воины в шлемах, и только князья даже в бою изображаются в своих неизменных княжеских шапках», эти шапки «мягкие, сферической формы, с меховой опушкой», которая «в схематических рисунках не всегда подчеркнута» (Арциховский. 1944. С. 19, 28). В. И. Сизов также назвал изображенного здесь князя Мстиславом (Сизов. 1905. С. 30). Далее (Л. 206 об.) помещены 2 миниатюры к тексту о том, как М. А. «посади в Киеве стрыя [дядю] своего Глеба, а сам возвратися к Володимирю». М. А.- всадник в доспехах и княжеской шапке, последний в уезжающем войске на верхней миниатюре и посреди дружины на нижней. Завершается рассказ композицией пира 2 князей (Л. 207), по мнению Б. А. Рыбакова (Рыбаков Б. А. Миниатюры Радзивиловской летописи и рус. лицевые рукописи X-XII вв. // Радзивиловская летопись. 1994. Т. 2. С. 297) - кн. Глеба Юрьевича и его племянника М. А. (скорее сына кн. Глеба, упомянутого в тексте), который, более молодой, восседает слева, в короткой рубахе и шапке. Поход на Новгород представлен одной миниатюрой (Л. 209 об.), где изображена битва владимиро-суздальского войска под предводительством М. А. с осажденными новгородцами. Князь изображен с мечом в руке, в профиль, на белом коне позади своего войска. Две миниатюры (Л. 211 об.) относятся к летописному рассказу о походе М. А. «на болгары»: на верхней показано убийство войском князя болг. мужчин и взятие в плен женщин и детей (юный М. А. в синей шапке и красной рубахе выше колен, в профиль, на белой лошади обращается к пленным женщинам), на нижней - тщетная погоня болгар за войском М. А. (всадник во главе дружины, в синей княжеской шапке с белой оторочкой и воинских доспехах поверх красной рубахи). На рисунках М. А., как правило, средовек с короткой бородой.
В циклах миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (Лаптевский том - РНБ. F.IV.233) более подробно проиллюстрированы 3 военных похода с участием М. А., а также изображены рождение у него сына и кончина князя. В киевском цикле в соответствии с текстом он показан в рассказе о начале похода и предательстве киевских бояр (Л. 248-250; среди других князей), о вокняжении Глеба Юрьевича и возвращении М. А. во Владимир (Л. 252 об.). Вначале это безбородый кудрявый юноша в доспехах поверх зеленой рубахи, красном плаще и княжеской шапке, часто верхом на коне, затем средовек с короткой широкой бородой, в доспехах или только в рубахе и плаще. Следующий цикл миниатюр - история конфликта между блгв. кн. Андреем Боголюбским и новгородцами из-за сбора дани с двинян. Безбородым юношей-воином со спадающими из-под шапки вьющимися коричневыми волосами М. А. представлен в сценах благословения блгв. кн. Андреем своего сына на выступление против новгородцев и во время отъезда суздальского войска (Л. 264 об.), разграбления новгородских сел дружиной 72 князей (Л. 265), осады Новгорода и бегства князей суздальской коалиции (Л. 265 об.- 267 об., 269 об.- 271 об., 273; на последних миниатюрах под шапкой у М. А. надет подшлемник). Далее изображение М. А. встречается в рассказе о рождении его сына Василия (Л. 285, вверху): князь в образе средовека с короткой коричневой бородой смотрит из окна башни на крещение младенца. В цикле миниатюр о походе объединенного войска «на болгары воложскиа и камские» (Л. 287-288 об.), как и на мн. предшествующих композициях, М. А. трудно выделить среди др. князей, средовеков и юношей (несоответствие в изображении возраста князей характерно для мн. иллюстраций Лицевого свода - см. иконографию в ст. Михаил Ярославич, блгв. кн. Тверской). На последней миниатюре серии показано бегство М. А. (князь-средовек верхом на коне) от болгар «в мале воиньстве». Последняя миниатюра с М. А. посвящена его смерти и погребению (Л. 290 об.): на смертном одре он представлен седовласым старцем с бородой средней длины, в княжеской шапке.
