МХИТАР ГОШ
Том XLVIII, С. 104-106
опубликовано: 20 апреля 2022г.

МХИТАР ГОШ

Содержание

Мхитар Гош. Скульптура перед фасадом Матенадарана в Ереване. 50-е (?) гг. ХХ в. Скульптор Г. ЧубарянМхитар Гош. Скульптура перед фасадом Матенадарана в Ереване. 50-е (?) гг. ХХ в. Скульптор Г. Чубарян (Арм. ՄԽիթար Գռջ; Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34, Гандзак (Гянджа) - 1213, монастырь Нор-Гетик, ныне Гошаванк), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель. В большинстве своих рукописей М. Г. носит титул «Ерамец вардапет» (трижды прославленный вардапет), что говорит о его важной роли и высокой репутации среди современников. М. Г. также был советником и духовным наставником кн. Закаре Закаряна и играл ведущую роль в решении важнейших гос. вопросов автономного Армянского княжества.

Главным источником сведений о жизни М. Г. и его наследии является труд арм. историка Киракоса Гандзакеци «История Армении», вероятного свидетеля многих из описанных им событий. Позднейшие авторы использовали сведения Гандзакеци о М. Г. как основу. Важные биографические данные содержат также некоторые труды самого М. Г.: «Судебник», «Краткие толкования пророчества Иеремии», «Католикосы и события в Агванском мире в XII веке», «Мученичество св. Хосрова Гандзакеци», «Письмо к грузинам о православной вере». Среди др. источников можно назвать «Всеобщую историю» архим. Вардана Бардзрбердци (сер. XIII в.), «Соборное послание» католикоса Нерсеса IV Шнорали (1166), «Книгу историй» Аракела Даврижеци (XVII в.). «Житие и история Мхитара Гоша» содержится под 5 июля или 11 февр. в арм. средневек. сб. «Айсмавурк» (аналог синаксаря), к-рый составлен преимущественно на основе труда Гандзакеци. Особым источником являются также настенные записи в монастыре Нор-Гетик.

Монастырь Гошаванк в с. Гош, АрменияМонастырь Гошаванк в с. Гош, Армения

Большую источниковедческую ценность имеет труд М. Чамчяна «История Армении». Наиболее важный вклад в изучение «Судебника» внесли В. Бастамянц, опубликовавший редакцию Б «Судебника», к-рую он считал исходным авторским вариантом М. Г., а также Х. Торосян, издавший редакции А и Г «Судебника».

Киракос Гандзакеци был воспитанником мон-ря Нор-Гетик, получал знания у ученика М. Г. Вардапета Ванакана и большую часть жизни провел в этом мон-ре. Гандзакеци уверяет, что подробные сведения о М. Г. изложены также в «Истории» Вардапета Ванакана. М. Г. родился в Гандзаке, в христ. семье. Сведения о родителях М. Г. не сохранились. В арменоведении встречаются разные версии относительно места рождения М. Г. В детстве он поступил на обучение в монастырь и вскоре, вероятно уже в 14 лет, принял монашество. Монашеский постриг обязывал М. Г. носить бороду, но из-за того, что у него борода выросла поздно, он получил прозвище «Гош» (редкобородый). Уже в молодости М. Г. прославился благодаря своим добродетелям и мудрости.

После неск. лет священнического служения М. Г. решил углубить свои знания в толковании Свящ. Писания и народных преданий (басен). Он встретился с известным странствующим вардапетом Ованнесом Тавушеци и долгие годы обучался у него, после чего сам получил степень вардапета. После смерти Тавушеци М. Г. отправился в Киликийскую Армению, где, скрывая свое звание вардапета, приступил к обучению в монастыре Сев-Лер. Спустя некоторое время он повторно получил степень вардапета и вернулся в Гандзак.

В ущелье Тандзута М. Г. начал строительство нового мон-ря Нор-Гетик, принимал участие в его возведении вместе с монахами. Средства на строительство М. Г. выделяли князья Иване и Закаре Закаряны, Курдский ишхан и его сыновья, а также Вахтанг Тагаворазн и его братья. Стремясь к пустынной жизни, М. Г. поселился неподалеку от нового мон-ря, построив для себя дом и деревянную ц. Св. Духа. В пожилом возрасте М. Г. рядом с монастырем построил еще одну церковь, Вознесения Христа, к-рая должна была послужить ему храмом-усыпальницей.

Центр образования и знаний в монастыре Нор-Гетик, возглавляемый М. Г., был высшим образовательным учреждением; его выпускники получали степень вардапетов. К М. Г. приходили ученики даже из отдаленных областей. Нек-рые вардапеты скрывали свою степень, чтобы иметь возможность учиться у М. Г. Мон-рь был многолюден; в составе братии находились самые знаменитые люди своей эпохи, о чем свидетельствуют настенные записи. Князья и вельможи делали пожертвования, внося т. о. вклад в развитие арм. христ. культуры.