Композиции битвы новгородцев с суздальцами с 1-й пол. XV в. стали включать в иконографию «Чудо от иконы Божией Матери «Знамение»». Источником послужило Сказание о битве новгородцев с суздальцами («Слово о Знамении Пресвятой Богородицы»), где М. А., как и в летописных повестях новгородской ориентации, назван Романом. В соответствии с источниками блгв. князь на иконах подписан как Роман или Мстислав. Известно не менее 7 иконописных образов на этот сюжет (Смирнова. 2007. С. 138). Большинство из них имеют 3-рядную композицию: верхний ряд - шествие с образом Божией Матери «Знамение» и моление перед ним, средний - встреча послов, нижний - разгром новгородцами суздальцев в битве у стен Новгорода. На иконе 1-й пол. XV в. из Успенской ц. в с. Курицко близ Новгорода (ГТГ; см.: Там же. С. 136) суздальское войско представлено единой группой и вычленить в ней изображение князя не представляется возможным. На иконе 2-й пол. XV в. из часовни прп. Варлаама Хутынского, затем Николо-Кочановской ц. (по др. сведениям, из ц. вмч. Димитрия в Кожевниках на Даньславле ул.; НГОМЗ; см.: Там же. С. 135, 138) некоторые воины выделяются среди суздальского войска, но, т. к. у всех на головах одинаковые шлемы с бармицами, определить фигуру М. А. затруднительно. Можно предположить, что М. А.- всадник на рыжем коне, сражающийся во главе войска в нижнем регистре. По-видимому, новгородские иконописцы не ставили себе задачу изобразить сына блгв. кн. Андрея Боголюбского.
Аналогичны по композиции нижних регистров иконы кон. XV - нач. XVI в. из Никольской ц. в Гостинополье на р. Волхов (ГРМ), XVII-XVIII вв. из частного собрания за рубежом; XVII-XVIII вв. из бывшего собрания КДА (местонахождение неизв.; см.: Смирнова. 2007. С. 137-138, 142-143). На иконе кон. XVI в. (?), вероятно из ц. Успения Пресв. Богородицы на Торгу в Новгороде (местонахождение неизв.), зарисованной Ф. Г. Солнцевым в 1833 г. (ГММК; см.: Древности Рос. гос-ва. 2007. С. 60-64. № 5-13; Смирнова. 2007. С. 138 (примеч. 180), 141), отличительная черта князей - наличие княжеских шапок. На акварельной копии Солнцева в надписи среднего сюжета суздальский князь поименован Романом, «послы новгородские» и «послы суздальские» одеты в красные княжеские шапки с меховой опушкой. Из 4 князей-послов выделяется восседающий на коне средовек с русой бородой, в синем плаще, накинутом поверх металлического доспеха и красной рубахи, на нем узкие штаны, заправленные в сапоги. Скорее всего это названный Романом Суздальским М. А. В нижней сцене битвы у князя-средовека, возглавляющего войско суздальцев, красный плащ поверх доспехов. Возможно, 3 князя в роли послов представлены также в среднем регистре на иконе рубежа XV и XVI вв. (ГРМ) скачущими верхом впереди суздальского войска: на них высокие белые шапки с отворотами, зеленые с золотистым узором рубахи; на плечи ближайшего к зрителю всадника-средовека накинута красная шуба. Вероятно, это изображение предводителя суздальского войска.
В посл. четв. XVII в. появились иконы Божией Матери «Знамение» с клеймами чудес, напр. монументальная работа костромских мастеров Оружейной палаты (158,7´ 141,6 см, ГИМ; см.: Гос. Исторический музей. 2006. С. 193. Ил. 23). На ней из 20 сюжетов изображение М. А. определяется только во 2-й клейме (блгв. князь ведет на Новгород «силу велику от различных стран»). М. А. представлен, очевидно, в образе юноши, скачущего на белом коне во главе войска впереди др. князей. У него полные румяные щеки, вьющиеся волосы, на голове малиновая шапка с коричневой меховой опушкой, в правой руке серебряный княжеский скипетр, левую он прижимает к груди. На князе зеленая рубаха с отделанной золотом и жемчугом каймой и малиновая шуба с меховым воротником, украшенная золотым растительным орнаментом, красные узорчатые штаны, заправленные в бежевые сапоги. В др. клеймах на воинах суздальской дружины нет княжеских отличий, все одеты в одинаковые шлемы и доспехи. В клеймах 12, 13, 15 и 16 присутствует изображение всадника на белом коне (можно предположить, что это М. А.).
Рама иконы Божией Матери «Знамение» 1696 г. письма ярославского иконописца Федора Игнатьева происходит из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле (ЯМЗ; см.: Вахрамеев И. А. Церковь во имя св. и славного прор. Божия Илии в г. Ярославле. Ярославль, 1905. С. 32-33. Рис. 20; Брюсова В. Г. Русская живопись XVII в. М., 1984. С. 134. Ил. 180, 181; Федоровичева Е. А. Иконостас ц. Ильи Пророка Ярославля. Ярославль, 2014. С. 11. Ил. 14; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 294-295), построенной на средства ярославских купцов гостиной сотни Вонифатия и Иоанникия Ивановичей Скрипиных, потомков новгородцев, переселившихся в Ярославль при царе Иоанне IV Грозном. Находившаяся в среднике икона Божией Матери «Знамение» была написана мастером П. И. Костромитиным ок. 1650 г. (не сохр.; см.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 505-506, 841). В описи храма 1651 г. отмечено, что она помещалась в особом киоте на аналое с правой стороны, причем заказчики хотели, чтобы после их смерти ее поместили в иконостас над царскими вратами среди особо почитаемых ими икон (Опись 1651 г. ц. Ильи Пророка // ЯИАМЗ ОПИ. № 1576; см.: 350 лет ц. Ильи Пророка в Ярославле, 1650-2000 гг.: Ст. и мат-лы. Ярославль, 2001. С. 128). В 1696 г. для ц. прор. Илии был заказан новый резной иконостас в стиле московского барокко. Тогда же любимый моленный образ Скрипиных получил большую живописную раму с 28 клеймами, на 16 из которых подробно изображена история чуда от иконы «Знамение» новгородского варианта, где М. А. назван Романом. Сын блгв. кн. Андрея Боголюбского изображен юношей в 2 композициях рамы. В 5-м клейме блгв. кн. Андрей посылает сына в поход на Новгород (надпись на поле: «И посылает кн[я]зь с[ы]на своего Романа и вси поидоша на свою погибель»). Молодой княжич в красном кафтане и черной шубе с золотым орнаментом и красным воротником, в красных сапогах предстоит перед отцом, за ним многочисленное войско. В 6-м клейме, где собранное войско «покашашеся итти на предреченный великии Нов град», сын блгв. кн. Андрея, одетый в черную рубаху, красные шубу и шапку с черной меховой опушкой, скачет впереди дружины на белом коне. В др. клеймах нет воинов со знаками княжеского отличия.
На иконе Божией Матери «Знамение», с 14 клеймами чудес, происходящей из Ново-Голутвина монастыря в Коломне (1-я пол. XVIII в.; ГМЗК; см.: Полякова. 1999. С. 228-229. Кат. 45), наиболее подробно показаны участники исторических событий. М. А. изображен молодым княжичем, круглолицым, с усами, но без бороды, с пышной шапкой темно-русых волос, то в короне, то в княжеской шапке, в разных княжеских одеяниях. Во 2-м клейме («Блгв. кн. Андрей Боголюбский посылает дружину биться с новгородцами») М. А.- персонаж 2-го плана, он только присутствует при разговоре отца с боярами и воеводой. Он стоит за боярином, близко к отцу, руки в жесте беседы, на нем длинный малиновый кафтан и золотая шуба с белым мехом, на голове серебряная корона. В 3-м клейме («Блгв. кн. Андрей Боголюбский посылает сына Мстислава возглавить поход против Новгорода») представлены 2 молодых князя в коронах, доспехах, красных плащах и сапогах, стоящие перед блгв. кн. Андреем. Один с короткой бородой, в серебряной короне, со скипетром в руке (вероятно, это кто-то из князей-союзников), другой только с усами, в золотой короне, склонившийся перед Владимирским князем (очевидно, М. А.). В 4-м клейме («Осада Новгородского кремля») изображено неск. князей на фоне поля с шатрами, вдалеке за рекой виден детинец. Безбородый М. А.- в золотой шапке, отороченной красно-коричневым мехом, и в длинной красной шубе с белым мехом по краям, впереди группы князей. В 6-м клейме («Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, во время молитвы слышит повеление вынести икону Божией Матери «Знамение» из церкви Спаса Преображения на Ильине улице и поставить на стену города») круглолицый М. А. в золотой шапке, длинном темно-зеленом кафтане с широким золотым оплечьем и золотисто-желтом плаще (в правой руке скипетр) сидит за столом в шатре вместе с 2 князьями. В 10-м клейме («Икону Божией Матери «Знамение» выставляют на городскую стену; осаждающие готовятся к штурму Новгорода») написана большая группа князей, смотрящих на стены Новгородского кремля (М. А., возможно, на 1-м плане спиной к зрителю, лицом в профиль). В 11-м клейме («Суздальцы пускают в икону Божией Матери «Знамение» стрелы «яко дождь», и икона отворачивается от осаждающих») М. А. изображен у правого края, опять почти спиной к зрителю, на нем золотая шапка, отороченная белым мехом, и длинная красная мантия на горностаевом меху, в левой руке - стрела из колчана. Вероятно, он представлен и в 12-м клейме («Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, снимает облачение и собирает в него слезы Богоматери»), где суздальцы уже «начаша друг друга сещи и на смерть предавати» (М. А. в красном берете с пером и в красной рубахе, поверх которой надеты пестрые доспехи и такие же узкие штаны, заправленные в черные сапоги).