Последние упоминания о жизни М. Г. связаны с его участием в собраниях. В 1205 г. он присутствовал на Соборе в Лоре, в 1207 г.- в Ани, в 1212 г.- в Нор-Гетике. Достигнув глубокой старости и предчувствуя скорую смерть, М. Г. созвал братию мон-ря и учеников и благословил их. Своего ученика Мартироса он назначил настоятелем вместо себя, написал завещание на имя кн. Иване Закаряна и передал ему попечение о мон-ре. М. Г. был похоронен у входа в ц. Вознесения Христа. От могилы М. Г. и в наст. время происходят исцеления.

Сочинения

М. Г. оставил после себя многожанровое литературное наследие. Среди его трудов - толкования на Свящ. Писание, учебные книги, богословские труды, жития и похвальные слова в честь святых, исторические сочинения, проповеди, молитвы, труды в сфере права. Наиболее полные сведения о трудах М. Г. содержатся в «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци.

Агиографические сочинения

1. Мученичество св. Хосрова Гандзакеци. 2. Мученичества святых Овсепа Двнеци и Овсепа Норашенци.

Юридические труды

Отрывок из «Судебника» Мхитара Гоша. 1184–1185 гг. (Матен. 1237. Л. 100–101)Отрывок из «Судебника» Мхитара Гоша. 1184–1185 гг. (Матен. 1237. Л. 100–101) «Судебник» был написан в 1184-1185 гг. в мон-ре Оромашен, сохранился в 3 редакциях. Это важнейшее из сочинений М. Г., 1-й арм. труд по судебному делу, является одним из величайших произведений армянской средневек. книжности. «Судебник» освещает ряд важных тем, среди которых вырубка деревьев, строительство церквей, взяточничество чиновников и др. «Судебник» получил широкое признание среди армян; особый акцент был сделан на идее национальной консолидации, основанной на внутренних ресурсах народа. «Судебником» пользовались армянские общины по всему миру: во Львове, в Трансильвании, Каменец-Подольском, Крыму, Астрахани, Моздоке, Кизляре, Нор-Нахичеване, Трансильвании, Судане и Индии.

Исторические сочинения

«Католикосы и события в Агванском мире, произошедшие в XII веке» - список Агванских католикосов и перечисление различных событий из истории Агванка, помещенные М. Г. в приложении к «Судебнику».

Экзегетические сочинения

«Краткое толкование пророчества Иеремии». «Толкование на Филона Александрийского» дошло до нас в неопубликованном сб. «Книга причин» Григора, сына Абаса.

Богословские послания

«Письмо к грузинам о православной вере» (упоминается Киракосом Гандзакеци). Послание является блестящим образцом апологетического и полемического богословия и ценным источником для изучения умонастроений эпохи. Сочинение также отражает взгляды М. Г. на вопросы сотрудничества между Армянской Церковью и правосл. миром. Он высказывается как сторонник религ. толерантности и взаимопонимания между христианами. «Письмо Армянскому католикосу Григору от вардапетов северной стороны Армении, Ахпата и Санаина» (М. Г. является соавтором этого сочинения). Это послание было использовано в «Соборном послании» католикоса Нерсеса IV Шнорали.

Поучения и басни

В XII-XIII вв. среди образцов армянской книжности произведения этого жанра получили большое распространение. Армянское самостоятельное баснописание появилось в XII в. благодаря М. Г. и Вардану Айгекци. Впервые басни были собраны и отредактированы М. Г. Сохранился составленный им сборник из 190 басен (впервые был опубл. в 1790 в Венеции).

Гомилии

В авторстве М. Г. известны сочинения «О человеческой природе Иисуса Христа», «Об исповедании грехов» и «О воскрешении Лазаря».

Молитвы

М. Г. содержатся в собраниях рукописей Матенадарана, Иерусалима, Венеции, Вены, Мюнхена, арм. мон-ря Бзуммар (Зммар, Ливан). Сборник его молитв был впервые опубликован в 1717 г. в К-поле.

Приписываемые М. Г. сочинения

Рукопись монастыря Бзуммар (№ 299) содержит стихи, которые мн. исследователи ранее ошибочно приписывали М. Г., однако в наст. время они считаются подражанием ему. Нек-рые из сочинений Мхитара Айриванеци также в рукописной традиции приписывалась М. Г. Ему же приписывался трактат «О Рождестве Христовом» свт. Григория Богослова.

Утраченные сочинения

1. Причитание: «Скорбь о природе Адама» - об этом сочинении упоминает Киракос Гандзакеци. 2. Завещание, написанное М. Г. накануне смерти и также упоминаемое Гандзакеци.

Соч.: Басни и назидательные стихотворения. Венеция, 1790 (на арм. яз.); Басни Мхитара Гоша. Венеция, 1842 (на арм. яз.); Армянский судебник Мхитара Гоша / C юрид. исслед. и примеч. архим. Вагана Бастамянца. Вагаршапат, 1880 (на арм. яз.) (рус. пер.: Армянский Судебник Мхитара Гоша / Пер. с древнеарм.: A. A. Паповян, вступ. ст.: Б. М. Арутюнян. Ер., 1954); Марр Н. Сборники притч Вардана. СПб., 1894. Ч. 1; Тер-Мкртчян Г. Свидетельства святого Хосрова великого и славленного, названного новым мучеником, который проповедовал в стране Агуанк в столице Гандзак // Арарат. 1896. Дек. C. 590-594; 1897. Янв. С. 37-41 (на арм. яз.); Послание Мхитара Архимандрита, названного Гошем / Изд. К. Тер-Мкртчяна // Арарат. Ер., 1900. Год. 34. Окт. С. 497-504; Нояб. С. 562-568 (на арм. яз.); Душеполезные наставления Мхитара Гоша / Изд. Г. Саргсяна. Венеция, 1933 (Мудрости армянские; 23) (на арм. яз.); Басни / Под ред. Э. Пивазяна. Ер., 1951 (на арм. яз.); Басни средневек. Армении / Пер. с древнеарм. и предисл. И. А. Орбели. М.; Л., 1956; Албанская хроника / Пер., предисл. и коммент. З. М. Буниятова. Баку, 1960; Судебная книга / Под ред. Х. Торосяна. Ер., 1975 (на арм. яз.); Послание к грузинам о праведной вере / Изд. П. Мурадяна // Гандзасар. Ер., 1996. Кн. 6. С. 340-402 (на арм. яз.); Новые арм. мученики (1155-1843) / Под ред. Г. Манандяна, Г. Ачаряна; пер., предисл. и примеч. К. Тер-Давтян. Ер., 1998; The Law Сode of Mxitar Gos / Ed. R. W. Thomson. Amst.; Atlanta, 2000; Летописцы армянские. Ер., 2014. Т. 20. Кн. 2: Мхитар Гош (на арм. яз.); Бозоян А. Толкование пророчества Иеремии Мхитара Гоша // Там же. С. 109-431 (на арм. яз.).
Ист.: Киракос Гандзакеци. История Армении / Под ред. К. Мелик-Оганджаняна. Ер., 1961 (на арм. яз.); Вардан Бардзрбердци. Всеобщая история. М., 1861 (на арм. яз.).
Лит.: Арцруни С. М. Историко-догматическое значениe «Судебника» Мхитара Гоша. Тифлис, 1890; Тигранян С. «Судебная книга» Мхитара и «Книга канонов» // ИзвКавИАИ. 1925. Т. 3. С. 61-72; Сукиасян А. Г. Мхитар Гош и «Армянский судебник». Ер., 1965 (на арм. яз.); Армяно-груз. догматические споры в XI-XIII веках и «Послание к грузинам» Мхитара Гоша / Под ред. П. Мурадяна. Эчмиадзин, 2011 (на арм. яз.); Зурначян А. С. Судебник Мхитара Гоша как источник арм. права // Genesis: Исторические исслед. 2015. Т. 2. С. 25-49.
Н. Мирзоян
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель
  • ВАРДАН ВЕЛИКИЙ (ок. 1198 - 1271), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель
  • ВРТАНЕС КЕРТОГ (кон. VI - нач. VII в.), арм. летописец, богослов, полемист, видный деятель Армянской Церкви
  • ДАВИД КОБАЙРЕЦИ (1150? - 1220?), арм. вардапет, богослов, философ, педагог, толкователь
  • ЕСАИ НИЧЕЦИ [Ничский; Нчеци] (ок. 1255 - ок. 1338), арм. ученый, педагог, грамматик
  • КИРАКОС ЕРЗНКАЦИ (70-е гг. XIII в. - 1356), арм. вардапет, богослов, философ, экзегет, поэт, педагог (рабунапет)
  • ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель
  • АДСОН (910 или 915–992), западноевроп. средневек. педагог и писатель
  • АКАЛА КРЭСТОС († 1707), эфиоп. монофизит. богослов, сторонник и выразитель доктрины "помазания"
  • АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения
  • АНАНИЯ НАРЕКАЦИ († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов
  • АНАНИЯ ШИРАКАЦИ (610-е – 685), армянский математик, космограф, писатель
  • АПОСТОЛИС (XV в.), учитель, писатель, переписчик греческих рукописей
  • БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.)