Икона Божией Матери «Знамение», с 16 клеймами чудес, написана палехскими мастерами для старообрядческого собора Рождества Христова в Рогожской слободе Москвы и размещалась на столпе в юж. части храма (нач. XIX в.; см.: Юхименко. 2012. С. 225-226, 246. Кат. 12). В цикле клейм князь, возглавляющий суздальское войско, назван Романом, нет упоминаний о его отце, блгв. кн. Андрее Боголюбском. Образ кн. Романа присутствует в 1-м клейме (надпись: «В то время кн[я]зь Суждалскии Роман и инии тояжде земли руския кн[я]зи мнози числом седмьдесят два восташа на Великий Нов град, хотяще разорити его, и единоверных людей пленити») в центре группы князей: он с бородой средней величины, разделенной на 2 вьющиеся пряди с проседью. На нем красный кафтан с золотой каймой и синяя шуба, накинутая на плечи, в левой руке опущенный меч, правая - с поднятым указательным пальцем возле груди (возможно, жест призывающий ко вниманию); у всех князей золотые шапки-шлемы типа шишака. Во 2-м клейме (надпись: «И того ради с великим множеством воинства своего приидоша ко граду, и обседше, велие насилие три дни творяху») князь приводит войско к Новгороду, обернулся к ратникам, жест правой руки также с указующим перстом. В др. клеймах в сценах битвы все воины изображены в идентичных доспехах и плащах.
Образ М. А. вводился в монументальные росписи храмов, посвященные чудесам от иконы Божией Матери «Знамение». В 1354 г. для чудотворного образа был возведен особый храм, однако, по мнению Э. С. Смирновой, «было ли в росписи новопостроенного Знаменского храма изображение знаменитого чуда спасения Новгорода, сказать трудно» (Смирнова. 2007. С. 137-138). Церковь была разобрана в 1682 г., и на ее месте поставили Знаменский собор, в программе стенописи которого (1702) сцены с чудом от иконы «Знамение» отсутствовали (Слуцкая И. А. Роспись 1702 г. Знаменского собора в Вел. Новгороде и проблемы монумент. живописи кон. XVII - нач. XVIII в.: АКД. СПб., 2011. С. 13).
В ярославской ц. вмц. Варвары (Знаменской) (построена в 1668 на средства купца С. В. Добрынина, потомка выходцев из Вел. Новгорода) в 1742-1743 гг. артелью ярославских художников под рук. А. И. Соплякова был создан цикл росписей, повествующий о чуде от иконы «Знамение» (Покровский Н. В. Церковная старина на Ярославском археол. съезде. СПб., 1888. С. 31-32; Преображенский Г. Н. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Ярославль, 1901. С. 65-67; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 631-632). В 1930 г., перед разрушением храма, часть росписей (в т. ч. картуш с авторской надписью; ГНИМА) удалось снять. В фонде ЯГУАК хранится тетрадь «Описание иконостаса и стенописи ярославской Варваринской церкви» (нач. ХХ в.; ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 296А) со схемой росписи и с описанием каждого цикла настенной живописи. Знаменский цикл находился во 2-м регистре на стенах основного объема храма, причем каждая сцена, как клейма иконы, имела свою надпись. Всего было 12 сюжетов; 4 последние композиции хранятся в ГТГ (Святая Русь. 2011. С. 164-165. Кат. 83); другие - в ГРМ, ЯИАМЗ. Художники использовали в качестве лит. основы новгородский вариант «Слова о Знамении Пресвятой Богородицы», поэтому в подписи к 4-й сцене сын блгв. кн. Андрея Боголюбского назван Романом. Его изображения могли быть в 3-й композиции, располагавшейся на юж. стене («Посем князь Андрей на ярость подвижеся собрав силу велику хотяше паки ити на Великий Нов град» - Описание иконостаса… // ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 296А. Л. 4 об.), в 4-й (на юж. стене: «Божиим же попущением болезни на него нашедши, он же ни мало преста от таковаго начинания и посла сына своего Романа со всею силою» - Там же. Л. 7 об.), в 5-й (на зап. стене: «Но новгородцы же [видя] силу велику грядущу на них бяху в скорби великой ни откуду помощи надеющися токмо на Бога и на Пречистую Его Матерь надежду возложиша» - Там же. Л. 7 об.- 8), в 6-й (на зап. стене: «Суздальцы же пришедши со всею силою и стаху под градом три дни и три нощи» - Там же. Л. 8). В сохранившихся композициях все воины-всадники изображены в одинаковой одежде и шлемах, ни у кого нет княжеской атрибутики. Не исключено, что возглавляющий битву князь представлен в образе средовека в центре 11-й сцены («И абие честная Пресвятыя Богородицы икона отбративши лице свое от сопротивных и обратися на град и внезапу паде страх на сопротивных…»).
Возможно, изображения М. А. имеются также в лицевых рукописях на иллюстрациях, сопровождающих Сказание о битве новгородцев с суздальцами (напр., РНБ. F.I.730, XVII в.).